АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические основы и экономико-социальная роль подоходного налогообложения: российский и зарубежный аспекты 6
1.1 Роль и значение налога на доходы физических лиц в экономике и
социальной политике государства 6
1.2 Зарубежный опыт подоходного налогообложения 13
1.3 Основные тенденции развития подоходного налогообложения в России 23
2 Особенности налогообложения и предоставление льгот по налогу на доходы
физических лиц на современном этапе развития налоговой системы Российской Федерации 32
2.1 Элементы современного налога на доходы физических лиц в Российской
Федерации 32
2.2 Виды и социально-экономическое значение налоговых льгот 40
2.3 Необходимость и предпосылки реформирования налога в части
предоставления налоговых льгот 53
3 Анализ и оценка предоставления имущественных и социальных налоговых
вычетов по НДФЛ (на примере Томской области) 58
3.1 Анализ динамики и структуры предоставления налоговых вычетов по
НДФЛ 58
3.2 Актуальные и сложные вопросы, связанные с предоставлением налоговых
вычетов 64
3.3 Основные направления реформирования системы налоговых льгот в целях
повышения социальной направленности 68
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Во всех странах налоги являются мощным инструментом государственного регулирования экономики. Граждане платят разнообразные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них в собственности земли, строений, совершения сделок и других факторов. Современная налоговая система России и большинства других стран мира немыслима без налога на доходы физических лиц, который является одним из главных источников доходной части бюджета государства. Налог на доходы физических лиц является прямым личным налогом с доходов граждан. Это самый массовый налог, который используется, как и все остальные налоги и сборы, в качестве источника формирования доходов бюджетов бюджетной системы государства.
Налог на доходы физических лиц - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет страны. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Налог на доходы физических лиц самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.
Подоходное налогообложение является трудным и многосторонним экономическим термином. Возможности для его развития зависят от экономической политики государства. С момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогом размер доходов. Однако, для того, чтобы налоговая система продуктивно работала не только на благо государства, но и на интересы граждан, надо формировать гибкую систему налогообложения своих граждан, которая должна предполагать присутствие системы льгот, компенсаций и вычетов. По налогу на доходы физических лиц такая система представлена в форме налоговых вычетов.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время правовое регулирование налога на доходы физических лиц не является в полной мере эффективным. Это связано с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, с несовершенством юридической техники и нестабильностью налогового законодательства. Также важно отметить, что процесс реформирования налогообложения доходов физических лиц не завершен. В настоящее время имеет место тенденция переориентации налога от фискальной составляющей к социальной составляющей. Основной трудностью в процессе функционирования системы подоходного налогообложения на сегодняшний день является получение оптимального соотношения между эффективностью применения данной системы и социальной справедливостью в отношении налогоплательщика, то есть, необходимы ставки налога, способные обеспечить максимально справедливое перераспределение доходов, снижение дифференциации общества при минимизации ущерба интересам налогоплательщиков в процессе налогообложения.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретические аспекты экономического содержания налога на доходы физических лиц рассмотрены в работах С.В. Барулина, Г.П. Боголепова, А.В. Брызгалина, Д.Г. Черника и других авторов. Теоретические основы, принципы налогообложения, в том числе подоходного, были разработаны классиком политической экономии A. Смитом. Определенный вклад в обоснование взимания подоходного налога с учетом прогрессии в налогообложении доходов внесли: К. Маркс, Р. Стурм, А. Вагнер и другие. Вопросы развития и реформирования подоходного налогообложения населения в России рассматривались Н.Г. Сычева, В.Г. Князева, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, Н.И. Матузова, В.Г. Панскова, А.В. Малько, Н.И. Химичевой и других. В ряде научных работ, например, А.В. Малько, С.Г. Пепеляева, С.В. Барулина, рассматривалась общая категория - «налоговая льгота». Вместе с тем комплексное теоретико-правовое изучение правовой природы вычетов по налогу на доходы физических лиц, их соотношения с категорией «налоговая льгота» не проводилось. Также важно отметить определенную однобокость рассматриваемых и предлагаемых направлений реформирования налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц.
Актуальность проблемы, а также недостаточная теоретическая и практическая разработанность многих ее сторон предопределили выбор темы настоящего исследования и повлияли на постановку его целей и задач.
Целью исследования является изучение развития системы налогообложения доходов физических лиц, в целях повышения социальной направленности налогообложения в Российской Федерации.
Исходя из цели исследования, в исследовании поставлены следующие задачи, определяющие его структуру:
1) Изучить теоретические основы и экономико-социальная роль подоходного налогообложения: российский и зарубежный аспекты
2) Рассмотреть особенности налогообложения и предоставление льгот по налогу на доходы физических лиц на современном этапе развития налоговой системы Российской Федерации.
3) Проанализировать предоставление имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ в Томской области.
Объектом исследования выступает подоходное налогообложение физических лиц.
Предмет исследования - система налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц.
Теоретической основой исследования явились результаты научных работ, представленные в трудах ученых-экономистов, ученых-правоведов, посвященные проблемам подоходного налогообложения физических лиц, вопросам налогообложения доходов физических лиц в зарубежных странах, вопросам совершенствования налогообложения доходов физических лиц. При написании исследования использовались работы таких авторов как: Алиев Б.Х., Белоусова С.В., Витязева Т.А., Волохов С.П., Гринкевич А.М., Драненко Л.П., Зеленкова Р.А., Пансков В.Г., Родикова В.А., Фальшина Н.А. и других.
Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие налогообложение в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, статистический, логический, сравнительного
правоведения, диалектический, метод единства теории и практики и социологического исследования.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы
Резюмируя все вышесказанное, на основании проведенного исследования, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль. Плательщиками налога с доходов физических лиц выступают, как это вытекает из названия налога, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. Важнейшим определяющим моментом налог на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком. Отношения, возникающие по исчислению и уплате НДФЛ, существуют исключительно в форме, которая определена действующим законом. Следовательно, основной целью любого развитого государства является создание такого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, который будет сочетать интересы своих граждан и государства. Данный налог является одним из важных экономических рычагов государства, так как осуществляет три основные функции: фискальную, социальную, регулирующую. Налог на доходы физических лиц связан с потреблением и может, как стимулировать потребление, так и сокращать его. В связи с этим важнейшей проблемой подоходного налогообложения является обеспечение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости данного налога. Поэтому нужны такие ставки налога, которые одновременно смогут обеспечить максимально справедливое перераспределение доходов и минимальную потерю интересов налогоплательщиков к налогообложению.
Основная ставка налога на доходы физических лиц в России составляет 13%. Для отдельных видов доходов установлены другие ставки. Основная часть налога на доходы физических лиц (прежде всего, с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом). Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. По итогам года, если необходимо, заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию надо сдавать в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.
Ни в одном государстве мира не наблюдается полного совпадения величин совокупного годового дохода налогоплательщика и базы, которая облагается налогом. Совокупный годовой доход всегда превышает величину налогооблагаемого дохода на суммы разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Это уменьшение налогооблагаемой базы состоит, как правило, из необлагаемого минимума, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, сумм фактически уплаченных взносов в различные рода фонды социального назначения и обязательного страхования, льгот на детей. Система разрешенных льгот для определения налоговых обязательств физического лица в зарубежных странах несет огромное значение не только для самого налогоплательщика, но и является рычагом управления платежеспособным спросом, стимулирующим соответствующее предложение товаров и услуг данной страны. Большинство экспертов склонны оценивать уровень налогообложения в том или ином государстве исходя не из размеров налоговых ставок, а исходя из объема объем налоговых вычетов, который разрешено использовать согласно местного налогового законодательства.
По аналогии с налоговыми вычетами используется также система налоговых зачетов. Так, налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, а налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода. Следовательно, это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по подоходному налогу. Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, то есть их действие распространяется на все категории налогоплательщиков, существуют специальные налоговые скидки и льготы, определяемые налоговым законодательством каждой страны для отдельно взятых категорий граждан. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств. Для того, чтобы налоговая система продуктивно работала не только на благо государства, но и на интересы граждан, надо формировать гибкую систему налогообложения, которая должна предполагать присутствие механизма налоговых поощрений.
Система подоходного налогообложения населения в Российской Федерации не совершенна и нуждается в качественном преобразовании. От нее требуется, с одной стороны служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами социальную справедливость. К основным проблемам, связанных с налогообложением доходов физических лиц в России, относятся: недостаточная реализация социальной роли налога на доходы физических лиц; значительные масштабы уклонения от уплаты налога, являющиеся следствием недостаточной эффективности налогового контроля; высокий уровень дифференциации общества по размерам доходов вследствие использования пропорционального налогообложения доходов физических лиц, отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. С введением единой ставки происходит равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России. Такое положение дел свидетельствует о наличии в России существенных, до настоящего времени не реализованных, резервов по реформированию налогообложения. В связи с этим необходима комплексная реформа НДФЛ, охватывающая все элементы налога и направленная на реализацию задач социальной политики государства.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено пять групп налоговых вычетов: стандартные налоговые вычеты; социальные налоговые вычеты; имущественные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты; налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке. Можно выделить проблемы стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц: размер большинства стандартных вычетов очень мал, что позволяет несущественно уменьшить налогооблагаемую базу; стандартные налоговые вычеты социально ориентированы; существует ряд ограничений для воспользования вычетом; для получения вычета нужно подготовить большое количество документов; на практике часто возникают разногласия между сотрудником и работодателем по причине неясности норм НК РФ, в том числе из-за разногласий между разъяснениями Министерства финансов России и разъяснениями судебных ведомств; если у налогоплательщика есть право на получение несколько вычетов на налогоплательщика, то предоставляется только один наибольший из них.
Таким образом, достаточно давно назрела необходимость в реформировании системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц: необходимо ввести необлагаемый минимум доходов, равный размеру прожиточного минимума; необходимо увеличить размер стандартных налоговых вычетов; расширить список лиц, которые могли бы воспользоваться стандартным вычетом; также в упрощении нуждается и сама процедура получения социальных налоговых вычетов; отменить ограничение на получение только одного большего стандартного вычета, если есть основание на получение нескольких вычетов.
Итак, не подлежит сомнению тот факт, что пришло время кардинальных изменений в порядке подоходного налогообложения граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается реформирование в соответствие с современными реалиями: постепенный пересмотр размеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры их предоставления. При любом изменении налог на доходы физических лиц и их вычетов необходимо помнить, что, с 76
одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны - это не должно привести к сокращению платежей в бюджет. Но очевидно одно: реформирование налога на доходы физических лиц назрело, и оно должно носить комплексный, системный характер.
Опираясь на опыт развитых стран, а также учитывая результаты и цели налоговой политики Российской Федерации при совершенствовании подоходного налогообложения необходимо обеспечить переход от реализации исключительно фискальных принципов к формированию налоговой политики на основе принципов, направленных на регулирование социально-экономических процессов в контексте стимулирования процессов социальноэкономического развития.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 21 июля 2014 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.01.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.01.2019).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]
: федер. закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.01.2019).
4. Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения
в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета [Электронный ресурс] : Постановление
Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 201 (ред. от 26.06.2007) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.01.2019).
5. О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от
30.12.2017 г. № 1702 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.01.2019).
6. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2018 года [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России от
12.11.2018 г. № 695н // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.01.2019).
7. Адильбекова Б.А. Опыт налогообложения доходов физических лиц в зарубежных странах / Б.А. Адильбекова // Вестник ЧГАА. - 2016. - №63. - С. 111-114.
8. Аксенова А.А. Соблюдение физическими лицами валютного и налогового законодательства при наличии счетов в зарубежных банках / А.А. Аксенова // Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий. -. 2018. - №2. - С. 20-24.
9. Аксенова А.А. Механизм получения социального вычета на лечение при исчислении налога на доходы физических лиц / А.А. Аксенова // Мир науки. - 2014. - № 2. - С. 13-16.
10. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран / И.М. Александров. - М.: Боратор-Пресс, 2016. - 191 с.
11. Алиев Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран : учебник / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 216 с.
12. Алиев Б.Х. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц в контексте реализации принципа справедливости налогообложения / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 6. - С. 46-50.
13. Анисимова Е.Т. Зарубежный опыт подоходного налогообложения физических лиц / Е.Т. Анисимова, А.А. Агапова // Налоги и налогообложение. - 2018. - №3. - С. 223-227.
14. Асратян О. Объем ВРП в Томской области в 2017 году вырос на 1,1% [Электронный ресурс] / О. Асратян // Официальный сайт РИА Томск. - 25 января 2018- Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://www.riatomsk.ru/article/20180125/vrp-v-tomskoj- oblasti-v-2017-godu-viros-na-11/ (дата обращения: 12.01.2019).
15. Балынин И.В. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации в контексте обеспечения социальной справедливости / И.В. Балынин // Финансы и кредит. - 2016. - №31. - С. 15-26.
..59