АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Сущность клановости как неформального политического института 13
1.1. Определение «клана» как неформальной политической группы и
клановости как неформального политического института 13
1.2. Причины возникновения кланов и клановости, их влияние на
социально-политический процесс 24
1.3 Пути трансформации клановости в иные формальные и неформальные политические институты 33
2. Клановость в Туве как неформальный политический институт 42
2.1. Особенности формирования кланов и клановости в Туве 42
2.2. Влияние клановости на социально-политический процесс в Туве 52
2.3. Трансформация клановости в Туве 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 82
Приложение 1 87
Приложение 2 94
Приложение 3 103
Приложение 4 109
Приложение 5 118
Актуальность исследования. Актуальность исследовательской работы заключается в общественной значимости такого явления как клановость, которая может иметь и негативные и позитивные эффекты. Многие исследователи обратили внимание на изменения политических процессов в регионах России и в странах СНГ, на которые определенным образом влияли группы людей, которые состояли между собой в родственных, личных, дружеских отношениях. Такие группы назвали кланами, а политические практики, в которых большую роль играли родственные и личные связи, назвали клановостью.Россия - большая и многонациональная страна.И в России существуют специфические регионы - национальные республики. В этих регионах ярче всего проявили себя кланы в политической жизни. И исследуя такие регионы, мы можем получить важные данные о том, каким образом формировалась клановость в этих регионах, как она повлияла на социально-экономические процессы. Узнать о том, были ли причиной формирования клановости в этих регионах особенности культуры населения. Мы можем также понять, влияло ли общероссийское политическое развитие на формирование или трансформацию клановости в этих регионах. Поэтому важны исследования клановости в тех регионах, где она представлена, например в Туве. Политический процесс в Туве с распада СССР и до 2000-х годов определялся и находился под влиянием кланов. Исполнительная и законодательная власти, которые контролировались разными кланами, находились в конфликте, что несколько раз ставило под вопрос эффективность политического руководства региона перед федеральным центром. Политические кризисы, вызванные противоборством кланов, обостряли нерешенные проблемы социально-экономического развития, межэтнических отношений. Но с 2007 года исполнительную власть возглавил новый Глава Республики Тува Шолбан Валерьевич Кара-оол иполитический кризис, вызванный борьбой кланов, был преодолен. В Туве все реже стали упоминать о клановости, о котором писали на протяжении последних 20 лет. Данное обстоятельство вызывает определенный интерес. Поэтому важно исследовать клановость, влияние клановости на политический процесс в регионе, на отношения региона с федеральным центром, на этнополитические процессы внутри региона, на социально-экономическое развитие региона.
Проблема исследования: С момента назначения нового Главы Республики Тува из повестки дня региона ушла проблема клановости. Но разве может такой институт, который имеет корни в политической культуре, быстро исчезнуть? Очевидно, что нет. Тогда встает другой вопрос - а была ли клановость вообще? То есть, возможно ли политические практики в Туве называть по-другому, ведь существует множество понятий, схожих с понятиями клана и клановости. Или же клановость может трансформироваться в нечто другое, в другие формы взаимодействия и организации групп людей. Поэтому актуален вопрос трансформации клановости в другие формальные и неформальные социально-политические институты. А если точнее определить проблему исследования, то ее можно выразить вопросом: «Каким образом клановость влияет на политический процесс, как и по каким причинам клановость может трансформироваться в другие формальные и неформальные социально-политические институты, и может ли вообще трансформироваться?».
Степень изученности проблемы. Проблема клановости была исследована многими учеными. Выявлению сущности кланов и клановостипосвящены работы Ч.К. Ламажаа (Даргын-олл) («Политическая культура Тувы», «Клан: понятие в социальных науках», «Тува между прошлым и будущим»,«Клановость в политической жизни регионов России»), Ж.Т. Тощенко («Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами?», «Этнократия: история и современность»), Н. Динелло («От плана к клану: социальные сети и гражданское общество»), А.А. Князева («Причины узбекского бунта: наркотики и клановость, а не исламизм»), Н.Н. Крадина («Н. Элементы традиционной власти в постсоветской политической культуре: антропологический подход»), А.А. Санглибаева («Этноклановость на постсоветском пространстве), Ш. Степаноффа («Метаморфозы родства у тувинцев»).1
Изучению формированияполитических элит, их характерных признаков, изменениям этих признаков, посвящены труды таких авторов как О.В. Крыштановская(«Анатомия российской элиты», «Современные концепции политической элиты и российская практика»), О.В. Гаман- Голутвина («Политические элиты России.Вехи исторической эволюции»),И.В. Куколев («Трансформация политических элит в России»), О.В. Очирова («Социальное происхождение как механизм формирования политических элит полиэтнических регионов России (на примере Бурятии, Саха (Якутии) и Тувы)»).2
1Ламажаа (Даргын-оол) Ч.К. «Клан»: понятие в социальных науках // Гуманитарные науки: теория и методология. 2008. № 2. С. 121-131.; Ламажаа (Даргын-оол) Ч.К. Политическая культура Тувы // Полис. 2008. № 4. С.48-54.; Ламажаа (Даргын-оол) Ч.К. Проблема политической архаизации Тувы // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 108-115.; Ламажаа (Даргын-оол) Ч.К. Тува между прошлым и
будущим. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2011. - 368 с.; Ламажаа (Даргын-оол) Ч.К. Клановость в политической жизни регионов России // Государство и гражданское общество. 2007. № 3. С. 133-147.; Ламажаа (Даргын-оол) Ч.К. Архаика и архаизация общества в период социальных трансформаций (на примере Тувы) // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2010. Том 8, выпуск 3. С. 92-97.; Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: РОССПЭН, 2003. 431 с.; Тощенко Ж.Т. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 123-133.; Динелло Н. От плана к клану: социальные сети и гражданское общество [Электронный ресурс] // Вместе со всеми. - URL: http://vmestesovsemi.ucoz.org/publ/3-1-0-87. (дата обращения 10.03.2017).; Крадин Н. Н. Элементы традиционной власти в постсоветской политической культуре: антропологический подход [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.novsu.ru/npe/files/um/1412/bg/shell/arh/mono/%D0%9E%D0%B 1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1% 8B%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%B B%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%8 3%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8 %D0%B8.%20%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B D%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0% B8%D1%8F.htm. (дата обращения 10.03.2017).; Князев А.А. Причины узбекского бунта: наркотики и клановость, а не исламизм [Электронный ресурс]. - URL: knyazev.org/stories/011.doc. (дата обращения 10.03.2017).; Санглибаев А.А. Этноклановость на постсоветском пространстве // Полис. 2007. № 6. С. 52 -63.
2Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты [Электронный ресурс]. М., 2005. - URL: https://vrn- politstudies.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0134/134217.swusdllkvr.pdf. (дата обращения 10.03.2017).; Крыштановская О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика // Концепции и методы российской социологии. 2004. № 4. С. 3-39.; Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 2006. - 448 с.; Куколев И.В. Трансформация политических элит в России [Электронный ресурс] // ОНиС. 199 7г. № 4. - URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/010/073/1218/009Kuko. (дата обращения 10.03.2017).; Очирова В. М.
Социальное происхождение как механизм формирования политических элит полиэтнических регионов России (на примере Бурятии, Саха (Якутии) и Тувы) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016. № 2. - URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/99. (дата обращения 10.03.2017).
Также проблема клановости и ее влияния на общественную жизнь была изученыучеными, которые исследовали социально-экономические, культурные, политические и этнополитические процессы в Туве.
Политический и этнополитический процесс в Туве исследовали такие авторы как З.В. Анайбан («Межэтническая ситуация и этнополитические процессы в постсоветской Туве», «Современные этнодемографические характеристики молодежных групп Тувы и Хакасии», «Динамика межэтнических отношений и этнических стереотипов в Республике Тыва»), А.К. Кужугет («Тувинцы и русские в контексте изучения чувства национального достоинства»), Ю.В. Попков («Этносоциальные процессы в Сибири: актуальные вопросы теории и практики»), Ч.К. Ламажаа (Даргын- оол) («Тува между прошлым и будущим»), А.А. Монгуш («Межэтнические отношения в восприятии населения г. Кызыла (миграционный аспект)»).
Социально-экономическому развитию посвящены работы таких ученых как Г.Ф. Балакина и А.Ч. Кылгыдай(«Особенности адаптации этнических групп Тувы к рыночной экономике»), В.С. Кан («Основные тенденции этносоциального развития Тувы», «Этносоциальный профиль тувинцев»), И.С. Тарбастаева(«Алтай и Тува: красавица и дикарка»).
Помимо трудов исследователей, в работе были использованы
статистические данные динамики численности этнического состава населения Тувы, социально-экономические индикаторы уровня жизни в республике, число зарегистрированных преступлений по видам.5
Феномен клановости исследовали многие ученые из разных гуманитарных наук - политологии, социологии, этнографии, этнологии, культурологии. Но все же феномен клановости нуждается в новых дополнительных исследованиях.
Объектом данной работы является клановость в Республике Тува.
Предметом исследования является влияние клановости на региональную политику.
Цель исследовательской работы - обосновать возможность трансформации клановости в Туве в другой политический институт.
Исходя из цели, можно выделить задачи исследовательской работы:
1) Изучить понятие «клан», раскрыть отличительные черты кланов;
2) Раскрыть сущность клановости как неформального политического института;
3) Исследовать причины формирования кланов и установления клановости, их влияние на политический и этнополитический процессы;
5Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам России [Электронный ресурс]. - URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89.php?reg=67. (Дата обращения: 15.03.2017).; Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perepis2002.ru/mdex.htmT/idM1. (Дата обращения: 15.03.2017).; Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html. (Дата обращения: 15.03.2017).; Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения) [Электронный ресурс]. - URL: http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources/4b2fba804fac0af6bd49bff73a3a624e/%D0%9E %D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8% D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE- %D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA% D0%B8%D0%B5+%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1 %8B.htm. (Дата обращения: 15.03.2017).; Число зарегистрированных преступлений по видам (по данным органов внутренних дел РТ) [Электронный ресурс]. - URL:
http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/resources/ac55c2004cf2d74fb09cf54fc772e0bb/%D0%A 7%D0%98%D0%A1%D0%9B%D0%9E+%D0%97%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%93%D0%98%D0%A1%D 0%A2%D0%A0%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%A5+%D0% 9F%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%A3%D0%9F%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%99+- +%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F.htm. (Дата обращения: 15.03.2017).
4) Рассмотреть и изучить формирование клановости в Туве и ее влияние на социально-политический процесс в регионе;
5) Исследовать возможные пути трансформации клановости;
6) Раскрыть возможностьтрансформации клановости в Туве в иные политические институты.
Научная новизна исследовательской работы.Состоит в выявлении возможности трансформации и измененияклановости, как неформального политического института, в такой неформальный политический институт как корпоративизм.
Теоретические и методологические основания исследования. Методологической основой исследования выступаетинституциональный подход. С позиции институционального подхода клановость рассматривается в контексте понимания институтов как совокупности
устойчивыхформальных и неформальных правил, регулирующих поведение и задающих пределы взаимодействия субъектов. Клановые отношения определяются неформальными правилами, которые регулируют поведение всех членов клана и даже тех людей, которые напрямую не входят в эти кланы. Соответственно и политический процесс определяется и регулируется этими правилами. Поэтому клановость можно исследовать как неформальный политический институт. Можно выяснить, как клановость появилась, влияли ли особенности культуры региона на становление этого института, как клановость влияла в ответ на социально-политические процессы в обществе, и может ли клановость, которая регулирует отношения между людьми, задает рамки взаимоотношений во всех сферах жизни общества, измениться.
В исследовательской работе применялись такие методы исследования, как анализ и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме , метод сравнительного анализа, исторический метод, а также метод экспертного интервью. Он заключается в том, что опрашиваются респонденты, имеющие определенное представление об изучаемом явлении.
Эти эксперты должны соответствовать определенным критериям. В данной работе критерии были таковы: высшее образование, средний возраст или более, опыт работы на государственных и муниципальных должностях, быть участниками или вовлеченными свидетелями региональной политики. Таких экспертов набралось пять человек. Тема клановости, как оказалась, является достаточно закрытой, и было сложно найти таких экспертов, которые бы могли дать достоверную информацию. Поэтому, чтобы
избежатьоднозначных ответов, в данной работе использовался метод неформализованного экспертного интервью, так как важно было получить не одинаковую информацию, а более объемную информацию по проблеме исследования.
Структура исследования.Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Вовведении раскрывается актуальность, степень изученности данной темы, определены объект и предмет, цель и задачи исследования, перечислены методы исследования, которые применялись при написании работы.
В основной части, в первой главе,раскрываетсяпонятие клана как неформальной политической группы и клановости как неформального политического института, причины их возникновения, как они влияют на социально-политический процесс в обществе, а также рассмотрены возможные варианты трансформации клановости в иные формальные и неформальные институты. Во второй главе рассматривается клановость на примере Тувы, особенности формирования кланов и клановости в республике, определяется, каким образом повлияла клановость на социальнополитический процесс в регионе и возможность трансформации клановости в Туве в иной формальный или неформальный политический институт.
В заключении делаются основные выводы, к которым пришли в результате исследования в основной части данной работы.
В данной работе была исследована возможность трансформации клановости в иные формальныеи неформальные политические институты. Но, в начале, необходимо было выяснить, что собой представляет клан, какова сущность клановости, почему формируются кланы, как кланы и клановость влияет на социально-политический процесс в обществе, может клановость трансформироваться в иные формальные и неформальные политические институты.
Выяснилось, что клан - это закрытая неформальная политическая группа людей, стремящаяся покрыть своим влиянием все политическое поле для того, чтобы завоевать и удержать политическую власть, в которой отношения между членами основываются на родственных, земляческих, личных, экономических и иных связях.
Кланы отличаются от многих других групп своими специфическими признаками:
1) они имеют сложную внутреннюю структуру, и при этом иерархичны;
2) в них процветает клиентелизм, и при этом партикуляризм отдельных членов клана;
3) они являются неформальными группам, но при этом кланы могут иметь больший вес, чем формальные политические организации;
4) они закрытые, но при этом склонны к расширению в пределах политического поля.
Полученные результаты изучения понятия клана позволили раскрыть сущность клановости. Оказалось, что клановость можно понимать и как баланс политических сил, как промежуточное состояние между рынком и иерархией, и как неформальный политический институт. Не уменьшая значения первых двух значений клановости, мы пришли к мнению, что все же клановость скорее стоит рассматривать как неформальный политический институт. И в ходе анализа источников оказалось, чтоклановость - это особый принцип организации самой политической власти, заключающийся в практиках привлечения к политическому управлению людей, на основе семейных и патрон-клиентских отношений, для завоевания или удерживания политической власти.
Также в данной работе были выявлены основные причины формирования кланов и клановости. Клановость формируется как ответ на специфические условия и процессы, происходящие в обществе:
1) традиции клиентелизма в политической культуре;
2) распад единой политической элиты на отдельные независимые группы;
3) неопределенность и нестабильность правил в обществе;
4) неэффективность института рынка в период трансформации;
5) архаизация массового сознания.
Было изучено влияние клановости на социально-политические процессы в обществе. Клановость может отрицательным образом влиять на социально-политические процессы в обществе. Клановость приводит к снижению конкуренции в сфере политики и рынка, к политической нестабильности и социальной напряженности, к росту организованной преступности, к ограничению политических и экономических прав и свобод граждан. Но вместе с тем, клановость может иметь и ограниченные позитивные эффекты в социальной и экономической сферах. В социальной сфере кланы могут помочь своим членам без потерь (должностей, финансов, ресурсов и влияния) пережить трансформационные процессы в переходных обществах. В экономической сфере наличие множества кланов также может существенно повысить конкуренцию. Но говорить о позитивных эффектах клановости на социально-политические процессы в обществе приходится лишь с оговорками.
В работе был поставлен вопрос: «Как и каким образом может трансформироваться клановость в иные формальные и неформальные политические институты и может ли вообще трансформироваться?». Было выяснено, что клановость как неформальный политический институт может измениться. Существует несколько возможных вариантов трансформации. Первый, когда клановость изменяет свои характеристики под давлением и усилиями центральной власти, и тогда клановость как неформальный политический институт уступает формальным политическим институтам, а сами кланы вливаются в иерархию политической элиты. Второй, когда клановость вообще становится закрытым неформальным политическим институтом - кастовостью. И третий, когда кланы могут превратиться в объединения другого рода, основанных на общих интересах и целях, которые в перспективе могут способствовать развитию гражданского общества.Поэтому в результате исследования было выяснено, что можно говорить о том, что клановость может измениться.
В работе были изучены сущность клановости как неформального политического института, рассмотрено понятие клана, влияние кланов и клановости на социально-политический процесс в обществе, возможность трансформации клановости в иные неформальные или формальные политические институты. Но исследование было бы не полным без рассмотрения клановости и ее изменения на конкретном примере. Таким примером выступил субъект Российской Федерации - Республика Тува.
Для исследования клановости в регионе был использован метод неформального экспертного интервью. Экспертами выступили Вячеслав БавууевичЯндай-оол, СаянаЧодураевнаМонгуш, Саган-оол Кызыл- ооловичДолгар, Дадар-оолХертековичДансюрюн и Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей.
Эксперты должны были соответствовать следующим критериям: высшее образование, средний возраст или более, опыт работы на государственных и муниципальных должностях, быть участниками иливовлеченными свидетелями региональной политики. Почти все эксперты имели опыт работы на государственных должностях, являются активными участниками в региональной политике, кроме Дадар- оолаХертековичаДансюрюна. Он был включен в качестве эксперта как представитель тувинской интеллигенции, большая часть которой занимается своей работой, а не политикой. И мнение таких людей тоже важно было отразить в исследовании.
Получилось, что в работе отражены мнения представителей власти в республике: К.А. Бичелдейя и С.К. Долгар, и оппозиции: С.Ч. Монгуш и В.Б. Яндай-оола. Политически нейтральным оказался эксперт Д.Х. Дансюрюн.
В ходе анализа данных, полученных в экспертных интервью, оказалось, что похожим с понятием клан, но не точным определением на тувинском языке будет «тёрел-бёлук», который означает семью, род. Выяснилось, что у тувинцев «тёрел-бёлук» сближается по значению с родоплеменными образованиями. На это указывает постоянное упоминание тувинцами своего «тёрел-бёлука»: Монгуши, Кужугеты, Ооржаки, Тюлюши, Хертеки и т.д. И большинство экспертов четко выделяют территориальную привязку кланов к кожуунам (районам).
Также было исследовано формирование клановости в Туве. Эксперты отметили несколько вариантов формирования клановости:
1) реинституционализацияклановости, как попытка восполнить недостаток политических знаний и навыков политического управления;
2) трансформация советской региональной номенклатуры в клановость;
3) разночинныйвариантформированияклановости.
Таким образом, выяснилось, что клановость в Туве формировалась как компенсатор недостатка политических знаний и навыков, а также навыков политического и административного управления. И кланы в 90-х гг. по большей части являлись осколками прежней единой советской региональной номенклатуры. А вот кланы, которые появились в конце 90-х гг., являются примером нового варианта формирования кланов в Туве, когда люди не связанные с властью, разбогатев на торговле и бизнесе, пошли в политику и стали бороться за политическую власть с кланами, сформировавшихся в перестроечные времена.
Необходимо было исследовать влияние клановости на социальнополитический процесс в Туве. Данные полученные с помощью интервью, а также материал из научной литературы позволяют сделать заключение о том, что клановость в Туве отрицательно повлияла на политическую, управленческую, экономическую, социальную сферы. Особо пострадали межэтнические отношения, многие русские были вынуждены выехать за пределы республики из-за политики местных кланов по выдавливанию русских из сферы управления и администрирования. В политике и в управлении клановость сильно ударила по эффективности администрирования, клановый принцип организации кадров привел к деградации управленческого персонала, который позже не смог справиться с различными вызовами. В экономической сфере клановость привела к установлению на рынке монополии клана Ш.Д. Ооржака, отсутствию конкуренции, к закрытости рынка, к росту коррупции. В социальной сфере клановость привела к росту безработицы, к обнищанию населения, к росту преступности. В первой главе были рассмотрены позитивные эффекты влияния клановости в переходных обществах. Как оказалось, в Туве на низовом уровне кланы не были сформированы. Конечно же, были отдельные попытки, но они провалились. Поэтому в настоящем времени тема клановости как социального института, который бы сплотил народ, стабилизировал бы социальный фон, только поднимается в общественном обсуждении.
Так в каком качестве сейчас предстает клановость в Туве? Наблюдаются явные сдвиги от одноклановости существовавшей при Ш.Д. Ооржаке, при которой большую значимость играли родственные и земляческие связи, к «клановости» Ш.В. Кара-оола, где родственные и земляческие отношения не играют особой роли.
Было выяснено, что в период 90-х в Туве действительно была клановость. Произошло становление клановости в условиях ослабления контроля федерального центра над регионами. Клан Ш.Д. Ооржака стал доминирующим и перестал учитывать интересы других кланов, в том числе, возможно, и экономические. Поэтому поколение молодых политиков, которые начали свой путь в качестве предпринимателей и бизнесменов, стало бороться за политическую власть, а соответственно и за передел рынка, ведь в условиях одноклановости о конкуренции предприятий и развитии бизнеса не стоило говорить. Когда клан Ш.Д. Ооржака отошел на второй план и вскоре перестал влиять на политику, в Туве установилась монополия партии «Единая Россия», куда вошли почти все представители различных кланов, в том числе и клан Ш.Д. Ооржака.
Важно отметить, что в Туве было сильно влияние федеральных властей. Изменения в законодательстве о выборах сильно повлияли на баланс сил в регионе. Кланы постепенно, поэтапно были подчинены формальным политическим институтам.В итоге кланы как самостоятельные субъекты перестали играть важную роль, а также клановость как неформальный политический институт. Правило набора кадров под руководством принципа родства сменилось иным правилом - принадлежности кандидата к правящей группе, к правящей партии. Об этом говорят почти все эксперты. Всех этих людей объединило не родство, не клановые отношения, а стремление удерживать политическую власть, ее равное распределение между «своими», представление интересов членов этой партии, передел и организация рынка, недопущение к политической власти большинства населения. И партия «Единая Россия», ставшая в условиях Тувы политической корпорацией, защищает свои интересы и интересы своих членов.
В этом заключается трансформация клановости в Туве в другой политический институт. Конечно, она не превратилась в кастовость, но в ней явно прослеживаются черты такого института как
корпоративизм.Выяснилось,
что
клановость
как неформальный
политический институт может измениться или внедриться в другой политический институт. В случае Тувы клановость тесно переплелась с политическим институтом - с «партией власти». И теперь сложно вычленить одно от другого, и скорее всего в настоящее время стоит говорить не о клановости в Туве, а скорее о корпоративности.
В этой работе была поставлена цель - обосновать возможность трансформации клановости в иной формальный или неформальный институт. И данная цель, в ходе исследования теоретического материала и данных полученных с помощью
1. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав
населения по регионам России [Электронный ресурс]. - URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus nac 89.php?reg=67. (Дата
обращения: 15.03.2017).
2. Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11. (Дата обращения: 15.03.2017).
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/resutts2.html. (Дата обращения: 15.03.2017).
4. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни
населения) [Электронный ресурс^-URL:
http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tuvastat/resources/4b2f ba804fac0af6bd49bff73a3 a624e/%D0%9E%D 1 %81 %D0%BD%D0%BE %D0%B2%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5+%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %86 %D0%B8%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE- %D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8 %D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B8 %D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE %D1%80%D1%8B.htm.(Дата обращения: 15.03.2017).
5. Число зарегистрированных преступлений по видам (по данным
органов внутренних дел РТ) [Электронный ресурс]. - URL:http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tuvastat/resources /ac55c2004cf2d74fb09cf54fc772e0bb/%D0%A7%D0%98%D0%A1%D 0%9B%D0%9E+%D0%97%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%93%D0 %98%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%9 2%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%A5+%D0%9F%D0%A 0%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%A3%D0%9F%D0%9B%D0%95% D0%9D%D0%98%D0%99+- +%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F.htm. (Дата
обращения: 15.03.2017).
6. Анайбан З.В., Балакина Г.Ф. Динамика межэтнических отношений и
этнических стереотипов в Республике Тыва [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2015. №8. -URL:
http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015 8/Anayban.pdf. (дата
обращения: 15.03.17).
7. Анайбан З.В. Межэтническая ситуация и этнополитические процессы в постсоветской Туве // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН, 2011. - Вып. 227. - 25 с.
8. Анайбан З. В. Современные этнодемографические характеристики
молодежных групп Тувы и Хакасии [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016. № 2. - URL:
http://nit.tuva.asia/nit/article/view/96. (дата обращения: 15.03.17).
9. Балакина Г. Ф., Кылгыдай А. Ч. Особенности адаптации этнических
групп Тувы к рыночной экономике [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016. № 2. - URL:
http://nit.tuva.asia/nit/article/view^. (дата обращения 10.03.2017).
10. Баранов А.В. Реформы избирательной системы России:
политические эффекты[Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-izbiratelnoy-sistemy-rossii- politicheskie-effekty. (дата обращения 10.03.2017).
11. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. Вехи
исторической эволюции. 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 2006. -448 с.
12. Динелло Н. От плана к клану: социальные сети и гражданское
общество [Электронный ресурс] // Вместе со всеми. - URL: http://vmestesovsemi.ucoz.org/publ/3-1-0-87. (дата обращения
10.03.2017).
13. Ермолов С. Тува: еще одна республика, где исчезают русские
[Электронный ресурс] // Sputnikpogrom. -URL:
https://sputnikipogrom.comZrussiaZ50248/vanished-in- tuva/^.WMvcRTvyjlU. (дата обращения 10.03.2017).
14. Кан В.С. Основные тенденции этносоциального развития Тувы // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник: Выпуск 10 / Отв. ред. Ю.В. Попков. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2015. - 231 с.
15. Кан В. С. Этносоциальный профиль тувинцев [Электронный ресурс]
// Новые исследования Тувы. 2016. № 2. - URL:
http://nit.tuva.asiaZnit/article/view/94. (дата обращения 10.03.2017).
..40