Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков развития речи (Гуманитарный колледж» г. Омска)
|
Работа носит теоретический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6
1.1 Понятие, виды и классификация игр 6
1.2 Цели, задачи и принципы организации игровой деятельности 10
1.3 Роль сюжетно-ролевых игр при формировании навыков у детей дошкольного возраста 14
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 19
2.1 Подготовительные этапы разработки сюжетно-ролевых игр 19
2.2 Практика применения сюжетно-ролевой игры для развития речи 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6
1.1 Понятие, виды и классификация игр 6
1.2 Цели, задачи и принципы организации игровой деятельности 10
1.3 Роль сюжетно-ролевых игр при формировании навыков у детей дошкольного возраста 14
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 19
2.1 Подготовительные этапы разработки сюжетно-ролевых игр 19
2.2 Практика применения сюжетно-ролевой игры для развития речи 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
С момента рождения человек попадает в социум и на его развитие оказывают влияние различные факторы: объективные и субъективные, внутренние и внешние, культурные и социальные и т.д. В своем развитии дети проходят большое количество ступеней и одной из них является посещение детского дошкольного учреждения, которое становится практически вторым домом, а воспитатель второй мамой. Именно в период от полутора до 7 лет у ребенка формируется начальный словарный запас и навык развития речи.
В детском саду ребенок проводить большую часть времени в течение дня и сталкивается с первой и значимой проблемой в общении, это недостаточное количество словарного запаса. Ребенок просто не может выразить словами то, что ему необходимо. Одним из эффективных методов развития речи является сюжетно-ролевая игра.
Социальный заказ государства к системе образования выражен в основных нормативно-правовых документах - Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора [2] [3].
Наблюдение за детьми в дошкольном учреждении позволило сделать вывод о том, что у них не развит словарный запас, и по этому они не могут договариваться, распределять роли в игре, определять правила.
Дошкольное детство – это такой возрастной период, который в большой степени обуславливает будущее развитие человека, это этап появления личности, первоначального раскрытия творческого потенциала ребенка, его самостоятельности и становления начал индивидуальности.
В современной педагогической практики отмечается, что времяпрепровождение дошкольников в большей степени насыщено разнообразными познавательными и учебными занятиями, нежели игрой, в детском саду дети перестали играть, игра постепенно уходит из их жизни. Но некоторые дошкольные учреждения в настоящее время уже начинают постепенный переход от организации жизни детей в детском саду по «школьному» типу, к свободным творческим формам детской активности, в том числе сюжетно-ролевой игре, как значимым факторам развития.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь основным видом его самостоятельной деятельности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что еще не умеет, в игре происходит непосредственное взаимодействие со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Актуальность исследования заключается в том, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной практики, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Основной идеей исследования является разработка сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель работы – разработать методические рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр как средства формирования навыков развития речи.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- подобрать сюжетно-ролевые игры для детей разных возрастных групп;
- разработать и сформировать игровой материал для игр;
- разработать технологические карты для проведение сюжетно-ролевых игр;
- апробация опыта использования сюжетно-ролевых игр в дошкольном учреждении.
Объект исследования: участники образовательного процесса в дошкольном учреждении в современных условиях.
Предмет исследования практика применения сюжетно-ролевой игры для развития навыков речи.
При исследовании использованы нижеследующие методы:
– системный анализ (в том числе монографический метод, дедукция и индукция) − основополагающие методы, задействованные на протяжении всего исследования;
– синтез;
– метод сравнения;
– наблюдение;
– графический;
– анализ и др.
Перечисленные методы использовались для осуществления полного и всестороннего исследования обозначенной в настоящей работе цели
В детском саду ребенок проводить большую часть времени в течение дня и сталкивается с первой и значимой проблемой в общении, это недостаточное количество словарного запаса. Ребенок просто не может выразить словами то, что ему необходимо. Одним из эффективных методов развития речи является сюжетно-ролевая игра.
Социальный заказ государства к системе образования выражен в основных нормативно-правовых документах - Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора [2] [3].
Наблюдение за детьми в дошкольном учреждении позволило сделать вывод о том, что у них не развит словарный запас, и по этому они не могут договариваться, распределять роли в игре, определять правила.
Дошкольное детство – это такой возрастной период, который в большой степени обуславливает будущее развитие человека, это этап появления личности, первоначального раскрытия творческого потенциала ребенка, его самостоятельности и становления начал индивидуальности.
В современной педагогической практики отмечается, что времяпрепровождение дошкольников в большей степени насыщено разнообразными познавательными и учебными занятиями, нежели игрой, в детском саду дети перестали играть, игра постепенно уходит из их жизни. Но некоторые дошкольные учреждения в настоящее время уже начинают постепенный переход от организации жизни детей в детском саду по «школьному» типу, к свободным творческим формам детской активности, в том числе сюжетно-ролевой игре, как значимым факторам развития.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь основным видом его самостоятельной деятельности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что еще не умеет, в игре происходит непосредственное взаимодействие со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Актуальность исследования заключается в том, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной практики, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Основной идеей исследования является разработка сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель работы – разработать методические рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр как средства формирования навыков развития речи.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- подобрать сюжетно-ролевые игры для детей разных возрастных групп;
- разработать и сформировать игровой материал для игр;
- разработать технологические карты для проведение сюжетно-ролевых игр;
- апробация опыта использования сюжетно-ролевых игр в дошкольном учреждении.
Объект исследования: участники образовательного процесса в дошкольном учреждении в современных условиях.
Предмет исследования практика применения сюжетно-ролевой игры для развития навыков речи.
При исследовании использованы нижеследующие методы:
– системный анализ (в том числе монографический метод, дедукция и индукция) − основополагающие методы, задействованные на протяжении всего исследования;
– синтез;
– метод сравнения;
– наблюдение;
– графический;
– анализ и др.
Перечисленные методы использовались для осуществления полного и всестороннего исследования обозначенной в настоящей работе цели
Игра занимает весьма важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь основным видом его самостоятельной деятельности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что еще не умеет, в игре происходит непосредственное взаимодействие со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Актуальность исследования заключалось в том, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной практики, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Основной идеей исследования являлась разработка сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование речевого развития детей дошкольного возраста.
Целью работы было разработать методические рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр как средства формирования навыков развития речи.
Игра как средство развития ребенка является самым надежным, легко адаптируемым инструментом, который можно применять в любое время в любом месте, в не зависимости от ситуации. Игры классифицируются по различным признакам и стоит выделить особую игру – сюжетно-ролевую.
Одним из направлений профессионального мастерства любого воспитателя, учителя и педагога является его умение организовывать деятельность детей, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Для организации и реализации игровой деятельности необходимо поставить цель игры, определить ее задачи, сформировать принципы и функции.
Цель ролевых игр и имитации сводится к знакомству и освоению социальных отношений, норм и традиций, присущими культуре, в которой живет ребенок. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.
Для достижения любой цели необходимо решить определенные, сформированные задачи. Задачами игровой деятельности являются:
- формирование у детей образной памяти, внимания, речи;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование нестандартного мышления;
- развитие координации и мелкой моторики;
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии детей дошкольного возраста, так как может быть разнообразна по сложности речи, сюжету, количеству участников, правилам реализации.
Одним из алгоритмов построения сюжетно-ролевой игры была предложена система «Радуга». Цель системы заключается в создание условий для развития речевого аппарата и формирование самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников.
Задачами системы является:
- разработать алгоритм работы по развитию речи, инициативности и самостоятельности дошкольников при подготовке к сюжетно-ролевой игре;
- собрать предметное содержание игрового материала для системы «Радуга» при подготовке к сюжетно-ролевой игре;
- определить правила для реализации сюжетно-ролевых игр, например не более 4 герое, правило «одного микрофона», продолжительность не более 5 минут.
- развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности детей.
Практическая значимость и новизна системы «Радуга» заключается в том, что система представляет собой своеобразное сочетание авторизированного игрового материала и методов, приемов, известных инновационных технологий, их комбинирование, модификацию, имеющую в совокупности новизну. Подготовительная работа для реализации сюжетно-ролевых игр достаточно разнообразна, но в ней можно выделить ключевые моменты, которые и сформировали систему «Радуга». В радуге, как известно семь цветов, соответственно выделим семь этапов проведения сюжетно-ролевых игр, которые будут направлены на формирование речи у детей дошкольного возраста. В реализации системы задействовано семь элементов, как и количество цветов радуги.
Для проведения любой сюжетно-ролевой игры необходимо разработать технологическую карту, которая соответствует определенным требованиям:
1. у игры должна быть цель;
2. для игры нужны материалы и оборудование;
3. определены роли для участников игры, лучше если количество ролей в игре может регулироваться в зависимости от количества участников;
4. определен основной ход игры.
Стихи Агнии Барто, которые очень легко запоминаются и нравятся детям и были использованы в качестве сюжетно-ролевой игры.
Использование предложенных вариантов сценариев позволило активизировать речевую деятельность детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования заключалось в том, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной практики, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Основной идеей исследования являлась разработка сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование речевого развития детей дошкольного возраста.
Целью работы было разработать методические рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр как средства формирования навыков развития речи.
Игра как средство развития ребенка является самым надежным, легко адаптируемым инструментом, который можно применять в любое время в любом месте, в не зависимости от ситуации. Игры классифицируются по различным признакам и стоит выделить особую игру – сюжетно-ролевую.
Одним из направлений профессионального мастерства любого воспитателя, учителя и педагога является его умение организовывать деятельность детей, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Для организации и реализации игровой деятельности необходимо поставить цель игры, определить ее задачи, сформировать принципы и функции.
Цель ролевых игр и имитации сводится к знакомству и освоению социальных отношений, норм и традиций, присущими культуре, в которой живет ребенок. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.
Для достижения любой цели необходимо решить определенные, сформированные задачи. Задачами игровой деятельности являются:
- формирование у детей образной памяти, внимания, речи;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование нестандартного мышления;
- развитие координации и мелкой моторики;
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии детей дошкольного возраста, так как может быть разнообразна по сложности речи, сюжету, количеству участников, правилам реализации.
Одним из алгоритмов построения сюжетно-ролевой игры была предложена система «Радуга». Цель системы заключается в создание условий для развития речевого аппарата и формирование самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников.
Задачами системы является:
- разработать алгоритм работы по развитию речи, инициативности и самостоятельности дошкольников при подготовке к сюжетно-ролевой игре;
- собрать предметное содержание игрового материала для системы «Радуга» при подготовке к сюжетно-ролевой игре;
- определить правила для реализации сюжетно-ролевых игр, например не более 4 герое, правило «одного микрофона», продолжительность не более 5 минут.
- развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности детей.
Практическая значимость и новизна системы «Радуга» заключается в том, что система представляет собой своеобразное сочетание авторизированного игрового материала и методов, приемов, известных инновационных технологий, их комбинирование, модификацию, имеющую в совокупности новизну. Подготовительная работа для реализации сюжетно-ролевых игр достаточно разнообразна, но в ней можно выделить ключевые моменты, которые и сформировали систему «Радуга». В радуге, как известно семь цветов, соответственно выделим семь этапов проведения сюжетно-ролевых игр, которые будут направлены на формирование речи у детей дошкольного возраста. В реализации системы задействовано семь элементов, как и количество цветов радуги.
Для проведения любой сюжетно-ролевой игры необходимо разработать технологическую карту, которая соответствует определенным требованиям:
1. у игры должна быть цель;
2. для игры нужны материалы и оборудование;
3. определены роли для участников игры, лучше если количество ролей в игре может регулироваться в зависимости от количества участников;
4. определен основной ход игры.
Стихи Агнии Барто, которые очень легко запоминаются и нравятся детям и были использованы в качестве сюжетно-ролевой игры.
Использование предложенных вариантов сценариев позволило активизировать речевую деятельность детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



