АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1. Предпосылки к формированию комплексной системы сексуального образования 6
1.1. Ключевые аспекты пубертатного периода 6
1.2. Эволюция процесса реализации полового просвещения в обществе 18
1.3. Опыт зарубежных стран 27
2. Современное состояние сексуального образования 33
2.1. Обсуждение полового вопроса с ребёнком на уровне микросистемы 33
2.2. Методы и реализация комплексного сексуального образования 38
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 76
Приложение A 80
Приложение Б 82
Приложение В 86
Конфликт поколений, или как его иначе называют, разрыв поколений - явление в обществе до сих пор широко распространённое: культурные, этические и
жизнеполагающие ценности молодого поколения могут сильно отличаться от ценностей и представлений их старших представителей. Зачастую родители хотят или даже требуют от своих детей, чтобы те получали достойное образование, создавали выгодную карьеру и устраивали семьи, как им кажется, в подходящем возрасте. Тем не менее большинство из них, выказывая свои желания не могут передать подросткам те знания и навыки, которые помогли бы им принять взвешенное решение, касаемо своего сексуально-репродуктивного здоровья. В «старших» кругах до сих пор имеется мнение считать стыдным и ненужным обсуждать «такие» вопросы в школах, либо информировать о них «из семьи». Как много родителей, которые открыто готовы обсуждать темы полового воспитания, и что важнее - можно ли считать их компетентными в данных вопросах?
Данная работа направлена на то, чтобы обратить внимание на существующие тактики продвижения темы полового воспитания детей и подростков в современном мире. В эпоху широко доступной информации молодое поколение получает фрагментарные знания и зачастую довольно противоречивую информацию, основанную на слухах и рассказах своих сверстников, в которой тяжело разобраться самостоятельно, не имея за спиной хоть какого-то собственного опыта. Нередко подростки и вовсе не знают азы безопасного полового поведения. Поэтому можно уверенно сказать, что обязательность полового воспитания неразрывно связана с меняющимися социальными реалиями. Развитые страны стремятся расширить доступ к информации в области репродуктивного здоровья подростков. Эта тенденция стала одним из ведущих социальных направлений Стратегии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) до 2015 года.
Проблема полового воспитания - является одной из сложнейших и противоречивейших задач, устроение которой непременно благотворно повлияет на физическое, психосоциальное и духовное здоровье общества.
Проблема развития представителей определенного пола, отражены в работах В.Б. Каган «Психология половых различий» 1981 год, Д.Н. Исаев «Половое воспитание детей» 1988 год, Д.В. Колесов «Беседы о половом воспитании» 1986 год, В.С. Мухина, Т.А. Репина «Проблема полоролевой социализации детей» 2004 год, И.С. Кон «Психология половых различий» 1981 год.
По определению В.Е. Кагана «половое воспитание» в широком смысле слова есть «влияние общества на психосексуальное развитие и формирование человека»; в более узком «это процесс систематического, сознательно планируемого осуществляемого определенный конечный результат воздействия на формирование полового сознания и поведения».
Половое воспитание можно назвать набором знаний о половом созревании, репродуктивной системе, взаимоотношениях, способах контрацепции и обучение практическим и социальным навыкам, необходимым для поддержания сексуальнорепродуктивного здоровья и формирования личности, свободной от гендерных предрассудков, разумеется, соответствующих возрасту слушателя.
Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь важным агентом половой социализации.
Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по социализации ребенка школьного возраста, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко. Анализ программ, концепций и нормативных документов показывает настойчивое обхождение этих вопросов, несмотря на имеющиеся научно обоснованные системы полового воспитания. Именно поэтому крайне важно узнать какие существуют тактики продвижения темы полового воспитания у детей и подростков.
Объектом данной работы является феномен полового просвещения детей и подростков.
Предметом- современные практики продвижения разговора о вопросах полового воспитания детей и подростков.
Исходя из этого, исследовательская проблема работы: Каковы современные практики продвижения темы полового воспитания?
Целью работы является анализ современных практик продвижения темы полового воспитания детей и подростков.
Исходя из данной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные особенности возрастного развития детей и подростков.
2. Изучить понятие полового воспитания и актуальность проблемы.
3. Проанализировать зарубежный опыт сексуального воспитания детей и подростков.
4.Определить необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков.
5. Охарактеризовать особенности полового воспитания в семье.
6. Изучить содержание и принципы полового воспитания.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Источником исследования служат: проанализированная зарубежная и отечественная литература, а также статистические данные.
Подводя итоги всей работы, можно сказать, что половое воспитание рассматривается как совокупность воспитательных мер по отношению к ребенку. В своей работе я выделила 4 самых главных канала просвещения темы полового воспитания.
1. СЕМЬЯ- Объяснение базовых процессов и понятий уже в раннем возрасте полностью ложится на плечи родителей, так как связь поколений (родителей и ребёнка) - первая среда, откуда человек может черпать необходимые данные.
Главная задача каждого родителя - пригласить ребёнка к обсуждению и прояснить ему его сомнения, то есть взять ответственность за собственные чувства и чувства ребёнка в этом разговоре целиком и полностью на себя. Потому что у ребёнка, неважно какого он возраста, нет опыта в этой сфере. Очень важно рассказать ребёнку, что с ним происходит в том или ином возрасте, чтобы он или она знали, что проявляющиеся изменения и интерес совершенно нормальные, и они не одни в сложившейся ситуации.
2. ШКОЛА- Несомненно, ключевая задача учителя заключается в организации учебного процесса. Однако проводить консультации для выдачи дополнительной специализированной информации могут также и медицинские работники школы.
3. СВЕРСТНИКИ- Количество времени, проводимое детьми в семье и в школе, снижается за счёт времени, которое дети уделяют на общение со сверстниками, в некоторых случаях даже значительно превышая его. Чаще всего дети, которые рано, по сравнению со своими сверстниками, или наоборот поздно достигают половой зрелости, подвергаются гораздо более высокому риску эмоционального стресса и низкой самооценки.
4. СМИ- С появлением Интернета количество возможных источников информации только расширяется. Однако, зачастую дети и подростки стесняются обращаться с подобными вопросами к родителям, а сами родители не затрагивают их. В связи с этим, чаще всего подростки находят ответы на свои вопросы в сети Интернет.
В любом случае развитие каждого подростка как личности - это индивидуальный процесс, но во многом он определяется как внешней средой, так и атмосферой в семье, школе и среди друзей.
Результаты исследования, как и анализ литературы, показали, что половое воспитание должно проводится, как и в семье, так и в учебных заведениях, специально обученными специалистами, либо медицинскими работниками. Но в таких занятиях обязательно должно учитываться возраст, уровень знаний и осведомленности самих детей по данной теме. Половое воспитание будет успешным процессом, если будет применен комплексный подход к его изучению, а именно откровенные разговоры детей и подростков с родителями, а также уроки полового просвещения в учебных заведениях.
В свою очередь, родители могут проводить беседы с детьми с опорой на научные данные, с иллюстративным материалом или с конкретными житейскими примерами. Половое воспитание в семье- это инструмент к успешному развитию, так как именно родители могут заложить основы комплексного сексуального воспитания.
Результаты исследования показали, что половое воспитание может служить отличным примеров комплексного обучения детей. Благодаря разговору о половом воспитании можно избежать таких проблем как ранняя подростковая беременность, которая может повлечь за собой небезопасный аборт, заражение инфекциями, передаваемые половым путем (ИППП), а также ВИЧ и СПИД, психологическое насилие, буллинг и секстинг.
Таким образом, исследование показало, что дети и подростки будут не против введения специальных уроков о сексуальном и репродуктивном здоровье, на которых специально обученный специалист или медицинский работник смогут ответить на все интересующие вопросы детей. Но в настоящий момент данные уроки не введены в школах, это свидетельствует об отсутствии продуманной государственной политики в области среднего образования. Поэтому остается надеется только на родителей детей и подростков, которые должны проявить ответственность за воспитание и будущее своих детей.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
(утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.12.2011) //
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 2413/ (дата обращения
08.03.2022).
2. Распоряжение о программе «Планирование семье» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Псков, 1993. URL: https://docs.cntd.ru/document/924002353 (дата обращения 01.02.2022).
3. Указ Президиума ВС СССР от 23.11.1955 (ред. от 13.04.1959) "Об отмене
запрещения абортов" // URL:
http://www. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?from= 15519- 0&req=doc&rnd=17gdg&base=ESU&n=43172#uLsZIzS2Lz9G9Gn42 (дата
обращения 02.03.2022).
4. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния №160 //
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг.
Управление делами Совнаркома СССР М. 1942. URL:
http://istmat.info/node/28231 (дата обращения 06.03.2022).
5. Постановление ЦИК СССР N 65, СНК СССР N 1134 от 27.06.1936 "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах" // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4068#BgwbIz SIfDk5cAyQ1 (дата обращения 17.02.2022).
6. Кодекс законов о семье, браке и опеке 1926 г. и предшествующие ему
постановления. 1924-1926 гг. [Электронный ресурс] URL: http://xn--
e 1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13940 (дата обращения 01.03.2022).
7. Инициативный всероссийский опрос // Всероссийский центр изучения
общественного мнения. 2009. URL: https://wciom.ru/analytical-
reviews/analiticheskii-obzor/polovoe-vospitanie-molodezhi-nuzhno-li-govorit-s- detmi-pro-eto-1 (дата обращения 06.03.2022).
8. Международное техническое руководство по сексуальному образованию. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 2018. 162
с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pfO000260770 rus/PDF/260770rus.pdf.multi (дата обращения 23.03.2022).
9. Половое воспитание в шведской школе // Региональная Общественная Организация «СПИД, статистика, здоровье» [Электронный ресурс]. URL: https://aidsjournal.ru/55 (дата обращения 20.01.2022).
10. Бахтеева М. С. Религиозно-философские основания репрезентации понятия «ведовство» // Вестник СПбГУ. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. Вып. 3. С. 103-111. [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/3882/1/Bakhteeva.pdf (дата обращения 01.01.2022).
11. Блонский П. П. Очерки детской сексуальности / Под ред. Э. Ю. Шурпе, В. Н.
Скосырева; Гос. центр. науч.-исслед. ин-т охраны здоровья детей и подростков. — Л.; М.: Изд.центр. ин-та охраны здоровья детей и подростков, 1935. — 125, с 9-13. [Электронный ресурс] URL: http://elib.gnpbu.ru/text/blonsky ocherki-
seksualnosti 1935 (дата обращения 01.02.2022).
12. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство АПН
РСФСР, 1953. - 409 с. - С. 14. [Электронный ресурс] URL:
https://www.booksite.ru/fulltext/bun/1.pdf (дата обращения 05.03.2022).
13. Бутовский А.Д. Вопросы школьной гигиены и физического воспитания на
международном конгрессе в 1910. Санкт-Петербург, 1911. С. 68. [Электронный ресурс] URL:
https://docs.google.com/viewer?url=http://db.rgub.ru/youthlib/4/Butovskij voprosy s hkol%60noj gigieny.pdf ).
14. Гамезо М.В. «Возрастная и педагогическая психология» М.: Педагогическое
общество России 2009. - 512 с. [Электронный ресурс] URL:
https://knigario.ucoz.ru/ld/0/16 .pdf (дата обращения ...)
15. Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата //
Философия любви. В 2 т. Т. 2. — М.: Политиздат, 1990. — 148с. [Электронный ресурс]..38