Введение 3
Глава 1 Политическое противостояние за северо-восточные территории Китая в начале 20 века 8
1.1 Политика Цинской империи в Маньчжурии, внешнеполитическое
влияние Российской империи, США, Британии и Японии 8
1.2 Русско-японское противостояние за Маньчжурию 14
1.3 Последствия Синьхайской революции на северо-восточные территории
Китая 21
Глава 2 Укрепление Японской империи и Советского союза на северо - востоке Китая 25
2.1 Совместная политика СССР и Японии на северо-восточных территориях
Китая и КВЖД 25
2.2 Политическая борьба на территории КВЖД в Маньчжурии 28
2.3 Милитаристы, партия Гоминьдан и Коммунистическая партия как третья
сторона в Маньчжурии 32
Глава 3 Нарастающее напряжение на территории Маньчжурии 37
3.1 Политическое обострение СССР с Японией и Китаем 37
3.2 Японское вторжение и образование Маньчжоу-Го 41
3.3 Предотвращение военного конфликта СССР и Японии в Маньчжурии ... 44
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50
В настоящее время тема международной обстановки в Маньчжурии с 1905 по 1937 год имеет большое научно-практическое значение для международной истории и политики. Научные изыскания по данной теме были начаты еще в прошлом веке не только в США, Японии, России (в последствии СССР), но и в самом Китае. Рассматривались вопросы о сумбурной смене политической и культурной основы ключевых государств, о переходе от империалистического противостояния в противостояние идеологическое, и о том, как это значительно изменило ситуацию в регионе.
Политическое взаимодействие многих государств, за всю историю человечества, претерпевало значительные качественные и количественные изменения. События начала двадцатого века, повлияли на весь мир, исключением не стал и Китай. Трансформация китайского государства из древнейшей империи в республику происходило под влиянием многих иностранных государств, в число которых входили такие страны как: Российская империя, а после революции 1917 г. и СССР, Британская империя, США, Японская империя, Германская империя, Франция.
В силу консервативного политического строя с правлением феодальных императорских династий, экономика, промышленность и другие важные сферы Цинской империи стали стагнировать и отставать как на азиатской политической арене, так и на международной. К началу 19 века закрытость внутреннего рынка Китая для иностранной торговли все больше не устраивало иностранные государства, теряющие потенциальную прибыль. Нарастающие противоречия переросли в опиумные войны, начавшие процесс полуколонизации империи, открытия китайского рынка для иностранных государств и разделения Китая на сферы иностранного влияния на основании неравных договор.
Процессы, которые начались в середине 19 века, все больше толкали китайское государство на изменения для сохранения своей независимости. Тем не менее, начатые реформы “самоусиления” не возымели желаемого успеха, сравнивая их с японской “реставрацией Мейдзи”. Модернизация промышленности, торговых и военных предприятий, изменение военной подготовки на европейский образец все больше ускоряло процесс колонизации, так как европейские государства предоставляли или продавали устаревшее вооружение, технику, станки, не давая Китаю возможность создать местное производство, во многом это вина императорской династии Цин и коррумпированных чиновников - «мандаринов». Политика “самоусиления” не имела официальный и централизованный характер, по большей части её проводили влиятельный и обеспеченные чиновники, управляющие регионами Китая.
Отсталая Китайская империя, полная внутренних и внешних противоречий стала основной целью в Азии для иностранных государств и их капиталов, и в тот же момент стала причиной напряжения между иностранными государствами, не желающих отказывается от важных сфер влияния в Азии. События конца 19 века и начала 20 века ознаменовали собой кардинальное изменения Китайского общества и государства. Многие исторические моменты начала 20 века в Китае до сих пор остаются дискуссионными, вызывая споры в научном сообществе. Завершала свое существование Китайская империя, а на ее месте основывался новый Китай. Не последнюю роль в этом процессе занимают события в Маньчжурии.
Многие исторические моменты начала 20 века в Китае до сих пор остаются дискуссионными, вызывая споры в научном сообществе. Сталкиваются мнения, как и отечественных исследователей, так и китайских. В совокупности именно это является одной из первопричин данного исследования.
В ходе исследования была использована различная литература, которую можно разделить по хронологическому принципу на несколько групп.
Первая группа относится к научным работам и статьям, написанным в начале 20 века, зачастую живыми свидетелями или участниками данных событий. В своей основе они рассматривают локальные процессы, которые включены в цепочку исторических событий. К таким работам относятся работы: “У стен недвижного Китая.”1 Янчевецкий Д. Г.,
Ко второй группе относятся работы современных исследователей. К таким работам относятся: “О характере и целях дальневосточной политики советского государства в 1920-1924 гг” Жигалова Б.С. или “Китайско- восточная железная дорога в период международного совместного управления в 1917-1922 гг” Вэйюнь М.. Данные статьи связаны с восстаниями, войнами, политическими конфликтами, переговорами и периодами напряжения. Исторический промежуток данных работ варьируется от 1 до 20 лет. Информационная польза данного вида литературы составляет ее сконцентрированность на определенном аспекте исторического, политико - экономического исследования. Зачастую они описывают хронологические предпосылки и последствия на то или иное политическое события.
Объект исследования - международная обстановка на территории Маньчжурии с 1905 по 1937 год. Предмет исследования - политика России (Российской империи и СССР), Японии, США и Китая на территории Маньчжурии.
Целью научного исследования является описание и анализ взаимоотношений СССР, Японии, Китая и США на северной территории Китая, основные цели их политической деятельности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать политическую деятельность иностранных государств и Китая в регионе Маньчжурии, ее предпосылки и основные действия
2. Описать историческую хронология событий, происходившую на территории Маньчжурии и КВЖД в начале 20 века с 1905 по 1937 год.
3. Проанализировать военные столкновения на Севере Китая
К источниковой базе исследования относятся официальные документы, протоколы и договора, заключенные между государствами. В качестве ключевых источников можно привести “Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке” под издательством Гримма Э.Д., “Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге.” в данных сборниках представлена обширная база источников для дальнейшего анализа и научно -исследовательской работы. Дополнительно были изучены личные мемуары Витте С.Ю., Янчевецкого Д. Г., Сунь Ятсена , Мао Цзедуна для более широкого понимая происходивших исторических процессов и событий, их актуализации для современного исследования.
Исследование было проведено с помощью методов анализа, синтеза, обобщения, и сравнения.
Метод анализа и синтеза позволил систематизировать и структурировать теоретические аспекты, исследования и подходы, связанные с темой работы. Был проведен анализ источниковой базы, а также существующих историко-политических исследований.
Метод обобщения помог объединить и систематизировать полученные данные из различных источников для выявления общих закономерностей. С помощью метода обобщения были объединены полученные результаты анализа источниковой базы и существующих подходов к научному исследованию.
Метод сравнения позволил рассмотреть разное мнение исследователей на ту или иную проблему, а также сопоставить подходы разных государств в одном и том же историческом событии, позволив увидеть сходства или различия в политических действиях.
Охарактеризовать политическую, экономическую ситуацию на территории Маньчжурии в начале 20 века можно по-разному. Основополагающей характеристикой будет считается ее географическая важность на стыке интересов России, США, Японии и Китая.
Маньчжурия и Китайская-восточная железная дорога были важными частями международной политики. Напряженные отношения наблюдались весь период начала 20 века. Начиная любыми локальными войнами или волнениями китайского народа, которые могли нанести вред интересам передовых держав в Китае, и заканчивая Японским вторжением в Маньчжурию, которое включено в предвоенный период Второй мировой войны.
Маньчжурия стала одной из основных целей для Японской империи. Условия для этого складывались еще в конце 19 века. А дальнейшее развитие Японии как одной из сильнейших держав в Азии лишь ускоряло процесс колониальных завоеваний, начатых с Тайваня и Корейского полуострова. Именно корейский полуостров послужил плацдармом для Японского вторжения, защита угнетенного корейского населения, японских активов и предприятий в Маньчжурии было лишь прикрытием империалистических амбиций свойственных многим государствам до и после первой мировой войны. Перспективы развития захваченной Маньчжурии и созданного марионеточного государства ставили под угрозу территории Дальнего востока, Монголии и Центрального Китая. Во многом, провалившийся план по захвату КВЖД и нарастающее противоречие между США и СССР в конечном итоге и приведут к росту китайских партизанских и подпольных организаций, вооруженной борьбе китайского народа за освобождение. Маньчжурская операция 1945 года окончательно поставит точку в военной экспансии Японии в Маньчжурии.
Для Российской империи Маньчжурия тоже была желаемым участком для экспансии на восток, плацдарм для продвижения в глубь Кореи. Планы об освоении и создании Желтороссии так и остались лишь колониальной амбицией, завершив свое существование вместе с Российской империей. Бывшие граждане российской империи и рабочие КВЖД стояли перед тяжелыми выборами в постреволюционные годы, выбирая между новой Россией и Китаем. Именно бежавшее белое движение и зародившееся советское движение на КВЖД привели к конфликтам с китайской стороной. Советский союз рассматривал Маньчжурия как важный внешнеэкономический механизм, и как способ идеологического влияния на Китай. В конечном итоге, советское присутствие в китайских научных кругах оценивается как положительное, во многом благодаря образовательному, культурному и промышленному развитию региона. Столкновение интересов Японии и СССР в Маньчжурии лишь ускорило процесс продажи железной дороги, и вынудило СССР покинуть данную территорию до конца второй мировой войны. В после военной время начав новый виток советско- китайских отношений.
Китай, большую часть времени провел, будучи в подчинении передовых держав, выполняя поставленные требования, не имея права самостоятельно принимать решения в Маньчжурии. Безусловно, первым в этом регионе считается Россия, затем Япония и от части США, хоть она и не стремилась к контролю самой территории, куда более ее волновала сама железная дорога как ключевое предприятие в регионе. После Синьхайской революции, в эру милитаристов и гражданских войн в Китае влияние иностранных государств, особенно СССР и Японии, которая усилила свою позицию во время первой мировой войны, продолжало быть на очень высоком уровне.
Внутренние политические конфликты лишь ослабляли Китай. Коммунистические и антияпонские движения на северо-востоке Китая противодействовали не только японской экспансии, но и европейских держав стараясь отстаивать интересы собственного государства, желая сделать его свободным и независимым от иностранного влияния.
Китайцы в Маньчжурии противодействовали продвижению Японских войск в глубь страны, в то время как правящие партии продолжали бороться за власть, усугубляя тяжёлое положение на КВЖД и Маньчжурии. Некоторые части национально-революционной армии сдавались, либо переходили на сторону японских оккупантов, другие же боролись и погибали. В конечном итоге, не смотря на идеологические и политические противоречия Гоминьдан и КПК смогли объединится против агрессивно настроенной Японии.
Экономическое и политическое развитие Маньчжурии, в совокупности с ее расположением и территориальными особенностями зависело от иностранного влияния. Постепенно ряд конфронтаций угасал, но тем не менее территория Маньчжурии стала как никогда близка к одной из самой тяжелой странице в истории Китая, а именно к Японско-китайской войне 1937-1945 года.
1. Витте, С. Ю. Воспоминания /С. Ю. Витте. —2-е изд. — Т. 1. — Л., 1924.
2. ВКП(б), Коминтерн и Национально-революционное движение в Китае. Документы. Т.П. 1926-1927. - М.: «Буклет», 1996. - С. 26-27.
3. Гримм Э. Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842—1925), М., 1927.
4. Ковьменко И.В. Адамова Е.А. Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. - Москва: Государственное издательство политической литературы, 1952. - с 324-328 с.
5. Мао Цзэдун. Сборник высказываний. М. : ОЛМА-Пресс, 2000.
6. Сборник документов академия наук СССР Институт китаеведения. Советско-китайские отношения 1917-1957. Москва: Издательство восточной литературы, 1959. 468 с.
7. Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге. Харбин: Издание Канцелярии Правления Общества Китайской Восточной железной дороги, 1922. 313 с.
8. Сунь Ятсен. Избранные произведения. Изд. 2, Москва: Наука, 1985. 315 с.
9. Сунь Ятсен:Три народных принципа и будущее Китая ^й^^Ж ФИШ^^//Сунь Ятсен Избранные произведения. — изд. 2-е, исправленное и дополненное. — М.: Наука, 1985.
10. Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая. — СПб., 1903.
11. Boxer Protocol, 1901 UCLA Asia Institute. 2012.
12. Miller, Hunter Treaties and Other International Acts of the United
States of America. - vol. 6 - Washington: ed. Washington: Government Printing
Office, 1942
Литература
13. Аблажей Н.Н. Вопрос о КВЖД в совестко-китайских отношениях (1917-1927 ГГ. ) // Вестник Новосибирского государственного университета. серия: история, филология, 2006. с. 57-61.
14. Н. Н. Аблажей КОНФЛИКТ 1929 г. НА КВЖД И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ // Вестник НГУ. - 2006. - С. 57-61.
15. Ананьева Н.П. Особенности дальневосточной политики США в начале XX века // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, 2012.
16. Артемьева О. КВЖД и Мукденское соглашение: новые материалы // Проблемы Дальнего Востока, №1, 2012. с. 124-145.
17. Аурилене Е.Е. Жалкая судьба. Отношение к эмигрантам в Маньчжоу-Го (1932—1945 гг.) // Россия и АТР, 1998.
18. Белоглазов Г.П. КВЖД - ОБЪЕКТ РОССИЙСКО (СОВЕТСКО) - КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РОССИЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ В 20-Е ГГ. ХХ В. (К 90-ЛЕТИЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И ПОДПИСАНИЯ «СОГЛАШЕНИЯ О ВРЕМЕННОМ УПРАВЛЕНИИ КВЖД 1924 Г. ») // Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2014. с. 63-70.
19. Виноградов А.В. РУССКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XX веке. Т. III. СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (сентябрь 1931 г. - сентябрь 1937 г.) // Новая и новейшая история, № 3, 2011. с. 238-240.
20. Волкова И.В. Участие советских специалистов в организации политико-воспитательной работы в вооруженных силах гоминьдана в 1924-1925 гг // История: факты и символы. - 2017
21. Вэйюнь М. Китайско-восточная железная дорога в период международного совместного управления в 1917-1922 гг// Историческая и социально-образовательная мысль, 2019. с. 54-65.
22. Гайкин В.А. «Ванпаошань» и японская агрессия в Маньчжурии 1931 г // Дискурс-Пи, 2016.
23. Гайкин В.А. «Экспорт революции» в Маньчжурию 1917 - 1925 гг // Видеонаука, 2017.
24. Гайкин В.А. Антияпонская борьба корейских партизан в Маньчжоу-го (начальный этап) // Россия и АТР, 2012.
25. Гайкин В.А. Ванпаошаньский инцидент и японская агрессия в Маньчжурии (1931 г. ) // Россия и АТР, 2011.
26. Гайкин В.А. МИНСЕНДАН - АНТИКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В МАНЬЧЖУРИИ 1932 Г. К 90-ЛЕТИЮ ЯПОНСКОЙ АГРЕССИИ В МАНЬЧЖУРИИ В 1931 Г // Свободная мысль, 2021.
27. Гладких А.А. Русский фашизм в Маньчжурии // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2008.
28. ДАЦЫШЕН В.Г. «КОНФЛИКТ НА КВЖД 1926 Г.» И «КОНФЛИКТ НА КВЖД 1929 Г.»: СРАВНИТЕЛЬНО -ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИКИ // Сравнительная политика, №4, 2018. с. 67-82.
29. ДАЦЫШЕН В.Г. КИТАЙЦЫ В РОССИИ И СОВЕТСКО- КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 1929 ГОДА НА КВЖД // ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ, №5, 2011. с. 51-62.
30. ДАЦЫШЕН В.Г. СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА НА КВЖД В ОЦЕНКАХ ЛЕВЫХ ПАРТИИ // Международные процессы, № 4, 2017. с. 59-76.
31. Досовицкая В.В. Япония и Маньчжурия японский взгляд на проблему развития Маньчжурии в начале ХХ. // Теория и практика общественного развития, 2013.
32. Досовицкая В.В. Япония и Маньчжурия: начало отношений // Власть, 2013.
33. Жигалов Б.С. О ХАРАКТЕРЕ И ЦЕЛЯХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1920 -1924 ГГ // Вестник Томского государственного университета. История, 2010. с . 135-148.
34. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ 1901 // Большая российская энциклопедия. Том 10. Москва, 2008, с. 189
35. КАПИЦА М.С. СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1917-1924 ГОДАХ // Вопросы истории, №3, Март 1954. с. 74-90.
36. Кейдун И. Б. Е.Я.А. Общая характеристика системы высших
государственных органов Маньчжоу-Го // Вестник Амурского
государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010.
37. Кротова М.В. ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОВЕТСКО- КИТАЙСКИХ КОНФЛИКТОВ НА КВЖД В 1920 -Е ГГ // Псковский военно-исторический вестник, 2016. с 158-165.
38. Кротова М.В. Советское присутствие на КВЖД в 1924-1935 гг. // Проблемы Дальнего Востока, №1, 2013. с 139-150.
39. Кротова М.В. СИТУАЦИЯ НА КВЖД ПОСЛЕ СОВЕТСКО- КИТАЙСКОГО КОНФЛИКТА // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014.
40. Кротова М.В. Уроки истории: особенности советско- китайского управления КВЖД в 1920-е годы // Сравнительная политика. - 2020
41. Кузьмин С.Л. ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ: МАНЬЖУРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ // Восточный архив, 2020. с. 45-61.
42. Мурсалов А. СОВЕТСКИЕ ВОЕННО-РЕЧНЫЕ СИЛЫ В КОНФЛИКТЕ НА КВЖД // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
43. Ополев В. Г. Вопрос о КВЖД в советско-китайских отношениях (1917-1927 гг. ) // Via in tempore. История. Политология. - 2010. - №13.
44. Петрунина Ж.В. Чан Кайши и Чжан Цзолинь: выбор Китая в 1920¬х гг // Общество: философия, история, культура. - 2018
45. Романова Г. Взаимоотношения Советской России с Китаем и проблема КВЖД (1917-1920-е гг.) // Проблемы Дальнего Востока, №1, 2009. с. 105-115.
46. Романова Г. Дальний Восток России - Северо-Восточный Китай: торговые связи, транзит, транспортные коммуникации (20-30-е гг. XX в.) // Проблемы Дальнего Востока, №5, 2010. с. 72-85.
47. Рубанов Е.А. Фашистское и националистическое движение в среде русской эмиграции в Маньчжурии в 1930-1940-е гг // Россия и АТР, 2014.
48. Рыбель Д.А. Синьхайская революция и общие аспекты китайской политики Великобритании в1911-1913 гг // Via in tempore. История. Политология, 2008.
49. Рябченко Н.П. Синьхайская революция и Восток // Россия и АТР, 2012. С. 128-138.
50. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений СССР с Китаем. 1917 - 1974 гг. 1977. с. 368
51. Смирнова Н.В. ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ В КИТАЕ В КОНЦЕ XIX ВЕКА В ТРУДАХ С. Л. ТИХВИНСКОГО // Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2020.
52. Сытин И.Д, Военная энциклопедия. - 4 изд. - Санкт-Петербург: 1911. - с. 614-622
53. Федосова А.А. Деятельность Сунь Ятсена в постсиньхайский период: создание национальной партии и установление альянса с Москвой и коммунистической партией Китая // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2014
54. Фоменко В.М. Информационная политика Японии в отношении молодежи Северного Китая в 30-е годы ХХ в // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2013.
55. Чапыгин И.В. Русские на территории Маньчжурии и в полосе КВЖД (XVII - начало XX века) // Известия Лаборатории древних технологий, 2014. с. 317-328.
56. Черепанов К.В. КВЖД в истории японо-советского соперничества // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», 2014.
57. Чжэнцзюнь Л. О некоторых важных проблемах Синьхайской революции (1911) в Китае // Россия и АТР, 2012. с. 154-161.
58. Ши Лэй Ч. Социальные изменения мышления в Китае: идеи раннего реформизма до Синьхайской революции // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История, 2019.
59. Ян Куйсунь. ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ // Исторический курьер, 2021.
60. Deane F. The Chinese Eastern Railway // Foreign Affairs, Vol. 3, No. 1, 1924. pp. 147-152.
61. Jennings J.M. The Forgotten Plague: Opium and Narcotics in Korea under Japanese Rule, 1910-1945 // Modern Asian Studies, Т. 4, № 29, 1995. pp. 795-815.
62. Karakhan. The Chinese Eastern Railway and Sino-Soviet Relations // Bulletin of International News, Vol. 1, No. 6, 1929. pp. 3-18.
63. Lum K.D. Chinese Civil War and Foreign Relations // news bulletin, 1927. pp. 19-22.
64. Norton H.K. International Aspects of the Chinese Eastern Railway // The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 152, 1930. pp. 308-317.
65. Paul A. Cohen. History in three keys: the boxers as event, experience, and myth Columbia University Press, 1997. — pp. 114.
66. Pollack J.D. Sino-Soviet Relations // The Soviet Threat: Myths and Realities, Vol. 33, 1978. pp. 30-46.
67. Ramon H. Myers M.R.P. The Japanese Colonial Empire, 1895-1945. // Modern Asian Studies, 1984. pp. 540.
68. Saito S. Crossing Perspectives in "Manchukuo" Russian Eurasianism and Japanese Pan-Asianism // Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas, 2017. pp. 597¬623.
69. Sorokina T. Liquor and Opium: Joint Efforts to Control Contraband Along the Russia-China Border at the Beginning of the Twentieth Century // SPECIAL ISSUE • CHINA-RUSSIA NORTH ASIAN BORDER HISTORY, Vol. 1, No. 16, 2014. pp. 139-151.
70. Timperley H.J. Japan in Manchukuo // Foreign Affairs, pp. 295-305.