СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
|
Аннотация
Введение 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ И
ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 9
1.1 Дискурс и политический дискурс 9
1.2 Парламентский дискурс и политический дискурс в медиа 15
1.3 Когнитивный подход в исследованиях метафоры 19
2. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИА-ДИСКУРСЕ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ 25
2.1 Виды социальных метафор в политическом дискурсе (на примере
популярных СМИ Великобритании) 25
2.2 Военная метафора 28
2.3 Игровая метафора 32
2.4 Театральная метафора и метафоры в сфере волшебства и магии 35
2.5 Криминальная метафоры и другие виды социальных метафор 38
2.6 Реальность, выстраиваемая социальными метафорами в политическом
дискурсе Великобритании 42
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В 55
Приложение Г 56
Введение 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ И
ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 9
1.1 Дискурс и политический дискурс 9
1.2 Парламентский дискурс и политический дискурс в медиа 15
1.3 Когнитивный подход в исследованиях метафоры 19
2. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИА-ДИСКУРСЕ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ 25
2.1 Виды социальных метафор в политическом дискурсе (на примере
популярных СМИ Великобритании) 25
2.2 Военная метафора 28
2.3 Игровая метафора 32
2.4 Театральная метафора и метафоры в сфере волшебства и магии 35
2.5 Криминальная метафоры и другие виды социальных метафор 38
2.6 Реальность, выстраиваемая социальными метафорами в политическом
дискурсе Великобритании 42
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В 55
Приложение Г 56
Изучением политического дискурса занимается широкий круг специалистов: политологи, психологи, социологи, лингвисты и т.д. За последние несколько лет интерес к изучению дискурса и использованию метафоры, растет. Причиной этому может служить важность метафоры в достижении желаемого образа восприятия, в конструировании идей из сложных в простые и в донесении их до реципиентов.
В мире каждый день происходят различные ситуации: кризисы, теракты, встречи глав государств и многие другие. Человек становится адресатом, когда читает газеты, слушает радио, смотрит телевизор, сидит в интернете. Так или иначе, человек сталкивается с метафорами, замечая или не замечая их. Профессиональный язык он вряд ли поймет, если только не является частью этого профессионального поля. Возникает проблема донесения политическими акторами своих идей и донесения нужного образа восприятия действительности, объяснения ситуаций в политической жизни.
Изучение метафоры началось довольно давно, но она рассматривалась в качестве украшения речи, в качестве литературного тропа, что для нас является не главным. Наше исследование строится в рамках теории когнитивной метафоры. В ХХ веке метафора начала рассматриваться с когнитивной позиции. Так Э. Маккормак начал заниматься фундаментальным исследованием метафор, в итоге написав работу «Когнитивная теория метафоры», где он трактует метафору как познавательный процесс. То есть человек сопоставляет несоотносимые смысловые концепты, в результате этого процесса возникает метафора. Так же мы рассматриваем концепции Э. Кассирера, А. Ричардса, Х. Ортега-и- Гассета, Дж. Джейнса, Дж. Лакоффа и М. Джонсона.
Наиболее четко сформулировали теорию метафоры с точки зрения когнитивного подхода Дж. Лакофф и М. Джонсон в работе «Метафоры, которыми мы живем». Метафоры рассматриваются как модели, заложенные в понятийную систему, с помощью которых он мыслит и действует. Российские исследователи также занимаются данной тематикой: Арутюнова Н.Д., Будаев Э. В., Баранов А.Н., Чудинов А.П., Скребцова Т.Г. и другие. Ученые обращают внимание на то, что метафоры не только формируют образ объекта, но и определяют стиль мышления о нем. Анализ понятия «дискурс» и «политический дискурс» базируется на основе работ Т.А. ван Дейка, Р. Водак, Н. Фэркло, П. Чилтон, М.Л. Макарова, О.Ф. Русаковой, Е. И. Шейгал.
Объектом исследования являются метафоры в современном политическом дискурсе Великобритании. Предмет исследования - социальные метафоры в политическом дискурсе современной Великобритании на основе популярных СМИ за 2016 и 2017 год.
Цель исследования - определить моделирующую роль социальных метафор в политическом медиа-дискурсе Великобритании.
Задачи:
1. Определить теоретическую базу исследования, провести анализ основных понятий.
2. Установить сущность и виды социальных метафор в политическом дискурсе.
3. Выявить частотности употребления и наиболее значимые
социальные метафоры.
4. Интерпретировать полученные данные, раскрыть значение
социальных метафор.
Методами выступают: анализ, синтез, описание, классификация, обобщение, дискурс-анализ. Главным методом для исследования выбран дискурс-анализ. Он ориентирован на изучение связей между текстом, дискурсом и контекстом. В основе классификации лежат области окружающей нас действительности, то есть такие смысловые категории: человек, социум, природа, мир вещей. Структурируя метафоры, для будущего удобства в работе, не забываем о контексте. Он важен для нашего исследования, ведь без него метафора может оказаться пустой и не несущей важного смысла, это будут просто слова. Дискурс рассматривается не как абстрактная система, а как использование языка в определенном контексте.
Работа включает в себя: введение, две главы, заключение, перечень литературы, приложения. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основные теории и понятия, важные для исследования. Вторая глава содержит практические данные и анализ этих данных. В приложениях представлены диаграммы, показывающие частоту употребления различных видов метафор на основе сделанного исследования.
В мире каждый день происходят различные ситуации: кризисы, теракты, встречи глав государств и многие другие. Человек становится адресатом, когда читает газеты, слушает радио, смотрит телевизор, сидит в интернете. Так или иначе, человек сталкивается с метафорами, замечая или не замечая их. Профессиональный язык он вряд ли поймет, если только не является частью этого профессионального поля. Возникает проблема донесения политическими акторами своих идей и донесения нужного образа восприятия действительности, объяснения ситуаций в политической жизни.
Изучение метафоры началось довольно давно, но она рассматривалась в качестве украшения речи, в качестве литературного тропа, что для нас является не главным. Наше исследование строится в рамках теории когнитивной метафоры. В ХХ веке метафора начала рассматриваться с когнитивной позиции. Так Э. Маккормак начал заниматься фундаментальным исследованием метафор, в итоге написав работу «Когнитивная теория метафоры», где он трактует метафору как познавательный процесс. То есть человек сопоставляет несоотносимые смысловые концепты, в результате этого процесса возникает метафора. Так же мы рассматриваем концепции Э. Кассирера, А. Ричардса, Х. Ортега-и- Гассета, Дж. Джейнса, Дж. Лакоффа и М. Джонсона.
Наиболее четко сформулировали теорию метафоры с точки зрения когнитивного подхода Дж. Лакофф и М. Джонсон в работе «Метафоры, которыми мы живем». Метафоры рассматриваются как модели, заложенные в понятийную систему, с помощью которых он мыслит и действует. Российские исследователи также занимаются данной тематикой: Арутюнова Н.Д., Будаев Э. В., Баранов А.Н., Чудинов А.П., Скребцова Т.Г. и другие. Ученые обращают внимание на то, что метафоры не только формируют образ объекта, но и определяют стиль мышления о нем. Анализ понятия «дискурс» и «политический дискурс» базируется на основе работ Т.А. ван Дейка, Р. Водак, Н. Фэркло, П. Чилтон, М.Л. Макарова, О.Ф. Русаковой, Е. И. Шейгал.
Объектом исследования являются метафоры в современном политическом дискурсе Великобритании. Предмет исследования - социальные метафоры в политическом дискурсе современной Великобритании на основе популярных СМИ за 2016 и 2017 год.
Цель исследования - определить моделирующую роль социальных метафор в политическом медиа-дискурсе Великобритании.
Задачи:
1. Определить теоретическую базу исследования, провести анализ основных понятий.
2. Установить сущность и виды социальных метафор в политическом дискурсе.
3. Выявить частотности употребления и наиболее значимые
социальные метафоры.
4. Интерпретировать полученные данные, раскрыть значение
социальных метафор.
Методами выступают: анализ, синтез, описание, классификация, обобщение, дискурс-анализ. Главным методом для исследования выбран дискурс-анализ. Он ориентирован на изучение связей между текстом, дискурсом и контекстом. В основе классификации лежат области окружающей нас действительности, то есть такие смысловые категории: человек, социум, природа, мир вещей. Структурируя метафоры, для будущего удобства в работе, не забываем о контексте. Он важен для нашего исследования, ведь без него метафора может оказаться пустой и не несущей важного смысла, это будут просто слова. Дискурс рассматривается не как абстрактная система, а как использование языка в определенном контексте.
Работа включает в себя: введение, две главы, заключение, перечень литературы, приложения. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основные теории и понятия, важные для исследования. Вторая глава содержит практические данные и анализ этих данных. В приложениях представлены диаграммы, показывающие частоту употребления различных видов метафор на основе сделанного исследования.
В ходе исследования были рассмотрены теории, через которые определяются основные понятия, используемые в работе: метафора, дискурс, политический дискурс; исследованы популярные СМИ Великобритании на предмет социальных метафор, которые были классифицированы по различным сферам деятельности для того, чтобы понять, какая картина мира создается у реципиентов с помощью данных метафор.
Первая глава была посвящена изучению ключевых понятий, которые используются в нашей работе. Мы рассмотрели, как развивался когнитивный подход в исследованиях метафоры, и определили, что метафора - ментальный феномен, это форма отображения, оценки и объяснения мира, происходящих событий. Также мы столкнулись с тем, что единого понятия «дискурс» не существует, и зачастую они являются размытыми. Были рассмотрены основные подходы в понимании и исследовании дискурса. В итоге, был сделан вывод, что дискурс - это знаково-символический способ коммуникации, включенный в определенный социокультурный контекст, преобразованный адресантом. Так как он содержит в себе и субъективные ментальные модели контекста. Дискурс существует в конкретном смысловом измерении и соответственно передает определенные смыслы, для нашего исследования было интересно политическое измерение. Политический дискурс рассматривается в широком понимании и включает в себя несколько составляющих, относящихся к политике: адресант, адресат и само содержание сообщения.
В рамках политического дискурса нас интересовал парламентский дискурс и политический дискурс в медиа. Так, парламентский дискурс имеет свои особенности: ограниченное институциональное пространство, наличие непримиримых позиций, при этом оценочность, ситуативность,
эмоциональность, включение в себя других видов дискурса. Политический
дискурс в медиа в свою очередь - сложное явление, так как его можноотносить и к дискурсу политических агентов в медиа, и к дискурсу самих45
журналистов о политике и политических агентах, и к дискурсу журналистов с политиками. При этом политический дискурс в медиа опирается дискурс обыденного жизненного мира, тем самым дискурс смешивается, что является чертой современного дискурса (чёткое разделение между видами провести сложно). Метафора, в том числе, способствует гибридности дискурса, помещая качества объектов в новый контекст.
Во второй главе мы исследовали с помощью дискурс-анализа социальные метафоры в трёх источниках: «The Guardian», «Daily Mail» и «The Telegraph», так как они являются самыми популярными источниками получения информации среди СМИ, согласно данным о глобальных рейтингах различных изданий. Кроме основных видов социальных метафор («война», «криминал», «игра», «театр»), также были выделены: «быт», «профессия», «волшебство». Каждый вид социальной метафоры был описан с использованием примеров из полученных данных.
Наиболее популярными оказались военные, игровые и театральные метафоры, милитарные метафоры употребляются чаще всего. Самой распространенной в употреблении оказалась смысловая единица, связанная с военными действиями, что усиливает противоборство мнений, противопоставление «своих» и «чужих». Такие метафоры обычно используются для решительных, целеустремленных политических действий. Данные виды метафор создают некие рамки для отображения действительности: конфронтационность, нагруженность эмоциями,
стереотипность (в рамках данных смысловых блоков), заданные альтернативы для решения проблемы. В итоге, с помощью данных метафор конструируется следующая картина: опасная военная игра, где Россия является зачинщиком действий и нарушителем правил этой игры. Объектом же деятельности «инициатора» выступают западные демократии и процессы внутри их стран и на международной арене. Метафоры создают и эмоциональное отношение к происходящему. На первый план выходит чувство опасности и угрозы, так как перед нами зачинщик «военных действий» и нарушитель «правил игры». Театральные и игровые метафоры только добавляют эмоциональности в военные метафоры, обозначая «противника», «злодея», «монстра», с которыми нужно бороться. Эти эмоции сосредотачиваются на определенном объекте, а именно России. Тем самым чётко прослеживается конфронтационность мышления.
Таким образом, политическая метафора является средством манипуляции и воздействия на аудиторию.
Первая глава была посвящена изучению ключевых понятий, которые используются в нашей работе. Мы рассмотрели, как развивался когнитивный подход в исследованиях метафоры, и определили, что метафора - ментальный феномен, это форма отображения, оценки и объяснения мира, происходящих событий. Также мы столкнулись с тем, что единого понятия «дискурс» не существует, и зачастую они являются размытыми. Были рассмотрены основные подходы в понимании и исследовании дискурса. В итоге, был сделан вывод, что дискурс - это знаково-символический способ коммуникации, включенный в определенный социокультурный контекст, преобразованный адресантом. Так как он содержит в себе и субъективные ментальные модели контекста. Дискурс существует в конкретном смысловом измерении и соответственно передает определенные смыслы, для нашего исследования было интересно политическое измерение. Политический дискурс рассматривается в широком понимании и включает в себя несколько составляющих, относящихся к политике: адресант, адресат и само содержание сообщения.
В рамках политического дискурса нас интересовал парламентский дискурс и политический дискурс в медиа. Так, парламентский дискурс имеет свои особенности: ограниченное институциональное пространство, наличие непримиримых позиций, при этом оценочность, ситуативность,
эмоциональность, включение в себя других видов дискурса. Политический
дискурс в медиа в свою очередь - сложное явление, так как его можноотносить и к дискурсу политических агентов в медиа, и к дискурсу самих45
журналистов о политике и политических агентах, и к дискурсу журналистов с политиками. При этом политический дискурс в медиа опирается дискурс обыденного жизненного мира, тем самым дискурс смешивается, что является чертой современного дискурса (чёткое разделение между видами провести сложно). Метафора, в том числе, способствует гибридности дискурса, помещая качества объектов в новый контекст.
Во второй главе мы исследовали с помощью дискурс-анализа социальные метафоры в трёх источниках: «The Guardian», «Daily Mail» и «The Telegraph», так как они являются самыми популярными источниками получения информации среди СМИ, согласно данным о глобальных рейтингах различных изданий. Кроме основных видов социальных метафор («война», «криминал», «игра», «театр»), также были выделены: «быт», «профессия», «волшебство». Каждый вид социальной метафоры был описан с использованием примеров из полученных данных.
Наиболее популярными оказались военные, игровые и театральные метафоры, милитарные метафоры употребляются чаще всего. Самой распространенной в употреблении оказалась смысловая единица, связанная с военными действиями, что усиливает противоборство мнений, противопоставление «своих» и «чужих». Такие метафоры обычно используются для решительных, целеустремленных политических действий. Данные виды метафор создают некие рамки для отображения действительности: конфронтационность, нагруженность эмоциями,
стереотипность (в рамках данных смысловых блоков), заданные альтернативы для решения проблемы. В итоге, с помощью данных метафор конструируется следующая картина: опасная военная игра, где Россия является зачинщиком действий и нарушителем правил этой игры. Объектом же деятельности «инициатора» выступают западные демократии и процессы внутри их стран и на международной арене. Метафоры создают и эмоциональное отношение к происходящему. На первый план выходит чувство опасности и угрозы, так как перед нами зачинщик «военных действий» и нарушитель «правил игры». Театральные и игровые метафоры только добавляют эмоциональности в военные метафоры, обозначая «противника», «злодея», «монстра», с которыми нужно бороться. Эти эмоции сосредотачиваются на определенном объекте, а именно России. Тем самым чётко прослеживается конфронтационность мышления.
Таким образом, политическая метафора является средством манипуляции и воздействия на аудиторию.
Подобные работы
- Специфика функционирования метафоры в англоязычном политическом дискурсе
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ОППОЗИЦИОННЫХ ПАРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ ПАРТИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ФРАНЦИИ И КНР)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Международная федерация футбола как сфера-мишень метафорической экспансии в лингвистике и переводе
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Международная федерация футбола как сфера-мишень метафорической экспансии в лингвистике и переводе
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Международная федерация футбола как сфера-мишень метафорической экспансии в лингвистике и переводе
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ГЕНДЕРНАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ АМЕРИКАНСКОГО И БРИТАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА: ОПЫТ КОМПАРАТИВНОГО АНАЛИЗА
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Эвфемизмы и дисфемизмы в выступлениях ведущих политических деятелей США и
Великобритании и особенности их перевода на русский язык
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2013 - Сопоставительное исследование метафорического
моделирования действительности в дискурсе Дэвида Кэмерона
и Джона Керри
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Языковые средства выражения оппозиции «Россия - Запад» в текстах политических выступлений В.В. Путина
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021





