Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития скоростных способностей у младших школьников 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Скоростные способности и основы методики их воспитания 9
1.3. Задачи, средства и методы воспитания скоростных способностей 13
Глава 2. Методы и организация исследования 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 29
Глава 3. Разработка педагогического эксперимента 30
3.1. Характеристика экспериментальных комплексов 30
3.2. Уровень развития скоростных способностей 32
3.3. Анализ эффективности экспериментальных комплексов 34
Выводы 38
Список использованной литературы 39
Физические качества претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. Однако эти изменения можно усилить и ускорить целенаправленными занятиями физическими упражнениями. В основе совершенствования физических качеств лежит замечательная способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей. Самые существенные изменения в развитии двигательных качеств происходят у учащихся младшего школьного возраста.
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет (Холодов Ж.К. Кузнецов В.С., 2000). Для учителя физической культуры важно не упустить младший и средний школьный возраст - сензитивные периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей. Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышения скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости совершенствование техники движений и др. т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты. Недостаточное развитие качества быстроты связано со слабой физической подготовленностью детей и возникающими проблемами.
Анализ литературы по вопросам физической подготовки учащихся младших классов позволил выявить противоречие между необходимостью скоростной подготовки учащихся в условиях общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью методик развития скоростных способностей учащихся младших классов в образовательном процессе школы. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в выявлении и обосновании методики развития скоростных способностей учащихся младших классов посредством применения специальных упражнений, направленных на комплексное развитие скоростных способностей в условиях образовательного процесса на уроках физической культуры в школе. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель работы: разработать и экспериментально проверить комплексы упражнений, направленные на развитие скоростных способностей у школьников младших классов.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе.
Предмет исследования: процесс развития скоростных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Определить уровень развития скоростных способностей у учащихся младших классов.
2. Разработать комплексы упражнений, направленные на развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Проверить эффективность разработанных комплексов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики....
1. Определен уровень развития скоростных способностей у учащихся младших классов. Анализ полученных данных показывает, что в начале эксперимента показатели, характеризующие скоростные способности в контрольной и экспериментальной группах не имели статистически достоверных различий.
2. Разработаны комплексы физических упражнений, направленные на комплексное воспитание скоростных способностей у учащихся младших классов на уроках физической культуры.
3. Выявлена эффективность предложенных комплексов статистически достоверными изменениями показателей в скорости преодоления дистанции 30 м, челночного бега 3 х 10 м. В экспериментальной группе достоверно улучшились показатели выполнения прыжков через скакалку за 1 минуту.
Таким образом, специально подобранные упражнения оказали положительное влияние на развитие скоростных способностей учащихся младших классов.
1. Андреев С.Н. Проблемы организации подготовки юных спортсменов в специализированных классах [Текст] / Андреев С.Н., Исмаилов А.И. // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 9. - С. 22-24.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 144с.
3. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук - М., 1963. - 25 с.
4. Верхошанский Ю.В. Ударный метод развития взрывной силы // Теория и практика физической культуры [Текст] - 1968. - №8. - С. 59.
5. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст] / Волков Л.В. -Киев: Здоровья, 2001. -144 с.
6. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте [Текст]. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 120 с.
7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 325с.
8. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера [Текст] // Деркач А.А., Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 2007.-375 с.
9. Евсеев Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев - Ростов н / Д: Феникс, 2002. - 382 с.
10. Железняк Ю.Д Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров.- М.: Академия, 2002. - 264с.
11.Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров, А.В Касарев, А.А.Сафонов - М.: Лептос, 1994. - 359с.
12.Зациорский В.М. Вопросы методики воспитания физических качеств [Текст]. - М., 1961.
13.Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП [Текст] / ГЦОЛИФК - М. 1980. - 41с.
14.Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1981. - №7. - С.63 - 68.
15. Игнатьева В.Я. Скоростно-силовая подготовленность юных гандболистов [Текст] // Теория и практика физической культуры, - 1985. - №8. - С. 24¬
26....(35)