Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПОДКАСТА В РОССИИ

Работа №189208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость4570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Типология подкастов в научной литературе 7
1.1 Определение подкастинга, коммуникативные характеристики подкаста 7
1.2 Основания для типологизации подкастов в научной литературе 15
Выводы к главе 1 16
Глава 2. Анализ литературных подкастов 19
2.1 Анализ рекреативных литературных подкастов 22
2.2 Анализ образовательных литературных подкастов 31
Выводы к главе 2 37
Глава 3. Специфика литературного подкаста 38
3.1 Специфика рекреативных литературных подкастов 38
3.2 Специфика образовательных литературных подкастов 42
Выводы к главе 3 45
Заключение 47
Список используемых источников и литературы 51
Источники 51
Литература 52


Развитие цифровых технологий способствовало росту предложения и выбора контента, каналов его распространения, платформ и устройств его потребления. Медиа стали не просто каналом дистрибуции, а самой средой существования современного человека. Как пишет в своем исследовании И.А. Полуэхтова: «Привычным становится медиапотребление «на бегу» - в дороге, в транспорте или в ожидании транспорта, в очереди, во время учебных занятий и пр». В условиях быстрого развития медиарынка медиа создают новые способы взаимодействия для привлечения аудитории, опираясь на ее запросы.
В России в 2017 году активно начал развиваться такой формат, как подкаст. Подкасты — один из быстрорастущих сегментов, как на западном, так и на отечественном медиарынке. Ниша литературных подкастов популярна, но только начинает заполняться.
Повышенный спрос на литературные подкасты обусловлен ростом числа читающей молодежи. По данным ВЦИОМ количество россиян, которые читают книги, выросло на 10% за последние 10 лет. Из них 87% составляют респонденты в возрасте от 18 до 24 лет. Помимо этого, согласно исследованию Tiburon research подкасты о литературе занимают седьмое место среди тем, которые чаще всего интересуют слушателей.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных подкастам, литературные подкасты, как отдельный тип, изучены мало. Этим и обусловлена актуальность и новизна нашей работы. Настоящее исследование — это попытка выявить особенности литературных подкастов и характер взаимодействия ведущих с аудиторией.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить специфику литературных подкастов.
В рамках работы последовательно решается ряд задач:
1. Изучить научную литературу по классификации подкастов;
2. Рассмотреть классификации подкастов и их особенности;
3. Выделить критерии анализа литературных подкастов;
4. Проанализировать литературные подкасты;
5. Обобщить результаты исследования.
Объектом исследования являются литературные подкасты.
Предметом — особенности литературных подкастов.
Теоретическую базу исследования составили труды: В.Ю. Баль, Г.М. Агеевой, В.В. Витвинчука, М.С. Лаврищевой, А. Голицыной, Дж. Мамедова, Г.В. Ануфриевой, Е.А. Болотновой, К. Вазовски, С.А. Гулевич, А.А. Дорофеевой, Л.А. Кругловой, С. В. Цыпляевой, А. С. Юртаева, А. И. Широковой.
Методами исследования стали: теоретическое обобщение научной литературы, мониторинг подкастов, типологический анализ, дискурсивный анализ, интент-анализ, сравнительно-сопоставительный анализ.
Эмпирическую базу исследования составили две группы подкастов, отобранных методом мониторинга. При выборе подкастов для исследования, мы опирались на такие факторы, как упоминаемость, популярность у слушателей и целевая аудитория. В качестве площадки для исследования был выбран стриминговый сервис «Яндекс.Музыка». По данным интернет-ресурса Podcasts.ru именно эта платформа является наиболее популярной для прослушивания подкастов среди пользователей.
Первая группа: подкасты, которые мы предварительно отнесли к рекреативным литературным подкастам: «Девчонки умнее стариков», «Книжный базар», «Базаров порезал палец», «Уроки лит-ры». В качестве
материала для анализа мы взяли по 5 выпусков каждого проекта за период 2022-2024. Количество подписчиков подкастов варьируется от двух до двадцати трех тысяч.
Вторая группа: подкасты, которые мы предварительно отнесли к образовательным литературным подкастам: «Сто лет — сто лекций», «Между строк», «Полка». В качестве материала для анализа мы взяли по 5 выпусков каждого подкаста за период 2019-2023. Количество подписчиков варьируется от шести до двадцати трех тысяч.
Практическая значимость работы заключается в попытке выделить особенности литературных подкастов в России. В работе впервые описывается литературный подкаст как отдельный тип. Результаты работы могут быть полезны как исследователям типологии подкастов, так и начинающим подкастерами, которые только собираются запускать свой продукт.
Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении рассматривается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе анализируется понятие «подкаст», коммуникативные характеристика подкаста, рассматриваются предложенные в научной литературе типологии подкастов.
Во второй главе проводится анализ литературных подкастов по коммуникативным и типологическим признакам.
В третьей главе подробно рассматривается тип литературного подкаста и его особенности.
В заключении формулируются основные выводы данного исследования.
Апробация. Основные научные результаты исследования изложены в виде докладов на всероссийских и международных конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете (2024), Московском 5
государственном университете (2024), Томском государственном университете (2024). По теме исследования опубликована 1 статья.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По данным исследования ВЦИОМ количество россиян, которые читают книги, выросло на 10% за последние 10 лет. Из них 87% составляют респонденты в возрасте от 18 до 24 лет. Помимо этого, согласно исследованию Tiburon research подкасты о литературе занимают седьмое место среди тем, которые чаще всего интересуют слушателей. Исходя их этого, мы можем уверенно заявить, что подкасты о литературе привлекают внимание пользователей.
«Подкаст — это цифровой аудиофайл, который можно взять из Интернета и воспроизвести на компьютере или устройстве, которое можно носить с собой». За счет доступности прослушивания в удобное время и любом месте, данный медиаформат значительно набирает популярность.
Изучив тенденции медиапотребления в современном цифровом пространстве, мы пришли к выводу, что потребление контента «по требованию» — безусловно, один из важнейших факторов популярности подкастинга. Благодаря этому появилось жанровое и тематическое разнообразие данного формата.
До сих пор нет полной и точной классификации подкастов. Тип и вид большинство исследователей определяют, исходя из коммуникативной цели создателей подкастов.
Есть и другие основания для типологизации. Так, Л.И. Агафонова и Ж.С. Аникина делят подкасты на шесть типов: по технической платформе, по типу мультимедиа, по количеству авторов, по авторскому составу, по жанру, по цели обучения. Другую типологию предлагают Е.А. Барашкина, Л. А. Горшкова и В. В. Лабутина Они выделяют выделяют разговорные, нарративные и художественные подкасты.
Продуктивной нам показалась типология, выдвинутая В.В. Витвинчуком и М.С. Лаврищевой : они делят подкасты по виду на просветительские, развлекательные, общественно-политические, исторические и расследовательские. В качестве корректировки мы предложили следующее деление по виду: образовательные, информационные и рекреативные подкасты
Изучив представленные в теоретической литературе типологические признаки подкастов и основания для типологизации, в настоящем исследовании мы решили придерживаться комплексного подхода, объединяющего несколько вариантов типологии, предложенных разными авторами, но с некоторыми поправками и уточнениями.
Типологический анализа литературных подкастов показал: по технической платформе (площадке размещения) делить литературные подкасты можно весьма условно, так как большинство авторов размещают серии сразу на нескольких платформах.
По типу мультимедиа - большинство литературных подкастов выходят в аудиоформате. В редких случаях подкасты на видеохостингах сопровождаются кадрами ведущего и гостя. По количеству авторов- большинство литературных подкастов - коллективные. По виду литературные подкасты можно разделить на две группы: образовательные и рекреативные.
Дальнейший анализ литературных подкастов проводился нами уже в выделенных видовых группах.
Мы проанализировали семь подкастов о литературе -по пять выпусков каждого. Из них четыре подкаста мы отнесли к рекреативному виду и три - к образовательному. На основании анализа мы выявили особенности каждого исследуемого типа.
К особенностям рекреативных подкастов о литературе мы отнесли следующие факторы: эмоциональная окраска речи ведущих, экспрессивность подачи информации, допустимость сниженной лексики и просторечий, неофициальное обращение к слушателям, эффект живого общения, диалогичность.
Особенностями образовательных литературных подкастов являются: академическая лексика, наличие литературоведческих терминов, официальное обращение к аудитории, диалогичность, направленность обсуждения, подготовленный слушатель, интертекстуальность и ссылка на источники.
На основании выявленных нами особенностей, мы дали определение каждого анализируемого типа подкастов.
Рекреативный литературный подкаст — аудио- или видеоподкаст, в котором ведущие ведут беседу на темы косвенно или напрямую затрагивающие вопросы литературы, с целью организовать досуг слушателя. Как правило, такие подкасты наполнены субъективным мнением ведущих и историями из личного опыта.
Образовательный подкаст о литературе — это аудио- или видеоподкаст, в которых ведущие в формате лекции дают полную картину того или иного произведения. Как правило, для таких подкастов характерны литературоведческие термины, академическая лексика и обзор мнений критиков и экспертов.
Литературные подкасты - востребованный и эффективный инструмент для ориентации читателя в литературном процессе, развития стратегий книжного продвижения, воспитания культуры чтения. Такая деятельность способствует творческой самореализации авторов материалов, 48
интеллектуальному общению, создает вокруг книги диалоговое пространство, благодаря чему восприятие художественного текста становится привлекательной для современного читателя.
Результаты данной работы могут быть полезны как исследователям типологии подкастов, так и начинающим подкастерам, которые только собираются запускать свой продукт.


1. Где, кто и какие подкасты слушает в России в 2023 году? //
Podcasts.ru. Сервис мультиссылок. - [Б. м.], 2023. - URL:
https://podcasts.ru/itogi2023/#:~:text (дата обращения: 26.04.2024).
2. Подкасты: аудитория, рейтинги подкастов и подкастеров // Tiburon research. Онлайн маркетинговые исследования. [Б. м.], 2020. URL: https://tiburon-research.ru/cases/issledovanie-podkasty-auditoriya-reytingi-podkas tov-i-podkasterov (дата обращения: 12.05.2024).
3. Подкасты России // Яндекс. - [Б. м.], 2021. - URL: https://yandex.ru/company/researches/2021/podcasts (дата обращения: 5.06.2024).
4. Самая читающая страна: мониторинг. // ВЦИОМ. Новости - [Б.
м.], 2023. - URL:
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/samaja-chitajushchaja-str ana-monitoring (дата обращения: 12.04.2024).
5. Словарь СМИ и коммуникации // Издательство Оксфордского
университета. - [Б. м.], 2016 - URL:
https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780191800986.001.0001/a cref-9780191800986 (дата обращения: 16.04.2024).
6. Шутить или не шутить: зачем бизнесу tone of voice и как его
создать // Яндекс. Практикум. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-tone-of-voice/ (дата обращения: 2.06.2024).
7. Cross-post // Oxford Learner’s Dictionaries. [Б. м.], 2024. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/cross-post
8. Deal A. A teaching with technology White Paper // Creative Commons. [Б. м.], 2007. URL: https://qps.ru/p9sbB (дата обращения: 12.04. 2024)
9. FAQs: For Podcast Fans // iTunes. [Б. м.], 2024. URL: http://www.apple.com/itunes/podcasts/fanfaq.html (дата обращения: 12.04.2024).
10. Podcast // Oxford Learner’s Dictionaries. [Б. м.], 2023. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/podcast (дата обращения: 12.04.2024).
11. Полуэхтова И.А. Медиапотребление в цифровой среде: к вопросу о методологии исследований. // Информационное общество : сб.науч.ст. - М., 2022.-С.207-217.
12. Дмитриев Д.В., Борисов А.В. Использование подкастов для создания мотивации у студентов к изучению иностранного языка // Вестник КГУ: сб.ст. - Кострома, 2020. - Т.26. С. 221.
13. Иващенко Е.Г., Морозова Т.В. Подкаст как новый медиаформат на сайте “РИА Новости” // Вестник АмГУ - 2023. №102, С. 97 - 101.
14. Яшин Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникации // Уч.пособие. - Москва, Берлин. 2019. С.15.
15. Дорощук Е. С. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии / Е. С. Дорощук, П. В. Трифонова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 2-2 (92). - С. 35-39... 23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ