ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты социологического изучения отношения населения к туристическим услугам 7
1.1 Современное состояние изучаемой проблемы 7
1.2 Отношение населения к туристическим услугам. Обоснование гипотезы исследования 16
2.1 Методическое обоснование исследования
2.2 Ход исследования. Интерпретация полученных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ни для кого не секрет, что Россия славится красотой своей природы и богатством культурного наследия. Привлекая с каждым днем все большее количество туристов, желающих провести отдых на территории Российской Федерации. Внутренний турпоток продолжает расти в 2016 году. Такой прогноз в рамках "правительственного часа", посвященного туризму, представил министр культуры России Владимир Мединский. Он отметил, что в 2013 году внутренний турпоток составлял 29 млн поездок, в 2014 - 40 млн, в 2015 - 50 млн. Таким образом, ежегодный прирост составляет около 20%. [20]
Таким образом, Россия постепенно завоевывает лидирующие место среди стран с развитой туристической индустрией. На сегодняшний день в сфере туристических услуг России проходят большие изменения. Создаются различные экономически выгодные базы отдыха, курорты. Научные труды многих отечественных и зарубежных ученых таких как Биржаков М. Б., Антипина Е. Б., Терещенко А. А., Щеглов С. Е., Путрик Ю. С., Воронкова Л. П, Варламова А. В., Здоров, А. Б., Дмитриеев М. Н., Е. Зиммель, А. Шютц, Т. Парсонс посвящены исследованию проблем отношения населения к туристическим услугам и изучению особенностей развития рынка туристических услуг. Подробное изучение опубликованных работ по развитию рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что данные вопросы сегодня раскрыты в недостаточной степени. И это негативно влияет на развитие туризма в целом и делает вопрос решения данной проблемы весьма актуальным. Так же следует учитывать тот факт, что в 2019 в Красноярске будет проводиться универсиада, а это очень важное событие для города, поэтому я считаю, что данная тема нуждается в более глубоком изучении и проработке.
Объект исследования: Взрослое население города Красноярска в возрасте от 18 до 59 лет
Предмет исследования: отношение взрослого населения города Красноярска в возрасте от 18 до 59 лет, к туристическим услугам, оказываемым на территории Красноярского края
Цель данной работы: изучить отношение взрослого населения города Красноярска в возрасте от 18 до 59 лет к туристическим услугам, оказываемым на территории Красноярского края
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социологического изучения отношения населения к туристическим услугам.
2. Провести социологический анализ отношения населения к туристическим услугам. Обосновать поставленную гипотезу
3. Разработать методическое обоснование исследования
4. Провести исследование, проинтерпретировать полученные данные
Гипотеза исследования: Большинство населения города Красноярска в возрасте от 18 до 59 лет не информированы о наличии туристических услуг, оказываемых на территории Красноярского края.
Теоретико-методологической основой исследования выступают труды различных отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением экономических, социальных подходов к анализу современного отношения населения к туристическим услугам и сферы услуг.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Ключевые понятия:
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания
Взрослое население - это его распределение по возрастным группам и возрастным контингентам
Туристическая услуга - это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которая ориентирована на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста и экскурсанта, отвечающая целям туризма, характеру и направленности туристической услуги, тура и не противоречащая общечеловеческим принципам морали и доброго порядка [21].
Турист - это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте» [23] .
Международный туризм - выделяют две его формы - въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором - о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой [23] .
Внутренний туризм- в отличие от международного не связан с пересечением государственной границы и, следовательно, не требует соблюдения туристских формальностей. Он представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями. Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством обращения, а родной туристу язык - средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80 - 90% всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5 - 10 раз превышает затраты туристов на международные поездки [23] .
Деловой туризм - Это поездки с целью установления или поддержания контактов с деловыми партнерами. Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. В отличие от поездок на отдых решение о командировке, как правило, принимают не сами туристы, а другие лица (начальник) [24] .
Туризм - одна из наиболее доходных и стремительно развивающихся отраслей экономики. В современном обществе туризм является одним из важнейших показателей уровня жизни населения ведь тем выше этот показатель тем больше возрастает удовлетворенность граждан. Таким образом, социология туризма закономерно является отраслью социологии, которая изучает структуру, функционирование и развитие туризма как общественного феномена с точки зрения социальных институтов, социальных организаций и социальных отношений. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных ситуаций в обществе, помогающий повышению социально - экономического уровня развития как России в целом, так и отдельных её регионов.
Россия обладает огромным туристическим потенциалом и возможностями для обеспечения качественного отдыха своих граждан. К сожалению на данном этапе развития туристической индустрии не весь этот потенциал реализовывается. Во время планирования будущего отдыха, турист будет отталкиваться от своих финансовых возможностей, от доступности, от поставленных целей, и ключевым фактором будет являться информированность. Если не брать во внимание состояние финансового благополучия и других факторов, возникает вопрос «А куда же поехать отдыхать?» и к сожалению, в качестве основного информационного канала выступает «сарафанное радио» ведь лучше же поехать в уже проверенное место, близкими родственниками, друзьями, коллегами по работе и. т. д.
В дальнейшем из-за не развитой информационной структуры об туристических услугах, оказываемых на территории Красноярского края у туристов начнут формироваться «рамки» возможных мест, способов проведения своего отдыха, тем самым препятствуя развитию туристической индустрии. Следовательно, необходимо создавать условия, для развития информирования и комфортного места пребывания гостей в г. Красноярск. Привлекать финансовые средства, разрабатывать новые проекты для отдыха взрослых и детей.
1. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. М.Б.Биржакова, В.И.Никифорова. -СПб.: Невский Фонд, 2015. - 82 с.
2. Аналитический доклад. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации / Научи. ред. Биржаков М.Б., Путрик Ю.С. -Москва, Санкт Петербург: Московское отделение Национальной Академии туризма. 2014. - 63 с.
3. Анастасова Лина. Социология на туризма или Маркетинговые исследования в туризме , 2014. -112 с.
4. Антипина Е.Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. - 2016. - №3. -С.5-8.
5. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли. -СПб.: Издательский дом Герда, 2014. -464 с.
6. Варламова А.В. Адаптация студентов к современным условиям рынка труда // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2012. - №4 (23). - С.83-87.
7. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие. -М.: Фаир-Пресс, 2014. -304 с.
8. Гаврилова, И. В., Каблукова, А. А., Колосова, К. С. Развитие бизнеса в
сфере туризма в России // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 659-663.
9. Г аврильчак Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации / СПб. гос. ин-т сервиса и экономики. -СПб., 2016. -55 с.
10. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. -М.: Финансы и статистика, 2013. -304 с.
11. Дмитриев, М. Н. Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 399 с.
12. Здоров, А. Б. Экономика туризма / А. Б. Здоров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 272 с.
13. Кружалин В.И. Кадровое обеспечение индустрии туризма для этнокультурного развития народов России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2012. - №3 (22). - С.49-51.
14. Кусков, А. С. Основы туризма. - М.: Кнорус, 2015.- 230 с.
15. Лысикова О.В. Социокультурные практики ту- ризма: социологический анализ: Монография. Сара- тов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2015. - 135 с.
16. Новгородцева А. Н. Риски в туристической и туристской деятельности / А. Н. Новгородцева // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : 10-я Международная конференция. - Ч. 3, 4. - Екатеринбург, 2013. - С. 103-106.
17. Щеглов С.Е. Динамика и тенденция развития туризма в России // Социальная политика и социоло- гия. - 2014. - № 2. - С. 175-176.
18. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект, 2016. - 272 с.
19. Джафар Джафари. Феноменология туризма // Туристический вестник. - Режим доступа: http://www.tourvest.ru/articles/artide 0003 (дата обращения 02.02.2017).
20. Федеральное агентства по туризму. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, (дата обращения 02.02.2017)
21. Биржаков М.Б. Введение в туризм СПб.: Издательский дом "Еерда", 2000. - 192 с.
22. Интернет источник http://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting
23. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник / А. Ю. Александрова. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
24. Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма: учебное пособие. - Орёл: ОрёлГТУ, 2005. - 104 с.