Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-когнитивные ресурсы становления профессиональной идентичности психологов на различных этапах профессионального развития

Работа №189547

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования профессиональной идентичности психолога 8
1.1 Феномен профессиональной идентичности, структура и компоненты 8
1.2 Особенности и детерминанты формирования профессиональной идентичности психологов 16
1.3 Динамика профессиональной идентичности психологов на разных этапах развития личности 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2 Эмпирическое исследование становления профессиональной идентичности психологов 30
2.1 Программа исследования 30
2.1.1 Методологические основания исследования 30
2.1.2 Организация исследования и характеристика групп испытуемых 31
2.1.3 Методики исследования 32
2.2 Результаты исследования 35
2.3 Интерпретация и анализ результатов исследования 45
2.4 Рекомендации по результатам исследования 48
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк опросника стилей идентичности М. Берзонски ISI4
(адаптация И. Бронина) 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики «Профессиональная временная перспектива будущего» OFTP Х. Цахера и М. Фрезе (адаптация Т. Ю.
Базарова, А. В. Парамузова) 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк методики «Шкала определения стадии идентичности Дж. Коте» (ISRI) (адаптация Ю.В. Борисенко) 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бланк методики исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бланк теста (шкалы) самоэффективности Р. Шварцера, М. 64 Ерусалема
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Сравнительные характеристики показателей для работающих психологов 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Сравнительные характеристики показателей для обучающихся по направлению «Психология» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ З Результаты корреляционного анализа (по Пирсону) по всей группе респондентов 67

Актуальность. Профессиональная идентичность - это одна из самых важных тем в настоящее время, поскольку в современном мире замечается систематическое снижение производительности труда и высокая текучесть кадров. Это, безусловно, связано со многими причинами, в качестве одной из них можно рассматривать то, что многие люди недостаточно удовлетворены собой, своим трудом, своей профессиональной деятельностью. Чем выше уровень удовлетворенности собой и своей работой, тем выше качество профессиональной деятельности. Кроме того, современный мир в плане профессий очень динамичен, поскольку исчезают старые профессии и появляются новые, поэтому важно быть гибким и иметь возможность, в случае необходимости, сменить профессию. Поэтому потребность в положительной профессиональной идентичности усиливается с каждым днем.
Реализация в профессии предполагает выполнение деятельности, соблюдая конкретные требования, требует роста личностного развития и непрерывной самореализации, а также постоянного повышение квалификации в данной сфере деятельности. При данных требованиях, человеку приходится постоянно актуализировать свои знания, добиваться реализации своих целей и стремлений через профессиональную деятельность. Это позволяет сформировать положительную профессиональную идентичность - ощущать собственную успешность в профессии и удовлетворенность своим трудом, а значит, и собой в целом.
Реализация своих жизненных ожиданий, результаты профессиональных и личностных достижений дают возможность человеку ощущать себя профессионалом. Это заставляет человека осмысленно выходить из зоны комфорта, постоянно совершенствоваться профессионально и личностно самореализовываться, и добиваться тем самым новых высот в карьерной лестнице.
Для формирования положительной профессиональной идентичности личности очень важна жизненная позиция человека. Особенно важно то, как будет настроен человек, какие цели, задачи он поставит для себя, какие пути их достижения выберет. Объективное оценивание себя и своих профессиональных достижений помогает личности найти, осознать себя и правильно применять свой потенциал.
В изучение темы профессионального становления и формирования профессиональной идентичности внесли свой вклад многие ученые: К. А. Абульханова - Славская, Б. Г. Ананьев, И. Гоффман, Н. Л. Иванова, A. Г. Ковалев, Е. С. Кудинов, Д. А. Леонтьев, Дж. Мид, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, Д. Сьюпер, Б. М. Теплов.
Однако изменения в социальных системах, которые происходят в последние годы и связаны с глобальными экономическими и социальными процессами, позволяют предположить, что условия и факторы становления идентичности человека в контекстах его профессиональной деятельности также изменяются, что и обусловило актуальность данного исследования.
Недостаточная изученность социально-когнитивных факторов становления профессиональной идентичности у студентов и специалистов-психологов определила проблематику и направленность данного исследования.
Целью эмпирического исследования являлось изучение социально-когнитивных ресурсов становления профессиональной идентичности психолога в процессе профессионального развития.
Объектом исследования является профессиональная идентичность.
Предмет исследования: социально-когнитивные ресурсы становления
профессиональной идентичности психолога.
Гипотеза исследования: развитие профессиональной идентичности психолога связано со спецификой социально-когнитивных ресурсов личности, к которым относятся: устойчивые когнитивные стратегии переработки автобиографической информации; установки, характеризующие темпоральные аспекты профессионального становления; убеждения в способности самостоятельно и эффективно решать сложные задачи жизнедеятельности.
Задачи. Для успешного достижения цели работы необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть феномен профессиональной идентичности, ее структуру и компоненты.
2. Изучить особенности становления, факторы и ресурсы развития профессиональной идентичности.
3. Проанализировать динамику профессиональной идентичности психологов на разных этапах профессиональной самореализации.
4. Организовать и провести исследование по выявлению особенностей развития профессиональной идентичности психолога, проанализировать его результаты и сделать выводы.
Методологической основой данной работы являются научные труды отечественных и зарубежных авторов.
Так, в исследовании используются положения системного подхода (А. А. Богданов, Л. Берталанфи, А. Н. Малюта, В. Н. Садовский, Г. Саймон, Б. Ф. Ломов и др.). Методологические подходы и принципы, определяющие рассмотрение ключевых понятий, связаны с идеями деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. В. Давыдов и др.), положениями субъектно-деятельностной концепции С. Л. Рубинштейна, которые основаны на мысли о диалектике взаимодействия субъекта с объектом деятельности; на методологическом принципе единства сознания и деятельности, взаимосвязи формирования, развития и проявления психики человека в деятельности; на методологическом принципе творческой самодеятельности, заключающемся в том, что субъект в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется; на исследовании личности как функциональной системы, свойства которой развиваются или атрофируются в процессе ее функционирования.
Так же теоретической концептуальной основой стали работы следующих авторов, изучающих особенности развития человека в различные возрастные периоды, а также феномен идентичности: Э. Локка, А. Бюссинга, Л. С. Выготского, И. Гофмана, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.
Методы, используемые в исследовании:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение материалов исследований, приведенных в психолого-педагогической литературе.
2. Эмпирические методы, включающие следующие методики исследования:
1. Опросник стилей идентичности М. Берзонски ISI4 (адаптация И. Бронина).
2. Методика «Профессиональная временная перспектива будущего» OFTP Х. Цахера и М. Фрезе (адаптация Т. Ю. Базарова, А. В. Парамузова).
3. Шкала определения стадии идентичности Дж. Коте» (ISRI) (адаптация Ю. В. Борисенко).
4. Методика исследования профессиональной идентичности (МИНИ) Л. Б. Шнейдер.
5. Тест (шкала) самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В. Ромека).
Статистические методы: анализ описательных статистик, критерии различия (t- критерий Стьюдента), корреляционный анализ по Пирсону. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета программ SPSS.
Выборка испытуемых: студенты психологического факультета 1-го курса, 3 курса, 4-го курса (40 человек) и работающие психологи (20 человек). Возраст - от 19 до 46 лет.
Достоверность результатов и выводов обоснована методологической точностью теоретических положений; комплексным подходом к решению поставленных задач; адекватным применением комплекса методик, соответствующих предмету, цели и гипотезе исследования; а также достаточностью выборки для обеспечения достоверных результатов; единством общенаучных и конкретно-научных методов исследования.
Теоретическая значимость работы. Теоретический анализ и результаты исследования позволили уточнить и расширить научно-теоретические представления о социально-когнитивных ресурсах развития профессиональной идентичности психолога.
Практическая значимость. Данная работа вносит определенный вклад в изучение особенностей профессиональной идентичности. Полученные в исследовании материалы могут быть использованы в практической деятельности психологов для диагностики и консультирования по теме профессиональной идентичности, поскольку раскрывают современное состояние проблемы и предлагают новые перспективные пути ее решения.
Также результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения студентов-психологов в ВУЗах, оптимизация первичной адаптации психологов в период начала самостоятельной профессиональной деятельности, на их основе сформулированы перспективные направления дальнейших исследований социально-когнитивных ресурсов развития профессиональной идентичности психолога.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (в количестве 54) и 8 приложений. Общий объём ВКР 67 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, была выполнена исследовательская работа по изучению социально-психологических детерминант формирования профессиональной идентичности психолога. Решение поставленных в начале исследования задач позволило нам сформулировать следующие выводы:
1. Профессиональная идентичность- это степень принятия избранной профессии в качестве средства самореализации и развития, а также осознание своей тождественности с группой и оценку значимости членства в ней. Как показывают исследования трудовой деятельности, профессиональная идентичность является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Формирование профессиональной идентичности тесно связано с удовлетворенностью или неудовлетворенностью профессиональной деятельностью. Структура профессиональной идентичности включает в себя когнитивные, эмоциональные, ценностно-смысловые и поведенческие компоненты, степень связности и развития которых может изменяться в процессе профессионализации личности.
2. Профессиональная идентичность - динамическое образование, подверженное изменениям в процессе жизни человека. Идентичность позволяет рассматривать свою жизнь в аспекте ее непрерывности, сочетая прошлое, настоящее и будущее, адаптируясь к возникшим изменениям в жизненной ситуации.
Содержание профессиональной идентичности может меняться от одной ситуации к другой, так как мир не стоит на месте, но у человека сохраняется чувство преемственности опыта благодаря стабильности процесса самоотождествления, усвоения опыта в качестве своего. В этом смысле профессиональная идентичность осознается человеком, составляет основу ее жизни, способ связи и единения с миром. Профессиональное становление это сложный, многоступенчатый процесс формирования и развития способностей, профессионально значимых качеств личности и опыта профессиональной деятельности.
Профессиональная идентичность формируется на протяжении всей жизни человека как непрерывный процесс и проходит в своем развитии через определенные этапы. Каждый этап имеет свои характеристики и является необходимым для формирования следующего.
Ресурсами развития профессиональной идентичности могут являться различные объективные и субъективные факторы, значимые для жизнедеятельности человека. Среди них мы можем выделить группу социально-когнитивных характеристик, на которые направлено основное внимание в данном исследовании: устойчивые когнитивные стратегии переработки автобиографической информации; установки, связанные с темпоральными аспектами профессионального становления; убеждения в способности самостоятельно и эффективно решать сложные задачи жизнедеятельности.
3. Процесс развития профессиональной идентичности психологов, осознание представлений о себе, своей роли и месте в профессиональном социуме, означает поиск своей индивидуальности и реализацию профессионального потенциала.
Формирование профессиональной идентичности и понимание своей уникальности предполагает создание собственной модели, а также представлений о себе как об отличающемся от других субъекте. Специалист испытывает потребность выделяться из группы коллег, проявить себя оригинальным образом, заявить о своей профессиональной неповторимости и уникальности.
Для достижения положительной профессиональной идентичности психологу необходимо быть эмоционально и морально устойчивым, быть творческим и сообразительным. При этом важно наличие профессиональной компетентности, то есть человек лично заинтересован в данной профессии. Профессиональная компетентность является индивидуальной характеристикой степени соответствия человека конкретным требованиям выбранной профессии.
Профессиональная компетентность является способом, который обеспечивает осознанное решение профессиональных задач и является одним из критериев формирования профессиональной идентичности.
4. Благодаря проведенному эмпирическому изучению выявлено, что вместе со стажем увеличивается количество навыков, умений психолога-профессионала, он становится более уверенным в себе, умеет находить решения из разных ситуаций и проблем, знает варианты стратегий поведения в сложных ситуациях и выходов из них. Поэтому, следует полагать, что вместе с увеличением стажа профессиональной деятельности снижается выраженность диффузного стиля, растет самоэффективность и увеличиваются показатели видов профессиональной идентичности.
Стаж работы и курс обучения психологов связаны с фокусированием на ограничениях, т.к. с увеличением опыта, расширением знаний, умений и навыков студенты и профессионалы-психологи по-другому начинают воспринимать ограничения и относится к ним. С ростом опыта работы и учебы респонденты начинают обращать внимание не на сами ограничения, а искать способы их решения и не сильно фокусируются на данных ограничениях.
Возраст также оказывает влияние на фокусировании на возможностях, взрослой, социальной, общей, профессиональной идентичностью и самоэффективностью. Молодые
люди отличаются амбициозностью и стремятся достичь высоких результатов в профессиональной деятельности, что позволяет им искать любые возможности для повышения профессиональной эффективности и становления
высококвалифицированными специалистами. В более зрелом возрасте психологи- профессионалы, основываясь на своем опыте и знаниях, используют любые возможности для профессионального и личностного роста, тем самым повышают свою эффективность.
Информационный стиль идентичности связан с общей и профессиональной идентичностью. Тоже самое можно сказать про связь нормативного стиля и социальной, общей идентичностью.
Отрицательная корреляционная зависимость между диффузным стилем и взрослой, социальной, общей и профессиональной идентичностью объясняется тем, что неуверенность в себе у психолога-профессионала или студента, неуверенность в своих знаниях, неумение решать проблемы негативно сказывается на его профессиональном становлении, на эффективности профессиональной деятельности.
Фокусирование на возможностях имеет корреляцию с социальной идентичностью. Это значит, что умение видеть возможности, умение их реализовать способствуют повышению социальной идентичности у специалиста.
Самоэффективность коррелирует с фокусированием на оставшемся времени, что объясняется тем, что осознание специалистом того, что профессиональная деятельность имеет конец и для реализации всех целей может быть недостаточно времени позволяет применять все свои ресурсы для повышения свей эффективности.
Обратная корреляция самоэффективности с фокусированием на ограничениях объясняется тем, что размышления над возможными ограничениях снижают эффективность специалиста, не дают в полной мере реализовать планы, все свои ресурсы и способы для достижения поставленных целей.
Положительная корреляция со всеми видами профессиональной и личностной идентичности объясняется тем, что повышение самоэффективности позволяет раскрыться личности психолога со всех сторон, что способствует его становлению как профессионала.
Исходя из перечисленных данных, можно сделать вывод, что цель исследования - изучение детерминант формирования профессиональной идентичности психолога, выполнена.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования - о том, что развитие профессиональной идентичности психолога связано со спецификой социально-когнитивных ресурсов личности, к которым относятся: устойчивые когнитивные стратегии переработки автобиографической информации; установки, характеризующие темпоральные аспекты профессионального становления; убеждения в способности самостоятельно и эффективно решать сложные задачи жизнедеятельности, частично подтвердилась.
Полученные материалы могут быть использованы в практической деятельности психологов для диагностики и консультирования по теме профессиональной идентичности. Также результаты исследования показывают современное состояние проблемы и открывают новые перспективные ее решения.
Дальнейшие направления исследований в представленном проблемном поле могут быть связаны с разработкой психолого-педагогических технологий, направленных на коррекцию дисфункционального развития профессиональной идентичности психологов, на ее гармонизацию на различных этапах профессионального становления.



1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. - М.: Терра, 2017. - 168 с.
2. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? Психологические исследования. - 2015 - 8(40) - С. 1 - 10
3. Белов В. В., Гольдштейн К. В. Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика // Сборник материалов второй всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - 226 с.
4. Бехтер А. А., Гречко А. А., Чебарыкова С. В. Профессиональная идентичность будущих специальных психологов: эмпирическое исследование//Акмеология. - 2016. - №4. - С. 89 - 95.
5. Верещагина Л. А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2016 - 212 с.
6. Галажинский Э. В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст Ценностные основания психологической науки и психология ценностей.- М.: «Институт психологии РАН», 2008. - С. 123-148.
7. Гальчук Д. С. Понятие «Идентичность личности» // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - Выпуск 5.
8. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... д-ра психол, наук. - М., 1996.-285 с.
9. Голубева Н. А., Марцинковская Т. Д. Информационная социализация: психологический подход. Психологические исследования. - 2014. - №6 (20).
10. Глуханюк Н. С., Дьяченко Е. В. Я в профессии и профессиональное Я: Результаты исследований. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.- пед. ун-та, 2005. - 173 с.
11. Евтешина Н. В. Профессиональная идентичность психологов. - Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина, 2012. - 106 с.
12. Ермолаева Е. П. Оценка реализации профессионала в системе человек- профессия-общество. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. - 174 с.
13. Ермолаева Е. П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2016. - Т. 22. - № 5. - С. 69-78.
14. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-157.
15. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 1984. -
194 с... 54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ