ВВЕДЕНИЕ 2
1 История эволюции семьи и брака с XIX - XXI вв. 9
1.1 Традиции семейно-брачных отношений в российском обществе 14
1.2 Семья и брак в Советской России 16
2 Развитие феминизма как предпосылки к концептуализации гендера 19
1.2 Феминизм в России 23
2.2 Гендер как явление современной культуры и как предмет исследования 26
3 Представления о семье и браке в среде современной российской молодежи 29
3.1 Домашний труд как маркер отношений в современной семье 31
3.2 Отношение к разводу в системе ценностей современной российской молодежи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
Актуальность темы дипломной работы обусловлена новыми тенденциями в развитии института брака и семьи в России в среде молодежи.
Среди общественных явлений семья занимает одно из важных мест и находится в центре внимания многих исследователей различных научных направлений. Будучи важнейшей социально-психологической группой, она выступает основной социальной ячейкой общества, заменить которую не может ни один социальный институт. В ней происходит социализация человека как индивида и его приобщение к этнокультурным ценностям всех поколений людей. Здесь формируются ценностно-мировоззренческие установки и социально-правовые ориентации личности, проявляются её сущностные силы и способности, складываются отношения особого характера.
Эволюция представлений о брачных отношениях проявляется в постепенном отказе от патриархатной системы ценностей и признания личностью и обществом гендерной иерархии . Объяснение происходящих процессов возможно при рассмотрении изменений брака как объекта институционального регулирования и относительно закрытой системы гендерных отношений между женщиной и мужчиной в единстве. Современный брак динамичен, как и само постоянно трансформирующееся современное общество.
В современной России именно в молодежной возрастной группе наиболее сильно выражены глубинные перемены и противоречия между традиционными ценностями и современными ориентациями в системе семейно-брачных отношений, в сфере репродуктивных установок и поведения, в оценке роли и ценности семьи как социального института и для человека, и для общества, и для государства.
Молодежь и семья, как социальные группы, взаимосвязаны в следующих аспектах: семья - это первый социальный институт, который позволяет молодому человеку готовиться к взрослой жизни; индивид, выстраивая определенные отношения, способен создавать семью. Исходя из указанных взаимосвязей, проблемы развития семьи влияют на становление молодежи и наоборот.
Таким образом, изучение эволюции института семьи и брака, в том числе анализ форм брака и семьи в современном обществе актуально по причинам как теоретического, так и практического характера. Проблема данной работы может быть сформулирована в виде вопроса: каким образом представления о семье и браке изменились под влиянием феномена гендера?
Степень научной разработанности темы. В рамках данного исследования, была использована литература, которая помогла дать общее представление по данной теме. Институциональные представления о браке связаны с классическим наследием таких мыслителей, как: Г. Спенсер, М. Вебер, К. Маркс, Ф. Энгельс, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Б. Малиновский, Э. Фромм; основополагающими трудами отечественных социологов: А.Г. Харчев, А.Г. Вишневский, А.И. Антонов, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский и др. Неклассическая социология (Э. Гидденс, Н. Луман) продолжила изучение брака как социокультурного феномена, создав методологическую возможность отражения эволюции современного брака и фиксации ее результатов в социологических представлениях об институте современного брака.
Социологическое изучение брака начиналось с рассмотрения его в качестве социального института, определяющего цивилизационные формы отношений между мужчиной и женщиной. В институциональном подходе выделяется роль социального института как стабилизатора и регулятора общественной жизни. В социальной эволюции происходила смена форм, что отражалось в правовых, моральных и культурных нормах и ценностях брака. Основатель эволюционного подхода в социологии Г. Спенсер рассматривал брак как социальный институт, раскрывающий механизм включения мужчин и женщин в различные формы общественной жизни, как институт, охраняющий традиции общества. Ф. Энгельс, вслед за Л. Морганом, в своих работах развил эволюционный подход в изучении брака, ему принадлежит разработка исторической типологии брака и семьи. С. И. Голод изучает внутреннюю структуру брака и дает характеристику взаимоотношений между супругами. Последователи функционального подхода (Г. Спенсер, Т. Парсонс) рассматривают брак в качестве условия формирования семьи, которая выполняет жизненно важную роль по стабилизации общества и его физическому продолжению. Таким образом, исследователи, склонны акцентировать инструментальную функцию брака по отношению к семье, во многом игнорируя его социальную самоценность.
Гендерный подход позволяет, в известной мере, преодолеть сложившуюся методологическую асимметрию и выявить механизм эволюции через изменение гендерных ролей в гендерной системе брака.
Развитию гендерного учения о браке способствовало переосмысление философских, психологических, и социологических положений классических теорий взаимодействия мужчин и женщин Ж.-Ж. Руссо, Ф. Энгельса, О. Конта, Г. Зиммеля. Основная идея теории Ж.-Ж. Руссо состояла в признании естественности, природности деления сфер жизнедеятельности на «мужскую» - публичную и «женскую» - частную и признании его социально оправданным, при обоюдном согласии сторон. Сторонники гендерного подхода предложили историческое объяснение описанному разделению, выявили односторонность и заданность теории «естественности» деления на «мужское» и женское» в обществе и браке, предложив категориальное деление «гендера» и «пола».
На базе многочисленных теоретико-эмпирических гендерных
исследований второй половины XX века в США, Западной Европе и России (с 90-х гг. ХХ века) были сформированы положения гендерной теории как критика представлений классической социологии о природе отношений между мужчинами и женщинами. В рамках гендерного подхода статус мужчины и женщины перестает быть аскриптивным, т.е. врожденным или приписанным. Исследователи выявили культурологическую природу тезиса «анатомия - это судьба" и доказали, что гендер - это достигаемый статус, конструируемый в целостной системе общественных отношений.
В США большую роль сыграли представители Чикагской школы и символического интеракционизма (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер, Р. Парк, У. Томас, И. Гофман), последователи зиммелевского интереса к действию и взаимодействию. Огромное значение на осмысление отношений между полами имели работы Т. Парсонса, особенно его совместная монография с Р. Бэйлзом, в основе которой полоролевая теория как имплицитное признание биологического детерминизма ролей.
Пониманию природы гендерного партнерства, способствует теория рациональности и метод идеальных типов великого немецкого социолога Макса Вебера. Большое значение для нас имели труды представителей теории социального конструирования гендера, которая была разработана западными учеными (Дж. Батлер, М. Мид, Г. Рубин, П. Бергер, Т. Лукман, И. Гоффман, Г. Гарфинкель, К. Уэст, Д. Зиммерман и др.). Эмиль Дюркгейм, признанный создатель классической социологии, связывал изменение положения полов с общественным разделением труда и развитием цивилизации. В получившей широкую известность теории французского философа и публициста Симоны де Бовуар указывается на социальную конструкцию в отношениях между мужчинами и женщинами, ее заданный господствующей в обществе системой власти и культуры характер. Именно Симона де Бовуар впервые заговорила о партнерстве мужчины и женщины как о возможном и реальном в современном социуме и культуре типе взаимодействия.
Отечественные исследователи проанализировали историю гендерных отношений (С.Г. Айвазова, М.Ю. Арутюнян, Т.А. Гурко, О.А. Воронина, И.А. Жеребкина, О.М. Здравомыслова и др.); дали системную характеристику современных гендерных взаимодействий в трансформирующемся российском обществе (Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина, Т.В. Барчунова, Г.И. Климантова, Н.М. Римашевская, И.Н. Тартаковская, Г.Г. Силласте, З.А. Хоткина и др.); проанализировали состояние современного брака (Ф.Б. Бурханова, Т.С. Морозова, О.Ю. Ильина и др.); представили типологию гражданского брака (Л.Г. Квиткина, Ю.С. Воеводина). Отметим, что большинство работ российских социологов посвящены анализу природы гендерного конфликта (В. Зайцев, Н.Н. Коростылева, В.А. Луков,
A. В. Кирилина, И.С. Клецина и др.).
В современной российской социологии семьи можно выделить две основные исследовательские парадигмы: 1. «прогрессистская» парадигма (А.Г. Вишневский, С.И. Голод, М.С. Мацковский, Т.А. Гурко) рассматривает современные процессы в семье как позитивные, ведущие к увеличению многообразия семейных форм. 2. «кризисная» парадигма (А.И. Антонов,
B. А. Борисов, А.Б. Медков) объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций, кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе.
Анализ литературы по тематике исследования показал, что феномен гендерного партнерства в браке до настоящего времени не привлекал к себе специального внимания исследователей.
Объектом исследования являются семейно-брачные отношения в современной России.
Предметом исследования является отношение к браку среди российской молодежи в контексте гендерных представлений.
Цель заключается в раскрытии ценностных установок молодежи в отношении семьи и брака на основе анализа эволюции представлений о браке и гендерной системе.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать развитие и становление семьи и брака с позиции социально-гуманитарных наук;
2. Охарактеризовать феминизм в российском обществе как предпосылку концептуализации гендера;
3. Проанализировать опросы ВЦИОМ для выявления трансформации семейно-брачных отношений.
Теоретико-методологической основой работы явились концепции семьи и брака. Работа базируется на идее влияния гендерной тематики на современные семейные ценности. В работе в рамках историко-культурного подхода использованы гипотетико-дедуктивный метод, методы сравнительного анализа, описания, анализа данных.
Эмпирической базой дипломной работы послужил вторичный анализ результатов социологических исследований ВЦИОМ , опросы которого проводились в период с 2014 по 2019 год. Тематика исследования: семья, брак и семейные ценности.
Т еоретико-практическая значимость:
1. В обосновании влияния гендерных представлений на семейнобрачные ценности и отношения. Это проявляется в кризисе традиционных ценностей;
2. Формирование теоретической базы для дальнейшего рассмотрения проблемы в больших масштабах;
3. В возможности использования полученных результатов дипломированными специалистами, работающими, к примеру, в семейной консультации.
Научная новизна работы в том, что было проанализировано состояние семейно-брачных отношений в условиях глобализации, массовизации культуры XXI века и показан их кризисный характер. С точки зрения культурологии была рассмотрена трансформация традиционных ценностей. Были представлены структурные элементы - домашний труд и развод, как индикаторы меняющейся парадигмы семейно-брачных отношений.
Положения, выносимые на защиту.
Анализ семейно-брачных отношений является идентификатором кризисного состояния института брака. Феминизм и гендер, а также процесс глобализации и массовизация культуры актуализируют изучение российской молодежи, так как происходит социальная модификация ролей в семье, появление равноправия и закрепление новых форм брака.
Апробация работы. На курсе «Введение в методологию научного исследования» была проведена дискуссия, посвященная эволюции представлений о браке в рамках гендерного исследования в среде современной российской молодежи.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав (включающих в себя 6 параграфов), заключения, списка использованной литературы (97) и приложения. Общий объем работы
Семейная жизнь начинается с заключения брака как одной из исторически сложившихся форм существования и жизнедеятельности общества. Лексическое значение слова «брак» произошло от глагола «брать» и развитие его в понятийную форму началось с патриархальной системы отношений, когда мужчины именно «брали» невесту - забирали ее в свой дом. Существуют различные дефиниции и коннотации понятия «брак», например, исходя из теоретико-методологического анализа в работе, можно заключить, что брак является социальным институтом, представляющим собой совокупность социальных норм, санкционирующих взаимоотношения мужчины и женщины, а также систему их взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования семьи и жизнедеятельности семейной группы. Особенность брака в том, что это смыслообразующее основание семейных отношений, которое закрепляет определенные функции между людьми, как внутреннее, так и внешнее обязательства, ответственность, взаимопонимание, поддержку друг друга. Брак - социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредствам которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. В семье человек социализируется, получает навыки коммуникации и культуры общения, досуга, труда, а также проявляет свою естественную и социальную природу .
В современном обществе молодежь представляет собой социальнодемографическую группу, в которой семейно-брачные отношения модифицируются в новую форму связей, то есть брак как исторически сложившаяся ячейка общества утрачивает свои традиционные и патриархальные основания.
Согласно данным опросов 2014 и 2019 гг. ВЦИОМ наблюдается кризисное состояние семьи среди молодежи. Исходя из анализа можно заключить, что изминалась парадигма ценностей семейно-брачных отношений и среди молодого поколения выделяются такие тенденции как: одни заключают брак на основании материального или сексуального партнерства, другие наоборот стремятся к воспроизведению этико-культурных традиций семьи, но с условием трансформации этих традиций в современных условиях, то есть браки заключаются на более осознанных началах, подразумевающих мотивированность, образованность и культуру супругов в отношении воспитания детей и развитие финансовой грамотности в понимании распределения семейного капитала с учетом потребностей каждого члена семьи и его реализации во всех сферах деятельности жизни общества.
Таким образом, в первой главе рассматривалась историко-культурная преемственность семейно-брачных отношений и можно отметить, что концептуально тема оформилась благодаря исследованиям антропологов, социологов и психологов. Исследователи XIX - XX вв. не допускали возможности полного краха семьи.
Во второй главе рассматривался генезис феминизма в СССР как предпосылка к концептуализации гендера, актуализации равноправия полов и автономизации женщины в обществе. Было выявлено, что тенденции XX в. и постмодернистские установки на плюрализм, открытость, многополярность, а также массовизация культуры стали факторами для кризисного состояния семейно-брачных отношений, что означает разрушение традиционной формы семейно-брачных отношений и её реорганизация в новую форму отношений.
Историко-культурный анализ семейно-брачных отношений в России XIX - XX вв. и анализ феминизма как предпосылки к концептуализации гендера стали основанием для выделения структурных элементов в современных семейно-брачных отношениях XXI в. Структурными элементами стали домашний труд и развод, которые были теоретически рассмотрены в третей главе. Также в практической части третий главы проанализированы опросы ВЦИОМ для демонстрации актуальных причин изучения темы семейнобрачных отношений среди молодежи XXI в., так как выявленное кризисное состояние брака является условием трансформации традиционнопатриархальных отношений в новую форму связей, представляющих собой равноправные связи между супругами в постиндустриальном обществе. Также среди причин можно выделить тенденции массовой культуры и процесс глобализации, которые влияют и обостряют тему семейно-брачных отношений, основанных на коллективном и сплоченном единстве, в то время как массовая культура пролонгирует индивидуализм, ведущий к изоляционизму, одиночеству как феномену современности и атомизации общества, то есть распаду отношений в обществе и социальной разобщенности.
На сегодняшний день в нашей жизни присутствуют социокультурные факторы, свидетельствующие о разложении семьи, которые постоянно прогрессируют. Исследователи говорят об изменении ценностных установок молодежи в отношении построения семьи. В современном обществе традиционные ценности утратили свою силу. По мере модернизации на первые план выходят ценности индивидуализма, независимости, личных достижений. Система выбора супруга постепенно становится открытой. Многие брачные пары малодетны. Снижение брачности, увеличение доли нерегистрируемых сожительств начинают приобретать форму тенденции. Исчезают традиции пожизненного брака. Все большее распространение получают повторные браки. Появляются альтернативные формы брака и так же увеличивается количество разводов.
Семейно-брачные отношения представляют собой актуальную тему исследования и в качестве перспективы развития темы можно обозначить, что необходимо продолжать вести мониторинг опросов касательно брака, возрастной категории супругов, быта и повседневности семьи, а также проводить анализ данных с акцентом на выявление культурных особенностей среди молодежи, заключающих брак для обоснования трансформации традиционно-патриархальных ценностей, как они адаптировались и изменились содержательно в глобализирующемся мире XXI века. Тему можно развивать с позиции психологии с углублением в детское воспитание и как оно изменяется в современных условиях, и являются ли дети, как это было в XX в. объединяющим ядром в семье.
1. Gillis S., Howie G., Munford R. Third-wave feminism: a critical
exploration. Editors; Palgrave Macmillan, Basingstoke. New York, 2004. [Электронный ресурс] - URL:
https://www.researchgate.net/publication/248956160 Third-
wave feminism a critical exploration (дата обращения: 25.05.20).
2. Goffman E. Gender Display from “Gender Advertisements: Studies in the Anthropology of Visual Communication” / eds.: C. Lemert and A. Branaman. — Goffman Reader. — Blackwell Publishing, 1997.
3. Goode W. Family disorganisation // Contemporary Social Problems / Ed. by R. Merton. N. Y., 1961.
4. Scott, J. 1986. Gender: a Useful Category of Historical Analysis. American Historical Review 91(5): 1053 - 1075.
5. Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения. [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/free doc/2012/demo/orp.doc (дата обращения: 20.03.20).
6. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография // Т.В. Андреева. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
7. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. 34 с.
8. Бадрызлова М.С. Развод как атрибут брака: опыт социологического
исследования уральского села. 2018. [Электронный ресурс] - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9630/2/16Badryzlova2.pdf (дата обращения:
25.05.20).
9. Бем C.JI. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов // С. Бем; пер. с англ. М., 2004. 336 с.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с.
11. Бовуар С. Второй пол. Т. 1 - 2 / С. Бовуар; пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.
12. Богданова В.В. Социализационные траектории студенческой молодежи: состояние, направленность, основные тенденции. Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандид. соц. наук. М.: ННОУ ВПО «МГУ», 2009.
13. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. 576 с.
14. Бурилкина С.А. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография / С. А. Бурилкина, Б. Т. Ищанова, А. В. Меренков и др.; под. ред. Ф.А. Мустаева. Магнитогорск, 2013. Электрон. версия печат. публ. Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
15. Бурова Н.С. Социология и право о разводе. Минск, 1979. 128 с.
..97