РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы выпуска и обращения структурированных продуктов 5
1.1 Понятие и основные характеристики структурированных продуктов 5
1.2 Классификации структурированных продуктов 9
1.3 Зарубежный опыт функционирования рынка структурированных продуктов на
примере США 15
2 Анализ рынка структурированных продуктов в Российской Федерации 21
2.1 Формы выпуска структурированных продуктов, регламентированные
российским законодательством 21
2.2 Рынок структурированных продуктов Российской Федерации и возможности для
преемственности зарубежного опыта 23
2.3 Особенности налогообложения структурированных продуктов 28
3 Выпуск структурированных продуктов на примере ООО «Компания БКС» 31
3.1 Характеристика ООО «Компания БКС» 31
3.2 Линейка структурированных продуктов ООО «Компания БКС» 34
3.3 Рекомендации для компании и клиентов по формированию и инвестированию
средств в структурированные продукты 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
На сегодняшний день, когда основными тенденциями в развитии финансового рынка является усложнение предлагаемых финансовых продуктов и совершенствование технологии сделок с финансовыми инструментами, особый рост показывает сегмент структурированных продуктов. Быстрое развитие данного сегмента обусловлено так же и тем, что ключевым направлением развития современного международного и российского финансового рынка является усиление интеграции его сегментов.
Структурированные продукты являются достаточно интересным с точки зрения исследования инструментом вложений, хоть и еще мало представленным на российском финансовом рынке. Данные продукты, представляя собой комбинацию различных инструментов, имеют очень важное достоинство - возможность снизить риск инвестора, при этом сохранить достаточно высокий уровень доходности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в нашей стране культура инвестирования среди населения развита довольно слабо, вполне возможно, что именно структурированный продукт в дальнейшем может стать тем инструментом для вложений, который будет доступен для большинства даже самых мелких или неопытных инвесторов. Более того, учитывая тот факт, что в 2015 году были введены общедоступные индивидуальные инвестиционные счета, средства на которых не облагаются налогом при соблюдении определенных условий, структурированные продукты могут стать одним из самых востребованных инструментов для вложения, так как многие из них предполагают защиту капитала.
Объектом исследования выступают структурированные продукты, которые наиболее часто встречаются как на российском, так и на зарубежном рынках.
Предметом бакалаврской работы является выпуск и обращение структурированных продуктов.
Целью бакалаврской работы является теоретическое и практическое исследование рынка структурированных продуктов за рубежом, в России в целом и на примере ООО «Компания БКС».
В соответствии с поставленной целью нужно решить следующие задачи:
а) Рассмотреть и изучить теоретические основы структурированных продуктов: понятие, классификации, многообразие форм.
б) Провести анализ рынков структурированных продуктов США и России для выявления проблем и возможностей преемственности опыта.
в) Охарактеризовать деятельность ООО «Компания БКС», изучить линейку структурированных продуктов, схему реализации продуктов и клиентов, для которых данные продукты предназначены.
г) Разработать необходимые рекомендации для компании и клиентов по формированию и инвестированию средств в структурированные продукты.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава включает в себя анализ определений и характеристик структурированных продуктов, также в ней проведено исследование зарубежного рынка на примере США. Вторая глава полностью посвящена особенностям рынка структурированных продуктов в Российской Федерации. В третьей главе подробно разобраны продукты, предлагаемые ООО «Компания БКС», разработаны некоторые рекомендации для компании и клиентов.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют научные труды российских и зарубежных авторов, представленные учебниками, периодическими изданиями и монографиями, а также официальными интернет - ресурсами современных российских и зарубежных компаний, являющимися участниками рассматриваемого сегмента финансового рынка.
Среди авторов, к научным трудам которых было обращение в процессе написания данной работы, можно выделить: М.Ю. Глухова, А.С. Игнатюка, Б.Б. Рубцова, А.Б. Фельдмана, А.Н. Буренина и других.
Структурированные продукты очень интересны с точки зрения вложения денежных средств. Вызвано это, в первую очередь, самой сутью структурированного продукта как финансового инструмента. Одним из основных преимуществ данного варианта вложения является возможность возврата инвестированных денежных средств. Особенно это важно для тех инвесторов, которые не имеют большого капитала и не очень хорошо разбираются в тонкостях и особенностях инвестирования. Также важным преимуществом является и возможная вариативность структурированного продукта, который может быть собран для конкретного инвестора с конкретными требованиями сочетания риска и доходности.
— В рамках данной работы был проделан весьма обширный анализ понятия структурированного продукта, его состава и других характеристик, что позволяет сделать определенные выводы:
Не существует единого определения структурированного продукта, однако все продукты данного типа обладают определенными характеристиками: комплексность (состоят из комбинации нескольких инструментов); определенная инвестиционная стратегия, заложенная в структурированном продукте; гибкие характеристики, которые делают возможным сочетание различных типов инструментов с целью наиболее точного достижения поставленной цели инвестора с учетом его желаемой доходности и риска.
— Объём российского рынка структурированных продуктов не так велик, по сравнению с западным. Это объясняется, в первую очередь, более поздним началом развития данного сегмента, а также и недостаточной его раскруткой ввиду непонимания многих процессов, а также неприспособленностью рынка и инвесторов к работе с таким типом продуктов. Однако стоит заметить, что с каждым годом объём рынка структурированных продуктов увеличивается, также компании предлагают всё новые, более сложные продукты, что говорит о хороших перспективах.
В данном исследовании были приведены основные наиболее часто встречающиеся категории структурированных продуктов и предпринята попытка их классификации по различным критериям. Также был проанализирован российский рынок и установлено, что наибольшее распространение получили самые простейшие структурированные продукты, которые предполагают определенный, достаточно высокий уровень защиты капитала плюс участие в движении рынка.
Важным вопросом в данной работе являлся вопрос о преемственности опыта наиболее передовых стран, а именно США, как лидера современного рынка структурированных продуктов, в России. В целом, конечно, рынки не сопоставимы, что говорит и их объем, и степень доверия к ним, и наличие альтернативы в области типов структурированных продуктов. Первое, на что стоит обратить внимание в нашей стране - поддержание достаточно уровня инвестиционного потенциала общества, что включает и привитие финансовой грамотности, и снижение недоверия к рынку инвестиций в России. Второй момент в этом ключе зависит уже от самих российских компаний и заключается в перенятии опыта работы со структурированными продуктами, особенностей их учета, оценки, хеджирования своих позиций и взаимодействии с нормативно-правовой базой.
На конкретном примере были детально разобраны и классифицированы структурированные продукты, предлагаемые ООО «Компания БКС». Были описаны рекомендации для компании и клиентов по формированию и инвестированию в данные продукты.
Таким образом, на основе проведенного анализа данных и исследования, можно сказать, что структурированный продукт по праву недооценен на российском финансовом рынке. Причины этого ясны, поэтому логичным было бы теперь поставить вопрос - а стоит ли развивать данный сегмент рынка? Если принимать во внимание особенности российского общества, обладающего высокой степенью недоверия к инвестированию как таковому, можно сказать, что структурированные продукты, предполагающие защиту капитала, могут являться тем самым способом привлечения инвесторов - физических лиц к активному участию в рынке. Делая вывод, можно с уверенностью утверждать, что рынок структурированных продуктов в России развивать стоит. Поскольку при правильном использовании особенностей данных продуктов, привлечении и объяснении инвесторам преимуществ их функционирования, структурированные продукты могут стать тем каналом для огромного числа инвесторов, благодаря которому они будут готовы вкладывать свои средства, оживляя нашу отечественную экономику
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 года N 51-ФЗ (ред. от 28.03.3017) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 21.04.2017) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Беломытцева О.С. Развитие системы инвестиционных налоговых вычетов в Российской Федерации для стимулирования инвестиций в ценные бумаги // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 2 (34) - С. 99-113.
5. Березина Н. Н. Формирование структурированного продукта как безрискового инструмента // Вестник финансовой академии. - 2016. - № 2. - С. 65-72.
6. Берзон Н.И. Инновации на финансовых рынках: коллект. моногр. / Н. И. Берзон, Т. В. Теплова. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. - 180 с.
7. Буренин А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов / А.Н. Буренин - М.: ООО «НТО», 2012. - 423 с.
8. Буренин А. Н. Управление портфелем ценных бумаг / А.Н. Буренин - М.: ООО «НТО», 2013. - 356 с.
9. Глухов М. Российский рынок структурированных продуктов. // Рынок ценных бумаг - 2009. - № 18 (393). - C. 29-31.
10. Глухов М. Ю. Структурированные продукты: что внутри? // Рынок ценных бумаг. - 2013. - № 15. - С. 32-35.
11. Глухов М. Ю. Структурированные финансовые продукты: понятие и
устройство. // Вестник Финансовой Академии. - 2012. - № 3 (43). - С. 124-132.
12. Глухов М.Ю. Структурированные финансовые продукты в системе
финансового инжиниринга: диссертация на соискание ученой степени к.э.н.: 08.00.10 / М. Ю. Глухов. - М.: Феникс, 2007. - 214 с.
13. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техники оценки любых активов / А. Дамодаран. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 256 с.
14. Данзюрюн Б. Д. Основные проблемы развития рынка структурированных продуктов в российском законодательстве и некоторые рекомендации по их решению // Финансовая деятельность - 2014. -№ 27. - C. 49-53.
15. Есть ли альтернатива валютным депозитам? [Электронный ресурс] /
Ежедневная деловая газета «РБК daily». - Электрон. дан. - 2013 - URL:
http://rbcdaily.ru/fmance/opinion/562949984389126 (дата обращения 10.04.2017).
..55