Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Работа №189625

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования доходов населения 6
1.1 Экономической сущности и классификация доходов населения 6
1.2 Прожиточный минимум и минимальная заработная плата в России 11
2 Государственная политика доходов населения 19
2.1 Анализ существующей политики доходов населения 19
2.2 Анализ уровня дифференциации доходов населения Российской Федерации 30
3 Основные направления совершенствования политики доходов населения 40
3.1 Недостатки в реализации политики государственного регулирования доходов
населения 40
3.2 Совершенствование механизма государственного регулирования доходов
населения 49
Заключение 54
Список использованной литературы 57


Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества. Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает, прежде всего, государственная политика доходов
Государственная политика доходов населения в России осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет.
Проблема неравномерности распределения доходов занимает важное место в экономических исследованиях, причем как сама по себе, так и в контексте ее связи с другими макроэкономическими процессами. Наибольший интерес у исследователей вызывает изучение связи неравенства доходов с экономическим развитием страны.
На современном этапе развития экономики России проблемы неравенства доходов населения и факторы, определяющие динамику уровня доходов становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.
Практика регулирования доходов включает: государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие; индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.
В последнее десятилетие все очевиднее становится, что экономический рост и социальный прогресс не однозначно связаны между собой. Результаты экономического роста, усилий всего общества распределяются между его членами не справедливо: в 3
обществе растет расслоение на бедных и богатых, имеющих доступ к качественному образованию и здравоохранению и не имеющих. Финансово-экономический кризис усугубил поляризацию общества особенно в трансформационных экономиках, что существенно снижает характеристики качества жизни. Несправедливое неравенство требует от ученых и практиков поиска новых механизмов справедливого перераспределения эффекта экономического роста в соответствии с новой целью общественного развития - повышением качества жизни населения.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью усиления эффективности государственной политики доходов, целью которой является рост доходов населения на основе обеспечения занятости, защищенности от колебаний экономической конъюнктуры и помощи социально уязвимым слоям населения. Происходящие изменения в области формирования и распределения доходов россиян в условиях федеративного устройства государства, постоянная модификация системы межбюджетных отношений делают актуальным и необходимым исследование проблемы государственного регулирования доходов населения на уровне региона.
Цель исследования - проанализировать экономические условия формирования и реализации государственной политики доходов населения Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) Изучить экономическую сущность и классификацию доходов населения.
2) Дать понятие прожиточному минимуму и минимальной заработной платы в России.
3) Проанализировать политику доходов населения в России на современном этапе.
4) Провести анализ уровня дифференциации доходов населения Российской Федерации.
5) Выделить недостатки в реализации политики государственного регулирования доходов населения.
6) Рассмотреть методы совершенствования механизма государственного
регулирования доходов населения.
Объектом исследования является государственная политика доходов населения Российской Федерации.
Предмет исследования - совокупность экономических отношений и механизмов реализации государственной политики доходов населения Российской Федерации.
В процессе исследования были использованы периодические издания, монографии, статистические справочники и диссертационные исследования уровня доходов населения, структуры и динамики уровня доходов, а также данные о неравенстве распределения доходов населения России. В ходе исследования были использованы официальные документы и статистика Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, периодические издания. В исследовании использовались работы таких авторов, как: Васильева Е.А.,Дубынина А.В., Изгияева М.Д., Литвинцева Г.П., Мозгачев М.И., Непомнящая Н.В., Рассадина М.К., Романов А.Н., Самойлов В.В., Смагулова Ш.А., Филиппова И.А., Шумкова Е.В. и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, статистический, логический, сравнительного правоведения, диалектический, метод единства теории и практики и социологического исследования.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя все вышесказанное, на основании проведенного исследования, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Под доходами населения обычно понимают денежные средства или материальные ценности, которые были получены индивидами в течение определенного периода времени. Доходы населения представляют собой средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства. Непосредственная роль в жизнедеятельности населения определяется тем, что структура и уровень потребления напрямую зависит от размера доходов, которые, как правило, подразделяют на четыре группы в зависимости от источника поступления: 1) доход, полученный в виде оплаты за труд (заработной платы); 2) доход, полученный от использования других факторов производства (от владения капиталом - процент, дивиденд; от владения землей, предпринимательский доход, рента; и прочее); 3) группа так называемых трансфертных платежей: стипендия, пенсия по возрасту, инвалидности, пособия на детей, пособие по безработице, дополнительные пособия (помимо заработной платы, премии) и т.д.; 4) доходы, полученные от деятельности в неформальном экономическом секторе. Доходы подразделяются на номинальные, располагаемые и реальные (представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов, с учетом изменения розничных цен и тарифов и пр.).
2. Прожиточный минимум - это стоимость минимально необходимого человеку для поддержания жизнедеятельности набора благ и жизненных средств. Сюда входят необходимые сборы и платежи, а также стоимостная оценка потребительской корзины. Минимальная заработная плата - это государственный гарант получения работником определенной суммы, а также регулятор размера таких выплат, как пенсии, стипендии, пособия. Законодательно определено, что минимальный размер оплаты труда должен быть равен прожиточному минимуму, приравненному к стоимости потребительской корзины. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
3. На сегодняшний день, государство реализует различные меры по эффективной реализации политики доходов населения, однако высоких результатов еще не достигнуто, несмотря на имеющиеся у страны потенциалы. Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы
образования доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения. Государственное регулирование доходов населения и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем
дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода
переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.
4. Дифференциация доходов - важный показатель социально-экономического развития страны. Дифференциации доходов до конкретного уровня считается позитивным условием экономического роста, так как содействует увеличению накоплений определенного числа граждан, которые способны инвестировать деньги в развитие экономики. Также дифференциация доходов может выполнять роль финансового стимулятора, создавая материальную заинтересованность работников в увеличении своей производительности труда, повышении уровня квалификации, развитии себя как личности. Но высокий уровень дифференциации доходов населения связан с социально-экономическим неравенством населения. Если государство не хочет столкнуться с негативными последствиями сильного расслоения общества из-за дифференциации доходов населения, то его задачей является решение проблем, связанных низким уровнем жизни, ростом безработицы, низкой заработной платой. Анализ уровня дифференциации доходов населения Российской Федерации показал, что дифференциация доходов в Российской Федерации чрезвычайно высока, по сравнению с экономически развитыми странами, и государство должно быть ориентировано на сглаживание этих различий в целях обеспечения сбалансированного устойчивого развития экономики страны.
5. На современном этапе развития России в реализации государственной политики регулирования доходов населения можно выделить две важные проблемы: несоответствие размера минимальной оплаты труда и величины прожиточного минимума; социальное неравенство и дифференциация населения по уровню дохода. Для решения обозначенных проблем, государственная политика доходов должна выражаться в установлении гарантированного минимума (или ставки) заработной платы; регулировании в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции; защите денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации. Механизм государственного регулирования доходов населения должен строиться с учетом следующих принципов: стимулирование трудовой деятельности экономически активного населения; обеспечение гибкой системы регулирования за счет использования разнообразного инструментария, элементы которого избирательно и целенаправленно воздействуют на каждый вид дохода; регулирование денежных доходов населения должно стать для государства целью его хозяйственной деятельности.
6. Основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в
обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята
всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г. : (с учетом поправок от 21 июля 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.12.2017).
3. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] : принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.12.2017).
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс] : принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.12.2017).
5. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
6. О прожиточном минимуме в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
7. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
8. О минимальном размере оплаты труда [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
9. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
10. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г. [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 19.09.2017 г. № 1119 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
11. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
12. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
13. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) [Электронный ресурс] : утв. Правительством РФ 14.05.2015 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
14. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] : Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.11.2017).
15. Айбазова М.М. Дифференциация доходов населения в современной России / М.М. Айбазова, Э.З. Мисходжева // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. - 2017. - №9. - С. 169-173...62



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ