Аннотация
Введение 3
1 Теоретические основы формирования продовольственной безопасности 6
1.1 Понятие и сущность продовольственной безопасности 6
1.2 Проблема продовольственной безопасности государства 11
1.3 Роль ВТО и санкции на продовольственную безопасность 20
2 Мировой опыт решения проблемы продовольственной безопасности 33
2.1 Опыт обеспечения продовольственной безопасности Норвегии и Японии 33
2.2 Многофункциональное сельское хозяйство как основа продовольственной
безопасности стран ЕС 41
2.3 Обеспечение продовольственной безопасности США 47
3 Совершенствование финансового обеспечения продовольственной безопасности
России 56
3.1 Влияние санкций на продовольственную безопасность РФ 56
3.2 Разработка предложений по совершенствованию финансового обеспечения
продовольственной безопасности 65
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 83
Приложение А Потребление основных продуктов питания 89
Приложение Б Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах различного уровня благосостояния 90
Приложение В Классификация основных нормативно-правовых актов, регулирующих продовольственную безопасность России 93
Приложение Г Оценка поддержки сельхозпроизводителей по странам ОЭСР 95
Приложение Д Оценка поддержки потребителей продовольствия по странам ОЭСР 96
Приложение Е Отношение потребления продуктов питания на человека в селе и городе 97 Приложение Ж Потребление белка с продуктами питания по регионам РФ 98
Приложение И Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ 101
Продовольственная безопасность, как приоритетное направление политики Правительства РФ, должна базироваться на самообеспечении регионов основными видами аграрной продукции. На основе принятой экономической доктрины планируется положительная динамика изменения ситуации на сельскохозяйственном рынке в целом и на рынке продуктов питания, в частности. Производство продовольственной продукции в Российской Федерации - низкорентабельно и не конкурентно. Такие факты, как рост расходов государства на развитие АПК, а также рост денежных потоков от импорта - не изменяют ситуацию коренным образом и подтверждают системность проблемы. Необходимо отметить, что недостаточный уровень продовольственного самообеспечения, продовольственной безопасности государства обусловлены общими проблемами рынка и проблемами сельского хозяйства.
В силу институциональных особенностей, продовольственную безопасность так же, как продовольственное самообеспечение, невозможно обеспечить при применении только рыночных правил или экономических законов. Указанные институты в Российской Федерации носят, скорее, публичный характер, то есть не могут основываться только на экономической доктрине. По этой причине исследование продовольственной безопасности и продовольственного самообеспечения требует изучения регулирования взаимоотношений между государством и хозяйствующими субъектами и между самими субъектами, сопоставления существующих норм права в целях формирования стабильной модели рынка, адекватной запросам производителей сельхозпродукции и ее потребителей.
До сих пор участники продовольственного рынка нашей страны не смогли выработать правила регулирования, которые позволили бы отечественным сельхозтоваропроизводителям за счет географических, протекционистских и иных преимуществ обеспечить потребителя продуктами питания необходимого качества и в достаточном количестве. В связи с тем, что агропромышленный комплекс России был изначально поставлен в ущербное положение по сравнению с другими отраслями, самостоятельное определение таких правил - невозможно. Именно поэтому отечественная доктрина пришла к выводу о том, что рынок необходимо регулировать публично.
В связи с закреплением продовольственной безопасности Указом Президента РФ № 120 от 30 января 2010г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» в национальную правовую систему России должен начаться новый этап регулирования рыночных отношений.
Для того, чтобы данный экономико-правовой институт смог функционировать и реализовывать закрепленные в нем цели, необходимо систематически вести оценку уровня продовольственной безопасности по ряду показателей, отражающих физическую и экономическую доступность продовольствия для населения, его достаточность и качество, а также устойчивость продовольственной системы.
Устойчивость сельскохозяйственного производства непосредственно влияет на самообеспечение региона продукцией собственного производства.
Вступление России в 2011г. во Всемирную торговую организацию, по мнению руководства государства, дает возможность выхода российских товаропроизводителей на внешние рынки и участия страны в формировании правил международного экономического сотрудничества. Ожидается, что ускоренными темпами будет осуществляться инновационное развитие российской экономики, повысится ее инвестиционная привлекательность.
Изучению проблемы самообеспечения и продовольственной безопасности государства посвящены работы многих ученых и специалистов. Следует отметить таких ученых как Л.П. Рожкова, Л.С. Ревенко, М. Трейси, А.Г. Папцов, и др.
Общие проблемы обеспечения населения России продовольствием, определение критериев и влияния факторов на уровень продовольственной безопасности отражены в научных работах Р.Х. Адукова, А.И. Алтухова, Г.В. Бондарева, И.Н. Буздалова, Д. Вермеля, А. Гордеева, Р. Гумерова, Н.Я. Коваленко, В.А. Кун- диус, Э.Н. Крылатых и А.А. Анфиногеновой, В.В. Милосердова, В.И. Назаренко, И.Г. Ушачева, Ю.С. Хромова, М.Л. Яшиной.
Вопросами изучения правового регулирования развития устойчивого аграрного производства и обеспечения продовольственной безопасности занимались Х.У. Белхароев, Т.В. Гориленко, Н.Н. Пачулия, Л.П. Рожкова, А.Ф. Хутин.
Методический инструментарий оценки уровня продовольственной безопасности рассматривали в своих трудах ученые А.А. Лысоченко, Т.Ф. Рябова, Л.С. Чешинский и другие.
Несмотря на столь пристальное внимание к изучению состояния продовольственной обеспеченности регионов, являющейся основой продовольственной безопасности страны, актуальность дальнейшего исследования этого процесса сохраняется. Проблема обеспечения устойчивого уровня продовольственной безопасности особенно обострилась после вступления России в ВТО и выполнения требований по финансированию сельскохозяйственного производства, а именно, государственной поддержки. В этих условиях достижение продовольственной обеспеченности особо актуально для аграрных регионов с дефицитным бюджетом.
Целью исследования является изучение теоретических положений продовольственной безопасности и разработка практических рекомендаций по ее повышению ее финансового обеспечения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования продовольственной безопасности.
2. Изучить мировой опыт решения проблемы продовольственной безопасности: особенности и новые тенденции.
3. Рассмотреть направления совершенствования политики в сфере продовольственной безопасности в России в условиях экономических санкций.
4. Разработать предложения по совершенствованию финансового обеспечения продовольственной безопасности.
Объект исследования - Продовольственная безопасность России.
Предметом исследования является влияние санкций на финансовое обеспечение продовольственной безопасности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам продовольственного обеспечения населения, продовольственной безопасности государства, в том числе, с учетом требований ВТО, национальные и международные нормативно-правовые акты по обеспечению продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства.
Информационной базой исследования послужили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, а также из документов и материалов международных и российских экономических и продовольственных организаций: ФАО, ОЭСР, Аналитический центр при Правительстве РФ, Минсельхоз РФ, ФТС, Росстат и некоторые другие.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования видится автору в возможности применения результатов исследования в комплексном реформировании агропромышленного комплекса России, в выработке финансовой стратегии обеспечения продовольственной безопасности.
Уточняя сущность понятия «продовольственная безопасность», считаем, что это рыночный процесс формирования устойчивого продовольственного обеспечения населения необходимым объемом продуктов питания, которые соответствуют принятым стандартам и нормам, с учетом государственного регулирования, в том числе, и за счет нормативноправового поля, регламентирующего действия и взаимодействия субъектов данного процесса через рыночную инфраструктуру, ориентированную на требования ВТО.
В свою очередь, продовольственное самообеспечение - это состояние организации рыночных отношений, характеризующееся системным, устойчивым и долговременным обеспечением локализованных потребителей сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в необходимом объеме за счет локализованных (собственных) производителей на уровне региона.
Низкий уровень продовольственного самообеспечения, продовольственной безопасности государства обусловлены общими проблемами рынка и проблемами сельского хозяйства. Основные из них: право на продовольствие не гарантировано государством, межотраслевой дисбаланс, несовершенное планирование производства
сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, отсутствие развитой инфраструктуры рынка продуктов питания.
В результате проведенных исследований мировой и российской проблемы продовольственной безопасности, автору удалось достичь поставленной цели и изучить теоретическое положение продовольственной безопасности, и в соответствии с этой целью решить следующие задачи по разработке практических рекомендаций по ее повышению.
Для России изменения экономики сельского хозяйства после ее вступления в ВТО очевидны: импорт продовольствия не уменьшается, снижения потребительских цен и ставок по кредитам - не наблюдается. Со второй половины 2014 года, вследствие введенных санкций против России, остро встал вопрос импортозамещения, что должно оказать положительное действие на экономику отечественных сельхозтоваропроизводителей. Анализ положения сельскохозяйственной отрасли в период с 2014-2015 гг. показал, что в 2014 году наблюдается резкое снижение производства сельхоз продукции, которое начинает стабилизироваться с 2016 года. Экономические санкции явились толчком к импортозамещению, однако как показала практика возможности сельхозпредприятий не отвечают современным требованиями продовольственного обеспечения страны.
Анализ нормативно-правовых актов позволил определить состав потребительской корзины: продукты питания, одежду, обувь, предметы обихода, услуги. Полный их перечень содержит Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», представляющий собой таблицу, включающую в себя продукты питания, непродовольственные товары, услуги.
Так, в составе потребительской корзины 83 наименования услуг и товаров, в их числе: продовольственные товары (30 видов), непродовольственные товары (41 вид) и 12 видов различных услуг.
Подавляющее большинство опрошенных отметили неудовлетворенность своим материальным положением, что отразилось в предпочтениях респондентов по поводу желаемого дохода, который бы позволил их семьям реализовать свои потребительские предпочтения в достаточно полном объеме.
В части рисков продовольственной безопасности в России обоснованы следующие:
Вымывание малых форм хозяйствования и чрезмерная концентрация сельхозпроизводства. Численность малых форм хозяйствования падает, не обеспечиваются равные условия государственной поддержки сельхозпроизводителей, наблюдается концентрация производства в рамках отдельных предприятий и холдингов. Концентрация производства в отдельных компаниях повышает риски нарушения продовольственного снабжение регионов в случае банкротства. Целесообразно регулировать концентрацию производства в рамках отдельных предприятий и холдингов, увеличить поддержку малого бизнеса.
Для этого необходимо:
1 ввести консолидированную отчетность по холдингам;
2 ограничить сумму государственной поддержки на одно предприятие/холдинг;
3 ограничить поголовье животных на хозяйство в зависимости от площади сельхозугодий;
4 увеличить финансирование сельской консультационной службы, поддержку сельскохозяйственной кооперации;
5 ввести стимулы для предприятий-интеграторов по развитию контрактного взаимодействия с фермерами и другими субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве и т.д.;
Подконтрольность значительной части крупнейших производителей
сельхозпродукции и продовольствия иностранным юридическим лицам. _Так, в 5 из 10 крупнейших производителей сельхозпродукции в число собственников прямо или через ряд юридических лиц входят компании, зарегистрированные за рубежом (пакеты акций от 75 до 99%).
Выявление масштабов этого явления, его природы позволит:
1 предотвратить риски в части замораживания счетов компаний, сокращения производства в критических ситуациях;
2 корректировать политику поддержки бизнеса иностранных компаний за счет бюджетных субсидий в рамках поддержки сельского хозяйства России;
«Ничейность» государственных сельскохозяйственных земель (92,5% из них не разграничены между РФ, субъектами РФ, районами и сельскими муниципалитетами). Разграничение повысит возможности и интерес органов местного самоуправления к рационализации использования таких земель для пополнения бюджета и развития территории;
Незавершенность земельной реформы. Основная часть земли в республиках, в которых не была проведена приватизация сельскохозяйственных земель, закреплена за сельхозорганизациями в постоянное (бессрочное) пользование. При этом отсутствуют легальные возможности оборота земли на этом праве. Однако структура производства сельхозпродукции и структура распределения сельхозугодий между организациями и гражданами свидетельствуют, что такой оборот массово происходит. Целесообразно разработать механизмы оборота прав в условиях сохранения государственной собственности на землю и легальную передачу земли тем, кто уже ее использует, а также механизм компенсации тем, кто не смог реализовать свои права на землю, за счет граждан, получивших избыточные площади земли нелегальным образом;
Формирование латифундий и переход крупных землевладений под контроль иностранцев. Имеющиеся в законодательстве ограничения по концентрации сельскохозяйственных земель в руках одного лица не действуют, сбор данных по концентрации земли не налажен. Установленные законом ограничения по передаче сельскохозяйственной земли в собственность иностранных лиц не работают. Статистика площадей, скупленных иностранцами, отсутствует. Отдельные выборочные исследования показывают, что через ряд российских фирм сельскохозяйственная земля уже принадлежит компаниям, зарегистрированным за рубежом.
Преимущества крупного или иностранного землевладения в мировой практике оцениваются неоднозначно. Даже в таких странах, как США, Канада иностранная собственность запрещается, ограничивается или контролируется. Международные организации поддерживают другие способы инвестирования иностранного капитала в сельское хозяйство. В этой связи и в России целесообразно выявить масштабы явления, по результатам - провести корректировку государственной политики:
-ввести экономические меры ограничения земли в собственности - ограничение субсидий в рамках государственной программы поддержки сельского хозяйства при выплатах на гектар (на площадь не более). Для холдингов - ввести сводную форму отчетности для отражения информации о площади, находящейся в собственности холдинга;
- принять специальное законодательство, регулирующее отношения крупных
землевладельцев, уже нарушивших антимонопольное законодательство, и фермеров, арендующих у них землю. По аналогии с регулированием деятельности монополий в других сферах деятельности, размер арендной платы должен регулироваться не латифундистом, а федеральной службой по тарифам.
Центром агропродовольственной политики РАНХиГС разработана методика, позволяющая оценить масштаб этой проблемы. Суть этой методики сводится к анализу публичных регистрационных данных по юридическим лицам и их увязке с базами данных по закреплению земель за физическими и юридическими лицами. Проведение расчетов возможно при доступе к информации и наличии заказа со стороны органов управления и политиков.
Переход к сельскохозяйственному зонированию. Целесообразно осуществить переход от категорий земель к сельскохозяйственному зонированию не с определенной даты для всей страны, а по мере окончания работ в каждом субъекте РФ. Для этого нужно обеспечить выполнение работ по инвентаризации участков, формированию перечней ценных (строительство ограничивается) и особо ценных (строительство запрещено) участков, разработке примерных правил сельскохозяйственного зонирования, закреплению сельскохозяйственных зон, установлению правил землепользования, внесения записей в кадастр недвижимости по каждому участку и т.д.
Необходимо ввести жесткое регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума. Это позволит повысить покупательную способность малоимущего населения и, так называемых, работающих нищих, чьи зарплаты и доходы зависят от МРОТ (например, безработные, которые больше года не могут найти подходящую работу или сотрудники частных предпринимателей, которые не хотят или не могут платить больше, чем МРОТ, установленный законом, а другой работы в населенном пункте нет).
Требуется выработка государственной программы повышения уровня и качества жизни и повышения доходов широких слоев населения более ускоренными темпами, чем это происходит сейчас. От реальной покупательной способности и роста потребления зависит темп роста экономики и отдельных ее секторов, создание нового бизнеса, возрождение отраслей, связанных с потребительским сектором (услуги, легкая промышленность, образование, продукция сельского хозяйства и продукция ЛПХ и т.п.).
Так же в части повышения финансирования обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо развитие государственно-частного партнерства. Как показала многолетняя практика, выделяемых средств государством в виде субсидий не достаточно для развития сельского хозяйства, результаты поддержки сельского хозяйства за последние годы оценивать как очень скромные. Недостаток средств финансирования и не способности государства выделять большие средства приводит к необходимости привлечения частных инвестиций, что возможно посредством реализации ГЧП. В настоящее время в России успешно реализуются проекты ГЧП в других сферах, таких как энергетика, коммунальное хозяйство. Развитие ГЧП будет перспективным как в производственной, так и перерабатывающей деятельности сельхозпредприятий.
1. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 3 дек. 2012 г. № 227-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2012. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 30 янв. 2010 г. № 120 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М.,
2010. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О мерах по выполнению резолюций Совета Безопасности ООН 2127 от 5 декабря
2013 г. и 2134 от 28 января 2014 г. [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 10 сент. 2014 г. № 626 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 : (ред. от 31 марта 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения Курской области [Электронный ресурс] : закон Курской области от 28 марта 2013 г. 17-ЗКО // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Курская область. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Курской области за 3 квартал
2014 г. [Электронный ресурс] : постановление Администрации Курской области от 17 окт. 2014 г. № 660-па // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Курская область. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Международная стратегия развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 5 дек. 1980 г. № 35/56 // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., 2002. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О поддержке развития села из Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских районов (EAFRD) [Электронный ресурс] : регламент (ЕС) № 1698/2005 Совета ЕС от 20 сент. 2005 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Междунар. право. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. Алтухов А. Продовольственная безопасность как фактор социальноэкономического развития страны // Экономист. - 2011. - № 5. - С. 33-43.
10. Анилионис Г. П. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации / Г. П. Анилионис. - М. : Междунар. отношения, 2010. - 676 с.
11. Анищенко А. Н. Оценка продовольственной безопасности региона [Электронный
ресурс] // Коммунистическая партия Российской Федерации. Вологодское областное отделение. - Электрон. дан. - Вологда, [2011]. - URL:
http://kprf35.com/2013/08/%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA %D0%BE-%D0%B0-%D0%BD-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0- %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1 %8C%D1 % 81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE/ (дата обращения: 15.03.2017).
12. Антамошкина Е. Н. Приоритеты аграрной политики в вопросах продовольственной безопасности // Экономика, предпринимательство и право. - 2013. - № 1. - С. 58-66.
13. Асалиев А. М. Обеспечение продовольственной безопасности страны как условие повышения уровня и качества жизни российских граждан // Уровень жизни населения регионов России. - 2012. - № 4. - С. 112-115.
14. Асборн Д. США 2008: Великая депрессия [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ. Россия сегодня. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: www.inosmi.ru (дата обращения: 12.04.2015).
15. Баканач О. В. Статистическое исследование факторов продовольственной безопасности регионов // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2012. - № 4. - C. 15-19....54