Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ТРАВЛЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Работа №189237

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 14
1.1 Кибербуллинг: понятие и виды 14
1.2 Отличительные черты кибербуллинга 26
2 КОММУНИКАТИВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ
КИБЕРБУЛЛИНГА 40
2.1 Участники кибербуллинга: агрессоры, жертвы, наблюдатели 40
2.2 Психологические аспекты восприятия кибербуллинга в разный возрастной
период (школьники и студенты) 55
2.3 Анализ освещения проблемы кибербуллинга в СМИ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

XXI век — это век стремительного развития информационных технологий. И на сегодняшний день современное пространство повседневного общения плавно переходит в виртуальный мир. Появление Интернета позволило состояться «виртуальному общению» и открыло дополнительные социальные возможности разным категориям населения для установления новых знакомств и связей, поддержания общения в режиме «онлайн», осведомленности последними новостями. Но если для нынешних взрослых общение в различных социальных сетях с помощью электронных писем и чатов являются некой надстройкой над уже приобретенными навыками общения вживую, то нынешние дети и подростки осваивают и те и другие навыки практически одновременно. Можно говорить о том, что процесс социализации подрастающего поколения перемещается и в сеть Интернет вместе со знакомствами, референтными группами, усвоением социальных ролей и правил. Более того, благодаря анонимности на просторах Интеренет-сети, появилась возможность экспериментировать со своими социальными ролями, разными образами «Я». Согласно данным 2005 года, четверть подростков в Интернете притворяются, что они другого пола, возраста, этноса, сексуальной ориентации, чем есть на самом деле; чуть больше половины имеют больше одного электронного адреса. Этот факт в совокупности с низким уровнем пользовательской компетенции подростков и понимания необходимости поддержания определенной этики общения в сети создают определенные риски. И одним из серьезнейших современных социальных рисков в подростковом возрасте является феномен кибербуллинга. Под пользовательской компетенцией же понимаются знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей. Соответственно, когда мы говорим о низкой пользовательской компетенции, то имеем ввиду тот факт, что несмотря на то, что подростки научились искать информацию и завязывать знакомства, им труднее дать критическую оценку найденного, оценить последствия попадания личной информации в Сеть в связи с созданием собственного контента, а также труднее соблюдать этику общения при взаимодействии с интернет-сообществами и отдельными пользователями в силу анонимности.
В последнее время помимо традиционного пространства буллинга, где взрослые не отслеживают ситуацию — в школе, на школьной площадке либо на пути к ней, появились Интернет-площадки, которые были быстро освоены теми, кто хотел бы осуществлять травлю, не приближаясь к своей жертве «вживую». То есть, кибербуллинг — новая и стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, позволяющая преследовать человека дистанционно. Традиционный буллинг в этом смысле даже более безопасен, поскольку в нем преследование жертвы происходит при личном взаимодействии, в то время как для кибербуллинга характерна анонимность, присутствующая в виртуальном пространстве.
Немаловажным является и тот факт, что уровень осведомленности населения о проблеме кибербуллинга низок. Во-первых, потому, что основная часть источников, посвященных данному феномену, является англоязычными, что затрудняет возможность широкому кругу читателей ознакомиться с различными аспектами данной проблемы. А во-вторых, каков реальный масштаб кибербуллинга — остается только догадываться, ведь то, что нам транслируют в СМИ — это только вершина айсберга. Соответственно, кибербуллинг — это скрытый от нашего взгляда феномен, который требует своего изучения, анализа и исследования.
Социальной проблемой данной работы является то, что кибербуллинг — это явление, которое набирает обороты. По российским данным, 78% детей от 6 до 18 лет ежедневно пользуются Интернетом. Растет популярность социальных сетей, таких как ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники, Твиттер, Перископ, Телеграм, Аск. В них пользователь заводит себе индивидуальный профиль и может публиковать информацию разной степени откровенности. При этом понимание рисков, связанных с отсутствием конфиденциальности, с нарушением личных границ и возможностью злоупотребления доступной информацией у подростков, как и у взрослых неопытных пользователей, зачастую недостаточно. Высокая пользовательская активность детей сочетается с их слабой осведомленностью об опасностях Интернет-пространства и способах их избегания или преодоления, в связи с чем велик риск попадания детей в небезопасные ситуации. Получается, с одной стороны, анонимность является одной из ведущих ценностей Интернет-среды, с другой стороны, кибербуллеры активно пользуются этой ценностью в своих корыстных целях. Проблема двойственной природы анонимности в Глобальной Сети также обуславливает актуальность данной работы.
В данной работе объектом исследования является кибербуллинг как социальное явление, предметом исследования — специфика кибербуллинга как вида коммуникации.
Исследовательская проблема состоит в том, чтобы выявить, какова специфика травли в Интернет-пространстве.
Целью работы является выявление ключевых характеристик кибертравли. Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие «кибербуллинг» и основные виды.
2. Выявить отличительные характеристики травли на просторах сети Интернет.
3. Рассмотреть коммуникативные и психологические особенности участников кибербуллинга.
4. Узнать, как воспринимается феномен кибербуллинга в разный возрастной период.
5. Проанализировать, насколько широко освещена проблема кибербуллинга в СМИ.
Методологическую основу бакалаврской работы составляют общенаучные принципы - объективности, ситуационного подхода (является воплощением системного подхода). Суть базового принципа состоит в непредвзятом, всестороннем рассмотрении изучаемой проблемы, а именно предполагает, с одной стороны, беспристрастное оценивание масштабов и освещенности феномена кибербуллинга, с другой, механизмов защиты прав в современном российском обществе. Принцип ситуационного подхода в данной работе выражается в том, что заставляет исследователя внимательно изучать и учитывать явные и неявные ситуационные факторы (в каком пространстве происходит травля — реальном или виртуальном, происходит непосредственно или опосредованно, с помощью гаджетов), оказывающие существенное воздействие на состояние и поведение системы. Также важна субъективная интерпретация, учитывающая позицию индивида — участника кибербуллинга (активная-пассивная, агрессор-жертва), его разнообразные когнитивные и мотивационные посылы при интерпретации конкретной ситуации.
В ходе исследования использовался качественный социологический метод, что дало возможность получить более объективные результаты и установить причинноследственные связи.
В рамках исследования «Кибербуллинг. Особенности восприятия учащимися средних и старших классов и студентами высших учебных заведений травли в Интернет- сети» были проведены полуформализованные интервью (март 2019 г. - май 2019 г.). Качественный метод исследования был выбран потому, что особенностью подобного рода интервью является понимание жизненного опыта информанта с точки зрения того, как он был пережит индивидом, т.е. это не прямое отражение объективных событий, а субъективное конструирование реальности жизни информанта в том виде, в котором он ее видит на момент интервью. Такая субъективность полуформализованного интервью дает исследователю ключ к внутреннему миру человека и позволяет лучше понимать природу социальных процессов. Исследовательское интервью направлено на то, чтобы понять мир с точки зрения собеседника, раскрыть смысл переживания человека. Интервью непосредственно проводилось в неформальной обстановке на нейтральной территории. При отборе респондентов использовался преимущественно метод «снежного кома». Объектом исследования являлись ученики общеобразовательных школ среднего и старшего звена (7-11 класс), а также студенты высших учебных заведений. Всего было проинтервьюировано 16 респондентов г. Абакана и г. Томска, среди которых 8 учеников и 8 студентов соответственно.
Также более глубокому изучению специфики кибербуллинга в контексте межличностных отношений и развития психических и физических нарушений вследствие психической травмы и стресса, способствовал вторичный анализ данных качественного исследования, осуществленного сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России. Целью исследования было изучение основных факторов риска, оказывающих существенное влияние на формирование и развитие российских детей и подростков, являющихся пользователями интернета.
Кроме того для составления инструментария исследования и теоретической проработки темы был проведен анализ комплекса отечественной и зарубежной литературы, публикаций в периодических изданиях по теме кибербуллинга, а именно по вопросам его истоков, предпосылок, отличительных характеристик, коммуникативных и психологических аспектов восприятия детьми и подростками; также анализ статистических материалов и источников сети Интернет.
Так, среди зарубежной литературы, дающей представление о феномене кибербуллинга, особое внимание заслуживают работы С. Хиндуя и Дж. В. Патчина456. В
4 Hinduja S., Patchin J.W. Cyberbullying Identification, Prevention, and Response [Electronic resource] : // Cyberbullying Research Center. URL: www.cyberbullying.us (access date: 10.10.2018).
5 Hinduja S., Patchin J.W. Words wound: delete cyberbullying and make kindness go viral. [Electronic resource] : //Free Spirit Publishing. URL: https://www.freespirit.com/files/original/Words-Wound-preview-1.pdf (access date:
10.10.2018) .
своих работах «Идентификация, предотвращение и реагирование на киберзапугивание», «Слова ранили: искорените кибербуллинг и сделайте доброту вирусной», «Запугивание за пределами школьного двора: предотвращение и реагирование на кибербуллинг» авторы дают ответы на ряд вопросов, касающихся дефениции данного явления, его форм, степени выраженности. Более детально рассматривают распространенные способы травли в электронном пространстве Р.М. Ковальски, С. П. Лимбер и П. В. Агатстон в своей книге «Кибербуллинг: Буллинг в цифровом веке».
Доктор философии Хоулетт-Брэндон М. в своей статье «Киберзапугивание: анализ гендера, расы, этнической принадлежности и факторов окружающей среды в национальной преступной среде» фокусирует внимание читателя на виктимизации киберзапугивания учеников в определенных условиях. К ним относятся расовые и гендерные различия, оценки, посещаемость, школьная среда и восприятие учениками отношения к ним сверстников. Авторы Вегге Д., Вандебош Х., Эггермонт С. в своей публикации «Кто кого запугивает в Интернете: анализ социальной сети в отношении киберзапугивания в школьном контексте» говорят о двойственной природе кибербуллинга, где нет агрессоров и жертв, поскольку «насилие порождает насилие». Иными словами, преследователь тотчас может стать жертвой виртуальной травли, в то время как жертва может перейти из позиции защиты в позицию нападения.
Кроме того, своей статье Х. Вандебош и Ван Клемпут К. «Киберзапугивание среди молодежи: профили хулиганов и жертв» говорят о культуре кибербуллинга, называя ее «болезнью 21 века». Хотя в литературе превалирует рассмотрение диады «преследователь - жертва», ситуация кибербуллинга предполагает именно триадическую структуру отношений «преследователь-жертва-наблюдатель». И наряду с Вегге Д., Вандебош Х., Эггермонт С., они указывают на то, что эти роли участников не абсолютны: преследователь может становиться жертвой, жертва инициировать травлю в виртуальном пространстве, а наблюдатель порой оказывается в роли преследователя или жертвы. Рунионс К.С. в своей статье «На пути к концептуальной модели мотивации и
самоконтроля в кибер-агрессии: ярость, месть, вознаграждение и отдых» рассматривает позицию преследователя на основании четырех типов агрессивного поведения: импульсивно-реактивный, контролируемый-реактивный, контролируемый-
возбуждающий, импульсивный-возбуждающий.
Такие авторы, как Бастиансенс С., Вандебош Х., Поелс К., Ван Клемпут К., ДеСмет А., Де Бурдоудуй И. в совместной работе «Киберзапугивание на сайтах социальных сетей» описывают экспериментальное исследование поведенческих намерений свидетелей, чтобы помочь жертве или пресечь действия хулигана. Более того, автор Броды Н.П. в своей статье «Вмешательство свидетеля в киберзапугивание» акцентирует внимание на том, что роль наблюдателя недооценивается, в связи с чем рассматривает 5 моделей вмешательства наблюдателей в ситуации травли. Ведь свидетели часто не воспринимают себя как участников происходящего.
Если мы обратимся к отечественной литературе, то здесь можно отметить статью Б.А. Бочавера, К.Д. Хломова «Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий». Она посвящена рассмотрению типов личностей детей, подвергшихся буллингу, а также особенностям травли в пространстве Интернета: рассматриваются психологические аспекты кибербуллинга, которые связаны со своеобразием виртуальной среды и отличают его от традиционной травли, основные формы кибербуллинга, его средства прекращения и профилактики. Шевко Н.Р., Исхаков И.И. в своей статье «Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях» также выделяют ключевые особенности интернет-коммуникации, способствующие развитию данного явления, а также рассматривают проявления психологической травли среди молодежи с использованием сети Интернет. Также среди русскоязычных исследований последних лет, занимающихся разбором особенностей травли в офлайн-среде, хотелось бы отметить работу Вавренюк Е.А. и Бай Е.А. «Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения» , рассматривающие механизмы реализации и защиты прав детей в случае травли в Интернет-сети.
Статья Щипанова, Д. Е. «Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде» посвящена рассмотрению психологического насилия в виртуальной среде как фактора социального риска. Проанализированы особенности буллинга и кибербуллинга, их точки соприкосновения, психологические характеристики жертвы и агрессора. Рассмотрены особенности взаимосвязи кибербуллинга и безопасности образовательной среды.
Нельзя не упомянуть теорию агрессии К.Лоренца , которая объясняет существующее насилие в мире человеческого общества и говорит о том, что агрессия является естественной для человека как биологического организма, поэтому ее невозможно избежать, но можно контролировать посредствам выработанных обществом социальных норм и правил, представляющих собой некий «тормозящий механизм» агрессивного поведения. В качестве методологической основы исследования выступает и труд Альберта Бандура (теории социального научения) , которой говорит, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, которая требует длительного и всестороннего научения путем наблюдения, поощрения и внутреннего принятия.
В рамках работы в большинстве своем рассматриваются зарубежные издания, поскольку в отечественных изданиях ситуация с освещением проблемы киббербулинга хуже. Поэтому использование Интернет-источников способствовало формированию системного представления об кибербуллинге в России. Было выявлено, что на данный момент существует большое количество сайтов, освещающих проблему, и рассматривающих ее на конкретных примерах. В качестве примера можно привести новостные порталы, такие как Lenta.ru , «ТВ-Новости» , сайт телерадиокомпании пятого канала «Петербург» , т.д. Некоторые сайты посвящены профилактике и борьбе с киберагрессией. Весьма интересным и полезным представляется зарубежное онлайн- издание Mashable активно освещающее новости мира IT. Тема кибербуллинга освещается там еще с 2008 года. Наиболее просматриваемые материалы касаются обучения детей поведению в Интернете. Также новостной портал The Village , где публикуют новости Москвы и Санкт-Петербурга. В своих статьях, посвященных киберагрессии The Village вместе с экспертами разбирается, в каком обществе обычно развивается травля, как с этой ситуацией справляются дети и взрослые и как помочь человеку, находящемуся в позиции жертвы.
Анализ информации, взятой из комплекса вышеперечисленных и других источников, позволил составить целостное представление по теме бакалаврского исследования.
Новизна работы заключается в том, что в ней рассматриваются особенности психологического восприятия кибербуллинга в разный возрастной период с точки зрения сформированных моральных норм, ценностей, характера участников, их жизненных обстоятельств, а также с точки зрения пользовательской компетенции. Вместе с тем в работе представлен анализ освещения проблемы кибербуллинга средствами массовой информации с целью установления масштабов освещения и обсуждения данной проблемы в цифровых мультимедиа, и с выявлением вектора, который они имеют: ознакомительный, противоборствующий либо рассматривающий конкретные инциденты кибербуллинга.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования при разработке методических пособий, программ, рекомендаций педагогам общеобразовательных учреждений и иным лицам, чья профессиональная деятельность связана с детьми и насилием.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава бакалаврской работы посвящена подробному рассмотрению такого социального феномена, как кибербуллинг. Она состоит из двух параграфов. В первом параграфе описываются понятия и виды кибербуллинга. Во втором рассматриваются отличительные черты травли в цифровом пространстве.
Вторая глава, состоящая из трех параграфов, направлена на рассмотрение коммуникативных и психологических аспектов восприятия кибербуллинга. Первый раздел посвящен рассмотрению участников кибербуллинга: агрессоры, жертвы и наблюдатели. Второй - исследованию психологических аспектов восприятия кибербуллинга в разный возрастной период: школьники и студенты. Третий - анализу освещения проблемы кибербуллинга в средствах массовой информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы феномен буллинга занимает важное место в общественном сознании. И на сегодняшний день развитие современных технологий, с одной стороны, даёт возможность состояться «виртуальному общению», а с другой стороны — увеличивает масштаб проблемы, поскольку с их использованием агрессивное преследование переходит в режим «онлайн». Таким образом, меняется модель травли с привлечением информационных технологий, и многие психологические явления приобретают новое звучание. В частности это касается феномена агрессии среди подростков, который приобрел новую форму - кибербуллинг.
Несмотря на то, что изучение данного феномена является актуальным, до сих пор нет научной дефиниции данного явления. Однако на основе анализа зарубежной и отечественной литературы под кибербуллингом мы будем понимать преднамеренное, повторяющееся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, посредствам информационных и коммуникационных технологии с целью затравить, запугать, унизить или подчинить себе жертву виртуальной травли. Кибербуллинг может проявлять в разных формах: остракизм (исключение), флейминг, харассмент (притеснение, издевательство), кибертроллинг, киберсталлкинг (кибер - преследование), секстинг, распространение клеветы, аутинг (раскрытие), фреппинг. Все они отличающихся друг от друга по способу взаимодействия между пользователями, степенью вовлеченности участников коммуникации и тяжестью вероятных последствий данного общения.
Изучение теоретического материала позволило рассмотреть отличительные характеристики кибербуллинга, как социального явления. Но для начала стоит сказать о том, что кибербуллинг «отпочковался» от традиционной травли, соответственно, у них есть схожие черты. Как и при традиционном буллинге, кибертравля подразумевает систематичность процесса, агрессивное поведение, неравенство сил преследователя и жертвы и наличие определенной цели, движимой мотивами. Различия же заключаются в том, что власть в киберпространстве имеет некоторые особенности. Во-первых, по мнению большинства экспертов, преследователь является анонимным, вследствие чего наблюдается тенденция увеличения агрессивного поведения среди подростков. Он может скрываться за ложными аккаунтами, взаимодействовать с большой аудиторией, распространять слухи, клевету. Однако, согласно полученным данным социологического исследования, большинство жертв виртуальной травли могли идентифицировать своих обидчиков, что противоречит принципу анонимности. Это потому, что среди подростков бытует мнение, что «в Интернете можно всё», в то время как в реальной жизни никаких явных признаков травли может не наблюдаться. Более того, большинство детей и подростков чувствуют свою безнаказанность, что позволяет им использовать собственные аккаунты для преследования своих жертв. Во-вторых, жертва преследования доступна в любое время и в любом месте через электронные устройства. В-третьих, если при обычном преследовании агрессора помимо моральных устоев может остановить затрата ресурсов (например, время), то кибербуллинг практически не требует прерывания или отвлечения от основной деятельности. Это очень удобный способ увеличить уровень адреналина. Кроме того, при кибербуллинге нередко преследуется цель не персонального оскорбления, а унижения достоинства публично, именно поэтому визуальные материалы делаются буллерами доступными максимальному числу людей. Для этого они выкладываются на специальных веб-страницах, фото- и видеохостингах, страницах в блогах и социальных сетях с целью причинения вреда или смущения жертвы. Иначе говоря, интернет-травля — координированные действия в Интернете, направленные на моральное «избиение» человека. И если в случае традиционной травли большинство булли переживают угрызения совести после содеянного, то с отсутствием обратной связи в случае кибербуллинга агрессор лишен возможности видеть реакцию своего оппонента, что ведет к «эмоциональной тупости».
В рамках написания данной работы автором были рассмотрены коммуникативные и психологические особенности участников кибербуллинга. Стоит начать с того, что в литературе превалирует рассмотрение диады «преследователь - жертва», ситуация кибербуллинга предполагает именно триадическую структуру отношений «преследователь-жертва-наблюдатель», роли которых могут варьироваться. Под коммуникативными особенностями участников мы понимаем устойчивые характеристики поведения в сфере общения, значимые для его социального окружения. В подростковом возрасте качественной перестройке подвергается и сфера отношений с окружающим миром. Общение со взрослыми портятся, отходят на второй план, поскольку они не понимают внутреннего мира подростка и неспособны изменить стиль неравноправных отношений, при котором требуют послушания. На первый план выходит интимноличностное общение, которое приобретает характер ведущей деятельности. Это особая форма взаимодействия подростка в коллективе, целью которой является поиск самого себя и самоутверждение в обществе. Также в языке современных подростков обнаруживается тенденция к автономизации и дистанцированию своей среды и субкультуры от культуры взрослых. В реальном пространстве коммуникации происходит упрощение и огрубление речи. В речевом общении подростков преобладает телеграфный стиль, а то и вовсе специфический безграмотный, рубленый лексикон SMS. Этот факт в совокупности с низким уровнем пользовательской компетенции подростков и понимания необходимости поддержания определенной этики общения в сети создают определенные риски. И одним из серьезнейших современных социальных рисков в подростковом возрасте является феномен кибербуллинга. У большинства же молодых людей, представляющих собой сформированную личность, усвоены моральные нормы, ценности, они придерживаются этики общения. Они способны мыслить рационально, давать критическую оценку найденного, оценивать последствия попадания личной информации в сеть в связи с созданием собственного контента. Все это способствует умению анализировать ситуацию, проявлению толерантности по отношению к собеседнику и уменьшению риска виртуальной травли.
Под психологическими особенностями мы понимаем свойства человека, реализующиеся в определенном социуме, в зависимости от характера, темперамента, склонностей, эмоций. И если мы говорим о детях, подростках, то ситуация кибербуллинга воспринимается ими иначе, нежели взрослыми. Они больше эмоциональны, чем рациональны, больше наивны, чем рассудительны. В силу недостаточного личного опыта и клипового мышления дети, в отличие от взрослых, не видят всех угроз виртуального пространства. Ситуация травли рассматривается в качестве нормальной составляющей их социализации. Им свойственно воспринимать всё на веру, они идут на поводу у агрессоров и провокаторов. Дети и подростки наиболее чувствительны к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает их либо к агрессивной самозащите, где они проявляют повышенную вспыльчивость и обидчивость, либо пассивной меланхолии, смирению. И насильственные действия могут выступать не только как «инструмент» статусной конкуренции, самоутверждения и доминирования, но и одним из способов самозащиты. В то время как молодые люди могут абстрагироваться, не вступать в полемику, защитить себя от неприемлемого контента, используя как личностные, так и технологические ресурсы. Но даже в зависимости от возраста далеко не все формы кибербуллинга признаются в качестве таковых и молодыми людьми. Это сопряжено с вопросом о концептуализации кибербуллинга, степени совпадения объема житейского и научного понятия у разных участников образовательного процесса, а также с влиянием контекстных переменных, таких как время, место, обстоятельства. Но, так или иначе, кибербуллинг несет негативные последствия для всех участников вне зависимости от их возраста. В отдельных случаях травля в Интернете может иметь не только психологические и эмоциональные, но и физические последствия для жертвы. И для того, чтобы снизить ситуацию виртуальной травли, нужно объединить все усилия и ресурсы разных субъектов помощи.
Также при написании бакалаврской работы был проведен анализ средств массовой информации с целью выяснения масштабов освещения и обсуждения проблемы кибербуллинга в цифровых мультимедиа, и установления вектора, который они имеют: ознакомительный, противоборствующий либо рассматривающий конкретные инциденты кибербуллинга. Анализ источников показал, что СМИ довольно широко освещают проблему кибербуллинга, но освещается она в основном с точки зрения одной из причин суицида сегодня. Лидирующие позиции по-прежнему занимают западные издания и интернет-порталы, важным достоянием которых является серьезный подход в медийном пространстве к данной проблематике, хотя рынок отечественных СМИ также набирает обороты. Однако, несмотря на освещение проблемы кибербуллинга, вызывает беспокойство тот факт, что это не может остановить данное явление. Развитие современных технологий, доступ к сети Интернет лишь способствует распространению кибербуллинга, как социального явления. Хоть и на сегодняшний день существуют сайты ознакомительного и противоборствующего характера, наше общество продолжает пропагандировать насилие, что, в свою очередь, способствует проявлению толерантности к нему. Насилие, травля считаются нормой. И здесь не только вина родителей или учебных заведений. Проблема заключается в том, что при активном развитии и внедрении технологий люди за этим не успевают.
Также при написании курсовой работы было проведено социологическое исследование, в ходе которого были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:
1. Несмотря на отсутствие официальных данных, отражающих статистику вовлечения в ситуацию кибербуллинга, данный феномен довольно широко распространен в современном обществе. Об этом свидетельствуют и анализ вторичных данных, и проведение социологического исследования. Развитие информационных технологий, сети Интернет позволяют преследовать человека дистанционно. Респонденты считают, что основными катализаторами распространения кибербуллинга является анонимность и безнаказанность. Большинство респондентов заявили, что буллинг и кибербуллинг тесно переплетаются между собой, т.е. травля может переходить из офлайн среды в онлайн и наоборот.
2. По мнению большинства респондентов, явление кибербуллинга в подростковом возрасте рассматривается как «нормальная» составляющая процесса социализации. Однако молодые люди заявляют, что сейчас, будучи взрослыми, считают применение виртуальной травли недопустимым. Это свидетельствует тому, что их моральные нормы и ценности уже сформированы. Они могут оценивать данную проблему рационально: не отвечать на провокационные сообщения, обратиться в службу поддержки, заблокировать пользователя. Более того, из-за отсутствия научной дефиниции многие из респондентов ориентируются только на конкретные виды вреда, такие как угрозы физической расправой, распространение личной информации посредствам фото-, видеоматериалов без привлечения иных форм, упуская другие составляющие кибербуллинга. Такой дисбаланс в итоге приводит к появлению узконаправленных выводов относительно такого явления и степени его распространения, что, с одной стороны, дает не полное представление о данном феномене, а с другой — ведет к дезориентации и ложной информации. В то же время, если говорить о студентах, то большинство из них подвергались травле или становились агрессорами будучи в подростковом возрасте.
3. Говоря о видах кибербуллинга, очень сложно выделить превалирующие способы
воздействия агрессоров на жертв. Это потому, что они могут использоваться в совокупности по отношению к одному и тому же человеку. Однако, по мнению опрошенных респондентов, чаще всего подросткам приходилось сталкиваться с кибертроллингом, характеризующимся систематическими оскорбительными,
угрожающими сообщениями, направленными на моральное уничтожение своего оппонента, и с одной из форм киберсталкинга — «онлайн слэм-буки», где публикуются подобные рейтинги, фотографии и комментарии сверстников, носящих в большинстве случаев негативный характер. Так или иначе, основными мотивами кибербуллинга являются развлечение, самоутверждение, месть и несоответствие стандартам внешности или увлечений.
4. Было выявлено, что кибербуллинг оказывает негативное влияние на психику человека при давлении со стороны, какой бы возрастной период мы не рассматривали. Травля в Интернете может иметь не только психологические и эмоциональные, но и физические последствия для жертвы. Однако самыми распространенными последствиями у респондентов стали стресс и депрессия.
5. Большинство респондентов заявили о том, что проблема кибербуллинга очень актуальна в настоящее время. И практически все опрошенные заявили, что ситуации, пережитые ими когда-то, можно считать кибербуллингом. И для решения данной проблемы подростки и молодые люди предлагают воспитывать толерантность в семье, проводить просветительские беседы о рисках в Интернет-сети как в стенах дома, так и в классных коллективах, объяснять природу агрессии, разрабатывать настройки приватности, подключать модераторов и администраторов сообществ для поддержания «здорового климата».
Перед началом исследования было выдвинуто несколько гипотез. Согласно первой гипотезе ситуация виртуальной травли не осознается подростками в качестве существующей проблемы и считается обычным явлением в процессе социализации. Данная гипотеза подтвердилась, поскольку подростки оправдывают свое поведение тем, что сейчас такое время, и что дети в принципе импульсивны и агрессивны в силу переходного возраста.
Согласно второй гипотезе, явление кибербуллинга больше распространено в подростковой среде, нежели среди молодежи. Данная гипотеза также подтвердилась, поскольку из 16 опрошенных респондентов лишь 1 подвергался травле в студенческие годы. Остальные же сталкивались с данным феноменом в подростковом возрасте.
Согласно третьей гипотезе, большинство случаев травли в Интернет-сети происходит анонимно, с фейковых страниц. Опираясь на данные, полученные в ходе социологического исследования, данная гипотеза не подтвердилась. Некоторые пользователи оценивают общение в Интернет-сети как ролевую игру. Проще говоря, люди считают, что это ненастоящий мир, где всё дозволено. Соответственно, в реальности они не намерены нести ответственность за то, что совершили в Интернете в рамках своей игровой идентичности.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что кибербуллинг может возникнуть из-за потребности возраста, личных особенностей детей, недостатка опыта, фоновой агрессии в обществе. Все это очень важно и интересно и, безусловно, стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю «обычным делом». Травля, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети, — не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. И никакое общество, никакая семья и никакие особенности детей не могут служить оправданием травли.



1. 10 форм киберзапугивания [Электронный ресурс] : //АО «Лаборатория Касперского». URL: https://kids.kaspersky.com/10-forms-of-cyberbullying/ (дата обращения: 30.09.2018).
2. Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ (дата обращения: 10.10.2018).
3. АО «Телерадиокомпания «Петербург» [Электронный ресурс]. URL: https://www.5- tv.ru/ (дата обращения: 10.10.2018).
4. Беспалов, Е. И. Результаты онлайн-исследования «Юный интернет-пользователь» в
2010 году [Электронный ресурс]. URL:
http://www.friendlyrunet.ru/files/281/110530-otchet.pdf (дата обращения: 10.10.2018).
5. Все говорят про харассмент, а я не понимаю, что это. Помогите! [Электронный
ресурс]: // Meduza. URL: https://meduza.io/feature/2017/11/15/vse-govoryat-pro-
harassment-a-ya-ne-ponimayu-chto-eto-pomogite (дата обращения:15.10.2018).
6. В России может появиться закон о запрете травли в социальных сетях
[Электронный ресурс] : // АО «Телерадиокомпания «Петербург». URL:
https://www.5-tv.ru/news/188192/ (дата обращения: 02.02.2019).
7. Как бороться с травлей [Электронный ресурс] : // Социальная сеть «Facebook». URL: https://ru-ru.facebook.com/safety/bullying/ (дата обращения: 06.02.2019).
8. Как пережить травлю и ее последствия [Электронный ресурс] : // The Village. Новости Москвы, Санкт-Петербурга. Люди, места, события. URL: https://www.the- village.ru/village/city/ustory/317455-travlya (дата обращения: 05.02.2019).
9. Кибербуллинг вне закона: в России предлагают ввести ответственность за травлю
в соцсетях [Электронный ресурс] : // АНО «ТВ-Новости». URL:
https://russian.rt.com/russia/article/489396-shtraf-rossiya-kiberbulling https://www.5- tv.ru/news/188192/ (дата обращения: 02.02.2019).
10. Кибербуллинг: обзор последних исследований [Электронный ресурс] : // Онлайн
центр информационной поддержки родителей. URL:
https://ruroditel.ru/konsultatsiya-i-sovety-roditelyam/psikhologiya/kiberbulling-obzor- poslednikh-issledovaniy/ (дата обращения: 02.02.2019).
11. Лайки как фактор самооценки. Как социальные сети влияют на человека и
общество [Электронный ресурс] : // Советы психолога. URL:
https://psychologist.tips/3629-lajki-kak-faktor-samootsenki-kak-sotsialnye-seti-vliyayut- na-cheloveka-i-obshhestvo.html (дата обращения: 26.03.2019).
12. Народ против Лиззи [Электронный ресурс] : // Лента.Ру. URL:
http://lenta.ru/articles/2015/03/19/lizzie/ (дата обращения: 02.02.2019).
13. Наши сети притащили мертвеца. Как интернет-травля толкает людей на
самоубийство [Электронный ресурс] : // Лента.Ру. URL:
https://m.lenta.ru/articles/2016/09/19/inernetruinedalife/ (дата обращения: 02.02.2019).
14. Сверхличностная модель коммуникации [Электронный ресурс] : // Материал из
Википедии — свободной энциклопедии. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BB %D0%B8%D 1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8 F %D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D0%BA%D0%BE% D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B 8%D0%B8
(дата обращения: 03.02.2019).
15. Скажи «нет» кибербуллингу. Как бороться с интернет-травлей [Электронный
ресурс] : // «Аргументы и факты» AIF.RU. URL:
http://www.aif.ru/society/web/skazhi net kiberbullingu kak borotsya s internet-travley (дата обращения: 02.02.2019).
...66

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ