Введение 3
1 Особенности развиитя специальных физических качеств баскетболистов 14-16 лет 5
1.1 Возрастные особенности развития детей 14-16 лет 4
1.2 Сенситивные периоды развития физических качеств баскетболистов 14-16 лет....6
1.3 Средства и методы специальной физической подготовки баскетболистов 7
2 Методы и организация исследования 20
2.1 Методы исследования 20
2.2 Организация исследования 23
3 Результаты исследования развития специальных физческих качеств юных
баскетболистов 24
3.1 Особенности методики развития специальных физических качеств
баскетболистов на этапе совершенствования спортивного
мастерства 24
3.2 Оценка эффективности методики развития специальных физических качеств баскетболистов на этапе совершенствования спортивного
мастерства 29
Выводы 34
Список использованной литературы 36
Приложение
Актуальность. На сегодняшний день специальная физическая подготовка (СФП) является неотъемлемой частью совершенствования профессионального мастерства баскетболиста [4]. Баскетбол является динамичным видом спорта, в котором часто применяются прыжки, спринты, резкие смены направления и т.д., эффективность выполнения которых, полностью зависит от физической подготовленности спортсмена. Необходимый уровень физической подготовленности напрямую связан с техническим мастерством, реализации технических замыслов, и так же психическая устойчивость, основанная на уверенности в своих физических способностях.
Развитие физических качеств в юношеском возрасте, даст фундамент, на который будет опираться спортсмен на протяжении всей спортивной деятельности. Незнание морфологических особенностей, влечет за собой потерю эффективности в тренировочном процессе, что несомненно скажется на результативности. Знания о биологических и физиологических особенностях развития юных баскетболистов, даст более грамотное составления тренировочного плана, воспользовавшись снижением генетического контроля, максимально использовать в процессе физической подготовки особенности, присущие тому или иному возрасту, целенаправленно работать над “сильными” или “слабыми” сторонами как отдельных баскетболистов, так и представителей различных амплуа[1,2].
Специальная физическая подготовка баскетболистов включает в себя множество аспектов, которые совершенствуются в тренировочном процессе. Однако потенциал спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства еще далеко не раскрыт. Это говорит о необходимости постоянного поиска новых методов, средств и способов воспитания специальных физических качеств.
Исследования, рассматривающие проблему в этом направлении, проводили такие ученые как: Верхошанский Ю.В., Гомельский А.Я., Губа В.П., Железняк Ю.Д., Зациорский В.М.
Цель исследования: разработать методику развития специальных физических качеств баскетболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Задачи:
1. Выявить средства и методы развития специальных физических качеств баскетболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства на основе анализа литературных источников
2. Разработать методику развития специальных физических качеств баскетболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства
3. Проверить эффективность разработанной методики в условиях педагогического эксперимента
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс баскетболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Предмет исследования - методика развития специальных физических качеств баскетболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Гипотеза: применение разработанной методики позволит повысить уровень развития специальных физических качеств баскетболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованной литературы и приложения. Список литературы включает 49 источников. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 40 страниц компьютерного набора текста, включая 7 таблиц, 7 рисунков, приложение.
1. В результате анализа научно-методической литературы мы выявили:
- к специальным физическим качествам баскетболистов относятся: силовые, скоростно-силовые способности, взрывная сила, скоростные способности, специальная выносливость, специальная гибкость и умение расслабляться, специальная ловкость.
- средствами СФП являются, во-первых, особо организованные упражнения условного характера из техники и тактики баскетбола, во-вторых, элементы, отдельные части игровых движений и действий, а также упражнения, достаточно сходные с ними по форме и по взаимодействию, на развитие физических качеств.
- в специальной физической подготовке баскетболистов применяются следующие методы: повторный метод, повторно-серийный, интервальный метод, круговой метод, сопряженный метод, метод моделирования соревновательной деятельности, контрольный метод.
2. Особенности разработанной методики в следующем:
Развитие мышечных структур проходило симметрично, и всесторонне. Развивалась постуральная устойчивость, обеспечиваемая стабильность пояснично-тазобедренного комплекса. Для развития силы применялись повторный метод, метод концентрических усилий, метод изометрических усилий, и плиометрический (ударный) метод.
Изометрический метод применялся в позе, соответствующей суставным углам, в которых акцентируется рабочее усилие в соревновательном упражнении.
Специальная выносливость совершенствовалась с помощью повторно-серийного метода, метода сопряженного воздействия, соревновательного, и игрового метода.
При длительном отдыхе между сериями, использовались упражнения на совершенствование техники на фоне усталости. Применялись такие двигательные действия, как бросок мяча в прыжке, штрафные броски, различные передачи мяча двумя и одной рукой. Для развития локальной мышечной выносливости применялся бег в гору в различных вариантах. Задачи связанные с развитием быстроты, решались непосредственно после разминки.
Учитывались особенности воспитания физических качеств в рамках одной тренировки.
3.Экспериментально подтверждена эффективность разработанной нами методики для развития специальной физической подготовленности баскетболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. В 4 тестах из 5 после эксперимента результаты экспериментальной группы достоверно лучше, чем результаты
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов // изд. -М. «Физкультура и спорт». 1988. С. 99-181.
2. Гомельский А.Я. Баскетбол: Секреты мастера // изд. -М. 1997.
3. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы и оценки прогнозирования (морфобиомеханический подход) // изд. -М. «Советский спорт». 2012. С. 85-101.
4. Железняк Ю.Д., Портнова Ю.М. Спортивные игры // изд. -М. «Физическая культура и спорт». 2004. С. 85-101.
5. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств // изд. -М. «ФиС». 2000. С. 186, 194, 200-203.
6. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов // изд. -М. «Физическая культура и спорт». 1970. С. 8-169.
7. Иващенко Л.Я. Самостоятельное занятие физическими упражнениями // изд. -К. «Здоровье». 1995. С. 150-164.
8. Комаров А.В. Баскетбол / А.В. Комаров, Н.А. Пашуро, В.К. Сафронов, И.К. Дерва,
А.Д. Полосова // изд. -М. «Физкультура и спорт». 1967. С. 130-147.
9. Коробейников Н.К. Физическое воспитание // изд. -М. «Высшая школа». 1999. С. 112-117.
10. Коробков А.В. Физическое воспитание // изд. -М. «Высшая школа». 2000. С. 117.
11. Коц Я.М. Спортивная физиология // изд. -М. «Физкультура и спорт». 1999. С. 201213.
12. Кудрявцев М.Д. Подготовка баскетболистов и формирование у них двигательных навыков в учебном процессе // изд. «Начальная школа». 2004. № 4. С. 24-27.
13. Настольная книга учителя физической культуры // изд.-М. «Физкультура и спорт». 1998. С. 341-352, С. 398.
14. Нестеровский Д.И. Теория и методика обучения // изд. -С. «Академия». 2012. С. 127-141.
15. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта // изд. -М. «Физическая культура». 2010. С. 31-47.
..49