Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №189522

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость4490 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Этапы и особенности формирования административно-территориального устройства России 8
1.1 Формирование административно-территориального устройства в советский
период 8
1.2 Формирование административно-территориального устройства Российской
Федерации 17
2 Современное состояние административно-территориального устройства и факторы, влияющие на него 21
2.1 Взаимоотношения центра с субъектами Российской Федерации. Влияние особенностей АТУ регионов на выстраивание отношений с федеральным центром 21
2.2 Влияние современных этнополитических процессов на возможные направления трансформации АТУ Российской Федерации 30
Заключение 34
Список источников и литературы 38
Приложение А Административно-территориальное деление РСФСР 46


Актуальность
Россия всегда была многонациональным государством, поэтому тема этнического фактора никогда не перестанет быть актуальной. С момента возникновения Российской Федерации возникают идеи и проекты трансформации системы административно - территориального устройства, особое место среди которых занимают модели регионализации и укрупнения. Однако, специфика административно-территориального деления России, которое, помимо территориальных образований, включает в себя национально-территориальные, такие как национальные республики и автономные округа, не позволяет не учитывать значимость этнополитического фактора при выборе модели изменения территориального устройства.
Актуальность и практическая значимость данной темы определяются необходимостью понимания степени влияния этнополитического фактора на формирование и жизнеспособность административно-территориального устройства РФ.
Хронологические рамки
Хронологические рамки исследования определены процессом формирования территориального устройства РСФСР и РФ. Нижней границей является Октябрьская революция и Гражданская война в России, верхней - современные процессы, влияющие на состояние административно-территориального устройства России. Выбор данного временного промежутка обусловлен тем, что Российская Федерация во многом унаследовала систему административно-территориального устройства РСФСР. Об этом свидетельствуют границы и статус регионов, большая часть из которых не претерпевала изменения с 50-ых годов XX века.
Географические рамки исследования
Включают в себя территорию России в разные периоды существования (от границ РСФСР до границ современной РФ).
Степень изученности
Процесс формирования Административно-территориального устройства России, его особенности, и факторы, влияющие на него, на протяжении десятилетий остается актуальной темой для исследования. В настоящее время существует множество вариантов понятия «Административно-территориальное устройство», некоторые исследователи акцентируются именно на его территориальном аспекте, и приближают к понятию АТД (административно-территориальное деление). В данной работе используется понятие, высказанное доктором юридических наук Г. Г. Арутюняном. По его мнению, 4
административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объединение административно-территориальных единиц в основе которого лежат экономические, политические, этнические и другие факторы, обеспечивающее необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов . По мнению автора, данное определение является наиболее исчерпывающим, так как учитывает весь широкий спектр факторов, влияющих на АТУ.
В основу изучения этничности, а также влияния этнополитического фактора на АТУ и на государство в целом легли труды В.А. Тишкова «Этнополитология: Политические функции этничности» , и Л.М. Дробижевой «Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации».
При изучении процесса формирования административно-территориального устройства России были широко использованы труды отечественных исследователей. В основу изучения этапов формирования АТУ РСФСР легли работы О.В. Шульгиной и Р.А. Исляева, посвященные анализу формирования территориального устройства в советский период, и сформировавшие один из вариантов периодизации данного процесса. Большой вклад в изучение трансформации АТУ России в переходный период 90 -ых годов и на протяжении 21-ого века внесли труды С.А. Тархова «Регионализация и развитие России: географические процессы и проблемы» и П.М. Шульгина.
При изучении влияния этнополитического фактора на выстраивание отношений между федеральным центром и субъектами с разным устройством использовались труды А.Е. Козлова, Н.М. Добрынина обращенные к проблематике возникновения российского федерализма и влиянию этнополитического фактора на данный процесс. Использовались работы Я.А. Пляйса и Ф.Х. Соколова в которых более детально рассматривается взаимоотношение регионов и федерального центра в разные периоды существования РФ.
При изучении возможных направлений трансформации АТУ России использовались работы Э.Л. Файбусовича, В.Л. Мартынова, посвященные проблеме укрупнения субъектов Российской Федерации, и труды Р.С. Смищенко обращенные к проблеме регионализации.
Цель
Определить влияние этнополитического фактора на современное состояние и перспективы развития административно-территориального устройства Российской Федерации.
Задачи
• определить основные этапы формирования АТУ Российской Федерации, их особенности; акцентируя внимание на роли этнического фактора на формирование АТУ в разные периоды существования России;
• изучив взаимоотношение субъектов федерации и федерального центра выявить наличие или отсутствие различий в формате взаимодействия субъектов федерации с различным АТУ;
• определить какое влияние оказывают современные этнополитические процессы на возможные варианты и направления трансформации АТУ Российской Федерации.
Объект
Административно-территориальное устройство РФ как элемент формы государственного устройства.
Предмет
Этнополитический фактор как важный элемент формирования, современного состояния административно-территориального устройства РФ и перспектив его развития.
Методология
1) системный подход - использовался для рассмотрения АТУ России как части государственного устройства и анализа взаимоотношений федерального центра и регионов;
2) сравнение - данный метод используется для выявления влияния АТУ на выстраивание взаимоотношений центра и регионов с разным административнотерриториальным устройством;
3) классификация - используется для классификации регионов и их разделения на группы в соответствии с особенностями административно -территориального устройства.
Материалами и источниками исследования стали нормативно-правовые акты, такие как «Конституция Российской Федерации» принятая всенародным голосованием 12.12.1993 ; Закон «О языках народов российской федерации» ; ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» ; ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми - Пермяцкого автономного округа» . Материалы позволили получить исчерпывающее представление о нормативной основе административно-территориального устройства России.
Статистические данные, такие как Федеральная служба государственной статистики, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. Полученные статистические данные значительно упростили процесс выполнения поставленных исследовательских задач.
Электронные ресурсы и источники. Официальные сайты: Правительства РФ, Кремля и Президента, Региональных администраций, а также новостных агентств, предоставляющих статистическую информацию, которая необходима исследованию.
Выпускная квалификационная работа состоит из 50 страниц и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Административно-территориальное устройство является одним из важнейших составных элементов государственной системы. Россия на протяжении всей своей истории является многонациональным государством, что нашло свое отражение и в особенностях АТУ. Россия по способу формирования является смешанной федерацией, так как в ее состав включены субъекты, сформированные и по территориальному, и по национальнотерриториальному признаку. Наличие в составе федерации национальных образований, в которых велико влияние этнических элит, а уровень идентичности стабильно высок, заставляет федеральные власти безусловно учитывать этнополитический фактор при принятии различных решений.
Проведенный анализ формирования современной системы административнотерриториального устройства России позволил более четко определить значимость этнополитического фактора в разные периоды существования государства.
В процессе изучения формирования АТУ России в советский период была проведена периодизация данного явления. Начальным этапом создания территориальной системы РСФСР выступает период Октябрьской революции и Гражданской войны в России. Именно на данном этапе в условиях жесткой борьбы за власть был сделан выбор в пользу смешанного типа федерации. Главным фактором такого решения выступала политическая ситуация и необходимость привлечь на свою сторону региональные этнические элиты.
Следующий этап выражен в проведении первой реформы районирования 1923-1929 год. Во-первых, произошли изменения в самой структуре регионов, вместо губерний, волостей и уездов появились области (края), округа и районы. Области (края) создавались путем объединения старых губерний, а также путем создания сложносоставных областей за счет объединения Автономных областей и АССР с другими субъектами государства. По мнению автора, на данном этапе экономический фактор являлся решающим в формировании АТУ. В условиях разрухи, возникшей в годы войны, государству было необходимо максимально рационализировать и повысить эффективность экономики отдельных регионов и государства в целом. Однако сохранение национальных автономий и подтверждение их прав на самоопределение в конституции СССР И РСФСР говорят о том, что этнополитическому фактору продолжали уделять внимание, пусть он и не был решающим.
Уже в следующем десятилетии в ходе процесса «разукрупнения» национальные субъекты будут выведены из состава областей и краев, а конституция 1936 года закрепит их права на самоопределение, развитие культуры и родного языка. Однако в 1930-х гг.
происходили индустриализации и коллективизация, из-за чего границы многих субъектов, в том числе национальных, перекраивались. Можно сделать вывод, что при очередной трансформации системы административно-территориального деления основной акцент вновь был сделан на экономическую целесообразность. Тем не менее, этнополитический фактор оставался одним из основополагающих в государственной системе, о чем может свидетельствовать депортация целых народов и ликвидация ряда автономий по политическим причинам в 40-ые годы. Делая вывод по данному этапу, следует сказать, что государство продолжало руководствоваться в первую очередь экономическими факторами при формировании АТУ, однако подтверждение права народов на самоопределение, приравнивание родных языков к государственному положило начало процессу формирования чувства национальной идентичности и исключительности, что сыграет огромную роль уже на следующем этапе.
Последнее десятилетие прошлого века оказало огромное влияние на Россию и на ее административно-территориальное устройство, в частности. В условиях крушения советской системы и зарождения российской демократии и федерализма были запущены процессы децентрализации и дезинтеграции. Национально -территориальные образования заявили о своем суверенитете и намерении выйти из состава только что появившейся Российской Федерации. Такие условия вынудили федеральный центр идти на уступки, федерация стала договорной, о чем свидетельствует Федеративный Договор 1992 года. К концу 20-ого века сформировалась нестабильная система административно - территориального устройства, при которой сохранялся высокий уровень децентрализации.
С начала 21 века центробежные процессы в России замедлились, региональные этнические элиты, держа в своих руках огромные средства за счет контроля над региональными ресурсами, перестали стремиться к самостоятельности. На данном этапе, который протекает до сих пор, начался процесс централизации и перераспределения полномочий в пользу федерального центра. АТУ вновь претерпело некоторые изменения: часть автономных образований была упразднена, появились новые территориальные образования - федеральные округа.
В ходе сравнительного анализа взаимоотношений субъектов с разным АТУ и федерального центра были сделаны следующие выводы. Как уже отмечалось выше, в 90ые годы прошлого века этнополитический фактор достиг пика своей значимости. Воспользовавшись правом на самоопределение, поддерживая высокий уровень чувства национальной идентичности и сепаратных настроений в обществе, этнические элиты вынуждали федеральные власти идти на серьезные уступки ради сохранения целостности государства. Это подтверждают договоры, заключавшиеся между центром и конкретным 35
регионом, передающие часть полномочий субъектам федерации. По данным договорам национальные субъекты получали широкий спектр полномочий, а наиболее важные отрасли экономики находились в их сфере ведения.
Однако, со сменой власти в России процесс дезинтеграции приостановился. Обновленный федеральный центр взял курс на повышение централизации и новое перераспределение полномочий в свою пользу. Заключенные на прошлом этапе договоры отменялись, подтверждалось конституционное равенство регионов. Кроме того, были ограниченны политические возможности глав субъектов, что, несомненно, укрепило вертикаль отношений «центр-регионы». Автор делает вывод, что, на данный момент, особенности административно-территориального устройства не оказывают влияния на выстраивание взаимоотношений с федеральным центром. Закрепленный в Конституции РФ, принцип равенства субъектов соблюдается обеими сторонами. Тем не менее, даже сегодня сохраняются некие «пережитки» 90-ых годов, что выраженно в довольно высокой автономности регионов Северного Кавказа, однако, в нормативно-правовом плане различия между данными субъектами и другими отсутствуют.
Возможными направлениями трансформации системы АТУ России, по мнению автора, выступают проекты «укрупнения» субъектов либо проекты повышения «регионализации». В последнее время на федеральном уровне все чаще ведутся разговоры о новой волне укрупнения регионов. Стоит отметить, что данные мероприятия уже проводились в РФ в период с 2003 по 2007, когда была упразднена большая часть Автономных областей. Однако, недавняя попытка укрупнения (Архангельская область и НАО) показала, что этнополитический фактор в данном процессе будет занимать первостепенное положение. Наличие национальных субъектов делает невозможным проведение укрупнения без учета мнения жителей данных регионов, которые выступают однозначно против, опасаясь за свою национальную идентичность.
Проекты же «регионализации», привлекательные для региональных элит, вызывают негативную оценку в федеральном центре. В данном случае, по мнению автора, решающим также является этнополитический фактор. Ослабление контроля центра за регионами, делегирование им полномочий способно спровоцировать рост сепаратных настроений, в первую очередь, в национально-территориальных образованиях, что в любом случае возродит опасность для территориальной целостности России. Таким образом, мы можем сделать вывод, что несмотря на отсутствие крупномасштабных межэтнических конфликтов, на жесткий контроль со стороны федерального центра, в национальных территориальных образованиях сохраняется высокий уровень идентичности и влияния этнических элит, что делает трансформацию АТУ РФ без учета этнополитического фактора практически невозможной.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. М., - 2021. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL: https://clck.ru/M3tML (дата обращения: 01.06.2021).
3. Конституция СССР 1936 года. 05.12.1936. Проект Российского военно -
исторического общества «100 главных документов российской истории». - URL:
https://doc.histrf.ru/ (дата обращения: 01.06.2021).
4. Конституция РСФСР 1937 г. в редакции от 11 декабря 1975 г. - URL: http://www.rusconstitution.ru/term/32/ (дата обращения: 01.06.2021).
5. Федеральный Конституционный закон от 25.03.2004 N 1-ФКЗ «Об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (одобрен СФ ФС РФ 24.03.2004) // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 47162/ (дата обращения:
01.06.2021).
6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа». // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL: https://clck.ru/VXtwe (дата обращения: 01.06.2021).
7. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 30.12.2020) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160618/ (дата обращения: 01.06.2021).
8. Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 11.12.2004, № 159-ФЗ // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL: https://clck.ru/VXh9M (дата обращения: 05.06.2021).
9. ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями на 27 июня 2018 года). // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27908/ (дата обращения: 07.06.2021).
10. Закон РФ от 04 июня 1992 года № 2927-1 «Об образовании Ингушской
Республики в составе Российской Федерации»). // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15526/ (дата
обращения: 01.06.2021).
11. Закон «О языках народов российской федерации» (в ред. Федеральных
законов от 24.07.1998 N 126-ФЗ, от 11.12.2002 N 165-ФЗ). - URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102012883 (дата обращения: 03.06.2021).
12. ФЗ № 113-Ф3 от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3336. - URL: http://base.garant.ru/182380/ (дата обращения: 05.06.2021).
13. ФЗ № 160-ФЗ от 16 декабря 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 51. Ст. 5128. - URL: http://base.garant.ru/12137977/ (дата
обращения: 05.06.2021).
14. ФЗ № 106-ФЗ от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений В
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 31. - Ст. 3205 // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28000/ (дата обращения: 05.06.2021).
15. Федеральный закон от 8 декабря 2020 года №394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» вступил в силу 19 декабря 2020 года // КонсультантПлюс. Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2021. - URL: https://clck.ru/VXsan (дата обращения: 07.06.2021).
..69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ