Введение 3
1 Трансформация внеучебной деятельности студентов в контексте советской высшей школы 17
1.1 Роль внеучебной деятельности в системе высшего образования СССР 17
1.2 Этапы развития внеучебной деятельности в Томском государственном университете
31
2 Организация внеучебной деятельности среди студентов Томского государственного
университета 45
2.1 Общественно-политическая внеучебная деятельность студентов 48
2.2 Научно-исследовательская внеучебная деятельность студентов 58
2.3 Спортивная и творческая внеучебная деятельность студентов 68
3 Влияние внеучебной деятельности на обучение и профессиональное становление
студентов ТГУ 84
3.1 Освещение учебных и профессиональных достижений студентов, занимающихся внеучебной деятельностью 84
3.2 Корреляция между внеучебной и учебной деятельностью студентов Томского
государственного университета 96
Заключение 109
Список использованных источников и литературы 112
Приложение А 126
Приложение Б 139
Приложение В 154
Актуальность исследования обоснована необходимостью комплексного осмысления роли внеучебной деятельности студентов как важного компонента системы высшего образования, что приобретает особую значимость в условиях современных реформ, направленных на улучшение качества образовательного процесса в России.
В последние годы в контексте реформирования системы высшего образования в стране происходит трансформация высшей школы. Трансформация включает в себя выход из Болонской системы образования, а также адаптацию к современным требованиям суверенизации высшего образования . Особое значение приобретает не только модернизация учебного процесса, но и осмысленное проектирование внеаудиторной работы со студентами. В этой связи обращение к историческому опыту организации студенческой жизни в советский период позволяет выявить устойчивые организационные модели и содержательные практики, доказавшие свою эффективность.
Томский государственный университет является одним из вузов России, который активно участвует в проектах по реформированию высшего образования. ТГУ имеет статус одного из старейших и наиболее авторитетных университетов Сибири, чья образовательная модель отличается уникальным сочетанием инновационных подходов в образовании и богатых исторических традиций, сформированных в том числе в советский период , поэтому изучение внеучебных форм и практик студентов на примере Томского государственного университета представляет особый научный интерес. Рассмотрение внеучебной деятельности студентов ТГУ в 1964-1991 гг. позволяет реконструировать целостную систему воспитательной работы, в которой органично сочетались образовательные, профессиональные и гражданско-патриотические компоненты.
Особого внимания заслуживает вопрос о преемственности образовательных практик. Многие элементы внеучебной деятельности в рамках советской системы, такие как стройотряды, научные общества, добровольческие инициативы, демонстрируют удивительную жизнеспособность, которые трансформировались в современные форматы . При этом рассмотрение их развития и изменений позволяет избежать воспроизводства
дисфункциональных элементов, таких как избыточная идеологизация или формализм мероприятий.
Таким образом, исследование внеучебной деятельности студентов ТГУ в историческом контексте позволит не только выявить эффективные модели организации студенческой активности, сохраняющие свою актуальность в современных условиях, но и проследить влияние внеучебной деятельности студентов на их учебные достижение и профессиональное становление в контексте советской системы высшего образования.
Степень изученности и значимости проблемы. Историографию по изучаемой теме условно можно разделить на 3 тематических блока: работы о советской системе высшего образования, работы о роли комсомола в системе высшего образования, работы о внеучебной деятельности студентов в университетах СССР и ТГУ. Рассмотрим каждый из блоков по порядку.
Так, работы о советской системе высшего образования представляют собой исследовательский материал, который позволяет раскрыть контекст изучаемых явлений, а также идеологические и организационные основы внеучебной деятельности студентов. Непосредственно данным вопросом занимались такие исследователи, как Т.П. Коржихина, Д.В. Хаминов, Я.И. Кузьминов.
Работа Т.П. Коржихиной даёт важное понимание административных механизмов, которые регулировали все сферы общественной жизни СССР, включая образование. Автор подробно анализирует структуру государственных органов, их эволюцию и роль в формировании политики, что позволяет проследить, как идеологические установки транслировались в вузовскую среду. Тем не менее, её исследование сосредоточено преимущественно на централизованных управленческих процессах, тогда как специфика местных практик, в том числе внеучебной работы в отдельных университетах, остаётся за рамками анализа.
Д.В. Хаминов в своей статье рассматривает правовые и идеологические аспекты образовательной политики СССР. Его работа раскрывает нормативную базу, регламентирующую деятельность вузов в контексте советской системы высшего образования, включая воспитательную функцию. Однако автор акцентирует внимание на общих тенденциях, не углубляясь в конкретные формы студенческой активности .
Исследование Я.И. Кузьминова в соавторстве с Д.С. Семёновой и И.Д. Фруминой посвящено трансформации высшего образования в позднесоветский и постсоветский периоды Авторы анализируют системные изменения в организации учебных заведений, но их работа в большей степени ориентирована на макроуровень - распределение вузов, финансирование, управленческие реформы. Вопросы повседневной студенческой жизни, включая досуг и общественную деятельность, рассматриваются лишь косвенно, что не позволяет в полной мере реконструировать практики внеучебной работы на местах .
Несмотря на значительный вклад авторов в изучение советской образовательной системы, перечисленные работы не исчерпывают тему внеучебной деятельности студентов. Работы дают важный контекст, делая упор на идеологические и административные рамки, в которых существовали вузы, но не уделяют внимания локальным особенностям, вариативности форм студенческой активности и их реализации в университетах.
Следующий блок представлен работами, которые посвящены роли комсомола в системе высшего образования. Данная тематика служит одним из ключевых аспектов историографии, так как комсомол был основным организатором и куратором внеучебной деятельности студентов, что непосредственно связано с темой настоящего исследования. Среди исследователей можно выделить работы С. Никифорова, А.М. Никифоренковой, А.Д. Болдышева, В.В. Ткаченко.
Монография С. Никифорова «Томский комсомол: Жила бы страна родная!», изданная к столетию ВЛКСМ, является значимым вкладом в изучение молодежной политики и деятельности комсомольских организаций в Томске. Основу работы составляют архивные документы и фотоматериалы, которые не только иллюстрируют ключевые события в истории комсомола Томска. Однако его работа не позволяет проследить эволюцию комсомола как института, активно влиявшего на различные сферы жизни молодежи, включая внеучебную деятельность. Несмотря на значимость этой работы, она не исчерпывает проблематику внеучебной деятельности студентов ТГУ в указанный период. Акцент в работе сделан на общерегиональные процессы, а не на специфику университетской среды, из-за чего упускаются особенности студенческой жизни, характерные именно для Томского государственного университета.
Работа А.М. Никифоренковой представляет собой системный анализ деятельности ВЛКСМ как основного проводника государственной молодежной политики. Автор демонстрирует, каким образом комсомол осуществлял контроль над культурно-массовой работой в вузах, организуя идеологически выверенные формы досуга. Однако исследование носит преимущественно обобщающий характер, рассматривая комсомол как единый механизм без внимания к тому, как его установки преломлялись на уровне отдельных университетов.
Более приближенным к локальному контексту является исследование А.Д. Болдышева, в котором представлен анализ работы комсомола в условиях нарастающего кризиса советской системы. Ценность этой работы заключается в том, что она затрагивает конкретные примеры деятельности томских студенческих организаций, включая стройотряды и политико-воспитательные мероприятия. Вместе с тем хронологические рамки исследования ограничены позднесоветским периодом, что не позволяет проследить эволюцию внеучебной работы на протяжении всего исследуемого отрезка .
В.В. Ткаченко в своей статье акцентирует внимание на трансформации молодежной политики в условиях реформирования советской системы. Автор подробно рассматривает, как изменения в идеологическом курсе отражались на деятельности комсомольских ячеек, в том числе в студенческой среде. Однако исследования сконцентрировано преимущественно на кризисных явления и децентрализации управления, тогда как повседневные аспекты внеучебной деятельности, такие как студенческие клубы, творческие коллективы или спортивные секции, остаются за рамками исследования.
Таким образом, несмотря на несомненную значимость представленных работ для понимания роли комсомола в организации студенческой внеучебной деятельности, они не дают целостного представления о внеучебной деятельности в Томском государственном университете. Исследования либо рассматривают комсомол в общесоюзном масштабе, не уделяя внимания локальным практикам, либо сосредотачиваются на узких хронологических рамках, упуская динамику развития студенческой активности. Кроме того, слабо освещены неформальные аспекты внеучебной жизни, которые не всегда укладывались в рамки официальной идеологии, но играли важную роль в формировании студенческой культуры.
Последний блок охватывает исследования, посвященные внеучебной деятельности студентов в Советском Союзе и Томском государственном университете. Данный блок представлен общими работами о внеучебной деятельности как в СССР, так и в ТГУ, работами, посвященными строительным отрядам и трудовой деятельности, а также исследованиями, которые рассматривают научную и культурно-массовую деятельность студентов.
Среди работ, посвященных внеучебной деятельности в масштабах СССР стоит выделить исследования таких авторов, как А.Н. Чиж, Г.Н. Алова, Е.В. Андрееву.
Исследования Г.Н. Аловой и А.Н. Чижа закладывают теоретико-методологическую основу для понимания воспитательной функции высшей школы. Более фундаментальный подход демонстрирует монография А.Н. Чижа, охватывающая двадцатилетний период развития внеучебной деятельности (1960-1980 гг.). Автор показывает эволюцию подходов к организации внеучебной работы, связывая её с общими тенденциями развития высшей школы. Тем не менее, в работе прослеживается определённая абстрактность: рассматривая проблему в общесоюзном масштабе, А.Н. Чиж не учитывает региональную специфику и особенности отдельных вузов, что существенно ограничивает её применимость для нашего исследования.
Г.Н. Алова в своей работе детально анализирует воспитательный потенциал внеучебной деятельности, уделяя особое внимание её роли в профессиональном становлении будущих педагогов. Однако работа ограничивается более широким рассмотрением системы высшего образования с акцентом на педагогических университетах .
Более современное исследование Е.В. Андреевой представляет собой ценный исторический экскурс, в котором автор предпринимает попытку теоретического осмысления феномена внеучебной деятельности в масштабах страны. Е.В. Андреева рассматривает внеучебную деятельность студентов как целостную систему, анализируя генезис и функциональные особенности различных форм студенческой активности. Однако, будучи ориентированной на выявление общих закономерностей, работа затрагивает практическую реализацию воспитательных программ в конкретном вузе .
Таким образом, при всей значимости рассмотренных работ для понимания общих принципов организации внеучебной деятельности в советских вузах, они не дают целостного представления о специфике студенческой жизни в ТГУ в 1964-1991 гг.
Отдельно стоит рассмотреть работы, посвящённые освещению элементов внеучебной деятельности через призму истории Томского государственного университета. Данные исследования позволяют выявить особенности университета, повлиявшие на формирование специфики внеучебной деятельности. Стоит отметить таких авторов, как М.Е. Плотникова, С.Ф. Фоминых, В.В. Расколец.
Юбилейное издание «Томский университет, 1880-1980» под редакцией М.Е. Плотниковой, созданное коллективом авторов, представляет собой фундаментальный труд по истории университета. В нём подробно освещены основные вехи развития вуза, структура управления и научные достижения. Хотя в работе содержится ценный фактический материал о различных периодах существования университета, внеучебная деятельность студентов не становится предметом специального рассмотрения, упоминалась лишь фрагментарно в разделах, посвящённых общественной жизни. При этом хронологические рамки исследования заканчиваются 1980 г., не охватывая заключительный этап советского периода .
Коллективная монография под редакцией С.Ф. Фоминых представляет собой фундаментальное исследование, в котором на обширной документальной базе прослеживается столетняя эволюция профсоюзного движения в стенах Томского университета. Особую ценность для нашего исследования представляет раздел, посвященный послевоенному периоду, где вводном предисловии освещается деятельность профсоюзной организации в сфере организации студенческого досуга, оздоровительных мероприятий и материальной поддержки учащихся. Однако профсоюзная деятельность рассматривается преимущественно в организационно-управленческом аспекте, тогда как собственно студенческая инициатива и повседневные практики внеучебной деятельности выходят на второй план исследования.
Более современное исследование В.В. Расколец, посвящённое «третьей роли» университета в советский период, автор анализирует эволюцию организационных форм взаимодействия университета с обществом, включая различные аспекты студенческой активности. Однако работа сосредоточена преимущественно на институциональном уровне, не уделяя достаточного внимания повседневным практикам студентов и их собственным инициативам в сфере внеучебной деятельности. Кроме того, акцент делается на административно-организационных аспектах, а не на содержании студенческой жизни.
Особый интерес представляют работы Э.А. Никифоровой и В.В. Петрика, посвящённые студенческим строительным отрядам. Э.А. Никифорова в своей статье предпринимает попытку комплексного осмысления феномена студотрядовского движения, рассматривая его как значимый элемент социализации советской молодежи. Однако работа ограничивается общими рамками постановки проблемы без детального рассмотрения региональной специфики, в частности - деятельности томских студенческих отрядов .
Исследование В.В. Петрика, основанная на сибирском материале, позволяет проследить региональные особенности трудового воспитания студентов. Автор не только анализирует нормативно-правовую базу движения ССО, но и на конкретных примерах показывает динамику развития этого явления в сибирском регионе. При этом В.В. Петрика рассматривает движение ССО в контексте всей Сибири, не акцентируя внимание на специфике Томского государственного университета.
Научная и культурно-массовая деятельность студентов представлена в работах Ю.В. Беляниной и Р.Г. Черданцевой. Статья Ю.В. Беляниной, посвященная организации научно-исследовательской работы студентов в послевоенный период, представляет интерес с точки зрения анализа форм руководства и вовлечения молодежи в научную деятельность. Автор рассматривает институциональные механизмы, способствовавшие развитию студенческой науки, что может служить отправной точкой для изучения преемственности этих практик в более поздние десятилетия. Однако хронологические рамки исследования не позволяют в полной мере судить о трансформации научной работы студентов в 1960¬1980 гг., когда внеучебная деятельность приобрела новые формы под влиянием изменений в образовательной политике и общественной жизни СССР.
Работа Р.Г. Черданцевой, сосредоточенная на физической культуре в ТГУ в 1960 гг., ценна тем, что раскрывает один из ключевых элементов студенческого досуга. Авторы анализируют не только спортивную составляющую, но и ее связь с общими тенденциями университетской жизни, что отчасти пересекается с темой нашего исследования. Тем не менее, статья охватывает лишь один временной отрезок и ограничивается узкоспециализированным аспектом, оставляя без внимания другие формы культурно-массовой деятельности, такие как художественная самодеятельность, общественные инициативы или интеллектуальные клубы.
Таким образом, внеучебная деятельность студентов Томского государственного университета в 1964-1991 гг. остается недостаточно исследованной темой. Основные пробелы историографии заключаются в отсутствии комплексного подхода, объединяющего все формы внеучебной деятельности; недостаточном внимании к локальным практикам ТГУ; слабой изученности неформальных аспектов студенческой внеучебной деятельности; хронологической ограниченности многих исследований. Так, настоящее исследование, основанное на архивных материалах, данных периодической печати, а также источниках личного происхождения способствует восполнению указанных пробелов в историографии по теме.
Научная новизна данного исследования заключается в комплексном рассмотрении форм внеучебной деятельности студентов и их влияния на учебный процесс в рамках Томского государственного университета в период с 1964 по 1991 гг. Несмотря на значительное количество работ по истории высшего образования, аспекты внеучебной деятельности остаются наименее изученными. Большинство текущих работ носят разрозненный, фрагментарный характер, не позволяющий составить целостное представление о внеучебной деятельности в рамках советской системы высшего образования, на примере Томского государственного университета.
Научная проблема: Насколько внеучебная деятельность была организована результативно в рамках советской системы высшего образования на примере Томского государственного университета?
Объект - советская система высшего образования.
Предмет - содержание и формы внеучебной деятельность студентов Томского государственного университета.
Цель: оценить влияние внеучебной деятельности на учебную работу студентов Томского государственного университета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть трансформацию внеучебной деятельности среди студентов вузов в советской системе образования.
2. Выявить ключевые особенности, принципы, механизмы и институциональные структуры, определявшие организацию и развитие внеучебной деятельности в ТГУ в контексте советской системы образования.
3. Реконструировать и систематизировать формы и практики внеучебной деятельности студентов Томского государственного университета в исследуемый период.
4. Определить корреляцию между внеучебной и учебной деятельностью студентов Томского университета в процессе их обучения.
Хронологические рамки охватывают период с 1964 г. по 1991 г. Нижняя граница исследования обусловлена фактом окончания периода «Оттепели» и избранием на пост генерального секретаря партии Л.И. Брежнева. Верхняя граница исследования обусловлена распадом Советского Союза (26 декабря 1991 г.) и полной перестройкой общественного устройства. Таким образом, исследование охватывает неоднократную смену политического строя, что позволяет рассмотреть динамику внеучебной деятельности студентов.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию г. Томска, поскольку в нем расположен Томский государственный университет.
Методологическая база исследования состоит из общенаучных, исторических и междисциплинарных методов исследования. Работа соблюдает базовые принципы исторического познания, такие как: историзм, объективность и системность. При написании работы мы опирались на общенаучные методы, такие как дедукция и индукция, синтез и анализ, описательный метод.
Среди специально-исторических методов исследования задействованы такие методы, как историко-типологический, историко-сравнительный и историко-генетический, историко-хронологический, помимо этого для сбора необходимого материала был применен метод интервьюирования. Обратимся к каждому перечисленному методу по порядку.
Применение историко-типологического метода позволило систематизировать и классифицировать формы и практики внеучебной деятельности. Метод позволил разделить внеучебную деятельность студентов ТГУ на типы в зависимости от их направленности и функционального назначения, а также выделить ключевые особенности в рамках советской системы образования.
Применение историко-сравнительного метода помогло выявить особенности внеучебной деятельности в контексте советской образовательной системы. Это позволило определить, какие аспекты были уникальны для университета, а какие соответствовали общегосударственными стандартами. Также данный метод способствовал рассмотрению влияния внеучебной деятельности на учебный процесс.
Историко-генетический метод позволил рассмотреть внеучебную деятельность студентов Томского государственного университета как процесс, имеющий свои закономерности развития, этапы становления и изменения под влиянием социально-политических и образовательных факторов. Применение историко-генетического метода позволило проследить, как со временем менялась роль и значимость различных видов внеучебной деятельности студентов, определить основные этапы развития. Также данный метод способствовал выявлению того, как внеучебная активность студентов влияла на их академические достижения.
В свою очередь, историко-хронологический метод стал основой для системного рассмотрения внеучебной деятельности студентов ТГУ, позволив выстроить строгую временную последовательность событий и выявить их взаимосвязь с ключевыми историческими процессами.
Для сбора источников личного происхождения был применён междисциплинарный подход, включающий метод интервьюирования. В рамках исследования предварительная разрабатывался тематический список вопросов (гайд), соответствующий проблематике исследования. Перед проведением интервью все участники были ознакомлены с тематикой исследования и в устной форме выразили согласие на использование и публикацию предоставленной ими информации. Использованные для работы фрагменты интервью представлены в приложениях (см. Приложения А и Б).
Источниковая база исследования привлекает множественный список задействованных источников. Можно выделить четыре значительные группы источников: нормативная документация, делопроизводственные материалы, источники личного происхождения и периодическая печать.
Нормативная документация. В рамках исследования были использованы ключевые нормативные акты советского периода, регулирующие деятельность высших учебных заведений, организацию воспитательной работы и внеучебной деятельности студентов. Рассмотренные документы позволяют проследить эволюцию государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики, а также выявить основные механизмы управления внеучебной деятельностью. Среди нормативной документации можно выделить постановления, регулирующие развитие высшей школы и документы, посвящённые организации молодёжи.
Рассматриваемые постановления, такие как Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. , Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1964 г. , Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 3 сентября 1966 г. , Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. формировали нормативно-правовую базу, регламентирующую взаимоотношения между высшей школой и государством. Эти документы не просто устанавливали формальные правила организации учебного процесса, но и создавали институциональные рамки, в которых развивалась вся система студенческого досуга и общественной активности.
Данные документы демонстрируют эволюцию государственного подхода к воспитательной работе в вузах, отражая изменение приоритетов в зависимости от социально-политического контекста разных периодов. Они позволяют проследить, как централизованно формировалась модель внеучебной деятельности, в которой органично сочетались образовательные, воспитательные и идеологические компоненты. Для настоящего исследования эти нормативные акты служат важным инструментом понимания механизмов регулирования студенческой активности, показывая, как общегосударственные установки преломлялись на уровне отдельного вуза. Они помогают выявить соотношение между централизованными директивами и локальными практиками, между формальными требованиями и реальными формами студенческой самоорганизации.
Нормативные документы, посвящённые организации молодёжи в виде Постановления ЦК КПСС. «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» от 1 октября 1968 г. и Постановления Минвуза СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 17 июня 1987 г. формировали правовые и организационные основы взаимодействия между университетом и комсомольской организацией. Эти постановления создавали институциональные рамки, в которых выстраивалась вся система внеучебной работы, определяя распределение полномочий между администрацией вуза и комсомольскими структурами. Они фиксируют изменение баланса между административным руководством и студенческой инициативой, что особенно важно для понимания трансформации форм внеучебной деятельности на протяжении исследуемого периода.
Таким образом, рассматриваемые постановления позволяют не только реконструировать нормативную базу внеучебной деятельности, но и понять систему взаимоотношений между университетом как образовательным учреждением и государством как регулятором всех сфер общественной жизни, а также между университетом и комсомолом как основным проводником государственной молодежной политики.
Делопроизводственные материалы. Преимущественно рассмотренные дела носили характер делопроизводственной документации органов управления Томского государственного университета. Суммарно было задействовано 2 томских архива. В Государственном архиве Томской области (ГАТО) был задействован следующий фонд: Р-815 (ТГУ). Работа велась с протоколами заседаний отчетно-выборных профсоюзных конференциях (12 дел), однако в архиве удалось найти подходящие дела только с 1974 г. Тем не менее, удалось собрать общую информацию о формах внеучебной деятельности студентов.
Протоколы отчетно-выборных профсоюзных конференций позволили выявить ключевые формы организации студенческого досуга и общественной активности в указанный период. Особую ценность представляют сведения о взаимодействии профсоюзной организации с другими структурами университета в деле координации внеучебной работы. Документы фонда содержат информацию о различных направлениях студенческой активности - от культурно-массовых мероприятий до спортивных соревнований и общественно-политических инициатив. В ряде дел упоминается взаимосвязь между общественной занятостью и академической успеваемостью студентов.
Для того, чтобы собрать делопроизводственную документацию университета за недостающее десятилетие, мы обратились в архив ТГУ (Ф. Р-815). В архиве велась работа с приказами по студентам, в которых содержалась информация об отчислении, назначении стипендии, направлениях на практику. В фонде присутствует информацию об общей успеваемости студентов, однако, отдельной информации об успеваемости студентов- активистов выявлено не было.
Работа с подобными документами позволила выявить материалы для понимания механизмом реализации воспитательной работы и внеучебной деятельности в целом и конкретное приложение государственной политики на реалии регионального вуза.
Источники личного происхождения. В выпускной квалификационной работе задействована информация, которая была получена через проведение интервью с двумя респондентами. Респонденты, согласившиеся дать интервью были современниками исследуемого периода, сначала обучались в Томском государственном университете в общий период с 1964 по 1975 гг., а затем работали в ТГУ в общий период с 1969 г. по настоящее время.
В качестве первого респондента был выбран Александр Николаевич Попов, который считается «самым долгоиграющим» замдеканом ТГУ. Несмотря на то, что А.Н. Попов ставил акцент в своём рассказе на деятельность в рамках Исторического факультета, тем не менее, были и воспоминания, связанные с университетом в целом. В своем интервью А.Н. Попов подчеркивал, что не принимал столь активного участия во внеучебной деятельности, однако, информация из интервью помогла понять общие особенности рассматриваемого периода.
В качестве второго респондента был выбран Григорий Ефимович Дунаевский. Несмотря на то, что Г.Е. Дунаевский являлся студентом Радиофизического факультета (РФФ), а после научным сотрудником Сибирского физико-технического института (СФТИ) и проректором университета, он активно включался во внеучебную деятельность как во время учебы, так и после нее. Г.Е. Дунаевский состоял в киноклубе, туристической секции, временно пробовал свои силы в СКАТе, поэтому удалось получить полноценную информацию о состоянии внеучебной деятельности студентов в университете в рассматриваемый период. Фрагменты интервью, которые использовались при написании работы были размещены в приложениях А и Б.
Периодическая печать. В ходе исследования наиболее широко были задействованы публикации в многотиражных газетах «За советскую науку», «Красное знамя».
«За советскую науку» - это многотиражная, еженедельная газета, которая принадлежала органам парткома, ректората, месткома, комитета ВЛКСМ и профкома ТГУ. Будучи официальным изданием ТГУ, газета отражает «внутриуниверситетский взгляд» на жизнь студенчества. В публикациях подробно освещались такие формы студенческой активности, как работа научных кружков, участие в художественной самодеятельности, спортивные достижения, деятельность строительных отрядов и профсоюзные инициативы. Особую ценность представляют статьи о повседневных практиках студентов - от организации досуга до взаимодействия с администрацией вуза. Кроме того, газета фиксировала взаимосвязь между общественной активностью и академической успеваемостью, что позволило рассмотреть корреляцию между учебной и внеучебной деятельностью (см. Приложение В).
В отличие от университетского издания, «Красное знамя», как орган Томского обкома КПСС и облисполкома Совета народных депутатов, предлагает «внешний, городской взгляд» на жизнь ТГУ. Материалы этой газеты содержат более обобщенные и фрагментарные сведения о студенческой активности, зачастую дублируя информацию из «За советскую науку», но в более идеологизированном и лаконичном формате. Тем не менее, публикации в «Красном знамени» позволяют увидеть, как внеучебная деятельность студентов ТГУ вписывалась в общегородские и общесоюзные кампании - будь то комсомольские стройки, фестивали или политико-воспитательные мероприятия.
Таким образом, привлеченный комплекс исторических источников обеспечил всестороннее освещение темы исследования. Нормативные акты раскрыли управленческую основу внеучебной работы, делопроизводственные материалы - ее практическое воплощение в ТГУ, интервью - личные впечатления участников, а периодика - публичное отражение студенческой жизни. Привлекаемые источники позволяют реконструировать и систематизировать формы внеучебной деятельности студентов Томского университета в 1964-1991 гг. Таким образом, собранная источниковая база исследования является репрезентативной и достаточной для достижения поставленных задач и цели.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, поделённых на параграфы, заключения, перечня использованных источников и литературы, а также приложений (А, Б, В).
Проведенное исследование внеучебной деятельности студентов Томского государственного университета в 1964-1991 гг. позволило достичь поставленной цели - оценить ее влияние на учебную работу студентов через комплексный рассмотрение трансформации форм и практик внеучебной деятельности в контексте советской системы образования. Для решения поставленной цели был выполнен ряд задач.
В качестве первой задачи исследования было обозначено рассмотрение трансформации внеучебной деятельности в общесоюзном масштабе. В ходе работы было установлено, что внеучебная деятельность студентов в советской модели высшего образования играла важным инструментом государственной политики по формированию специалиста нового типа. На разных этапах советского периода внеучебная деятельность выполняла не только воспитательные, но и социально-мобилизационные функции, адаптируясь к меняющимся политическим и экономическим условиям.
Вторая задача работы позволила выявить ключевые особенности, которые определяли развитие внеучебной деятельности в ТГУ в контексте советской системы образования. Особенностью томской модели стало сочетание жесткой институциональной структуры, контролируемой партийными и комсомольскими органами, с элементами подлинной студенческой инициативы, особенно ярко проявившейся в научной и творческой сферах. Если в 1960-1970 гг. доминировали централизованные формы организации, то к концу 1980 гг. наметилась устойчивая тенденция к автономизации студенческой активности, что особенно наглядно проявилось в возникновении дискуссионных клубов, в которых проходило обсуждение ранее запрещенных тем, а также альтернативных объединений. Этот переход подготовил почву для постсоветских трансформаций университетской среды, демонстрируя удивительную жизнеспособность многих организационных моделей (стройотряды, студенческие научные объединения), адаптирующихся к новым условиям.
В качестве третьей задачи была осуществлена реконструкция форм и практик внеучебной деятельности студентов ТГУ в рассматриваемый период. В рамках задачи была рассмотрена эволюция форм и практик студенческих активностей, а также они были систематизированы по ключевым направлениям внеучебной деятельности студентов. Так, в сфере общественно-политической деятельности произошел переход от формального участия в идеологических кампаниях к появлению независимых студенческих инициатив, а также переход роли координатора внеучебной деятельности в рамках вуза от комсомола к профсоюзу. Научная деятельность, сохраняя институциональную основу в виде НСО, претерпела трансформацию от коллективных форм к индивидуальным исследовательским проектам, хотя и столкнулась с проблемами коммерциализации в конце рассматриваемого периода. Особенно показательной стала эволюция спортивной и творческой жизни, где неформальные объединения (СКАТ, киноклубы, СТЭМы) постепенно вытеснили официальные структуры, демонстрируя переход от идеологизированного досуга к подлинной студенческой самореализации.
Выявленные формы и практики внеучебной деятельности студентов позволили более детально рассмотреть четвёртую задачу исследования. Реконструкция форм внеучебной деятельности в ТГУ обозначила их тесную взаимосвязь с учебным процессом, проявлявшуюся в нескольких аспектах. Во-первых, активное участие в различных видах внеучебной деятельности способствовало развитию профессионально значимых качеств - организационных способностей, навыков командной работы, исследовательской культуры. Во-вторых, как показывают источники, студенты-активисты демонстрировали в среднем более высокую академическую успеваемость, что объясняется как эффектом селекции (в активность вовлекались наиболее мотивированные студенты), так и формированием навыков эффективного распределения времени. В-третьих, многие внеучебные практики (научные кружки, производственная практика в стройотрядах) имели непосредственное прикладное значение для профессиональной подготовки будущих специалистов.
В ходе исследования была сформирована репрезентативная таблица, включающая данные об успеваемости студентов-активистов различных внеучебных направлений за 1964-1991 гг. Анализ этих данных выявил устойчивую положительную корреляцию между активным участием во внеучебной деятельности и академической успеваемостью: в среднем 82% студентов-активистов, регулярно упоминавшихся в газете, имели оценки «хорошо» и «отлично».
Перспективы дальнейших исследований видятся в более углубленном изучении механизмов адаптации советских моделей внеучебной работы к современным образовательным реалиям, привлечении новых источников, а также в расширении тематики исследования за счёт включения в исследование современности.
Таким образом, решение исследовательских задач дало возможность выявить ключевые закономерности, характеризующие изучаемый феномен как органичную часть образовательного процесса, обладающую значительным воспитательным и профессионально-формирующим потенциалом. Исследование выявило влияние внеучебной деятельности на образовательный процесс в ТГУ, которое проявлялось не только в хорошей успеваемости и формировании профессиональных навыков, но и в создании эффективного социального лифта для дальнейшего профессионального роста активных студентов.
1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 № 343 (ред. от 26
июня 2023) «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 446951/(дата обращения: 10.03.2025).
2. Высочайше утвержденный Общий Устав Императорских Российских Университетов от 18 июня 1863 г. № 39752 // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2025. - URL:https://base.garant.ru/58090285/(дата обращения: 21.03.2025).
3. Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе
высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=19104#t0PPjoUeaFb51Al51(дата обращения: 21.03.2025).
4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1964 года № 499 «О сроках подготовки и улучшении использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:https://www.libussr.ru/doc ussr/usr 6082.htm(дата обращения: 21.03.2025).
5. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 3 сентября 1966 г. № 729 «О
мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=19495#lYbRjoUuIOiMFEgr(дата обращения: 21.03.2025).
6. Постановление ЦК КПСС. О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи от 1 октября 1968 г. // Правда. - 1968. - 6 окт.
7. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сборник документов. Т. 13: апрель 1979 г. - март 1981 г. - М.: Политиздат, 1981. - С. 58-66.
8. Постановление Минвуза СССР, Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 17 июня 1987 N 435/20-11/Ст 7/10а «О первоочередных мерах по расширению
участия студентов в управлении высшими учебными заведениями» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=18641#7EcTjoUIPrabz1cL1(дата обращения: 21.03.2025).
Документальные материалы из архивов
9. Документы по празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина // Государственный архив Томской области (далее - ГАТО). - Ф. Р-815. - Оп. 1. - Д. 2033.
10. О состоянии НИРС в ТГУ (1952-1953) // ГАТО. - Ф. Р-815. - Оп.1. - Д. 1891.
11. Отчет о НИР университета за 1978 г. // ГАТО. - Ф. Р-815. - Оп. 1. - Д. 6699.
12. Протокол заседания XXI отчётно-выборной профсоюзной конференции и документы к нему // ГАТО. - Ф. Р-815. - Оп.1. - Д. 6611.
13. Протокол XXII конференции профсоюзной организации студентов и документы к нему // ГАТО. - Ф. Р-815. - Оп. 1. - Д. 6810.
Источники личного происхождения
14. Респондент Александр Николаевич Попов, 1946 год рождения : интервью. - Томск, 24 апреля 2025. - 1 флеш. накопитель. - Личный архив автора.
15. Респондент Григорий Ефимович Дунаевский, 1946 год рождения : интервью.
- Томск, 12 мая 2025. - 1 флеш. накопитель. - Личный архив автора.
Периодическая печать
16. 1 сентября - день знаний // За советскую науку. - 1985. - 29 авг. - С. 1.
17. 5 июня - День окружающей среды // За советскую науку. - 1988. - 2 июня. - С. 4.
18. Абжанова З. Кто поедет в Одессу? // За советскую науку. - 1989. - 18 мая. - С. 4.
19. Айзикова И. Дерзайте! Вы талантливы // За советскую науку. - 1985. - 25 апр.
- С. 4.
20. Алгин А. // За советскую науку. - 1985. - 6 янв. - С. 3.
21. Алферов А. Давайте попробуем! // За советскую науку. - 1987. - 15 янв. - С. 2.
22. Афанасьев В. Счастливого пути // За советскую науку. - 1975. - 17 апр. - С. 1.
23. Афанасьева С. В отряд - на конкурсах началах // За советскую науку. - 1987.
- 11 июня. - С. 2.
24. Ахунбаев А. На традициях держимся? // За советскую науку. - 1989. - 15 июня. - С. 2.
25. Бабушкин Н. Любящим поэзию // За советскую науку. - 1966. - 12 сент. - С. 4.
26. Балдынов Дружинники ГГФ // За советскую науку. - 1966. - 28 нояб. - С. 2.
27. Боброва Н. Студенты ТГУ на конференции памяти С.П. Королева // За советскую науку. - 1978. - 4 мая. - С. 4.
28. Бычков А.П. Социалистические обязательства // За советскую науку. - 1973.
- 15 февр. - С. 2.
29. В день «Красной субботы» // За советскую науку. - 1988. - 14 апр. - С. 1.
30. В зимние каникулы // За советскую науку. - 1970. - 22 янв. - С. 1.
31. В поиске // За советскую науку. - 1990. - 1 марта. - С. 3.
32. Васильева Э. Геохимики об истории // За советскую науку. - 1987 - 23 апр.
- С. 2.
33. Вернулись с победой // За советскую науку. - 1988. - 19 мая. - С. 3.
34. Веснина Т. Внесены поправки // За советскую науку. - 1988. - 24 марта. - С. 2.
35. Веснина Т. Комсомол все может сам // За советскую науку. - 1988. - 3 нояб.
- С. 2.
36. Веснина Т. Полпреды студенчества // За советскую науку. - 1988. - 24 марта.
- С. 2.
37. Веснина Т. Прорыв в новое мышление // За советскую науку. - 1987. - 5 нояб.
- С. 3.
38. Веснина Т. Смотр закончен. Что дальше? // За советскую науку. - 1989. - 18 мая. - С. 4.
39. Викторов С. Простая душа // За советскую науку. - 1966. - 6 марта. - С. 2.
40. Волкова Н. Капелла вновь принимает поздравления // За советскую науку. - 1978. - 1 июня. - С. 3.
41. Воробьев О. Кубок «ЗСН» у экономистов // За советскую науку. - 1985. - 24 окт. - С. 4.
42. Воронова С. Мы едем в Польшу // За советскую науку. - 1964. - 23 апр. - С. 3.
43. Все - на субботник // Красное знамя. - 1978. - 28 февр. - С. 1.
44. Вымятин В. Разговор по существу / В. Вымятин, Л. Полов // За советскую науку. - 1965. - 1 февр. - С. 1.
45. Общими усилиями // Красное знамя. - 1984. - 18 сент. - С. 3.
46. Говорите ли вы по..? // За советскую науку. - 1991. - 17 апр. - С. 3.
47. Гончаренко А. 5 дипломов лауреатов и 14 грамот - нашему университету // За советскую науку. - 1974. - 14 марта. - С. 1.
48. Гончаренко Л. ТГУ - на интернеделе // За советскую науку. - 1985. - 16 мая.
- С. 4.
49. Готовимся // За советскую науку. - 1965. - 5 апр. - С. 1.
50. Громова С. На празднике труда // За советскую науку. - 1985. - 25 апр. - С. 1.
51. Давыдов А. Звенят клинки // За советскую науку. - 1985. - 31 окт. - С. 4.
52. Двоеглазов В. Рэндзю - нитка жемчуга // За советскую науку. - 1988. - 26 мая
- С. 4.
53. Демехина О. Я хочу найти вещество... // За советскую науку. - 1966. - 12 дек.
- С. 1.
54. Демиденко В. Если тебе комсомолец имя // За советскую науку. - 1966. - 10 янв. - С. 1.
55. До новых встреч, зима! // За советскую науку. - 1966. - 4 апр. - С. 2.
56. Дорогой Ильича // За советскую науку. - 1970. - 16 апр. - С. 1.
57. Доска объявлений // За советскую науку. - 1987. - 15 окт. - С. 4.
58. Доска объявлений // За советскую науку. - 1988. - 25 февр. - С. 4.
59. Достижения юбилейного года // За советскую науку. - 1987. - 31 дек. - С. 1.
60. Дьяченко М. К вершине Машук Маметовой // За советскую науку. - 1971. - 24 июня. - С. 4.
61. Дьяченко Н. Трудность «6 категории» // За советскую науку. - 1966. - 20 июня. - С. 1.
62. Евтюхин Ю. Так держать, капитан! // За советскую науку. - 1983. - 21 апр. - С. 4.
63. Елизаров И. Молодцы, юристы! // За советскую науку. - 1966. - 20 июня. - С. 1.
64. Ершов Ю. Минимумы и максимумы // За советскую науку. - 1988. - 24 нояб.
- С. 3.
65. Ефимов В. Спорт // За советскую науку. - 1964. - 6 апр. - С. 2.
66. Ещё раз о БВК // За советскую науку. - 1988. - 8 сент. - С. 2-3.
67. Жаров К. Как на факультетах привлекают студентов к научной работе // За советскую науку. - 1973. - 5 апр. - С. 1.
68. Жарков К. Цифры - не главное// За советскую науку. - 1973. - 14 июня. - С. 1.
69. За неделю // За советскую науку. - 1964. - 23 нояб. - С. 1.
70. Зайцев В. 20 дней у нефтяников // За советскую науку. - 1966. - 28 марта. - С. 1.
71. Зиязитдинова О. ССО на старте // За советскую науку. - 1985. - 27 июня. - С. 2.
72. Зубков А. Отчеты и выборы // За советскую науку. - 1966. - 18 апр. - С. 2.
73. Иванов В. К смотру художественной самодеятельности // За советскую науку. - 1966. - 18 апр. - С. 2.
74. Иванов И. Есть КСП! // За советскую науку. - 1985. - 28 февр. - С. 4.
75. Иванова Г. «Алые паруса» меняют курс // За советскую науку. - 1965. - 1 марта. - С. 1.
76. Иванова Л. «Эстус» дарит праздник // За советскую науку. - 1985. - 16 мая. - С. 4.
77. Иванова Н. Феномен - общественная редакция // За советскую науку. - 1989.
- 14 дек. - С. 1-2.
78. Иванова Э. Вы говорите по-английски? // За советскую науку. - 1988. - 7 апр.
- С. 2.
79. Иванова Э. Стали победителями // За советскую науку. - 1988. - 18 февр. - С. 2.
80. Из последней почты // За советскую науку. - 1965. - 13 дек. - С. 1.
81. Из постановления XXI отчетно-выборной конференции ВЛКСМ // За советскую науку. - 1966. - 21 нояб. - С. 1.
82. Индукаев Ю. Мир строгий, логический // За советскую науку. - 1971. - 15 апр. - С. 1-2.
83. Информация // За советскую науку. - 1966. - 11 апр. - С. 4.
84. Информация // За советскую науку. - 1966. - 16 мая. - С. 4.
85. Информация // За советскую науку. - 1985. - 3 янв. - С. 4
86. Информация // За советскую науку. - 1988. - 7 янв. - С. 4.
87. Информация // За советскую науку. - 1989. - 13 апр. - С. 4.
88. Информация прошедшей недели // За советскую науку. - 1966. - 4 дек. - С. 4.
89. Иоганзен Б. Советы первокурснику // За советскую науку. - 1987. - 3 сент. - С. 2.
90. История Томского университета // За советскую науку. - 1988. - 24 сент. - С. 4.
91. История Томского университета // За советскую науку. - 1988. - 29 сент. - С. 4.
92. Итоги зимней сессии // За советскую науку. - 1966. - 14 марта. - С. 1.
93. Их выбрало время // За советскую науку. - 1988. - 10 нояб. - С. 1.
94. К 150-летию со дня смерти // За советскую науку. - 1987. - 29 янв. - С. 4.
95. Каблуков В. Завтрашний мир куется сейчас // За советскую науку. - 1985. - 16 мая. - С. 4.