Введение 3
1. Факторы, определившие специфику освещения иракского вооруженного конфликта в американских СМИ, официальные цели и причины конфликта 7
1.1 Влияние событий 11 сентября 2001 г. на освещение довоенного периода
американскими СМИ 9
1.2 Вооруженный конфликт в Ираке: официальные причины и цели интервенции, представленные руководством США 16
2. Специфика освещения иракского вооруженного конфликта в американских
СМИ в период с 2002г. по 2003г 27
2.1 Анализ влияния проекта «Новый американский век» (PNAC) на освещение иракского вооруженного конфликта в американских СМИ 29
2.2 Анализ освещения иракского вооруженного конфликта в американских
СМИ в период с 2002г. по 2003г 40
2.3 Анализ формирования общественного мнения под влиянием средств массовой информации в период освещения иракского вооруженного конфликта с 2002г. по 2003г 52
Заключение 61
Список используемых источников и литературы 65
Принято считать, что ошибочно рассматривать средства массовой информации как единую, однородную группу журналистов и вещателей, которые действуют предсказуемым и единообразным образом. Исходя из такой логики, средства массовой информации не являются ни монолитными, ни однородными. Они разнообразны, высококонкурентны и непредсказуемы. Специфика освещения определенных ситуаций средствами массовой информации будет видоизменяться в зависимости от национальных и региональных повесток дня. Кризис в одной части мира легко можно рассматривать в другом месте как несущественный. Уровень освещения (или отказ от освещения) часто будет зависеть от национальных интересов и удаленности от мероприятия. Чем ниже национальный интерес и чем больше расстояние, тем меньше вероятность того, что новостные организации будут иметь что-то большее, чем мимолетный интерес к развивающейся истории.
Таким образом, можно соотнести тезис о том, что спрос рождает предложение с отраслью журналистики, в которой несложно проследить схожую динамику: СМИ зачастую не просто освещают произошедшие в определенном регионе мира события, они освещают, в первую очередь, то, что интересно потенциальному читателю, зрителю или слушателю, то есть то, на что будет спрос. В подобного рода схеме фигурируют множество различных параметров, которые определяют основной вектор освещаемых событий: от общей выбранной тематики тех, кто информацию предоставляет, до пола и возраста тех, кто этой информацией потенциально интересуется. В основном, вопрос о спросе и предложении в средствах массовой информации приводит к появлению каких-либо конкретно-направленных в плане общей тематики источников информации, таких как научные журналы, специализирующиеся на освещении событий из мира науки, либо, например, журналы моды. Однако и в СМИ, не имеющих узкоспециализированной направленности, можно проследить наличие фактора спроса, который, в свою очередь, формирует и предложение.
Американское общество, как и любое другое общество, интересуется вопросами, касающихся его жизни и жизни государства, как во внутренней политике, так и во внешней политике. Поэтому средствам массовой информации приходится постоянно доказывать свою конкурентно способность в борьбе за зрителей и эфирное время вещания, а, значит, предоставляемая информация должна быть интересной для ее потребителей. От интереса аудитории к определенным событиям зависит количество и общий объем информации, удовлетворяющей этот интерес. После трагических событий 11 сентября 2001г. интерес американской аудитории к международным событиям значительно вырос, что неминуемо привело к увеличению объема освещения информации, касающейся политики национальной безопасности.
Изучение указанной темы актуально по причине того, что информационный бизнес и медиа-бизнес переживают технологическую и коммерческую революцию, в результате которой возникнет конфликт между журналистскими и коммерческими реалиями на информационном рынке. Именно иракский вооруженный конфликт с США, начавшийся в эпоху развития новых источников информации, таких как Интернет, а также в эпоху прямых эфиров и молниеносно добирающихся до общества новостей, как нельзя лучше подходит для анализа поведения средств массовой информации в условиях внешнеполитических конфликтов, анализа специфики освещения таких конфликтов и выявления влияния на формирование общественного мнения у населения, в данном случае, населения Соединенных Штатов Америки.
Объектом исследования является иракский вооруженный конфликт 2003г., а предметом исследования - американские средства массовой информации в довоенный период 2002г. и в период проведения военных операций в 2003г., освещавшие конфликт. Целью работы является выявление факторов, которые повлияли на формирование через американские средства массовой информации общественного мнения, поддерживающего иракскую военную кампанию в 2002г. и в 2003г. Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
1. Анализ влияния событий 11 сентября 2001г. на освещение довоенного периода американскими СМИ;
2. Рассмотрение официальных причин и целей интервенции, представленные руководством США посредством СМИ;
3. Анализ влияния проекта «Новый американский век» (PNAC) на освещение иракского вооруженного конфликта в американских СМИ;
4. Анализ освещения иракского вооруженного конфликта в американских СМИ в период с 2002г. по 2003г., включая рассмотрение динамики освещаемых тем, технических нововведений, общего тона освещения и наличия оппозиционных войне настроений;
5. Анализ формирования общественного мнения под влиянием средств массовой информации в период освещения иракского вооруженного конфликта с 2002г. по 2003г., который позволить достичь поставленной в ходе данной работы цели;
Предложенная в данной работе структура исследования позволяет четко сформулировать выводы, которые от параграфа к параграфу позволяют лучше понять специфику освещения иракского вооруженного конфликта американскими средствами информации. При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: анализ информации из литературы и источников по теме работы, синтез, дедукция, а также политико-описательный метод. В качестве источников и литературы для своей работы использовались статьи в научных журналах, такие как статья Завадского И.И.: «Информационная война - что это такое?», а также книги, как, например, книга Вартановой Е.Л.: «Медиаэкономика зарубежных стран».
Кроме этого, исследование будет опираться на анализ статей в американских средствах массовой информации, а также на анализ результатов исследований программы университета Мэриленда по вопросам международной политики (PIPA) и исследований организации по наблюдению за СМИ (FAIR) , чтобы достичь поставленной в ходе работы цели и составить четкую картину о влиянии американских средств массовой информации на формирование общественного мнения как в довоенный период 2002г., так и во время непосредственного проведения иракской военной кампании в 2003г. Все это приведет к формированию выводов о действиях американских средств массовой информации в отношении освещения иракского вооруженного конфликта.
В заключении, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что основу специфики освещения иракского вооруженного конфликта в американских СМИ заложили созданные после трагических событий 11 сентября стереотипы касательно арабского населения. Предложенный во введении тезис о спросе и предложении в средствах массовой информации четко отражается в том, что вопрос касательно характера готовящейся войны стал интересовать американское общество именно во время освещения событий 11 сентября, что создало спрос у аудитории на новостной контент, связанный с призванием виновных в террористических атаках к ответу. Данный спрос сформировался до вторжения США в Ирак, однако, наличие данного спроса, несомненно, повлияло на появление предложения в виде новостного контента о готовящемся вторжении как в 2002г. до вторжения, так и в 2003г во время проведения военных операций. Учитывая это, можно заключить, что специфика освещения иракского вооруженного конфликта в период с 2002г. по 2003г. была отчасти определена еще в 2001г.
Так же это заметно и в динамике освещения. Администрация Джорджа Буша-младшего вступила в войну с Ираком, основываясь на нескольких аргументах, все из которых были непосредственно связаны с борьбой с исламистским террором после 11 сентября. Тем не менее, это не означает, что предположения, лежащие в основе этих аргументов, являются неоспоримо обоснованными. В первой главе был проведен анализ официальных причин военного вторжения, который указывал на спорный характер заявлений, сделанных администрацией США. Например, заявлений о том, что Саддам Хусейн был настолько иррационален в достаточной степени для того, чтобы получить доступ к оружию массового уничтожения, либо же передать его террористическим организациям. Также спорно, что демонстрация мощи и решимости США в Ираке сдержит террористические организации или режимы, которые провоцируют появление таких организаций. Однако именно эти доводы освещались в средствах массовой информации, формируя у населения США представление о Джордже Буше - младшем как о президенте, чья миссия всецело заключается в исполнении стратегии национальной безопасности, а также борьбе с мировым терроризмом как с явлением. Все это позволило сформировать конкретные цели вооруженного вторжения в Ирак, стоящие перед США и 20 марта 2003 года начать военную операцию.
Можно сделать вывод, что война с Ираком была спланирована, равно как и была спланирована специфика освещения вторжения в американских СМИ. Г отовность администрации Джорджа Буша-младшего содействовать планам PNAC касательно нападения на Ирак без отклонений от курса сформированной внешней политики была ясно выражена в дальнейших исторических событиях. Благодаря деятельности организации «Новый американский век» (PNAC) и влиянию данной организации на средства массовой информации был сформирован контекст для определения вторжения как целесообразной войны, соответствующей представлениям правительства о внешней политике государства, основанной на национальных интересах.
Говоря о векторе освещения конфликта, стоит также отметить, что антивоенные репортажи, в большинстве своем, состояли в анализе и освещении мнения тех лиц, которые имеют далеко не самое большое влияние на американскую общественность. То есть, американцы вряд ли будут подвержены влиянию взглядов акторов, не являющихся официальными лицами правительства США. Как уже было сказано, иракская военная кампания в 2003г, в первую очередь, обуславливалась защитой национальных интересов США, соответственно, большим охватом аудитории и большим вниманием аудитории располагали лица, имеющие
непосредственную возможность на реализацию национальных интересов США, а именно администрация Джорджа Буша-младшего.
Проведенный во второй главе анализ также показывает, что, несмотря на наличие баланса между провоенными и антивоенными репортажами о вторжении в Ирак в американских средствах массовой информации, общий тон освещения новостей все равно был основан на обоснованиях войны администрацией Джорджа Буша-младшего, нежели на аргументах ее оппонентов против. Это, в свою очередь, сформировало общественное мнение касательно степени обоснованности вторжения. Кроме того, общий провоенный тон освещения иракского вооруженного конфликта не кончился на освещении обоснований вторжения в довоенный период 2002г, он также продолжился и во время вторжения США в Ирак в 2003г., что можно заключить, исходя из проведенного анализа. Множество новостных сюжетов были посвящены предполагаемым программам вооружений в Ираке, официальные лица администрации цитировались чаще, чем любой другой источник, и анализ направленности показывает, что средства массовой информации освещают вторжение в более позитивном, чем негативном свете. Во время проведения непосредственных боевых действий, акцент оставался также преобладающе провоенным, поскольку основной упор новостной деятельности делался на освещение динамики проводимых боевых операций, результаты которых сопоставляли с изначально планируемыми результатами и целями иракской военной кампании. Все это, в купе с самоцензурой журналистов, подтверждает мнение о том, что деятельность средств массовой информации по освещению довоенного периода, а также иракского вооруженного конфликта в 2002г. и в 2003г. привела к формированию ошибочного общественного мнения у населения США касательно вторжения США в Ирак в 2003г.
Подводя итог исследованию, посвященному специфике освещения иракского вооруженного конфликта американскими средствами информации в период с 2002г. по 2003г., можно сделать вывод, что вектор освещения иракской военной кампании американскими средствами массовой информации не только сформировал ошибочное общественное мнение у американских граждан касательно вторжения США в Ирак в 2003г., что было проанализировано в ходе работы, но и также вынудил усомниться в объективности работы американских СМИ.
1. Assessing Media Coverage of the War in Iraq: Press Reports, Pentagon Rules, and Lessons for the Future. - Brookings Institution, June 17, - 2003.
2. Authorization for Use of Military Force Against Iraq, Documents, Opinions. - New York: A Touchstone Book, - 2003. - P. 378-382.
3. Bremer L. Paul III with McConnell, Malcolm. My Year in Iraq: The Struggle to Build a Future of Hope. - New York: Simon & Schuster, - 2006. - 417 p.
4. Bush, George W. Speech to the UN General Assembly: A Grave and Gathering Danger in Sifry, Micah L. and Cerf, Christopher (eds.). - The Iraq War Reader: History, Documents, Opinions. - New York: A Touchstone Book, - 2003. - P. 316-318.
5. Experts: Iraq has tons of chemical weapons // Cable News Network. - URL: https://edition.cnn.com/2002/WORLD/meast/09/02/iraq.weapons/index.html (access date 06.06.2021).
6. George W. Bush Declares Mission Accomplished // History.com. -
URL: https://www.history.com/topics/us-presidents/george-w-bush-declares-
mission-accomplished-video (access date 06.06.2021).
7. George W. Bush describes Iraq, Iran and North Korea as axis of evil // History.com. - URL: https://www.history.com/this-day-in-history/bush-describes- iraq-iran-north-korea-as-axis-of-evil (access date 05.06.2021).
8. Presidential Interview // C-Span.org - URL: https://www.c- span.org/video/?196633-1/presidential-interview (access date 06.06.2021).
9. The PNAC (1997-2006) and the Post-Cold War Neoconservative
Moment // E-International Relations. - URL: https://www.e-
ir.info/2020/02/01/new-american-century-1997-2006-and-the-post-cold-war- neoconservative-moment (access date 06.06.2021).
10. We stand passively mute // The Guardian.com. - URL: https://www.theguardian.com/world/2003/feb/18/usa.iraq (access date 06.06.2021).
11. You are either with us or against us // Cable News Network. - URL:
https://edition.cnn.com/2001/US/11/06/gen.attack.on.terror (access date
05.06.2021).
Литература на русском языке:
12. Горячая точка: Справочник для журналистов. - М., - 1995. - 111 с.
13. Ален М. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. - М., - 1994. - 152 с.
14. Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М., - 1989. - 230 c.
15. Багдикян Б. Монополия средств информации. - М., - 1985. - 322 с.
..57