Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тайваньский вопрос в политике США в отношении КНР в 2001-2016 гг.

Работа №188970

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Политика администрации Дж. Буша-младшего в отношении Тайваня в 2001-2008 гг. 8
1.1 Протайваньская политика президента Дж. Буша-младшего от момента его вступления в должность до 11 сентября 2001 года 8
1.2 Политическая разрядка в отношениях США и КНР в период с 2001 по 2002 годы 10
1.3 Смена руководства в КНР и выборы на Тайване и их влияние на американо-китайские отношения в период с 2002 по 2004 годы 16
1.4 Факторы и причины постепенного сближения США и Тайваня в период с 2004 по 2005 годы 22
1.5 Усиление напряженности ситуации в Тайваньском проливе в период с 2005 по 2008 годы 26
Глава 2. Политика администрации Барака Обамы в отношении Тайваня в 2009-2016 гг 31
2.1 «Разворот» Соединенных штатов в сторону Китайской Народной Республики в 2009 году 31
2.3 Итоговая концепция администрации Барака Обамы по развитию отношений в
Тайваньском проливе 37
2.4 Взаимоотношения КНР и США в 2009-2016 годы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51


Актуальность темы. Изучение тайваньского вопроса в политике Соединенных Штатов Америки в отношении Китайской Народной республики в 2001 - 2016 годы представляет научный и политический интерес. Прежде всего из-за того, что в данном вопросе активно взаимодействуют сразу две из наиболее влиятельных стран мира, взаимоотношение между которыми непосредственным образом влияет на состояние международной арены в целом и вот уже на протяжении 70 лет остается одной из наиболее острых проблем в дипломатических отношениях региона Восточная Азия. Несмотря на то, что большинство стран все же не признают Тайвань как независимое государство, тем не менее существует ряд государств, выступающих за его независимость.
Не зависимо от того, что 21 век характеризуют как наиболее благоприятный, в течение последних десятилетий, для развития двусторонних связей между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки, политика двух государств не сходится по ряду аспектов, это вопросы, затрагивающие экономическую политику, политический строй, ядерное нераспространение. Однако, наиболее конфликтным, на протяжении последних лет остается тайваньский вопрос.
Тайвань (официальное название, принятое на Тайване - Chinese Republic ) - частично признанное демократическое государство, расположенное на острове Тайвань, наиболее крупным союзником которого являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с «Законом об отношениях с Тайванем» (анг. Taiwan Relations act) от 10 апреля 1979 года, Америка гарантирует военную поддержку Тайваню, в случае агрессии Материкового Китая, а также осуществляет поставки вооружения на остров. На что Китайская Народная Республика не может реагировать позитивно и периодически критикует действия правящей элиты Соединенных Штатов Америки, направленные против сближения и развития двусторонних связей между государствами.
Сохранившиеся новостные сводки официальных китайских, тайваньских и американских изданий, документы, представленные годовыми отчетами различных структур, американские дипломатические документы позволяют проанализировать хронологию событий в проливе, процесс принятия решений по исследуемому вопросу, а также установить ключевые события, оказавшие влияние на развитие двусторонних связей между США и КНР.
Хронологические рамки. Хронологические рамки исследования охватывают переиод с 2001 по 2016 годы. Выбор нижней границы хронологических рамок обусловлен тем, что 20 января 2001 года послей своей инаугурации в должность вступил 43-ий президент Соединенных Штатов Америки Джордж Уокер Буш (также известный как Джордж Буш - младший), также необходимо отметить, что 20 мая 2000 года к власти на Тайване приходит представитель Демократической прогрессивной партии Чэнь Шуйбянь, который обрывает почти полувековое правление партии Гоминьдан на острове и устанавливает новый курс внешней политики. Верхние границы хронологических рамок установлены в соответствии с окончанием второго президентского срока 44-го президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является, прежде всего, выявить влияние, которое оказал неразрешенный тайваньский вопрос на американо-китайские отношения в промежуток с 2001-2016 годы. Таким образом, для наиболее полного освещения данной проблемы, необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и охарактеризовать основные направления политики США в отношении Китая в период президентства Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы;
2. Охарактеризовать тайваньскую проблему и противоречия американо-китайских отношений на двустороннем уровне;
3. Выявить схожие черты в политике Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы в отношении Китайской Народной Республики с учетом неразрешенного тайваньского вопроса;
4. Определить динамику влияния сотрудничества Америки и Тайваня, на политику Соединенных Штатов Америки в отношении Китайской Народной Республики
Объектом данного исследования являются Американо-Китайские отношения, а предметом - развитие Американо-Китайских взаимоотношений в период с 2001 по 2016 гг. в контексте неразрешенного тайваньского вопроса.
Методологической основой научной работы послужили: анализ, включающий в себя исследование составных элементов отношений между Америкой и Тайванем, Америкой и Китаем, а затем составление их в единое целое; сравнение, а именно сопоставление различных «действий», совершаемых США по отношению к Тайваню и их влияния на отношения между континентальным Китаем и Америкой; а также принцип историзма, который предусматривает рассмотрение всех процессов и явлений, произошедших за конкретный временной промежуток, как в развитии, так по происшествию определенного времени и обеспечивает комплексный подход в процессе рассмотрения данного вопроса.
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики.
Изученность темы. Взаимоотношения Соединённых Штатов Америки и Китайской Народной Республики на фоне безопасности Тайваня в отечественных исследованиях исследованы недостаточно полно. Данная проблема объясняется идеологическим фактором, советское руководство не концентрировало внимание на Тайваньском вопросе, таким образом первые исследования появились только после 1960-ых годов. Крупными исследованиями Советского Союза в данной области являлись: монография Ф. А. Тодера "Тайвань и его история (XIX) . В книге В. Н. Барышникова "Тайваньский вопрос в китайско-американских отношениях (1949 - 1958 гг..) и Д. Т. Капустина "Тайвань и Южная Корея в китайско- американских отношениях (1969 - 1979) проблема Тайваня освещается с точки зрения американо-китайских отношений. В 1970-ые -1980-ые происходит увеличение количества работ отечественных исследователей по данной проблеме, в контексте некоторых монографий также задевается Тайваньский вопрос (A. M. Дедовский, Г. В. Астафьев, Е. П. Бажанов, М. С. Капица, С. Гломбинский, С. Павляк, С. Сергейчук, С. К. Меркулов), а также были опубликованы статьи по теме американо-тайваньских отношений (В. Петухов, В. Н. Барышников, Е. Г. Мироненков, И. Алексеев, И. В. Васильев, Ф. Николаев). С 1990-ых годов происходит резкое увеличение исследовательской литературы по вопросам, связанной с развитием ситуации в Тайваньском проливе, российско-тайваньскими отношениями, китайско-тайваньскими отношениями, американо-тайваньскими отношениями, а также появляется большое количество аналитической литературы, посвященной проблеме развития отношений в Тайваньском проливе (А. Д. Богатуров, Г. В. Зиновьев, Ю. Цыганов, А. Г. Яковлев).
Исходя из приведенных выше источников можно заключить, что отечественные исследования делали акцент в первую очередь на изучении истории возникновения проблемы Тайваня, рассматривали вопросы, связанные с отношениями стран внутри Тайваньского пролива, а именно экономическими, социальными, политическими и правовыми аспектами. Однако вопросы, связанные с влиянием Тайваньской проблемы в политике Соединенных Штатов Америки в отношении Китайской Народной Республики, были практически не рассмотрены. Таким образом можно заключить, что данная исследовательская работа призвана заполнить пробелы в отечественной историографии.
При решении поставленных исследовательских задач было необходимо изучить ряд международных договоров, деклараций и коммюнике: американо-китайских совместных коммюнике 1972 г., 1979 г. и 1982 г., Договор о совместной обороне между США и Китайской Республикой 1954 г. Вплоть до настоящего времени три американо-китайских совместных коммюнике составляют нормативную базу американо-китайских отношений, в том числе в них зафиксированы принципы политики США в отношении проблемы Тайваня.
Были также рассмотрены некоторые резолюции и законопроекты, посвященные различным аспектам тайваньской политики США, например, стенограммы слушаний в комитетах, ведающих вопросами внешней политики (комитеты по делам вооруженных сил, по иностранным делам). Ценность данных материалов определяется тем, что в них сформулированы позиции законодателей по основным вопросам политики США в отношении Тайваня. Ценным источником фактологической информации стали публикации Исследовательской службы конгресса (Congressional Research Service). Эти публикации содержат важные статистические и фактические данные, экспертные оценки, политические обзоры, очерки о динамике американо-тайваньских и американо-китайских отношений.
Важным источником являются документы, размещенные на официальных сайтах Белого дома, госдепартамента, министерства обороны и Тихоокеанского командования США, а именно: публичные выступления, коммюнике, речи, интервью президента, госсекретаря и министра обороны США и их заместителей, пресс-релизы и материалы ежедневных брифингов официальных представителей аппарата президента, госдепартамента и министерства обороны США. Данная группа источников позволила судить о реакции американской администрации на то или иное событие в Тайваньском проливе. Документы администрации президента также представлены рядом документов, таких как «Стратегия национальной безопасности» 2002 г. и 2006 г.
Документы министерства обороны США представлены в работе также докладами и отчетами министерства перед американским конгрессом — ежегодными докладами «О военной мощи КНР» 2002-2008 гг., а также «Четырехлетним обзором обороны» 2006 г. и «Обзором ядерной политики» 2002 г. Указанные документы дали возможность оценить позицию руководства вооруженных сил США в отношении состояния и соотношения вооруженных сил Тайваня и КНР, а также потенциала вооруженных сил КНР составить конкуренцию США в военном плане. Для анализа продаж американских вооружений на Тайвань незаменимой стала информация с официального сайта Агентства по оборонному сотрудничеству и безопасности министерства обороны США.
Цель данной выпускной квалификационной работы не предполагала специального рассмотрения внешней и внутренней политики Тайваня и КНР, поэтому материалы тайваньского и китайского правительств привлекались эпизодически. Для выявления позиции руководства КНР по тем или иным вопросам, касающимся китайско-американских отношений и отношений через пролив, оказалась полезна официальная информация с сайтов Госсовета КНР, МИДа КНР, Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР. Тексты выступлений и интервью президентов Тайваня были получены с сайта Офиса президента Тайваня.
В ходе работы также использовались сообщения ведущих англоязычных изданий (Washington Post, Foreign Affairs, Financial Times, New York Times, Los Angeles Times, National Review, Taipei Times, Taiwan Headlines, Japan Times, Asian Wall Street Journal), касающиеся различных аспектов развития ситуации вокруг проблемы Тайваня. На Интернет-сайте Taiwan Security Research регулярно размещаются тематические подборки сообщений мировых информационных агентств, а также аналитические обзоры, посвященные различным аспектам тайваньской проблемы. Материалы данной группы являются ценным источником фактической информации по рассматриваемой теме и применялись автором для реконструкции общей ситуации вокруг проблемы Тайваня. Однако заметим, что представленные журналистами факты сопоставлялись с официальными заявлениями представителей государств пролива.
Практическая значимость исследования определяется тем, что она может быть использована для дальнейшего анализа всего комплекса складывающихся между США и Китаем отношений, а также китайского вектора внешней политики США.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении представлена актуальность, хронологические рамки, цели и задачи, объект и предмет изучаемой темы, а также приведены методы исследования, теоретическая и практическая значимость изучения, предоставлен анализ литературы и источников.
В первой главе рассматриваются основные моменты политики администрации Дж. Буша-младшего в отношении Тайваня в 2001-2008 гг. Рассматривается протайваньская политика президента Дж. Буша-младшего от момента его вступления в должность до 11 сентября 2001 года, политическая разрядка в отношениях США и КНР в период с 2001 по 2002 годы, смена руководства в КНР и выборы на Тайване и их влияние на американо-китайские отношения в период с 2002 по 2004 годы, факторы и причины постепенного сближения США и Тайваня в период с 2004 по 2005 годы, а также усиление напряженности ситуации в Тайваньском проливе в период с 2005 по 2008 годы.
Вторая глава содержит основные моменты политики администрации Барака Обамы в отношении Тайваня в 2009-2016 гг. В данной главе приведена информация о «Развороте» Соединенных штатов в сторону Китайской Народной Республики в 2009 году, выборе стратегии развития международных отношений в Тайванском проливе администрацией Барака Обамы в 2009 году, о итоговой концепции администрации Барака Обамы по развитию отношений в Тайваньском проливе, а также о взаимоотношениях КНР и США в 2009-2016 годы.
В заключении подводится итог проделанной работы, суммируются выводы, сделанные в ходе исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


набирающей обороты - КНР. С одной стороны, нет необходимости переосмысливать американо-китайские отношения. Несмотря на множество остановок и стартов, отношения продолжают расти и приносить пользу обеим сторонам уже на протяжении более четырех десятилетий (на момент вступления Барака Обамы в должность). В течение этого периода американская политика в отношении Китая оставалась достаточно последовательной, как и политика Китая в отношении Соединенных Штатов. Америка и Китай успешно справляются со своей конкуренцией и разногласиями, сохраняя при этом прочные экономические отношения и иногда сотрудничая в решении общих проблем. Можно сделать вывод, что на данном этапе развития отношений между Пекином и Вашингтоном на ровне с острой конкуренцией, резкими разногласиями и спорами существует также определенная экономическая поддержка и некая взаимозависимость в процессе нарастания военной мощи.
Однако стоит отметить, что по мере нарастания стратегической мощи Китая, ответы КНР на американские поставки вооружения на Тайвань становились все жестче. Можно сделать вывод о том, что поставки вооружения Соединенными Штатами на Тайвань ключевым образом влияли на отношения между Вашингтоном и Пекином, тем самым ставя под угрозу дипломатические отношения между странами.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Были выявлены и охарактеризованы основные направления политики США в отношении Китая в период президентства Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы. А именно, в начале своего президентского срока Джордж Буш-младший называл Китай «стратегическим конкурентом» и осуществил крупную партию вооружения на Тайвань, однако ситуация сильнейшим образом преобразилась после событий 11 сентября 2001 года, на смену соперничества КНР и США, пришло сотрудничество перед лицом глобальных проблем (а именно, Северно-Корейский ядерный кризис, международный терроризм), а также интенсификация торговых отношений. В период нахождения у власти Барака Обамы США и КНР сотрудничали в области устранения последствий мирового финансового кризиса, была объявлена стратегия «перебалансировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которая укрепила позиции Америки в регионе, однако, оказала не совсем позитивное влияние на дальнейшее развитие отношений с Китаем, поставки вооружения на Тайвань, которые были осуществлены с целью сдерживания военного потенциала материка также нанесли ущерб сотрудничеству двух государств.
2. В ходе исследования была охарактеризована тайваньская проблема и противоречия современных американо-китайских отношений на двустороннем уровне. Тайвань - самый чувствительный вопрос в американо-китайских отношениях. Несмотря на улучшение отношений между Тайбэем и Пекином, Тайвань по-прежнему остается проблемой, которая может спровоцировать усиление напряженности и, возможно, открытую вооруженную конфронтацию между Китаем и Соединенными Штатами. Для Пекина остров Тайвань является последним кусочком китайской территории, который не был реинтегрирован в нацию после более чем пятидесятилетней борьбы. Но для Соединенных Штатов процветающий демократический Тайвань связан с региональным авторитетом США и нашими демократическими ценностями.
3. Были выявлены схожие черты в политике Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы в отношении Китайской Народной Республики с учетом неразрешенного Тайваньского вопроса. А именно, был сделан вывод о том, что фактически, политика Обамы в отношении Тайваня, как и его предшественника, имела две стороны: с одной стороны, Обама придерживался политики «одного Китая», приветствуя мирное развитие отношений между проливами, а с другой - Администрация президента создала ряд факторов, сдерживающих военный потенциал КНР и мешающих сближению двух государств, например, таких как: продажа оружия Тайваню, развитие торгово-экономического сотрудничества с островом и поддержка в укреплении международных позиций, за счет вступления в международные организации, открытия безвизового режима.
4. Была определена динамика влияния сотрудничества Америки и Тайваня, на политику Соединенных Штатов в отношении Китайской народной республики. А именно, было заключено то, что негативнее всего в период нахождения у власти Барака Обамы на отношения между КНР и США повлияли поставки американского вооружения на Тайвань. По мере дальнейшего усиления экономики Китая, а также если КНР станет менее зависимым от американо-китайской торговли, то Пекин станет более уверен на международной арене и будет налагать более серьезные экономические и дипломатическими санкции против продажи оружия США Тайваню.
Результаты данного исследования важны для дальнейшей научной деятельности, посвященной изучению и анализу международных отношений Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики. Полученные выводы и предложения могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов в области предмета международных отношений.



1. Алексеев И., Николаев Ф. О проблеме Тайваня в американо-китайских связях // Международная жизнь. 1984. №5. СС.35-41.
2. Американо-китайские отношения в 90-е: администрации Клинтона и проблема Тайваня // Проблемы новой и новейшей истории: сборник научных трудов. Вып.4. Ярославль, 2002. СС.98-108.
3. Арсеньева Г.И. Тайвань и политика Пекина, Вашингтона и Токио (60-е и 70-е гг.). М., 1976.
4. Астафьев Г.В. США и Китай. М., 1983.
5. Бажанов Е.П. Движущие силы политики США в отношении Китая. М., 1982.
6. Барышников В.Н. Американская политика вооружения тайваньского режима // Проблемы Дальнего Востока. 1983. №1.СС.51-61.
7. Батчаев Э.О. Политика модернизации Тайваня // Тайвань: краткие справочные сведения. М.: ИДВ РАН.
8. Батчаев Э.О., Искрич А.В. Стратегия Китайской Республики на Тайване в Азиатско- Тихоокеанском регионе. М., 2001; Батчаев Э.О. Правовое регулирование деятельности политических партий на Тайване. М., 2003.
9. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997.
10. Васильев Н.В., Мироненков Е.Г. Тайваньский фактор в американо-китайских отношениях // Проблемы Дальнего Востока. 1985. №2. СС.58-64.
11. Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2006. №3. СС.10-13; исследованием преимущественно вопросов отношений через пролив, в частности, прямых связей между двумя сторонами Тайваньского пролива. С.М. Труш и Г.В. Зиновьев.
12. Галенович Ю.М. Москва-Пекин, Москва-Тайбэй: новое начало. М., 1994; КНР и
Тайвань: некоторые вопросы взаимоотношений. М., 1992; Некоторые вопросы
взаимоотношений материкового Китая и Тайваня. М., 1993; Рубеж перед стартом: китайская проблема для России и США на пороге 21 в. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
13. Гломбинский С. Китай и США. М., 1975.
14. Гудошников Л.М. Третий этап конституционной реформы и становление современного
парламентаризма на Тайване // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 1;
Многопартийность на Тайване. М.: Восточная литература, 1999.
15. Дедовский A.M. Китайская политика США и советская дипломатия, 1942 - 1954. М.: Международные отношения, 1985...174



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ