Аннотация 3
Введение 4
Глава 1 Теоретические и методические основы преподавания социокультурного компонента при обучении английскому языку в школе ..9
1.1 Понятие и роль социокультурного компонента в преподавании
иностранных языков 9
1.1.1 Элементы культуры как предмет изучения 14
1.1.2 Принципы и методы преподавания культуры 18
1.1.3 Содержание обучения социокультурному компоненту иностранного
языка на средней ступени в школе 24
1.2 Онлайн-платформа как средство обучения иностранному языку 28
1.3 Возрастные и психологические особенности детей подросткового
возраста 33
1.4 Методика обучения социокультурному компоненту детей подросткового возраста 40
Выводы по первой главе 47
Глава 2 Обучение социокультурному компоненту английского языка обучающихся средней школы с использованием платформы «Английский пациент» 49
2.1 Дидактический потенциал платформы «Английский пациент» для обучения социокультурному компоненту 49
2.2 Методика использования платформы «Английский пациент» для обучения социальной культуре обучающихся средних классов по тематическому модулю «Вежливость» 57
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список литературы 77
Благодаря широкому использованию социолингвистики, межкультурной коммуникации и лингвистики в преподавании иностранных языков, исследователи осознали, что даже если обучающиеся хорошо владеют базовыми языковыми знаниями в области аудирования, говорения, чтения и письма, они все равно могут столкнуться с трудностями в общении. Это связано с непониманием социокультурных факторов языка коммуникации. Более того, преподавание культуры в процессе обучения иностранным языкам занимает подчиненное положение по отношению к обучению языковым навыкам, акцент на изучении которых слишком велик. Вместе с тем, изучение иностранного, в частности, английского языка немыслимо без погружения в англоязычную лингвокультуру. Еще В. Гумбольдт заложил основы теории языковой относительности, согласно которой объективная реальность формируется под влиянием языка, которым человек владеет. Исходя из этой теории, изучая новый иностранный язык, человек изучает и образ мышления его носителей. Поэтому при обучении иностранному языку необходимо на основе овладения языковыми навыками внедрять социальную и культурную информацию, которую несет английский язык, развивать социальную и культурную осведомленность обучающихся, повышать их культурную восприимчивость и давать им возможность правильно и уместно общаться на английском языке. Поэтому важной целью преподавания английского языка является развитие социокультурной компетенции обучающихся средней школы в английском языке, чтобы они могли понимать и использовать социокультурные компоненты английского языка, такие как формулы вежливости, привычки, ценности и так далее.
Изучение социокультурной информации в классе может повысить познавательную активность обучающихся, что способствует более быстрому развитию их коммуникативных навыков и позволяет развивать лингвистическую компетенцию обучающихся для построения знаний о культуре целевого языка, что, в свою очередь, ведет к развитию их когнитивного сознания о целевом языке и его культуре.
Актуальность исследования объясняется необходимостью изучения новых инструментов обучения иностранному языку. Современные образовательные платформы обычно сосредоточены на обучении грамматике и лексике, социокультурные компоненты иноязычной речи детей в средней общеобразовательной школе преподаются редко. Это приводит к очевидному пробелу, оставляя обучающихся без необходимых фоновых знаний и навыков для успешного осуществления межкультурной коммуникации. Существующие исследования в этой области ограничены и не посвящены конкретным методам и подходам к обучению иноязычной речи с целью развития социокультурной компетенции обучающихся. Поэтому настоящее исследование направлено на устранение этого пробела, предлагая новые подходы и методы для образовательной практики, которые способствуют
развитию межкультурного понимания и коммуникативных навыков обучающихся.
Цель: определить принципы и методические приёмы формирования социокультурного компонента в ходе обучения школьников английскому языку, а также разработать комплекс упражнений для формирования социокультурной компетенции у обучающихся средней ступени средствами образовательной онлайн-платформы "английский пациент".
Задачи:
1. уточнить терминологический аппарат и роль социокультурного компонента в обучении английскому языку в средней школе;
2. описать возможности образовательных онлайн-платформ для изучения иностранного языка;
3. описать функции и возможности онлайн-платформы «Английский пациент»;
4. уточнить возрастные и психолого-педагогические особенности школьников средней ступени обучения в связи с динамично развивающимся процессом дигитализации общества;
5. подобрать корпус видеоматериалов и разработать комплекс упражнений для формирования социокультурной компетенции обучающихся средней школы с использованием образовательной онлайн-платформы "Английский пациент".
Объектом исследования является формирование и совершенствование социокультурной компетенции школьников средней ступени в процессе 6
обучения английскому языку в средней школе.
Предмет исследования - использование видеоматериалов для обучения школьников средней ступени социокультурному компоненту английского языка посредством образовательной онлайн-платформы "Английский пациент".
Научная новизна данной работы обусловлена объединением предмета исследования - социокультурного компонента - и использованием информационно-телекоммуникационных технологий для обучения иностранному языку. Предыдущие исследования ограничивались такими аспектами обучения иностранному языку на образовательной платформе как автоматизация грамматических навыков, изучение новых слов, не уделяя достаточного внимания социокультурным аспектам. Данная ВКР предлагает новый взгляд на использование образовательных платформ для развития навыков межкультурной коммуникации обучающихся, а также для формирования социокультурной компетенции.
Материалом исследования послужили пятнадцать видеороликов, размещенные на сайте www.voutube.com, отражающие социокультурный компонент английского языка, которые могут быть использованы в целях обучения школьников средней ступени обучения.
Методолого-теоретическую базу исследования составляют работы
в области обучения иностранному языку: В области роли
социокультурных компонентов в обучении иностранным языкам: Е. И. Пассов; Е. Н. Соловова; П. В. Сысоев; С. Г. Тер-Минасова.
7
в области роли социокультурных компонентов в обучении иностранным языкам: А. Ф.Туркменова; Г. Д. Ажибекова; Н. А. Богдан; Ш. С. Дуйсенбаева.
в области возрастной психологии: А. Г. Овчинникова; А. Ф. Королева; И. В. Путинцева; О. В. Фролова.
в области исследований онлайн-платформ: А. И. Позднякова; И. В. Путинцева; Л. М. Щукина; Н. Н. Тиунова.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты вносят вклад в развитие методики преподавания иностранных языков путем конкретного анализа применения обучающих онлайн платформ и видеоматериалов для формирования и усиления социокультурного компонента в обучении иноязычной речи. Это исследование подчеркивает роль и значимость этих инструментов в межкультурном образовательном процессе, предлагая новые перспективы для теории и практики преподавания иностранных языков.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в практике обучения английского языка в школе для развития и совершенствования социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку, а значит, и для развития навыков межкультурной коммуникации и сотрудничества.
В данном исследовании, в качестве целевой группы которого выступают обучающиеся средней школы, рассматривается проблема дефицита социокультурного содержания в существующем преподавании иностранных языков и предлагаются новые перспективы и методы его внедрения в школьную образовательную практику. В ходе выполнения ВКР нами был разработан и опубликован на платформе «Английский пациент» комплекс тренировочных упражнений, способствующих развитию социокультурной компетенции обучающихся средней школы. При этом мы пришли к следующим выводам.
Социокультурный фактор играет важнейшую роль в обучении иностранным языкам не только потому, что он непосредственно влияет на поведение и образ мышления человека, но и потому, что он является ключом к общению и пониманию взаимодействия между людьми в разных культурах. К компонентам культуры, которые были исследованы в настоящей работы, относятся: вежливость, этикет, ценности, традиции, речевые формулы обращения. Благодаря знакомству и усвоению этих компонентов в процессе обучения иностранному языку обучающиеся могут лучше адаптироваться к разнообразной культурной среде и, таким образом, улучшить их межкультурную коммуникативную компетенцию.
В ходе работы мы пришли к следующим выводам. В результате включения в содержание обучения иностранному языку социокультурного компонента у
обучающихся формируется социокультурная компетенция, которая понимается как способность распознавать общие и различные черты своей и чужой культуры и осознанно и успешно общаться. Важным компонентом социокультурной компетенции являются сравнение и понимание, при этом сравнение культур всегда происходит на фоне собственной культуры [Мейер]. Социокультурная компетенция включает в себя: лингвострановедческий, социолингвистический, социально-психологический, культурологический, лингвистический. Наиболее понятным, поддающимся изучению в условиях школьной программы является лингвистический элемент, в то время как обучение остальным компонентам социокультурной компетенции представляет собой определенную сложность, связанную с отбором содержания. Мы выяснили, в этом вопросе следует руководствоваться следующими принципами: диалога культур; культуросообразности;
интерактивности; межкультурной коммуникации. Включение в процесс обучения в качестве материала музыкальных и литературных произведений, фильмов, видеороликов и клипов соответствует данным принципам и способно оказать положительное воздействие на усвоение обучающимися «культурного кода» стран изучаемого языка.
На сегодняшний день широкую популярность приобрели новые средства и инструменты обучения, позволяющие работать индивидуально, без прямого взаимодействия с учителем, в частности, образовательные онлайн- платформы. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой 74
увеличится и степень вовлечения обучающихся в процесс обучения.
Благодаря нашему исследования мы пришли к выводу, что онлайн-платформа «Английский пациент» может быть использована и для обучения школьников социокультурному компоненту по темам "вежливость", "культура" и "этикет". Эти темы выбраны, т.к. правила вежливости и использование этикетных формул различаются в англоговорящих, русскоговорящих и китаеговорящих странах. Мы разработали ряд упражнений для платформы, которые подходят для обучения школьников подросткового возраста. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни индивида. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. В среднем школьном возрасте у детей наблюдаются динамичные физиологические изменения, включая быстрое увеличение роста и веса, а также эмоциональные колебания, которые сопровождаются закрытостью, неуверенностью в себе, раздражительностью. Поэтому пробудить интерес и поддерживать мотивацию обучающихся этого возраста в процессе обучения иностранному языку - довольно сложная задача, которая с успехом решается благодаря использованию онлайн-платформы.
Упражнения соответствуют трем этапам обработки информации при изучении социокультурных компонентов: дотекстовый, текстовый и
послетекстовый. Первый этап призван стимулировать интерес обучающихся и заложить основу для изучения вежливого языка. На втором этапе обучающимися отрабатываются вежливые фразы с помощью различных 75
видов деятельности. На третьем этапе закрепляются полученные знания, обучающихся учатся использовать вежливую речь в реальных ситуациях.
В качестве основного материала мы выбрали видеоролики, размещенные на сайте ютьюб (www.youtube.com), отобрали из них 15 наиболее подходящих по тематике, темпу речи, содержанию, произношению и разработали к ним упражнения. На каждом из этапов используются различные типы упражнений: ответ на вопросы с множественным выбором (Multiple choice), истинных/ложных вопросов (True/False) и других упражнений, направленных на то, чтобы вернуться к информации в видео и проверить, насколько обучающийся понял изученную информацию, углубляя понимание с помощью различных типов упражнений.
В заключение следует отметить, что данное исследование не только углубляет наше понимание роли социокультурных факторов в преподавании и изучении иностранных языков, но и предлагает ряд эффективных педагогических принципов и методов, способствующих развитию межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся.
Список литературы
Ажибекова Г.Д. Дуйсенбаева Ш.С. Использование аутентичных
материалов как средство формирования социокультурной компетенции на занятиях иностранного языка // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2018. №18-3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-autentichnyh-materialov-kak- sredstvo-formirovaniya-sotsiokultumoy-kompetentsii-na-zanyatiyah- inostrannogo-yazyka (дата обращения: 16.04.2024)
[2] . Английский пациент. — URL:
https://englishpatient.online/?ysclid=lxlsf2evif614295669 (дата обращения: 19.06.2024)
[3] . Английский язык 5 класс Учебник Верещагина Афанасьева часть 2
читать онлайн. — URL: https: //uchebnik-rabochaya-
tetrad.com/Английский%20язык/Английский%20язык%205%20класс%20 Учебник%20Верещагина%20Афанасьева%20часть%202/index.html#prettv Photo (дата обращения: 16.06.2024)
[4] . Багрова А.Я. Основные компоненты содержания обучения
иностранному языку в общеобразовательной школе // Вестник
Московской международной академии. 2012. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-komponenty-soderzhaniya- obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата
обращения: 01.04.2024)
[5] . Березко Д.В. "Общая культура" и "социокультурная компетенция" в теории и практике развития личности / Д. В. Березко // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. - 2022. - № 2(115). - С. 86-91. - EDN NTDDDS.
[6] . Будникова А.С. Методы в преподавании иностранных языков //
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №1 (61). URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/metodv-v-prepodavanii-inostrannvh-yazvkov (дата обращения: 02.05.2024).
[7] . ВКР Роль аутентичного материала в целях формирования
социокультурной компетенции учащихся. — URL:
https://nsportal.ru/shkola/inostrannve-vazvki/angliiskiv- yazyk/library/2017/05/17/vkr-rol-autentichnogo-materiala-v (дата
обращения: 17.04.2024)
[8] . Головкин Я.Д. Межкультурные конфликты и их причины //
Экономика и социум. 2016. №5-1 (24). URL:
https://cvberleninka.rU/article/n/mezhkulturnye-konfliktv-i-ih-prichinv (дата
обращения: 02.04.2024)
[9] . Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для
организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования. — URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sfera-
obsluzhivaniya/library/2022/12/23/shchukina-l-m-doklad-tsifrovye- obrazovatelnye (дата обращения: 01.04.2024)
78
[10] . Королева А.Ф. Социально - психологические особенности подросткового возраста / А. Ф. Королева Н. С. Королева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - No. 118-3. - P 76-78. - EDN XCDHNL.
[11] . Методики изучения иностранных языков. — URL:
https://education.forbes.ru/authors/metodiki (дата обращения: 01.04.2024)
[12] . Методические принципы преподавателя иностранного языка.
— URL:https://scipress.ru/philologv/articles/metodicheskie-printsipv-
prepodavatelva-inostrannogo-vazyka.html (дата обращения: 31.03.2024)
[13] . Нейман С.Ю. Дальке С.Г. Принципы построения системы
дистанционного обучения иностранным языкам // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №2 (6). URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/printsipv-postroeniva-sistemv-distantsionnogo- obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 02.04.2024)
[14] . Новый словарь методических терминов и понятий (теория и пр актика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов А. Н. Щу кин. 2009.
[15] . Обучение иноязычной культуре через иностранный язык в
условиях общеобразовательной школы. — URL:
https://studfile.net/preview/6216642/page:3/ (дата обращения:03.06.2024
..51