Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиционные практики примирения в этнических сообществах и их возрождение в современных условиях

Работа №189599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Восприятие конфликта и традиционные практики примирения в этнических сообществах 10
1.1 Общинные практики разрешения конфликтов у русского народа 10
1.2 Традиции и ритуалы примирения в различных этнических и религиозных
сообществах 19
2 Сохранение и возрождение традиций примирения в современной России 40
2.1 Сельские сходы в современной практике разрешения конфликтов в сельской
местности 40
2.2 Круги примирения как современная технология разрешения конфликтов в
сообществах 45
2.3 Разрешение сложных и конфликтных ситуаций в республиках Дагестан и Ингушетия 55
Заключение 71
Список использованной литературы и источников 76
Том 2.
Приложение А Программа исследования
Приложение Б Гайд интервью
Приложение В Список информантов
Приложение Г Интервью №1
Приложение Д Интервью №2
Приложение Ж Интервью №3
Приложение З Интервью №4
Приложение И Интервью №5
Приложение К Интервью №6
Приложение Л Интервью №7
Приложение М Интервью №8
Приложение Н Интервью №9
Приложение О Интервью №10
Приложение П Интервью №11
Приложение Р Интервью №12
Приложение С Интервью №13
Приложение Т Интервью №14
Приложение У Интервью №15


Проблема традиций примирения и разрешения конфликтов в разных сообществах, в том числе этнических, в современном обществе является актуальной. Так как многие процессы в обществе сегодня усложняются, общественная жизнь становится многограннее и серьезнее, поэтому неизбежно появляются новые и новые конфликты. Вопрос разрешения этих конфликтов очень важен, потому что последствия неразрешенных конфликтов бывают разрушительными.
Исследователи ведут поиск разных методов и способов разрешения конфликтов. В настоящее время появляются структуры и службы, помогающие в разрешении конфликтов: центры медиации, территориальные службы примирения, школьные службы примирения, арбитраж и так далее.
В то же время, необходимо отметить, что в социальной работе сейчас ведется поиск дополнительных ресурсов для оказания поддержки населению, ведется поиск внутренних сил гражданского общества для организации помощи нуждающимся гражданам, что обуславливает актуальность неформальных ресурсов и инструментов социальной работы. Ставка делается на добровольчество, общественные организации, ассоциации, профсоюзы, социальную ответственность бизнеса. Особую роль играют ресурсы местного сообщества в поддержке своих членов и соответственно все более популярными и востребованными в социальной работе становятся методы активизации местного сообщества. Привлечение и использование ресурсов родственников, соседей, коллектива, членов сообщества по интересам в разрешение проблемы клиента. Именно поэтому в современной социологии и социальной антропологии необходимы исследования традиционных практик самоподдержки и помощи в сообществах. Традиционные практики примирения и разрешения конфликтов, традиции сложно найти в литературе. Традиции исчезают, хранители традиций умирают, некоторые представители национальностей, особенно вдали от дома, теряют свою национальную идентичность. Таким образом, проблема различных традиционных практик разрешения конфликтов и криминальных ситуаций является важной и актуальной. Также стоит отметить, что данная тема актуальна в связи с важностью сохранения традиционной культуры различных этносов.
Объект исследования: практики самоподдержки и саморегуляции в местных сообществах.
Предмет: этнические традиции и ритуалы примирения.
Проблема исследования: какие существуют традиции примирения и разрешения конфликтов в разных этнических и религиозных сообществах и как происходит их возрождение в современном обществе?
Цель работы: выявить и изучить традиционные практики примирения и разрешения конфликтов в различных этнических сообществах, проанализировать их проявления и возможности возрождения в современном обществе.
Задачи:
1. определить отношение к конфликтам, причинению вреда и примирению представителей разных народов, населяющих Россию;
2. изучить традиционные практики примирения и решения конфликтов в разных этнических и религиозных сообществах, выявить связь между религией и традициями примирения;
3. проследить проявления различных этнических традиций примирения в современной жизни местных сообществ и изучить опыт по их возрождению;
4. проанализировать традиции разрешения конфликтов в русских сельских сообществах и выявить их черты в современном укладе жизни на селе.
Поставленные задачи были достигнуты благодаря использованию нескольких методов. Первым методом глубинные интервью с представителями этнических и религиозных организаций, а также с экспертами и практиками в области примирения, реализующими идею возрождения традиций в местных сообществах. Было проведено интервью с представителями селькупского, татарского, ингушского, узбекского, армянского народа и интервью с представителями религиозных культов. Кроме этого были проведены интервью с экспертами и специалистами, реализующими практики медиации, семейных конференций и Кругов примирения в местных в сообществах из Новосибирской, Липецкой и Самарской областей, Пермского края и реализующими идею возрождения традиций в местных сообществах. В исследовании приняли участие 20 информантов.
Следующим методом является анализ аудио- и видео материалов межрегионального научно-теоретического семинара. Значение анализа семинара заключается в том, что в нем отражены исторические, правовые, этнографические, культурологические, психологические и иные аспекты образа жизни и мировосприятия различных народов и культур и их влияние на доминирующие способы урегулирования конфликтов и ответа на криминальные ситуации.
Интернет-источники помогают отследить актуальные новости в сфере распространения технология разрешения конфликтов, информацию об использовании традиционных форм примирения, а также изучить различные статистические данные.
Большое внимание уделялось анализу источников и литературы. Первую группу источников составляют монографии и учебная литература. В них описаны технологии восстановительного подхода и их исторические корни. В данной группе отражены эффекты от проведенных программ и значимость использования их в современных условиях.
Следующей группой является материалы периодической печати, которые позволяют узнать об отдельных традициях примирения, культурных особенностях того или иного народа и зависимости социального поведения от культуры. Изучением традиционных практик разрешения конфликтов занимались такие авторы, как Макка Султан-Гиреевна Албогачиева, Ирина Леонидовна Бабич, Залпа Хож-Ахмедовна Берсанова, Хайбула Гамзатович Магомедсалихов, Максим Александрович Кудрявцев и другие. Макка Султан-Гиреевна Албогачиева изучила и описала историю и современное положение примирительных комиссий в Ингушетии. Максим Кудрявцев описал традиционные формы примирения русского народа на примере общинного
4
самоуправления .
Подводя итог анализу материалов, необходимо отметить, что существуют пробелы в изучении традиционных практик разрешения конфликтов и примирения. Небольшое количество научных статей и материалов по данной тематике можно найти в общем доступе. В научных статьях недостаточно описаны традиции, их влияние и роль в разных видах конфликтах, недостаточно описаны конкретные ритуалы. А также отсутствуют материалы о действии данных традиций в современном мире.
Новизна исследования заключается в том, что впервые осуществлено комплексное изучение вопроса традиционных практик примирения и разрешения конфликтов в различных этнических и религиозны сообществах. Рассмотрены культурные и религиозные особенности традиционных практик, их социально значимые эффекты, а также общие черты традиций примирения и разрешения конфликтов разных народов. Проведён анализ существующих традиций примирения в сообществе этнофоров и возрождения традиций примирения в современном обществе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, были изучены традиции примирения некоторых этнических и религиозных сообществ. У северного народа, проживающего в Томской области, селькупов самым важным и ценным считается род и семья. Селькупы хорошо знают и ценят значение своей родовой территории в жизни рода. Нарушение границ территории рода строго наказывалось. Нарушивший закон должен был платить пострадавшему роду штраф. Кроме того, у него отнималась добыча: если нарушитель был пойман на реке - рыба, в лесу - пушнина. Штраф назначали на собрании - «таккарма» рода. На собрании рода люди также рассматривали споры о нарушении границ родовых угодий членами семей других родов, имеющих одну родовую территорию. Взаимоотношения в семье и в обществе у селькупов традиционные и крайне уважительные. Родственники всегда общаются между собой и не забывают друг друга, каждый из представителей этой народности может насчитать десятки близких и дальних родственников, поддерживать с которыми отношения считается обязательным. Если ребенок потерял родителей, его отдадут тетушкам или другим родственникам, но не чужому человеку. Говорить или желать что-либо плохое родственникам или соседям у селькупов запрещено. Образ жизни научил селькупов друг другу помогать. В наши дни бытовые конфликты селькупы пытаются разрешить внутри рода и сообщества, а уже если вопросы, связанные с общественным строем, с природными ресурсами, с управление территории, то их пытаются разрешить через обращение в официальные органы. Между собой селькупы могут, договариваются о компенсации за ущерб. Так как у селькупов конфликт и память о нем может передаваться из поколения в поколение, поэтому они пытаются быть менее конфликтными, вести себя в соответствие с законами или иначе.
Особенность национальных традиций некоторых народов, заключается в том, что они неизбежно связанны с религиозной философией. В ходе исследования выяснилось, что у некоторых народов невозможно определить природу традиций примирения: имеет ли она историко-национальные корни или религиозные. Религиозные заповеди и традиции наложили отпечаток на национальные традиции примирения и разрешения конфликтов.
Вера в Аллаха является основным инструментом разрешения конфликтов и примирения. Представители татар опираются на священные книги, точнее на то, что сказано в них, например, что нельзя злиться больше трех дней и после этого срока нужно простить и отпустить обиду, прощение ради Аллаха, помощь ближнему человеку в разрешение конфликта.
Примирение в исламе является очень важной ценностью, ради которой могут нарушаться некоторые запреты, важные с точки зрения ислама, например, обман ради примирения. Это говорит о значимости мира в сообществе. У всех мусульманских народов приветствие звучит со слов Ас-саляму алейкум, что означает «мир Вам». В православной же религии акценты смещены не столько на примирение двоих, сколько на изменение себя. То есть прежде чем произойдет примирение, человек должен подумать о своем поведение и отношение к ситуации, что он готов сделать и что изменить.
Несколько различается позиция представителей религиозных сообществ по отношению к вмешательству в конфликт. Так в исламе за участие постороннего человека в примирении людей полагается даже награда от Всевышнего - Саваб. А православные осторожно относятся к вмешательству в конфликт, и даже священник не берет на себя ответственность за советы и принятие решения, но в тоже время, есть способы участия священника в решение конфликта, например, духовные беседы, а также общеценностные советы после исповеди. Мулла же более активно участвует в разрешение конфликтов прихожан.
Необходимость традиций и ритуалов, которые бы регулировали конфликтные ситуации и восстанавливали мир у ингушей, объясняется тем, что у народов Северного Кавказа с древних времен существует такие традиции как, кровная месть похищение невесты, многоженство, которые усиливают вероятность конфликта.
Поэтому у них существует традиция собирать Совет Тейпов, в который входят старшие представители тейпа, а в случае межтейповых конфликтов собирается совместный совет. Такой механизм до сих пор применяется в современной Ингушетии. Решение совета Тейпов никогда не обсуждает и беспрекословно выполняется. Кроме этого совет Тейпов участвует в решение политических и социальных проблем.
У узбеков принято сначала самостоятельное разрешение конфликта, то есть стороны должны максимально приложить усилие, чтобы примириться. Если им не удалось, то собирается совет старших, которые за дастарханом (гостиприемый стол) и пловом. Мнение старшего человека воспринимается молодым поколением как закон. Если совет старших не может принять решение, разрешить ситуацию, то семья может обратиться в совет аксакалов или к старшему аксакалу. Совет поселения может заниматься сложные делами, которые уже переданы в суд. Традиционным органом в Узбегистане, функции которого, заключается в разрешение конфликтов и примирение сторон, является Махалля. В селах и деревнях тоже существуют свои Махалля. Так как старшие люди почитаемы и уважаемые в Узбекистане, то Совет Махалля формируется их старших, опытных и мудрых людей. Члены Совета - это аксакалы. Если это небольшой 72
поселок, то вместо Совета Махалля, может быть Старший аксакал. В совет или к аксакалу может обратиться любой человек. Решение Махалля должно быть нейтральным, аксакалы не должны занимать ту или иную сторону. Современные Махалля разрешают конфликты между мужем и женой, между соседями, между родственниками.
Интересным являются формы поддержки и способы разрешения конфликтных и сложных ситуаций в многонациональных семьях. И в регионе, в котором есть разный этнический состав: русские, татары, азербайджанцы, чеченцы, лезгины, башкиры «были выработаны традиционные нормы совместного проживания, которые стараются придерживать в разрешении конфликтной ситуации. В данных семья принято до последнего пытаться разрешить проблему или конфликт самостоятельно. В сложных и затяжных случаях уже могут обраться к более взрослым в семье. Реже семья обращается к мулле, но такие случаи есть. Старшие в семье сами могут выступать инициаторами разрешения конфликта, могут взять на себя роль примирителей, если они видят, что у родственников есть какие проблемы в отношения с другими. Они выясняют всю ситуацию, обговаривают это с родителями другой стороны и принимают объективное и справедливое решение. Младшие обязаны исполнять это решения, ведь слово отца - закон. Часто само примирение состоится на семейном празднике. Или же для разрешения конфликта старшие родственники или конфликтующие стороны сами организуют встречу в одном из домой конфликтующих сторон и за совместным столом обсуждают ситуацию и оглашают решение. Это демонстрирует коллективную ответственность и ценность родственных отношений в многонациональных, больших семьях. Еще одним подтверждением этого является поддержка родственников в сложной ситуации.
Традиции примирения в армянских семьях похожие в ритуалах с многонациональными семьями. В случаях конфликта армяне могут обращаться к своим родственникам, которые будут выступать в роли посредников в конфликте. Или же могут сами брать на себя эту роль, когда наблюдают конфликтную ситуацию между младшими в семьях. Как правило, такую роль берут на себя старшие в семье, родители, главы семейств. В армянских семьях слово отца авторитетно.
Форма примирения называется семейным советом. На нем разбирают не только конфликтные ситуации, а также сложные и трудные семейные ситуации, где необходимо оказать помощь свои родственникам. В случаях семейного конфликта между мужем и женой никто не имеет право прямо участвовать в разрешении конфликтов, даже старшие родственники. Они могут давать только советы и наставления. Также важной особенностью армян одновременно вспыльчивость, мягкость поведения в конфликте и
отходчивость. В случаях конфликтов, в отличие от мусульманских народов, они стараются разрешить все внутри семьи, не прибегая к помощи христианского священника.
Одним из самых главных подтверждений существования традиционных практик разрешения конфликтов и примирения, основанных на законах ислама и национальных особенностей народов Кавказка и их возрождение является деятельность отдела примирения Муфтията Республики Дагестан г.Махачкалы, Примирительных комиссий и Совета Тейпов в республики Ингушетии.
Целью деятельности отдела примирения при Муфтияти Республики Дагестан является разрешение конфликтных ситуаций и примирение спорящих сторон. Самыми популярными вопросами, которые разрешает отдел, являются имущественные, долговые и земельные вопросы. Много обращений связанных с темой куплю-продажи. Кроме этого, в отдел обращаются в случаях семейных ссор, в случаях убийства и похищения людей. По статистическим данным отдела примирения с 16.01.2017 было разрешено 459 конфликтных ситуаций.
Основной задачей Примирительной комиссии и Совет Тейпов в республики Ингушетия - общественных и народных органов является разрешение конфликтных ситуаций, примирение сторон и главное недопущение кровной мести и как следствие сохранение жизни. Два раза в месяц со всей республики собирается Примирительная комиссия и обсуждаю текущие дела и что удалось сделать за прошедшие две недели. В 2018 году при активной работе членов примирительной комиссии прекратили вражду более 80 семей, участвовавших в различных конфликтах, 6 из них связаны с кровной местью, 28 - с бытовой ссорой.
Важной особенностью деятельности эти органов является сочетание следующих черт: религиозность; опора на мнение старших, уважаемых и образованных людей; объективность; коллективная ответственность.
Также было уделено внимание традициям разрешения конфликтов у русского народа, которые воплотились в проведение сельских сходах.
Сход был инструментом разрешения конфликта и снятия социального напряжения. У схода были свои особенности: вел сход староста, участвовали только мужчины и вдовы. Староста не принимает единоличных решений, а всегда опирался на мнение схода. Сход никогда не голосовал.
Традиционные черты сельских сходов сохранились, несмотря на то, что институционально они имеют другую форму, а именно публичные слушания и собрание граждан. Важной замечанием является то, что эти формальные институты имеют черты традиционных сельских сходов 19 века: представительство каждого двора: один человек 74
от домовладения; приветствие друг друга; расположение людей в виде круга, (хотя возможны перемещения внутри круга), отсутствие голосования, решение проблем криком, мирные и шуточные высказывания людей, присутствие детей, животных, очень позитивное отношение к главе, уважение мнения большинства или уважаемого человека, если даже его мнение в меньшинстве.
Кроме этого, еще важным моментов при выделении общего между традиционными практиками примирения и современными практиками примирения является то, что правила и законы общения на сельском сходе - решение спорных вопросов «всем миром», опора на мнение более авторитетных членов сообщества, предоставление всем возможности высказать свое мнение и быть услышанным и другие. Эти правила реализуются в способе разрешения конфликтов, примирения в сельской местности это кругах сообщества. Интересный опыт проведения Кругов сообщества для разрешения конфликтов и сложных жизненных ситуаций в сельских местных сообществах существует в Липецкой области.
Круг сообщества имеет свою структуру и порядок действия. Сама встреча круг имеет 5 фаз, каждая из которой прямо или косвенно касается проблемной ситуации сообщества и дальнейшее ее решение.
Такая восстановительная программа может проводиться с разными целями: круги принятия решения, круги поддержки и исцеления (когда не требуется решение) и пр. Необходимо отменить, что данная технология разрешения конфликтов начала свое развитие в России. Ее используют для разрешения конфликтных ситуаций не только в сельской местности, но и в детских, подростковых, родительских и педагогических коллективах.
Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что в современном мире существуют традиционные практики разрешения конфликтов и примирения, которые являются неотъемлемой частью этнических и религиозных сообществ, что и играют огромную роль в формировании понимания феномена конфликта и типа поведения в конфликтной ситуации.
Таким образом, были подтверждены гипотезы о том, что у народов северного Кавказа существуют устойчивые традиции примирения, передаваемые из поколения в поколение; гипотеза о том, что большую роль в традициях примирения играет религия; гипотеза о том, что в современных институциональных практиках отчетливо проявляются традиционные модели обсуждения сложных ситуаций.



1. Албогачиева М. Примирительная комиссия в Ингушетии: история и современность / Албогачиева М // Вестник восстановительной юстиции. 2011. - №8. - С.40-49.
2. Атлас «Исламское сообщество Российской Федерации». Абсалямов Ю.М., Баимов А.Г., Гусева Ю.Н., Надыршин Т.М., Силантьев Р.А., Старостин А.Н., Тузбеков А.И., Юнусова А.Б. / картографы Асафайло О.Г., Бондарева Н.Ю., Пальшин И.Г., Пронин К.В., Рыжкова С.Ю. // Ред. Силантьев Р.А. М.: ИНКОТЭК, 2018. 389.с.
3. Афанасьев Е. Традиции урегулирования конфликтов в цыганском праве / / Вестник Восстановительной юстиции (Практика примирения: история и современность). - 2012. - №9. - С.34-59.
4. Безгин В. Б. Традиции крестьянского быта конца XIX начала XX веков (пища, жилище, одежда) [Электронный ресурс] / Безгин В.Б // Вестник ТГТУ. 2005. №4. - Электрон. данные.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-krestyanskogo-byta-kontsa- xix-nachala-xx-vekov-pischa-zhilische-odezhda (дата обращения: 17.04.2018).
5. Безгин В.Б. Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX - начала XX века / Безгин В.Б // Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». С. 97.
6. Безгин В.Б. Сельское общественное управление и его представители в оценке русских крестьян (вторая половина XIX - начало ХХ века) [Электронный ресурс] / Безгин В.Б. // Электронные журналы. Издательство NOTEBENE. URL: http://e- notabene.ru/lr/article 514.html (дата обращения: 12.04.2018).
7. Бондин Д.А. Работа медиатора с конфликтной ситуацией между деревнями, повлекшей смерть человека // ВЕСТНИК ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ 20 лет восстановительному правосудию в России.2017. № 14.С. 105-110.
8. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. - 152 с.
9. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с
расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Электрон. данные. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/
perepis2010/croc/results2.html. (Дата обращения 23.04.2018).
10. Ерофеева Э. Вопросы индейского правосудия в Гватемале и Южной Мексике / Ерофеева Э // Вестник Восстановительной юстиции (Практика примирения: история и современность). 2012. - №9. - С.34-59.
11. Ефремова Н Институт примирения в истории российской юстиции (дореволюционный период) // Традиции примирения. Сборник материалов ежегодного семинара. М., 2013. С. 34-46.
12. Земцов Л. И. Крестьянский самосуд: правовые основы и деятельность
волостных судов в пореформенной России, (60-80-е годы XIX В.). - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. Ун-та, 2007. - 264 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. 2009. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/2009-02-014-zemtsov-l-i-krestyanskiy-samosud-pravovye- osnovy-i-deyatelnost-volostnyh-sudov-v-poreformennoy-rossii-60-80-e-gody-xix-v-voronezh (дата обращения: 19.04.2018).
13. Земцов Л. Примирение в крестьянской юстиции России 60-х - 90-х гг. XIX / Земцов Л. // Материалы ежегодного семинара 2010-2014 гг. (сборник). - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. С. 24.
14. Зер Хорвард Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер. с анг./Общ.ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. - 328 с
15. Казачий круг [Электронный ресурс] // КИАЦ Казацкий информационно-аналитический центр. - Электрон. данные. - URL:http://kazak-
center.ru/load/khronika_kazachestva/tradisii_kazachestva/kazachij_krug/13-1-0-530 (дата
обращения 21.04.2018)... 45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ