Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
СФЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ В КРУПНОМ ГОРОДЕ 8
1.1. Особенности функционирования и развития предприятия сферы
потребительских услуг в условиях крупного города 8
1.2. Управление сферой потребительских услуг в условиях крупного
города 22
1.3. Классификация сферы потребительских услуг и факторы развития в
условиях современного хозяйствования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
На данный момент мы наблюдаем тенденцию стремительного развития сферы потребительских услуг на территории Российской Федерации. Этому способствовали глобальные мировые изменения, кризисные ситуации в экономике, новые геополитические и социально-экономические условия. Произошедшие политические, экономические и социо-культурные трансформации в государственном устройстве Российской Федерации за последние десятилетия обусловили актуальность преобразования и формирования новых механизмов и рычагов управления во всех отраслях сферы потребительских услуг, особенно в потребительской сфере.
Организации сферы потребительских услуг являются важной составляющей современной жизни крупных городов, так как их деятельность за разнородностью состава сферы потребительских услуг, так же как и других подразделений хозяйства, стоит многообразие видов конкретного труда, направленного на удовлетворяющего различные общественные потребности населения.
Развитие сферы, производящей потребительские услуги, требует привлечения интереса предпринимателей и существенной концентрации ресурсов, а также активизации государственной (региональной) поддержки предпринимательской деятельности для обеспечения финансирования инвестиционного процесса рассматриваемой сферы. При этом тезис о необходимости развития сферы потребительских услуг путем прямого наращивания мощностей справедлив лишь для условий расширяющейся экономики и не учитывает влияющих факторов на формирование механизма реального функционирования данной отрасли. Также совершенно необъяснимым в рамках существующих теоретических подходов является факт резкого замедления развития сферы потребительских услуг, несмотря на низкий уровень конкуренции в ней. В первую очередь это обстоятельство заставляет полагать, что существующие теории игнорируют условия экономического равновесия в регионе, городе или поселении и условия, при которых стимулируется или, наоборот, дестимулируется активность предпринимателей, действующих в этой отрасли. Сложность и неопределенность функционирования и развития предприятий сферы потребительских услуг увеличивает их риск хозяйствования, в связи с чем сама система и ее элементы должны сочетать в себе гибкость, быстроту реакций на происходящие изменения, адаптивность, устойчивость. При этом качество системы механизма развития определяется необходимостью и возможностью учета фактора времени.
Таким образом, определяется потребность и необходимость развития организационно-экономического механизма управления предприятий сферы потребительских услуг, что предопределяет актуальность настоящего исследования.
Комплексным исследованиям механизма развития посвящены работы российских авторов: Э. А. Уткина, Э. С. Минаева, А. И. Наумова, В. П. Панагушина, И. К. Ларионова, Р. А. Фатхутдинова, при этом наиболее полно, с точки зрения стратегических, трудовых, инновацион-ных аспектов его развития, а также жизненного цикла, эти вопросы представлены в трудах ведущих отечественных и иностранных специалистов, среди которых можно выделить Г. А. Александрова, Э. М. Короткова, Р. А. Попова, И. Ансоффа, Р. Каплана, И. Адизеса.
Цель данного исследования состоит в теоретическом исследовании и разработке организационно-экономического механизма развития предприятия сферы потребительских услуг в крупном городе, позволяющего сформировать необходимое поведение для принятия разноуровневых управленческих решений в условиях рынка.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- провести анализ факторов, влияющих на развитие предприятия сферы потребительских услуг в условиях рыночной среды;
- сформулировать принципы формирования организационно-экономического механизма развития предприятием сферы потребительских услуг;
- сформировать организационно-экономический механизм развития сферы потребительских услуг;
- построить модель внедрения организационно-экономического ме-ханизма на предприятиях сферы потребительских услуг с учетом этапа их жизненного цикла, отражающего характер, направления и силу влияния развития на бизнес-процессы.
Объектом исследования выступает деятельность современных пред-приятий сферы потребительских услуг, на примере которых изучаются существующие проблемы управления, возможности их функционирования и развития.
Предмет исследования - Механизм развития, возникающий в процессе формирования и эффективного использования ресурсов организаций рынка потребительских услуг.
Наиболее существенные научные результаты, полученные авторами, заключаются в следующем:
- дополнена классификация факторов, влияющих на процесс развития и функционирования предприятий сферы потребительских услуг;
- сформирован организационно-экономический механизм развития предприятий сферы потребительских услуг;
- разработана методика комплексной диагностики состояния пред-приятия в разрезе двух блоков, определяющих стадию жизненного цикла предприятия и его экономическую устойчивость;
- предложена модель внедрения организационно-экономического механизма развития на предприятии сферы потребительских услуг, учитывающая организационные, управленческие и финансово-экономические изменения.
Научная новизна результатов исследования определяется следуюущим:
- организационно-экономический механизм развития предприятий сферы потребительских услуг рассматривается как комплекс инструментов, методов и рычагов воздействия, с постановкой целей и задач, соответствующих стадии развития предприятия, позволяющее прогнозировать проблемы переходных периодов в развитии предприятия сферы потребительских услуг и реализовывать его стратегии, удовлетворяя потребности населения в качественных услугах;
- Методика комплексной диагностики состояния предприятия сферы потребительских услуг отличается введением блока диагностики, включающего систему экономических, материально-технических, организационных, социальных показателей и показателей качества управления, и блока оценки экономической устойчивости, обобщающего показатели финансово-экономической, материально-технической и рыночной устойчивости, что позволяет выделить основные проблемные зоны и формировать четкие пути развития;
- Модель внедрения организационно-экономического механизма на предприятии сферы потребительских услуг отличается упорядочением последовательности принимаемых решений в соответствии с этапом жизненного цикла и уровнем сложившейся ситуации, позволяет обеспечить согласованность по целям, задачам, исполнителям и ресурсам сба-лансированной системы мер, повышая тем самым рыночную стоимость предприятия.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических положений о формировании особенностей функционирования организации и организационно - экономического механизма, классификации факторов, а так же разработке методического подхода к оценке эффективности использования ресурсов организаций сферы потребительских услуг, инструментария обеспечения эффективного развития организаций рынка потребительских услуг. Эти результаты носят универсальный характер и могут быть адаптированы для различных предприятий сферы потребительских услуг.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования и разработки позволяют расширить методологию современного менеджмента, дополнить методическую основу принимаемых решений развития предприятия, предлагают инструменты и механизмы фазовых изменений с целью укрепления жизнеспособности, повышения устойчивости и эффективности деятельности предприятия путем получения гибкой, адаптивной, конкурентной и труднокопируемой системы развития на основе организационно-экономического механизма.
В процессе проведения научного исследования были выполнены все поставленные задачи. Критический анализ научной литературы позволил авторам сформулировать новое понятие «антикризисное поведение» и по-яснить как именно интенсивность данного поведения меняется в зависи-мости от сложившейся кризисной ситуации и показан инструмент, управ-ления этим процессом.
Антикризисное поведение предприятий сферы потребительских услуг должно быть применимо в любых условиях их развития и функционирования вне зави-симости от того наступил кризис или нет. Чтобы обеспечить предприятию адекватность реагирования на степень реальной угрозы его финансовому равновесию и устойчивости, необходимо проранжировать антикризисный инструментарий относительно уровня кризиса и применять именно тот, который необходим в данном случае. В результате этих действий можно выделить в механизме механизма развития отличительный инст¬рументарий, соответствующий антикризисному мониторингу, антикри¬зисному регулированию и непосредственно антикризисному управлению, при этом эти отличительные особенности хорошо прослеживаются при движении предприятия по кривой жизненного цикла.
Исследование позволило выделить из всех факторов, фактор времени, от которого напрямую зависит успех бизнеса и охарактеризовать его с позиции глубины качеств проявления, таких как характеристика движения, невосполнимого ресурса, процесса, жизненного цикла предприятия, источника риска, пространства деятельности и основы формирования концепции механизма развития, а также выделить инструменты управления им.
Цели, задачи и функции в механизме механизма развития предприятием различны и зависят, главным образом, зачастую от стадии развития предприятия и движения его по этой кривой в определенном промежутке времени. Учитывая то, что время обладает такими характери-стиками, как необратимость, невосполнимость и быстротечность, то необ- 84
ходимо данный фактор рассматривать, как главенствующий при форми-ровании механизма и совершенствования системы антикризисного управ-ления.
Своевременность управленческих решений и эффективность анти-кризисного управления здесь обеспечивается с помощью области устой-чивости, которая позволяет видеть динамику развития предприятия. Эту область устойчивости наполняют динамические показатели системы управления и предприятия, по структурным элементам, и соответствующие стадии развития предприятия, позволяющие видеть изменения в том подразделении, в котором они происходят, применять необходимые анти-кризисные инструменты, адекватно и своевременно реагировать на кри-зисные явления. Следовательно, область устойчивости предприятия ста-новится главным индикатором системы механизма развития, чув-ствительность которого позволяет видеть необходимость в преобразованиях этой системы управления и ее структурных подразделений.
Развитие управления всегда опирается на определенный потенциал, который является источником и гарантом развития. Для приобретения но-вого качества, а именно оно и определяет развитие, необходимы ресурсы. Но развитие определяется не только наличием ресурсов, но и их распреде-лением, использованием и пополнением в бизнес-процессах. Результатом их использования становится услуга, которую приобретает покупатель, удовлетворяя тем самым свои потребности. Все эти процессы находятся в тесной взаимосвязи и существуют в поле постоянно действующих факторов внешнего окружения. Правильно выстроенная система антикризисного управления позволяет добиваться эффективности и конкурентоспособности управления, обеспечивая предприятию устойчивое развитие. Основным инструментом достижения этих результатов становится стратегия устойчивого развития, в которой учтены факторы экономии времени. Это расчет времени, его исследование, контроль, измерение, приобретение че-рез повышение уровня образования, квалификации и качества. А также
планирование времени, распределяя его резервы, поле функций и освобо-ждая время с помощью делегирования функций и полномочий.
Таким образом, можно сказать, что исходя из потенциала предпри-ятия, формируется видение, на основании которого строятся стратегии, осуществляющие во временном промежутке. При этом данные стратегии должны быть ориентированы на решение приоритетных проблем совер-шенствования системы механизма развития, с учетом современных тенденций и технологий, существующие и активно внедряющиеся в сферу услуг.
Современный ритм жизни и динамизм внешнего окружения ставит перед предприятием сферы потребительских услуг определенные приоритетные задачи, которые оно должно решать, обеспечивая тем самым себе толчок для дальнейшего развития. Так как результат данных решений должен увеличивать конкурентоспособность предприятия и обеспечивать его устойчивость развития, то самым адекватным инструментарием здесь становятся введение различного рода и степени новизны инноваций, позволяющие в короткие временные промежутки добиваться успеха предприятию даже в кризисных условиях. Поэтому система механизма развития должна опираться на инновационную деятельность, и ее совершенствование должно идти в соответствии с современными тенденциями развития сферы услуг.
Главные приоритетные проблемы и задачи, обеспечивающие эффек-тивность управления, представлены таким блоком, как «что прода- вать/предлагать?». Решение этих задач должно носить инновационный ха-рактер, доля инноваций определяется стадией развития предприятия и факторами внешнего окружения. Благодаря им предприятие сферы потребительских услуг увеличивает свою конкурентоспособность, укрепляя конкурентные позиции на рынке. Главное - не останавливаться на достигнутых результатах, и продолжать исследовать, формировать новые потребности у существующих и потенциальных клиентов, что позволит предприятию увеличить свои мощности в перспективе с хорошим, 86
устойчивым развитием. А чтобы устойчивость развития у предприятия, была на высоком уровне необходимо постоянно решать такие задачи с ключевым вопросом: «как продавать?». Инновационная деятельность здесь проявляется через реализацию и использование прогрессивных технологий: Интернет, сотовая связь, а также новые рекламные технологии и многое другое, позволяющее предприятию достигнуть положительных результатов в короткий промежуток времени при минимальных затратах.
Следующим достаточно важным этапом данного исследования явля-ется выяснение особенностей и закономерностей развития предприятий сферы торговли. На основе статистических данных было выяснено, в каких условиях функционируют и развиваются предприятия в России в целом, и в Красноярском крае. Условия в настоящее время, в сравнении с другими регионами, у Красноярского края наиболее благоприятные. Применение методов анкетирования и наблюдения удалось выяснить основные закономерности развития на разных стадиях жизненного цикла. В результате по своим организационно-социальным компонентам стадии развития, предприятия были выделены в три группы, которым характерны общие черты:
1. Группа включает стадию «рождения», которой присуще отсутствие организованности, управляемости и низкий уровень социальной компоненты;
2. Группа состоит из стадий «становление», «развитие», «расцвет», которым соответствуют такие характеристики как появление ор-ганизованности, высокий уровень инициативы, развитие происходит очень динамично;
3. Группа состоит из стадий «стабильность» и «спад», с точки зрения организационно-социальных элементов, то их динамика низка, но очень постоянна и находится на высоком уровне, четко виден функционал персонала, инициативность низкая. Тем самым, чтобы одним факторам противостоять, а другими, в сложившейся ситуации, правильно воспользоваться, необходимо на предприятиях сферы потребительских услуг создать такую систему взглядов, подходов и положений, которая позволит
укреплять сильные стороны предприятия и уменьшить количество слабых, что позволит эффективно функционировать и успешно развиваться предприятию. Поэтому необходимо сформировать на предприятии эффективную концепцию управления, позволяющую целенаправленно действовать, а неопределенность сферы потребительских услуг, указывает на применение антикризисной концепции, в которой соединены нестандартные управленческие решения и подходы, позволяющие в кратчайшие сроки изменить ход событий, и предотвратить наступление кризисных ситуаций.
При этом реализация концепции механизма развития пред-приятием сферы потребительских услуг с учетом фактора времени должна опираться на основных принципах управления, которые позволят предприятию приобрести такие черты, как оперативность, непрерывность, ритмичность, возвратность и т.д.
Таким образом, при развитии предприятия видно, что оно в целом на любом этапе своего жизненного цикла, стремится достичь устойчивого развития в долгосрочной перспективе, выполняет социальные, организа-ционно - экономические и административные задачи, но, по сути, данные задачи и цели разнятся и определяются мощностями, стратегией и воз-можностями предприятия сферы потребительских услуг в определенный этап его развития. При этом, каждая стадия жизненного цикла, характеризуется своей методологией, чем успешнее и старше предприятие, тем выше уровень сложности методов, и наоборот, чем моложе, тем дешевле и проще, применяемые методы. Но в любом случае они должны быть применимы, так как позволяют предприятию целенаправленно двигаться к той цели, которую оно определило для себя.
Учет фазового развития в организационно-экономическом механизме механизма развития предприятием сферы потребительских услуг, позволяет эффективно им управлять. Сам механизм фазового перехода с учетом фактора времени базируется на определении стадии жизненного цикла предприятия и учета недостатков, при разработке программы, которые в про¬цессе диагностики должны быть выявлены. В процессе определения стадии
88
жизненного цикла, оценивается целая система показателей, состоящая из экономических, организационных, материально-технических и социальных элементов. На основе полученных данных, у менеджеров пред-приятия появляется картина дел, видны «точки развития», которые необходимо «подтягивать», чтобы перейти на качественно новый уровень раз-вития. Понимая, на какой стадии жизненного цикла предприятие находится, и, зная основные закономерности и особенности этого цикла, а главное возможные трудности, с которыми может столкнуться в перспективе предприятие, управленцы, как бы выходят за обычные рамки управления, и могут со стороны оценить, готово ли предприятие к возможным угрозам, в каком направлении стоит лучше развиваться, что необходимо предпринять, чтобы последствия были минимальны и привели к качественно новой организации.
В результате этого происходит корректировка видения предприятия, усиливаются слабые места, появляется целенаправленность, и как следствие, происходит формирование новой организационной культуры, которая несет в себе новые ценности, установки персонала, а следовательно, увеличивается потенциал предприятия, его конкурентоспособность, улучшается репутация.
Тем самым, в системе механизма развития главное место занимает механизм фазового перехода, позволяющий не только определить стадию жизненного цикла предприятия, но и выявить проблемные места, разрешение которых должны быть заложены в основу разрабатываемых программ.
При этом важно реализовывать и применять те инструменты и методы управления, которые будут соответствовать стадии жизненного цикла предприятия, на котором оно находится, тем самым идет обеспечение аде¬кватностью применяемого инструментария. Именно с этой целью, в ре¬зультате выявленных особенностей и закономерностей в работе авторами была предложена методика комплексной диагностики состояния предпри¬ятия, состоящая из двух основных блоков и реализующаяся в пять этапов.
Следующий этап характеризуется анализом и оценкой экономических результатов с выявлением экономической результативности деятельности предприятия, на основе чего будет осуществляться оценка экономической устойчивости по традиционной методике оценки А. В. Грачева и Э. М. Короткова, включающей оценку материально-технической (эффективность использования всех видов ресурсов; уровень применяемых технологий; качество, предоставляемых услуг и др.), финансово-экономической (рентабельность деятельности предприятия; деловая и инвестиционная активность, платежеспособность и т.п.) и рыночной устойчивости (диверсификация деятельности, увеличение количества конкурентных преимуществ, увеличение сегмента и доли на рынке).
Дополнительный анализ качества управления позволяет наиболее полно осуществить диагностику стадии жизненного цикла предприятия на основе экспертных оценок.
В итоге, на основе полученных данных о стадии развития предприятия и его устойчивости выясняются проблемные зоны, а также сильные стороны, возможность развития сильных и устранения слабых сторон предприятия. На основании чего формируется информация, необходимая для реализации управленческих решений с применением различных современных подходов, методов и инструментов воздействия на систему механизма развития, что позволяет повысить конкурентоспособность предприятия и как следствие его рыночную стоимость.
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 1 февр. 2010 г. - Москва : КноРус, 2010. - 160 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 3 ч. : по состоя-нию на 1 февр. 2010 г. - Москва : Кнорус, 2010. - 540 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. - Режим дос-тупа: http://www. adm.ru.
4. Национальный доклад. Риски финансового кризиса в России. Факторы, сценарии и политика противодействия. - М .: Финансовая ака-демия при Правительстве РФ, 2008. - 140 с.
5. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ в ред. от 27.07.2010 г. № 219-ФЗ. - Режим доступа : КонсультантПлюс.
6. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.2006 г. № 271-ФЗ. - Режим доступа : КонсультантПлюс.
7. Абдикеев Н. М. Реинжиниринг бизнес-процессов / Н. М. Абдике-ев, Т. П. Данько и др.. - Москва : Эксмо, 2007. - 590 c.
8. Абчук В. А. Управление в гибком производстве / В. А. Абчук, Ю. С. Карпенко. - Санкт-Петербург. : Радио и связь, 1990. - 128 c.
9. Адизес И. К. Интеграция: Выжить и стать сильнее в кризисные времена / И. К. Адизес. - Москва : Альпина Паблишер, 2009. - 182 с.
10. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Ади-зес.
- Санкт-Петербург. : Питер, 2009. - 384 с.
11. Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрили-ян.
- Москва : Ин-т новой экономики, 2002. - 754 с.
12. Александров Г. А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Г. А. Александров. - Москва : БЕК, 2002. - 544 с.
13. Александров Г. А. Положение предприятия на кривой жизненно-го цикла и стратегия антикризисного управления / Г. А. Александров, А. В. Бокичева // Финансовый бизнес. - 2000. - № 7. - С. 16-20.
14. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен. - Москва : Стандарты и качество, 2003. - 272 с
15. Арманд А. Д. Анатомия кризисов / А. Д. Арманд, Д. И. Люри. - Москва : Наука, 1989. - 519 с.
16. Астахова А. Победили бюрократы [Электронный ресурс] / А. Ас-тахова. - Режим доступа: http://opec.ru/1386509.html.
17. Антикризисный менеджмент / под ред. А. В. Грязновой. - Москва : ТАНДЕМ ; ЭКМОС, 1999. - 368 с.
18. Антикризисное управление / под ред. К. В. Балдина. - Москва : Гарда-рики, 2006. - 271 с.
19. Антикризисное управление / под ред. Э. М. Короткова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 620 c.
20. Антикризисное управление. Теория и практика / под ред. В. Я. За¬харова. - Москва : Юнити-Дана, 2009. - 304 с.
21. Атаманчук Г. В. Управление. Сущность, ценности, эффектив-ность / Г. В. Атаманчук. - Москва : Академический проект ; Культура, 2006. - 203 с.
22. Бланк И. А. Торговый менеджмент : учебник для вузов / И. А. Бланк. - Киев : УФИМБ, 1997. - 408 с.
23. Бланк И. А. Антикризисное финансовое управление предприяти-ем / И. А. Бланк. - Москва : Ника-Центр, 2006. - 672 с.
24. Большаков А. С. Антикризисное управление на предприятии. Финансовый и системный аспекты : монография / А. С. Большаков. - Санкт- Петербург. : СПбГУП, 2010. - 488 с.
25. Бородин В.Стратегия развития предприятия и инновационные приоритеты / В. Бородин, О. Бородина // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 6. - С. 107-112.
26. Большой толковый словарь русского языка / Ин-т лигвистиче-ских исследований ; сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - Санкт-Петербург. : Норинт, 2004. - 1536 с.
27. Букреев А. М. Экономический механизм антикризисного управле-ния предприятием : монография / А. М. Букреев, К. И. Кремер, О. Е. Дуда-рев. - Москва : Научная книга, 2007. - 232 с.
28. Бусыгин А. В. Предпринимательство : учебник / А. В. Бусыгин. - 3¬е изд. - Москва : Дело, 2001. - 640 с.
29. Буянов В. Анализ рисков в деятельности предприятия / В. Буянов // Вопросы экономики. - 2004. - № 8. - С. 128-134.
30. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник / О. С. Ви- ханский, Н. И. Наумов. - 3-е изд. - Москва : Гардарики, 2002. - 528 с.
31. Винер Д. Кризис на предприятиях / Д. Винер. - Москва : ДеКа, 1990. - 562 с.
32. Вишневская О. В. Антикризисное управление предприятиям / О. В. Вишневская. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 313 с.
33. Волков А. В. Методы и механизмы антикризисного менеджмента на предприятии [Электронный ресурс] / А. В. Волков. - Режим доступа : www.crisis.engec.ru.
34. Волков А. В. Организация распознавания кризисных процессов в менеджменте и создание предпосылок успешной разработки и реализации антикризисных мер / А. В. Волков // Менеджмент сегодня. - 2003. - № 3. - С. 13-20.
35. Вон Эйкен Дж. Руководство по выживанию: Продажи / Джон Вон Эйкен. - Москва : Альпина Паблишер, 2009. - 430 с.
36. Генри Минцберг. Менеджмент. Природа и структура организа-ций глазами гуру / Генри Минцберг. - Москва : Эксмо, 2009. - 464 с.
37. Герасимова Е. А. Стратегия обеспечения антикризисного разви-тия предпринимательских структур / Е. А. Герасимова // Проблемы совре-менной экономики. - 2007. - № 1 (21). - С. 104-107.
38. Гончаров А. И. Оценка платежеспособности предприятия : про-блема эффективности критериев / А. И. Гончарова // Экономический ана-лиз : теория и практика. - 2005. - № 3. - С. 38-40.
39. Гончарук А. Ю. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика / А. Ю. Гончарук. - Москва : Экономика, 2006. - 287 с.
40. Грачев А. В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление : учеб. пособие / А. В. Грачев. - Москва : Дело и сервис, 2004. - 192 с.
41. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций / Л. Грейнер // Вестник С. Петербург. ун-та. - Сер. Менеджмент. - 2002. - № 4. - С. 76-92.
42. Губин В. А. Эссе о кризисе : скрытый кризис / В. А. Губин // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 3. - С. 37-41.
43. Губин В. А. Эссе о кризисе : острый преодолимый кризис / В. А. Губин // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 4. - С. 370-372.
44. Де Гиус Арии. Живая компания. Рост, научение и долгожитель-ство в деловой среде / Де Гиус Арии. - Санкт-Петербург. : Стокгольмская школа эко-номики в Санкт-Петербурге, 2004. - 224 c.
45. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвард Деминг. - 2-е изд. - Москва : Аль-пина Бизнес Букс, 2009. - 419 с.
46. Драчева Е. Л. Менеджмент / Е. Л. Драчева. - Москва : Академия,
2002. - 288 с.
47. Друкер П. Менеджмент / Питер Друкер, Джозеф А. Макьярелло. - Москва : Вильямс, 2010. - 704 с.
48. Друкер П. Ф. Практика менеджмента / П. Ф.Друкер. - Москва : Виль-ямс, 2003. - 388 с.
49. Дюжилова О. М. Формирование системы антикризисного управ-ления предприятием: теория и методология : монография / О. М. Дюжило-ва.
- Тверь : Тверской филиал МЭСИ, 2006. - 144 с.
50. Дюжилова О. М. Антикризисное управление предприятием: тео-рия и методология : монография / О. М. Дюжилова. - Тверь : ТГТУ, 2007. - 148 с.
51. Дюжилова О. М. Закономерности развития предприятия как ос-нова формирования адекватной системы управления / О. М. Дюжилова // Сегодня и завтра российской экономики : научно-аналитический сборник. - 2008. - № 22. - С. 117-121.
52. Дягель О. Ю. Антикризисная диагностика деятельности предпри-ятий: теория и практика : монография / О. Ю. Дягель, Е. О. Энгельгардт ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. - 268 с.
53. Ефремов А. Проблемы организации торговли / А. Ефремов // Экономист. - 2007. - № 4. - С. 57-60.
54. Зевайкина С. Н. Диагностика вероятности банкротства организа-ций / С. Н. Зевайкина // Аудитор. - 2005. - № 9. - С. 31-39.
55. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент / А. Т. Зуб. - Москва : Аспект пресс, 2002. - 416 с.
56. Зуб А. Т. Теория и практика антикризисного управления : моно-графия / А. Т. Зуб, М. В. Локтионов. - Москва : Генезис, 2005. - 576 с.
57. Ивашковская И. В. Становление корпорации в контексте жизнен-ного цикла организации / И. В. Ивашковская, Г. Н. Константинов, С. Р. Филонович // Российский журнал менеджмента. - 2004. - № 4. - С. 19-34.
58. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин. - Минск : Новое знание, 2003. - 336 с.
59. Кац И. Антикризисное управление предприятием / И. Кац // Про-блемы теории и практики управления. - 2003. - № 2. - С. 82-85.
60. Кей М. Турбо-менеджмент / М. Кей. - Москва : Ин-т психотерапии,
2003. - 278 c.
61. Кейнс Дж. М. Избранные произведения : пер.с англ. / Дж. М. Кейнс.
- Москва : Экономика, 1993. - 856 с.
62. Кислухина И. Проблемы формирования концептуальных и мето-дологических основ антикризисного управления / И. Кислухина // Про-блемы теории и практики. - 2001. - № 2. - С. 37-40.
63. Кичаев А. Технологии достижения целей / А. Кичаев. - Москва : ГроссМедиа, 2004. - 144 c.
64. Клок К. Конец менеджмента / К. Клок, Дж. Голдсмит. - Санкт- Петербург. : Питер, 2004. - 368 c.
65. Кобьелл К. Мотивация в стиле экшн / Клаус Кобьелл. - Москва : Аль-пина Бизнес Букс, 2004. - 192 c.
66. Ковалева А. В. Модели развития и стратегическое управление предприятием / А. В. Ковалева // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 1. - С. 239-245.
67. Коллинз Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... / Джим Коллинз. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.
68. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента : учеб. по-собие / Э. М. Коротков. - 2-е изд., перераб. - Москва : ДеКА, 2004. - 896 с.
69. Коттер Д. Лидерство Мацуситы: уроки выдающегося предпри-нимателя XX века / Д. Коттер. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 256 c.
70. Круглова Н. Ю. Антикризисное управление / Н. Ю. Круглова. - Москва : КноРус, 2009. - 512 с.
71. Крутик А. Б. Антикризисный менеджмент. Превентивные методы управления / А. Б. Крутик, А. И. Муравьев. - Санкт-Петербург. : Питер, 2001.
- 430 с.
72. Круш З. А. Анализ взаимосвязи глубины кризиса и опасности банкротства предприятий / З. А. Круш, Л. В. Лущникова // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 21. - С. 39-43.
73. Крюков А. Ф. Анализ методик прогнозирования кризисной си-туации коммерческих организаций с использованием финансовых индика-торов / А. Ф. Крюков, И. Г. Егорычев // Менеджмент в России и за рубе-жом.
- 2000. - № 2. - С. 91-98.
74. Кузнецов Ю. В. Развитие методологии менеджмента / Ю. В. Кузне¬цов // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 4. - С. 110-113.
75. Кукушкин С. Н. Антикризисное управление : монография / С. Н. Кукушкин. - Ульяновск : УлГТУ, 2000. - 294 с.
76. Латфуллин Г. Р. Теория организации / Г. Р. Латфуллин, А. В. Рай- ченко. - Санкт-Петербург. : Питер, 2004. - 400 c.
77. Любушкин Н. П. Анализ методов и моделей оценки финансовой устойчивости организаций / Н. П. Любушкин, Н. Э. Бабичева, А. И. Га-лушкина и др. //Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 1(166). - С. 3-11.
78. Малашихина Н. Н. Риск-менеджмент / Н. Н. Малашихина, О. С. Белокрылова. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 320 с.
79. Масленникова Н. П. Функции управления развитием инноваци-онной восприимчивости организации / Н. П. Масленникова // Менеджмент сегодня. - 2006. - № 2. - С. 106-112.
80. Махова Л. Аналитический инструментарий исследования финан-совой устойчивости предприятий / Л. Махова, Н. Гражданкин // Управ-ленческое консультирование. - 2002. - № 1. - С. 15-21.
81. Мескон М. Х. Основы менеджмента : пер.с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва : Дело, 2005. - 719 с.
82. Маркетинг, менеджмент / под ред. Ф. Котлера. - 11-е изд. - Санкт- Петербург. : Питер, 2004. - 800 с.
83. Морита А. Бизнес. Сделано надолго / А. Морита, Дж. П. Коттер, Э. Эдершайм. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 330 c.
84. Морнель П. Технологии эффективного найма: Новая система оценки и отбора персонала / П. Морнель. - Москва : Добрая книга, 2005. - 264 c.
85. Никифорова Н. А. Анализ в антикризисном управлении / Н. А. Ни¬кифорова // Финансовый менеджмент. - 2004. - № 6. - С. 5-13.
86. Новиков Ю. В. Узкоспециализированные инновационные пред-принимательские структуры: методы обеспечения эффективности функ-ционирования / Ю. В. Новиков, М. А. Разбитная, С. А. Воробчуков // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2006. - № 4(13). - С. 94-104.
87. Одинцов А. А. Менеджмент организации / А. А. Одинцов. - Москва : Экзамен, 2004. - 320 с.
88. Оу Ингиу. Японский менеджмент. Прошлое, настоящее и буду-щее / Оу Ингиу. - Москва : Эксмо, 2007. - 160 c.
89. Павлова О. Ю. Факторы экономической устойчивости предпри-ятий целлюлозно-бумажной промышленности // Экономика, право [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text /pavlova_93_136_140.pdf.
90. Полякова. Ю. К определению понятия «антикризисное управле-ние экономикой субъекта РФ» / Ю. К. Полякова // Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: / http://www.forbes.ru/rating/.
91. Попов Р. А. Антикризисное управление : учебник / Р. А. Попов. - Москва : Высш. шк., 2004. - 429 с.
92. Попова М. Как вывести предприятие из финансового кризиса / М. Попова // Финансы: стратегия и тактика. - 2005. - № 3. - С. 14-22.
93. Портал информационной поддержки экспорта: Сфера услуг Рос-сии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Export.by.
94. Портер М. Е. Конкурентное преимущество. Как достичь высоко-го результата и обеспечить его устойчивость : пер.с англ. / М. Е. Портер. - Москва : Альпина Бизес Букс, 2005. - 715 с.
95. Развитие сферы услуг. Информационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.wikiznanie.ru.
96. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Рай- зберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - Москва : ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
97. Россия в цифрах : стат. сб. / Госкомстат России [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru.
98. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Ру-мянцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 826 с.
99. Румянцева З. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление разви-тием организации». Модуль 3 / З. П. Румянцева и др. - Москва : ИНФРА-М, 2001. - 742 с.
100. Свиткин М. З. От менеджмента качества - к качеству менедж-мента и бизнеса: миф или реальность? / М. З. Свиткин // Стандарты и ка-чество. - 2004. - № 1. - С. 74-79.
101. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения 2008 [Электронный ресурс] / Ю. А. Симагин. - Режим доступа: http://uchebnik- besplatno.com/.
102. Сирополис К. Управление малым бизнесом / К. Сирополис. - Москва : Дело, 1997. - 672 с.
103. Скуба Р. В. Программно-целевое управление развитием ин-фраструктуры хозяйствующих субъектов / Р. В. Скуба // Экономика ре-гионов. - 2006. - № 3. - С. 17-20.
104. Сливоцки А. Как расти, когда рынки не растут / А. Сливоцки, Р. Вайз. - Москва : Эксмо, 2006. - 256 c.
105. Сыроежин И. М. Система показателей эффективности и качест-ва / И. М. Сыроежин. - Москва : Экономика, 1980. - 192 с.
106. Толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. И. Оже-гов, Н. Ю. Шведова. - Москва : ИТИ Технологии, 2009. - 1002 с.
107. Тэпман Л. Н. Управление рисками / Л. Н. Тэпман. - Москва : Ан-кил, 2009. - 352 с.
108. Трейси Б. Критический момент: 21 способ победить кризис / Брайан Трейси. - Москва : Альпина Паблишер, 2009. - 172 с.
109. Уилсон А. Управление и творчество при проектировании сис-тем / А. Уилсон, М. Уилсон. - Москва : Радио и связь, 1999. - 256 c.
110. Управление организацией / под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Ру-мянцевой, Н. А. Саломатина. - Москва : ИНФРА-М, 1999. - 326 с.
111. Усанов Г. И. Рыночный потенциал предприятия: диагностика состояния, стратегия адаптации и развития / Г. И. Усанов ; Комсомоль-ский- на-Амуре гос. техн. ун-т. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. - 234 с.
112. Уткин Э. А. Риск-менеджмент / Э. А. Уткин. - Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2001. - 326 с.
113. Уткин Э. А. Антикризисное управление в малом бизнесе / Э. А. Уткин, Д. С. Шабанов. - Москва : ТЕИС, 2004. - 128 с.
114. Фарсон Р. Менеджмент абсурда / Ричард Фарсон. - Москва : Со-фия, 2006. - 192 c.
115. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в усло-виях кризиса : экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : Маркетинг, 2002. - 892 с.
116. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента : учебник / Р. А. Фат- хутдинов. - 4-е изд. - Москва : Бизнес-школа Интел-Синтез, 2006. - 352 с.
117. Федотова М. А. Как оценить финансовую устойчивость пред-приятия? / М. А. Федотова // Финансы. - 1995. - № 6. - С. 13-16.
118. Филонович С. Р. Теория жизненных циклов И. Адизеса и рос-сийская действительность / С. Р. Филонович, Е. И. Кушелевич // Социоло-гические исследования. - 1996. - № 10. - С. 63-71.
119. Философов Л. О. Как оценить предприятие / Л. О. Философов // Реформа. - 1992. - № 10. - С. 18-22.