МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАРИННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты методики решения старинных задач на
уроках математики в начальной школе 8
1.1 Понятие, виды, структура задач по математике в начальной
школе 8
1.2Общие вопросы методики обучения младших школьников решению текстовых задач 12
1.3 Старинные задачи по математике как средство достижения образовательных результатов в начальной школе 16
2 Методика работы над старинными задачами на уроках математике в
начальной школе 23
2.1. Анализ учебника математики 4 класса (программа «Школа 2100) 23
2.2 Методика использования старинных задач на уроках математики
в начальной школе 31
2.3 Из опыта использования старинных задач на уроках математики
в начальной школе 37
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение
1 Теоретические аспекты методики решения старинных задач на
уроках математики в начальной школе 8
1.1 Понятие, виды, структура задач по математике в начальной
школе 8
1.2Общие вопросы методики обучения младших школьников решению текстовых задач 12
1.3 Старинные задачи по математике как средство достижения образовательных результатов в начальной школе 16
2 Методика работы над старинными задачами на уроках математике в
начальной школе 23
2.1. Анализ учебника математики 4 класса (программа «Школа 2100) 23
2.2 Методика использования старинных задач на уроках математики
в начальной школе 31
2.3 Из опыта использования старинных задач на уроках математики
в начальной школе 37
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение
Особую актуальность в настоящее время имеет развивающая парадигма образования. На первый план выдвигаются личностные достижения ученика, а знания рассматриваются как средство развития. Процесс обучения должен способствовать формированию осознанных и прочных знаний учащихся, которые, в свою очередь, являются движущей силой развития потенциала личности и необходимым условием предметной и интеллектуальной компетентности как нового результата школьного образования.
В методике обучения математике осознанность знаний рассматривается преимущественно как «умение школьников обосновывать решение задач, а проверяется осознанность и прочность по умению решать задачи. Решение текстовых задач является одним из наиболее эффективных средств, реализующих цель образования, связанную с формированием инициативной, творческой личности, так как только при решении текстовых задач реализуются все три этапа применения математики: формализации знаний; решения задачи внутри математической модели; интерпретации полученного решения задачи» [54].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования уделяет особое внимание освоению учащимися общих способов работы с учебным заданием. Одним из познавательных УУД в планируемых образовательных результатах выделено умение использовать знаково¬символические модели и схемы для решения задач. Поэтому деятельность детей на занятиях курса направлена не на выполнение арифметических действий над числами, данными в задаче, а на совершение сложных умственных действий на всех этапах ее решения, начиная с восприятия и осмысления (включая выразительное чтение, изменение текста, замену данных, моделирование и т.д.) и заканчивая исследованием решения. Формирование у учащихся общеучебного умения построения предметной или схематической модели является важнейшим фактором для самостоятельной работы над задачей, облегчающим ее.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. При изучении математики, как правило, полностью или частично пропускается исторический материал. Подключение к изложению конкретного математического материала сопутствующих сведений исторического характера, таких как биографии ученых, истории великих открытий, решение исторических задач и т. д., может показать учащимся сущность предмета математики, роль математиков не только в развитии математики, но и в общественной жизни.
Цель исследования: охарактеризовать методы и приемы обучения младших школьников решению старинных задач на уроках математики
Объект исследования:теоретические аспекты методики решения старинных задач на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: практика использования старинных текстовых задач на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования обусловила ряд задач:
1. Раскрыть понятие, виды, структуру задач по математике в начальной школе.
2. Рассмотреть общие вопросы методики обучения младших школьников решению задач.
3. Показать возможности старинных задач по математике как средства достижения образовательных результатов в начальной школе.
4. Проанализировать учебник математики 4 класса (программа «Школа 2100»).
5. Описать методику использования старинных текстовых задач на уроках математики в начальной школе
6. Изучить опыт работы по использованию старинных задач на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования:
- анализ методической литературы;
- педагогический эксперимент (описательный);
Методологическую основу нашего исследования составляют работы Баймаруковой П.У., Бантовой М.А., Белошистой А.В., Демидовой Т.Е., Истоминой Н.Б., Макара О.В., Стойловой Н.Б. и др.
Теоретическая значимость работы сводится к тому, что в нашем исследовании мы попытались обобщить, уточнить и расширить существующие в педагогикезнания по данной проблеме.
Практическая значимость заключается в том, что нами подобран и апробирован комплекс старинных задач по математике для начальной школе.
Представленные в ВКР материалы могут быть использованы студентами педвуза при изучении дисциплины «Методика преподавания математики в начальной школе», на уроках и факультативных занятиях по математике в начальной школе, а также при изучении технологий обучения математике в начальной школе.
В методике обучения математике осознанность знаний рассматривается преимущественно как «умение школьников обосновывать решение задач, а проверяется осознанность и прочность по умению решать задачи. Решение текстовых задач является одним из наиболее эффективных средств, реализующих цель образования, связанную с формированием инициативной, творческой личности, так как только при решении текстовых задач реализуются все три этапа применения математики: формализации знаний; решения задачи внутри математической модели; интерпретации полученного решения задачи» [54].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования уделяет особое внимание освоению учащимися общих способов работы с учебным заданием. Одним из познавательных УУД в планируемых образовательных результатах выделено умение использовать знаково¬символические модели и схемы для решения задач. Поэтому деятельность детей на занятиях курса направлена не на выполнение арифметических действий над числами, данными в задаче, а на совершение сложных умственных действий на всех этапах ее решения, начиная с восприятия и осмысления (включая выразительное чтение, изменение текста, замену данных, моделирование и т.д.) и заканчивая исследованием решения. Формирование у учащихся общеучебного умения построения предметной или схематической модели является важнейшим фактором для самостоятельной работы над задачей, облегчающим ее.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. При изучении математики, как правило, полностью или частично пропускается исторический материал. Подключение к изложению конкретного математического материала сопутствующих сведений исторического характера, таких как биографии ученых, истории великих открытий, решение исторических задач и т. д., может показать учащимся сущность предмета математики, роль математиков не только в развитии математики, но и в общественной жизни.
Цель исследования: охарактеризовать методы и приемы обучения младших школьников решению старинных задач на уроках математики
Объект исследования:теоретические аспекты методики решения старинных задач на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: практика использования старинных текстовых задач на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования обусловила ряд задач:
1. Раскрыть понятие, виды, структуру задач по математике в начальной школе.
2. Рассмотреть общие вопросы методики обучения младших школьников решению задач.
3. Показать возможности старинных задач по математике как средства достижения образовательных результатов в начальной школе.
4. Проанализировать учебник математики 4 класса (программа «Школа 2100»).
5. Описать методику использования старинных текстовых задач на уроках математики в начальной школе
6. Изучить опыт работы по использованию старинных задач на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования:
- анализ методической литературы;
- педагогический эксперимент (описательный);
Методологическую основу нашего исследования составляют работы Баймаруковой П.У., Бантовой М.А., Белошистой А.В., Демидовой Т.Е., Истоминой Н.Б., Макара О.В., Стойловой Н.Б. и др.
Теоретическая значимость работы сводится к тому, что в нашем исследовании мы попытались обобщить, уточнить и расширить существующие в педагогикезнания по данной проблеме.
Практическая значимость заключается в том, что нами подобран и апробирован комплекс старинных задач по математике для начальной школе.
Представленные в ВКР материалы могут быть использованы студентами педвуза при изучении дисциплины «Методика преподавания математики в начальной школе», на уроках и факультативных занятиях по математике в начальной школе, а также при изучении технологий обучения математике в начальной школе.
Можно долго спорить, нужны ли старинные задачи на уроках математики в современной школе или их место только в сборниках занимательных задач и на различных турах математических олимпиад. Но школьникам нравятся уроки, где разбираются такие задачи: математик становится ближе и интереснее, а не это ли является главной целью в преподавании математики.
Изучение и анализ методической литературы позволил нам сделать следующие выводы.
Под задачей понимаю специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами; придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача по математике представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явления, а лишь его количественные и функциональные характеристики. К структуре задачи обычно относят ситуацию (условие задачі, которое чаще всего выражается количественными характеристиками) и требование (задание или вопрос задачи). Существует некоторое количество классификации текстовых задач по математике по различным основаниям (по числу действий, по соответствию числа данных и искомых; по фабуле задачи; по способам решения).
Рассмотрев общие вопросы методики обучения младших школьников решению задач, мы видим, что целесообразно соблюдать определённую этапность: сначала ознакомить учащихся с содержанием задачи, затем приступить к поиску решения этой задачи, далее выполнить решение и, наконец, проверить решение. Работа на этой ступени проводится под руководством учителя, справок, коротких сообщений учеников на заданную тему, а также в виде использования старинных математических игр, демонстрации решения старинных математических задач, сопровождаемых показом диафильмов, таблиц или рисунков.
Опытно-экспериментальная работа в нашем исследовании предполагала несколько этапов: Изучение опыта использования старинных задач на уроках математики в начальной школе; первичная диагностика уровня сформированности метапредметных образовательных результатов у младших школьников; разработка и реализация программы формирующего этапа; повторная диагностика уровня сформированности метапредметных образовательных результатов у младших школьников.
Первый и второй этапы опытно-экспериментальной работы нами выполнены в ходе выполнения выпускного исследования. Третий этап опытно-экспериментальной работы представлен в виде проекта программы с разработанными и подобранными методическими материалами к работе. Но эта программа осталась только проектом и не была реализована на практике. Также не была проведена диагностика сформированности предметных и метапредметных образовательных результатов, не проведен сравнительно¬сопоставительных анализ полученных результатов. Мы считаем, что проект опытно-экспериментальной работы, составленный нами может быть реализован на практике и надеемся, что кто-то из студентов заинтересуется проведенной нами работой и реализует на практике разработанную нами программу диагностики и формирования образовательных результатов посредством использования старинных задач.
Изучение и анализ методической литературы позволил нам сделать следующие выводы.
Под задачей понимаю специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами; придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача по математике представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явления, а лишь его количественные и функциональные характеристики. К структуре задачи обычно относят ситуацию (условие задачі, которое чаще всего выражается количественными характеристиками) и требование (задание или вопрос задачи). Существует некоторое количество классификации текстовых задач по математике по различным основаниям (по числу действий, по соответствию числа данных и искомых; по фабуле задачи; по способам решения).
Рассмотрев общие вопросы методики обучения младших школьников решению задач, мы видим, что целесообразно соблюдать определённую этапность: сначала ознакомить учащихся с содержанием задачи, затем приступить к поиску решения этой задачи, далее выполнить решение и, наконец, проверить решение. Работа на этой ступени проводится под руководством учителя, справок, коротких сообщений учеников на заданную тему, а также в виде использования старинных математических игр, демонстрации решения старинных математических задач, сопровождаемых показом диафильмов, таблиц или рисунков.
Опытно-экспериментальная работа в нашем исследовании предполагала несколько этапов: Изучение опыта использования старинных задач на уроках математики в начальной школе; первичная диагностика уровня сформированности метапредметных образовательных результатов у младших школьников; разработка и реализация программы формирующего этапа; повторная диагностика уровня сформированности метапредметных образовательных результатов у младших школьников.
Первый и второй этапы опытно-экспериментальной работы нами выполнены в ходе выполнения выпускного исследования. Третий этап опытно-экспериментальной работы представлен в виде проекта программы с разработанными и подобранными методическими материалами к работе. Но эта программа осталась только проектом и не была реализована на практике. Также не была проведена диагностика сформированности предметных и метапредметных образовательных результатов, не проведен сравнительно¬сопоставительных анализ полученных результатов. Мы считаем, что проект опытно-экспериментальной работы, составленный нами может быть реализован на практике и надеемся, что кто-то из студентов заинтересуется проведенной нами работой и реализует на практике разработанную нами программу диагностики и формирования образовательных результатов посредством использования старинных задач.
Подобные работы
- Методика решения прикладных задач
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2019 - Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНАЯ ДРОБЬ»
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Использование вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников в процессе изучения арифметических действий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Исторический материал, как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Формирование и развитие интереса к математике обучающихся 5 классов при изучении темы «Дроби» с использованием исторических контекстов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



