АННОТАЦИЯ 3
Введение
1 Теоретические аспекты миграции и миграционной политики 8
1.1 Понятия и миграции и миграционной политики 8
1.2 Взаимодействие акторов миграционной политики 7
2 Роль органов государственной власти и институтов гражданского общества в регулировании региональных миграционных процессов 222
2.1 Миграционная ситуация на территории Томской области 222
2.2 Сферы взаимодействия органов государственной власти и институтов
гражданского общества в регулировании миграционных процессов 288
Заключение 41
Список источников и литературы 466
Актуальность темы исследования. Российская Федерация является не только самой большой по площади страной, граничащей с немалым количеством государств, но и также по праву считается одним из самых привлекательных мест для мигрантов. Иммигранты из стран бывшего СНГ и Средней Азии видят в России перспективное место работы. Ежегодно, государство принимает колоссальное количество мигрантов, Россия занимает второе место в мире по этому показателю.
Основным актором миграционной политики является государство, которое вырабатывает её основные принципы. Но, в тоже время, в указе Президента Российской Федерации «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» сказано, что одним из принципов миграционной политики является участии институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В теории, важность данного пункта и наличие его вместе с другими принципами миграционной политики, довольно очевиден. Россия есть демократическое федеративное правовое государство. Развитие и участие институтов гражданского общества в жизни государства крайне необходимо, потому что наличие гражданского общества в стране говорит о её демократическом, правовом и социальном статусе. Принцип участия институтов гражданского общества в реализации миграционной политики, прописанный в Указе, подводит к тому, что органы государственной власти не только готовы, но и заинтересованы во взаимодействии с гражданским обществом. Власть готова к диалогу с народом и выстраиванию порядка действий вместе с общественными объединениями и организациями, некоммерческими организациями и национально-культурными автономиями. Наметившаяся долгосрочная тенденция, должна положительно сказаться на политике государства и роли граждан в ней.
Как на самом деле будет работать данный принцип в Российской Федерации, на практике? Стоит ли институтам гражданского общества готовиться к участию в реализации миграционной политике, имел ли место быть данный прецедент во вчерашней истории России, и какие идеи могут предложить институты гражданского общества сфере миграционного регулирования? Это вопросы, которые требуют ответа. Мы полагаем, что для эффективного исследования практической стороны данного вопроса, необходимо рассмотреть взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти на примере отдельно взятого региона. Томская область - один из самых подходящих вариантов для исследования, т.к. является исторически сложившимся местом пребывания большого количества мигрантов. Регион не только находится на относительно недалеком расстоянии от Казахстана и ряда стран Средней Азии, но является студенческим центром. На территории города Томска расположены ведущие ВУЗы страны, куда съезжаются студенты из всех уголков государств ближнего и дальнего зарубежья. С точки зрения исследования миграционных процессов, Томская область, несомненно, представляет большой интерес. В регионе осуществляют свою деятельность более 1500 некоммерческих организаций. Особый интерес для нашего исследования представляют национально-культурные автономии, т.к. именно они оказывают помощь органам государственной власти в проведении эффективной региональной миграционной политики. Таковых в Томской области, судя по данным официального портала Администрации Томской области, восемнадцать.
Степень научной разработанности темы исследования. Научные публикации, касающиеся рассматриваемой нами проблемы, можно разделить на несколько групп. Для понимания сущности миграции и миграционной политики большое значение имеют работы С. Бондаревой «Миграция. Сущность и явления», В. Мукомеля «Миграционная политика России: Постсоветские контексты», В. Малахова «Интеграция мигрантов: концепции и практики», М.Е Попова «Политика социокультурной интеграции: основные теоретические подходы», С. Рязанцева «России нужна новая миграционная политика». В ходе исследования были изучены и использованы статьи таких авторов как: А.В. Куракин и С.А. Акимова, В.А. Волох, Р.А. Абдуманапов, В.М. Медведков, О.Ф. Варганова, А.Ю. Качалков, А.С. Шерстобитов, Э.И. Тарханова, В.А. Тишков.
Ко второй группе можно отнести публикации авторов, которые говорят о формировании механизма взаимодействия граждан и государства и о роли институтов гражданского общества в проведении миграционной политики. Это работы: Т.В. Бутовой «Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти», Г.Ф. Цельникера и А.А. Немова «Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в Российской Федерации», Н.А. Колесниковой «Модели взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества», М.Р. Висханова «Практика взаимодействия власти и общества», О.В. Щупленкова «Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной Росиии», А. Кондакова «Возможности взаимодействия между акторами в миграционной политике России».
Третью группу составляют работы авторов, которые занимаются исследованием миграционных процессов в Томской области. К ним можно отнести исследования И.В. Нам «НКА как ресурс адаптации мигрантов (на примере Томска)», «Новые» этнические группы (диаспоры) в г. Томске», «Томская область. Мониторинг этнополитической ситуации»; В.В. Кашпура, И. Г. Поправко «Социокультурная адаптация мигрантов: проблемы и стратегии»; Д.В. Полетаева «Адаптация мигрантов из зарубежных стран в российских городах: сравнительный анализ на примере Томска, Санкт-Петербурга и Москвы», Г.А. Барышевой, И.В. Черданцевой «Миграционные процессы в период инновационных преобразований в экономике региона».
Эмпирическую базу исследования составили документы как федерального уровня: доклады Федеральной службы государственной статистики РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, так и уровня регионального: «Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года», Закон Томской области «О государственной поддержке региональных и местных национально - культурных автономий в Томской области», Концепция действий на рынке труда Томской области до 2020 года. Интерес для нашего исследования представляли материалы интернет-сайтов общественных организаций Томской области, материалы официального интернет-портал Администрации Томской Области, сайт Законодательной думы Томской области; материалы новостных сайтов: ТВ2, TOMSK.RU, РИА Томск.
Объектом исследования выступает миграционная политика Томской области
Предмет исследования - взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества Томской области в регулировании миграционных процессов
Цель исследования - выявить сферы взаимодействия между органами государственной власти и институтами гражданского общества в регул ировании миграционных процессов на территории Томской области.
Задачи исследования:
1. дать определение миграции и миграционной политике;
2. определить авторов миграционной политики РФ;
3. исследовать миграционную обстановку в Томской области;
4. определить органы государственной власти Томской области, занимающиеся регулированием миграционных процессов;
5. определить роль институтов гражданского общества Томской области в деле регулирования миграционных процессов;
6. выявить наличие коммуникации между органами государственной власти и институтами гражданского общества по вопросам регулирования миграции;
7. определить основные проблемы во взаимодействии органов государственной власти и институтов гражданского общества в регулировании миграционных процессов.
Теоретико-методологические основания исследования. Теоретическую основу исследования составили публикации ведущих российских исследователей по проблемам миграции и роли различных акторов в её проведении. Методологической базой исследования стали идеи, изложенные в трудах по взаимодействию органов власти и институтов гражданского общества. В работе был применён коммуникативный подход, который позволил выявить сферы взаимодействия между органами государственной власти и институтами гражданского общества в регулировании миграционных процессов на территории Томской области.
Методы исследования. Общенаучные методы: анализ и синтез, метод
экстраполяции для определения возможных перспектив развития взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в регулировании миграционных процессов; эмпирический метод: анализ нормативно-правовой
документации и официальных источников по теме исследования; мониторинг новостных сайтов.
Практическая значимость исследования: выводы, полученные в результате исследования, могут быть востребованы при разработке новой стратегии миграционной политики Томской области, с учётом необходимости привлечения институтов гражданского общества для её эффективной реализации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении определены предмет и объект исследования, поставлен ряд задач, определена цель исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических основ миграции и миграционной политики; выявлению акторов миграционной политики. Во второй главе анализируются миграционные процессы на территории Томской области; выявляются случаи и проблемы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в регулировании миграционных процессов на территории Томской области. В заключении подведены итоги и сделаны основные выводы.
Миграция, как было установлено в ходе изучения теоретического материала, является важнейшим процессом в современной России. С помощью миграции населения, государство способно восполнить нехватку рабочей силы, возместить «утечку мозгов» за счет привлечения молодых умов ведущими ВУЗами страны, в ходе перемещения населения решаются социальные и экономические проблемы, а также национальные конфликты. При помощи иммиграции государство может решить вопрос прироста населения, который остро стоит перед мировым сообществом. Перед органами государственной власти должна стоять приоритетная задача выстраивания миграционной политики, с учетом специфики каждого региона по отдельности. Томская область является одним из ведущих регионов России по количеству студентов и передовых университетов страны, насчитывает на своей территории около 80 национальностей и народностей, более 50% иммигрантов области имеют цель поиск работы. Учитывая подобную индивидуальность региона, органам государственной власти невозможно обойтись без взаимодействия с местными институтами гражданского общества, в вопросе миграционной политики. Институты гражданского общества, довольно долгое время, пытаются своими собственными усилиями вывести миграционную ситуацию в положительное русло. Изучение данной проблематики показало готовность органов власти к сотрудничеству с институтами гражданского общества, в ряде актуальных миграционных проблем региона.
В ходе работы все поставленные задачи были решены, а именно:
1. Был изучен теоретический материал по теме миграции, рассмотрены причины и виды миграции; дано определение миграционной политике; выявлено, что миграционная политика носит территориальнодифференцированный характер;
2. Изучены правовые документы федерального и регионального уровня на предмет регулирования миграционных процессов и участия институтов гражданского общества в этом регулировании;
3. Выявлено, что субъектами миграционной политики могут быть признаны наряду с органами государственной власти и институты гражданского общества. Между тем, задачи у них разные. Собственно прямое управление миграционными процессами находится в ведении органов государственной власти, деятельность институтов гражданского общества носит характер «непрямого участия». Если формирование стратегии миграционной политики, её механизмов, целей и задач находится исключительно в компетенции органов государственно власти, то практические шаги по реализации миграционной политики осуществляют, в том числе и общественные структуры;
4. Рассмотрены модели взаимодействия между органами государственной
власти и институтами гражданского общества. Были проанализированы 2 классификации моделей, в основании которых представление о возможных способах коммуникации между двумя акторами и формы коммуникации между названными сторонами. Анализ материалов официальных сайтов региональных органов власти, сайтов некоммерческих общественных организаций, аналитика материалов новостных интернет-порталов,
исследование научной литературы по рассматриваемой нами тете позволили показал, что в Томской области есть стремление со стороны органов государственной власти реализовать двустороннее симметричную модель, которая строится на заинтересованности органов государственной власти в эффективной коммуникации с институтами гражданского общества, «предполагает непрямое участие граждан в управленческом процессе. Более того, есть стремление к реализации партнёрской модели, предполагающей наличие устойчивой связи между властью и гражданским обществом ;
5. Исследована миграционная обстановка Томской области. Регион является благоприятным с точки зрения учебной миграции, однако остается открытым вопрос получения гражданства для студентов-мигрантов. Половина мигрантов, ежегодно въезжающих на территорию Томской области, являются трудовыми. Регион представляется наилучшим вариантом поиска работ среди других субъектов Сибирского Федерального округа;
6. Определено, что в Томской области, также как и в целом в РФ, основная обязанность по проведению миграционной политики лежит на органах государственной власти. Дума Томской области осуществляет правовую поддержку в деле урегулирования миграционных процессов. В области нет своей концепции или стратегии, но есть ряд документов, которые в той или иной степени определяют основные направления региональной миграционной политики. Администрация Томской области напрямую задействована в практическом осуществлении миграционной политики. Такие её структуры, как департамент международных и региональных связей Администрации Томской области, комитет общественной безопасности Администрации Томской области, комитет внутренней политики Администрации Томской области, департамент труда и занятости населения Томской области, департамент информационной политики Администрации Томской области решают, в том числе, и вопросы, связанные с регулированием миграционных процессов;
7. Институтами гражданского общества Томской области, которые, в первую очередь, заинтересованы в участии в реализации миграционной политики являются национально-культурные автономии и объединения. На протяжении многих лет, с распада СССР, автономии и объединения по возможности помогают мигрантам-соотечественникам. Автономии объединяются между собой и проводят совместную интеграцию и адаптацию мигрантов. Отмечают национальные праздники, проводят фестивали и конкурсы, устраивают спортивные мероприятия. Оказывают правовую помощь трудовым мигрантам, помогают с поиском жилья.
8. Названы общественные организации, которые выполняют роль посредников между органами власти и общественными организациями. Это: Ассамблея народов Томской области, которую возглавляет профессор Томского политехнического университета Н. П.Кириллов. Она занимается сохранением и развитием культурных традиций, языка, защитой прав и национальных интересов народов, проживающих в Томской области. Ещё одной такой организацией является Общественная палата Томской области, созданная в 2006 год и занимающаяся проблемами развития институтов гражданского общества, демократических принципов функционирования органов государственной власти Томской области и местного самоуправления, обеспечения взаимодействия граждан и их объединений с органами государственной власти для достижения согласованных решений по наиболее важным для населения вопросам экономического и социального развития. Ещё одна общественная организация - Томская городская Палата общественности, созданная в 1996 г.
9. Выявлены пять сфер взаимодействия органов власти и региональных общественных организаций:
• Сфера профилактики терроризма и экстремизма в регионе, предотвращения межэтнических конфликтов.
• Сфера адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество;
• Сфера содействия и стимулирования образовательной миграции;
• Сфера реализации государственных заданий, полученных от Администрации Томской области
• Сфера культуры;
10. Выявлено, что диалог между властью и институтами гражданского общества всё же идёт постоянно. И происходит он как на неформальном уровне, так и уровне формальном:
• время от времени проходят встречи, инициируемые органами власти, как Думой Томской области, так и Администрацией Томской области. Это заседания по вопросам межнациональных отношений, в том числе и по проблемам миграции;
• проводятся конференции по тематике межкультурных взаимодействий;
• организуются научно-методические мероприятия: семинары, встречи, круглые столы;
11. Выявлены трудности, не позволяющие диалогу власти и
общественных организаций выйти на новый уровень:
• наличие малого опыта в диалоге между акторами. Томские некоммерческие организации, в силу своей короткой истории функционирования, считаются недостаточно компетентными в вопросе участия в политической деятельности, а органы власти действуют на основе правовых актов лишь не всегда знают, как допустить в свою деятельность сравнимо молодые организации и объединения. Прослеживается причинно-следственная связь, которая указывает на «замкнутый круг» проблемы рационального диалога.
• нарастание ксенофобных настроения из-за преступной деятельности со стороны проблемных мигрантов.
• присутствует финансовые трудности.
Таким образом, тема взаимодействия между органами власти и гражданским обществом, на сегодняшний день, остается слабо изученной в научной литературе. Необходимо проводить экспертные интервью с самими руководителями НКА и представителями органов власти, чтобы дать объективную оценку подобному взаимодействию. Планируется дальнейшее изучение в магистратуре.
Мнение»: миграция и проблемы адаптации // ВЕСТИ.RU. - URL:
http://www.vesti.ru/only video.html?vid=367562 (дата обращения: 10.04.2019).
2. Автономная некоммерческая организация «Национальный институт миграции» [Электронный ресурс] // Душевная Москва. - URL: ййр://душевная.москва/ги- RU/citizen/organzations/view/3722.html (дата обращения: 05.05.2019).
3. Большая часть мигрантов приехали в Томскую область из Узбекистана
[Электронный ресурс] // РИА Томск. - URL:
https://www.riatomsk.ru/article/20190220/migranti-2018-god-statistika-tomskaya- oblastj/ (дата обращения: 10.04.2019).
4. В России резко выросли ксенофобные настроения [Электронный ресурс] // Ведомости. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/08/26.. (дата обращения: 16.05.2019).
5. В Томской области стало меньше мигрантов [Электронный ресурс] // Россия
Томск. - URL: https://www.tvtomsk.ru/vesti/company/40887-migranty.html (дата
обращения: 20.04.2019).
6. Государственная программа «Обеспечение безопасности населения Томской
области» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Администрации Томской области. - URL: https://tomsk. gov.ru/ go sudarstvennaj a-pro gramma-
obespechenie-bezopasnosti-naselenija-tomskoj-oblasti (дата обращения: 12.05.2019).
7. Государственные услуги, предоставляемые Управлением по вопросам миграции
[Электронный ресурс] // Управление МВД России по Томской области. - URL: https://70.мвд.рф/gos-uslugi-uvm/dlya-inostrannyh-grazhdan (дата обращение:
12.05.2019).
8. Гражданское общество [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал
Администрации Томской области. - URL: https://tomsk.gov.ru/Grazhdanskoe-
obshtestvo (дата обращения: 20.04.2019).
9. Единение народов в Томске [Электронный ресурс] // Сайт региональной
общественной организации «Национально-культурная автономия белорусов Томской области». - URL:
https://belros.org/regional/70/news/news_detail.php?news=6024 (дата обращения: 16.05.2019).
10. Исследование: 66 % горожан считают, что Томск обойдется без мигрантов
[Электронный ресурс] // VTOMSKE.ru. - URL: https://news.vtomske.ru/news/122616- issledovanie-66-gorojan-schitayut-chto-tomsk-oboidetsya-bez-migrantov (дата
обращения: 11.04.2019).
11. Карта институтов гражданского общества Томской области [Электронный ресурс]
// Томский областной общественный фонд «Центр общественного развития». - URL: http://storage.esp.tomsk. gov.ru/files/12482/card.pdf (дата обращения:
10.04.2019).
12. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 17.04.2019).
13. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=B7125F7EFA4FA005751B143537008 407&req=doc&base=LAW&n=310139&dst= 100019&fld= 134&stat=refcode%3D16876 %3Bdstident%3D100019%3Bindex%3D0#1uv5x7t5bs8 (дата обращения: 14.05.2019).
14. Концепция действий на рынке труда Томской области до 2020 года: от 02.11.2012
№ 996-ра [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс. Электронный фонд
правовой и нормативно-технической документации. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/467922125 (дата обращения: 16.05.2019).
15. Концепция инвестиционного развития Томской области до 2025 года (с прогнозом
до 2030 года) [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/467918792 (дата обращения: 16.05.2019).
..92