Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения имиджа религиозной организации 5
1.1 Основные подходы к изучению имиджа. Структура и функции имиджа 5
1.2 Имидж РПЦ в современной России 13
Глава 2. Эмпирический анализ имиджа Русской православной церкви в
представлении взрослого населения города Красноярска 18
2.1 Методическое обоснование исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 46
Список использованных источников 47
Изучение имиджа Русской православной церкви (далее РПЦ) является актуальным, учитывая политико-экономическую и социально-культурную ситуацию в России в наши дни. РПЦ настолько сильно входит в различные сферы деятельности, что уже не является просто религиозным сообществом, и это безусловно в сильной степени влияет на ее имидж. Так же изучение имиджа важно из-за широкого спектра представленных религиозных движений, различные мировые религии, древние вероучения и новые верования. Такая сильная конкуренция дает весомы повод для изучения и построения положительного имиджа РПЦ среди населения.
Цель: изучить имидж РПЦ в представлении взрослого населения г. Красноярска
Задачи:
1. Исследовать структуру и функции церкви как религиозной организации;
2. Исследовать структуру и функции имиджа религиозных организаций;
3. Исследовать имидж РПЦ в представлении взрослого населения города Красноярска;
4. Сделать выводы и составить перечень рекомендаций, на основе полученных данных.
Объект: представление взрослого население города Красноярска.
Предмет: имидж РПЦ в представлении взрослого населения города Красноярска.
Гипотеза: в представлении взрослого населения города Красяноярска имидж РПЦ содержит противоречивые черты.
Метод сбора информации: социологический опрос.
Выборка: случайная, вероятностная. Классификация респондентов проведена по уровню дохода, полувозрастному фактору, наличие и степень образования и по уровню дохода.
Теоретическое исследование проблематики было проведено опираясь на историю церкви, на работы по социологии и философии церкви, а также на исследования общественного мнения по данному вопросу русских и зарубежных ученых. Я использовал основополагающие работы по социологии религии таких ученых как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Юрий Левада, Луис Беркхоф и Г ерхад Вегнер. Работы Михаила Мчедлова, Льва Митрохина, Киммо Каариайнена, Людмилы Новиковой и других по исследованию общественного мнения в отношении РПЦ, оказали определяющее влияние на данное исследование. Всероссийский центр изучения общественного мнения последние годы уделяет все больше внимания изучению имиджа РПЦ в массовом сознании россиян.
Целостных исследований имиджа РПЦ нет, есть лишь те, которые помогают анализировать определенные аспекты данной проблемы, поэтому степень проработанности темы является сравнительно низкой.
Данная выпускная квалификационная работа ставила перед собой ряд определенных целей и задач. Нам удалось проанализировать имидж Русской православной церкви в представлении взрослого населения города Красноярска. Задачи, которые мы ставили, были выполнены. Предметом исследования стали структура и функции церкви как религиозной организации. В частности, мы проанализировали структуру и функции РПЦ; рассмотрели структуру и функции имиджа религиозных организаций и проанализировали имидж РПЦ в городе Красноярск. В последнем параграфе подробно описано наше исследование и сделаны выводы. Так же, на основе полученных данных, мы составили перечень рекомендаций для улучшения имиджа РПЦ.
Основываясь на нашем анализе, мы можем в заключении сказать, что Красноярская епархия верно организовала свою внутреннюю структуру и успешно справляется с большинством предъявленных к ней, как к религиозной организации, задач. Отдельное внимание мы рекомендуем обратить на имидж служащих церкви. Как показало наше исследование, имидж служащих церкви является крайне важным компонентом имиджа и одной из основ формирования восприятия церковной деятельности