Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН БЕЗУМИЯ В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Работа №188881

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость4570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
Введение 3
1. Феномен безумия и отчуждения в философии М. Фуко 10
2. Концепция бредовых идей в философии К. Ясперса 23
3. Экзистенциально-феноменологическая психиатрия в работах М. Хайдеггера, Л.
Бинсвангера. 32
4. Этические концепции Жана-Поля Сартра и Карен Хорни 43
Заключение 50
Список использованной литературы 54


В наше время довольно остро стоит вопрос психического здоровья человека. Непостоянный мир обеспечивает современного человека всеми средствами, чтобы сойти с ума и оказаться в «лечебнице». В одной только России по данным Министерства здравоохранения с 2017 года произошел скачок, и число новых пациентов увеличилось до 367,5 тыс. человек . Поэтому именно сейчас, как никогда ранее, актуальна проблема природы безумия. Современному человеку необходимо, прежде всего, понять, какова природа безумия и должен ли он против него бороться.
Сложность в изучении этого вопроса заключается в том, что здоровому человеку сложно представить мышление безумца, пока (если) он сам не станет таковым, поэтому мы можем только приблизиться к истине, насколько это возможно. Итак, здоровому человеку не понять, что творится в голове у душевнобольного, пока он сам не окажется таковым, поэтому он начинает бояться. В разные времена общество по-разному проявляло этот страх по отношению к безумцу. Например, на Руси «юродивых» (иначе «блаженных») всячески оберегали и помогали им, считая, что этот человек испытал «блаженное видение» . В средневековой Европе к сумасшедшим отношение радикально отличалось: их могли выгнать из города или даже отправить на лодке в открытое море. Все это только из-за страха перед неизвестными возможными поступками безумца.
Еще одной причиной страха перед безумием и безумцами является то, что человек всегда мыслит в рамках доступного его собственному сознанию: он видит мир только таким, каким он его понимает. Он совершает свои повседневные дела так, как подсказывает ему опыт: его личный или же всего общества. К сожалению, существуют явления, которые просто недоступны для его познания. Например, он не может познать другого человека. В таком случае он может действовать путем аналогии, сравнивая другого с собой и приписывая ему определенные качества. Этот метод работает, если оба человека здоровы и телом, и рассудком. Но как быть, если этот другой не просто отличается внешним видом, характером или образом мышления, а еще и тем, что он «исключен из мира». К таким людям можно отнести и самоубийц, и безумцев (первых часто приравнивают ко вторым). Однако, мы не можем сравнивать отношение к этим «особым» людям, пока не разберемся в том, кого стоит считать сумасшедшим.
Этот вопрос исследовали многие ученые, среди которых психиатры, социологи, но меня в данной работе, в большей степени, интересует философское рассмотрение феномена безумия. Философская актуальность заключается в следующем: проблема понимания природы безумия тесно связана с гносеологическими вопросами философии. Безумец иначе воспринимает окружающий его мир, иначе его познает, и его выводы тоже отличаются от выводов здорового человека, находящегося в той же ситуации. К безумцу нельзя применить главные вопросы гносеологии, применимые для остальных. Очень часто психиатры и философы указывают на то, что душевнобольной иначе использует категории человеческого существования. Забегая вперед, стоит сказать, что самые базовые категории: время и пространство воспринимаются иначе, а бывает и не воспринимаются вовсе. Помимо этого, проблема безумия поднимает огромный пласт этических вопросов. Как мы должны относится к людям, лишенным рассудка? Должны ли мы их считать равными себе? Можно ли рассматривать поступки больного со стороны моральных и нравственных норм? В данной работе я только коснусь этих вопросов, потому как моя первостепенная задача заключается в рассмотрении разных концепций безумия. Тем не менее, для создания фундамента для будущих исследований по этой теме я планирую рассмотреть базовые этические составляющие, необходимые для логичного перехода к этической проблематике феномена безумия.
В данной работе я буду исследовать одно из направлений философской мысли - появившийся и набравший популярность в ХХ в. экзистенциализм, который ставит перед собой важные вопросы существования. Экзистенциализм, как направление, был выбран, потому что именно он запечатлевает то глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, которое демонстрирует психологическую ситуацию, в которой он находится, выражает уникальные психологических трудности, с которыми сталкивается человек . Именно эта особенность экзистенциализма позволяет рассматривать такой сложный феномен безумия, берущий свое начало из внутренних переживаний человека.
Одним из ключевых лиц, работающих над проблемой природы безумия в философии экзистенциализма, можно назвать французского философа Мишеля Фуко. Первая часть работы посвящена его двум важным для рассмотрения феномена безумия трудам. Это «История безумия в классическую эпоху» и «Психическая болезнь и личность». Обе эти работы направлены на рассмотрение безумия с различных точек зрения. Помимо того, что в них заключены мысли самого автора о ранее упомянутом феномене, но и концепции других философов, на которых М. Фуко опирается или же критикует. Также, эти работы позволят погрузиться в исторический контекст безумия, без которого, разумеется, сложно отыскать истоки развития патологии. Также изучение феномена безумия М. Фуко уникально, потому как он смотрит на проблему не только со стороны философии, но еще и с точки зрения истории психиатрии, что немаловажно при изучении такой многогранной темы. М. Фуко оказал огромное влияние на дальнейшее изучение феномена и по праву считается авторитетом в этой области.
Также, в этой работе будет рассмотрена концепция Карла Ясперса о связи безумия с бредовыми идеями. Философ рассматривает природу безумия с точки зрения возникновения бредовых идей. Он сам говорит своему читателю, что наличие такого суждения - один из основных признаков безумия. Поэтому, чтобы разобраться в феномене безумия, необходимо рассмотреть и этот аспект. Однако, с этим тоже возникают сложность, поскольку бредовые идеи - достаточно широкое понятие. Сузив его, я тоже предстаю перед фактом существования трех точек зрения на первичное переживание, предшествующее суждению. Тем не менее, К. Ясперс не останавливается и, выбрав для себя позицию, раскрывает нам бредовую идею в различных ее аспектах. Он приводит нас к мысли о том, что больной на основе первичного переживания формирует для себя целую бредовую систему, которая может отличаться разными степенями убежденности в ней.
В третьем блоке данной работы будет рассмотрено такое течение философской мысли как экзистенциально-феноменологическая психиатрия, основными представителями которого являются Мартин Хайдеггер и его онтологическая теория, а также доработавший ее - Людвиг Бинсвангер. В этой главе описывается «сотрудничество» философии и психиатрии, своего рода философско-клинический синкретизм. Различные факторы такие, как развитие описательных исследований в клинике, появление феноменологии и общая гуманитаризация психиатрии - все это привело философов и психиатров к закономерному вопросу о том, каким образом может быть изучен внутренний мир психически больного человека, а также о внутренних предпосылках развития психической патологии. Логическим выходом стало то, что психиатрия обратилась к философской феноменологии, а это, в свою очередь, привело к появлению экзистенциальнофеноменологической психиатрии, которая утвердила существование феноменальной реальности безумца. Представители этого направления используют некоторые положения теории М. Хайдеггера и говорят о патологических изменениях существования больного, а также концентрируют свое внимание на пред-опыт болезни.
Заключительным этапом данной работы будут проанализированы философские рассуждения Жана-Поля Сартра и Карен Хорни на тему этики. Как М. Фуко, так и К. Ясперс не ставили под сомнение, что к безумцам необходимо особое отношение в силу специфики их поведения и отклонений. Однако, прежде, чем перейти к прикладной стороне этого аспекта, следует рассмотреть основания для формирования нравственной системы. Для этого мною были рассмотрены работы представители течений, заинтересованных в вопросе безумия: экзистенциализма и неофрейдизма. Со стороны первого направления - Жан-Поль Сартр, чья работа «Экзистенциализм - это гуманизм» до сих пор вызывает множество споров и обсуждений. Что касается неофрейдизма, то тут мое внимание привлекло рассмотрение разных концепций нравственности в системе личности Карен Хорни. Она представляет интерес как в дискурсе феномена безумия, так и в более широком, общем смысле. Данные работы были необходимы для введения в поле исследования гуманизма как принципа экзистенциальной психиатрии и рассмотрения различных систем нравственности, что позволит раскрыть заявленную этическую проблематику вопроса.
Таким образом, можно выделить объект моей исследовательской работы: философия экзистенциализма, а предметом будет являться рассмотрение и осмысление феномена безумия и выявление причин его возникновения в философии экзистенциализма.
Цель работы: выявить основные характеристики феномена безумия в философии экзистенциализма, также заложить фундамент для введения в исследовательское поле прикладной этической стороны феномена безумия.
Задачи работы:
• Выявление основных характеристик феномена безумия в работах М. Фуко «Психическая болезнь и личность» и «История безумия в классическую эпоху».
• Рассмотрение концепции К. Ясперса о бредовых идеях в рамках проблемы безумия.
• Выявить общее смысловое поле рассмотрения феномена безумия в экзистенциализме, сравнив концепции безумия М. Фуко и К. Ясперса.
• Рассмотреть течение, возникшее на пересечении философии и психиатрии, называемое «экзистенциально-феноменологической психиатрией»
• Анализ этических систем Жана-Поля Сартра и К. Хорни для определения этической составляющей феномена безумия.
В работе были использованы следующие методы: историко-философская реконструкция (для описания и интерпретации концепций), концептуальный анализ (для прояснения понятий и основных категорий), компаративный анализ (для сравнения позиций двух философов), общенаучные методы анализа и синтеза.
В данной работе четыре основных главы, рассматривающие различные концепции в рамках названной темы (Феномен безумия и отчуждения в философии М. Фуко; Концепция бредовых идей в философии К. Ясперса; Экзистенциально - феноменологическая психиатрия в работах М. Хайдеггера, Л. Бинсвангера.; Этические концепции Жана-Поля Сартра и Карен Хорни).
Материалы данной исследовательской работы (выдержки и статьи на основе исследованного материала) были использованы на пяти конференциях, а также были опубликованы в четырех сборниках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя анализ работ М. Фуко: «История безумия в классическую эпоху» и «Психическая болезнь и личность», нам удалось рассмотреть:
A) Исторический контекст проблемы безумия. В этой части работы нам представилось возможным рассмотреть безумие как элемент истории. Также, это знание дало нам понимание причины, по которой М. Фуко занялся этим вопросом. Как утверждает он в своем труде «История...», безумие на протяжении почти всей истории человечества подвергалось неэтичному отношению со стороны здоровых людей. Чтобы понять, что же отличает нормального от ненормального, над душевнобольными проводились опыты, их подвергали бесчеловечным процедурам. В каждую эпоху складывался свой стереотип, по которому объяснялось, что же не так с человеком, который стал непохожим на остальных. Именно с точки зрения исторического контекста нам удалось найти отправную точку самого жестокого, по мнению М. Фуко, наказания для безумца - отчуждению.
Б) Рассмотрение болезни. Несмотря на то, что данный анализ не привел нас к ответу на вопрос о причинах возникновения безумия, нам удалось рассмотреть болезнь с разных сторон ее проявления. Это знание задает поле значений для проблемы безумия и дает возможность узнать ее получше. Также, именно в этой части видно отношение М. Фуко к органицистсткой позиции в объяснении психического заболевания.
B) Теория о культурных основаниях определения болезни. В этой части работы было рассмотрено отношение М. Фуко к концепции Дюркгейма и американских психологов о том, что в разные времена и в разных культурах существовали свои критерии определения ненормальности. Разбирая эту концепцию, можно сказать, что она имеет полное право на существование, поскольку она достаточно разобрана, доказана и изобилует фактическими примерами. Однако, М. Фуко не доволен тем, что данная теория не рассматривает вопрос о причинах, из-за которых западное и европейское общество пришли к идее отчуждения. Напоминаем, что данная идея имеет большой вес для М. Фуко и его концепции.
Г) Социальные предпосылки для зарождения безумия. Именно в этой части работы М. Фуко находит ответ на вопрос о причинах безумия. Он говорит о том, что именно общество создало все условия для безумия. Оно раздробляет наш мир на противоречия, и потенциальному безумцу ничего не остается, кроме как уйти в более понятный для него личный мир. М. Фуко приводит для доказательства аргументы о возвращении безумцем в детство или к более архаичным стадиям личности.
Следующей частью этой работы стало рассмотрение концепции К. Ясперса о бредовых идеях. Эта часть была построена на тезисе о том, что бредовые идеи - один из главных признаков безумия. Я не смогла оставить в стороне эту концепцию, поскольку она дает еще один аспект в понимании природы безумия. В главе «Концепция бредовых идей в философии К. Ясперса» я рассмотрела:
A) Введение в понятие психопатологии. Это знание дало нам смысловое поле, в котором необходимо рассматривать концепцию бреда с точки зрения К. Ясперса. Психопатология дает возможность для научного и более всеобщего рассмотрения безумия в отрыве от единичных случаев заболевания.
Б) Сознание реальности. Это отступление необходимо для понимания одного из аспектов бредовых идей. К. Ясперс рассматривает два вида рассмотрения реальности: логическое представление и представление о ее переживании. Именно второй вид позволяет нам рассматривать бред, поскольку он основан на первичном переживании, а не на логическом ее осмыслении. Больной может логически рассуждать на тему реальности, но переживание отличается от переживания здорового человека
B) Определение понятия бредовой идеи. В этой части Ясперс предлагает нам рассмотреть и выделить именно необходимые нам для концепции бредовые идеи, а не похожие на них бредоподобные.
Г) Рассмотрение первичного переживания, на котором основаны бредовые идеи. Чтобы лучше понять природу бредовых идей необходимо рассмотреть то, на чем они основаны. Здесь были рассмотрены точки зрения на первичные переживания и выделили предметное поле их определения.
Д) Формирование поэтапного развития бреда у больного. В этой заключительной части К. Ясперс предлагает нам алгоритм, которому следуют душевнобольные вплоть до формирования своей собственной бредовой системы.
Несмотря на недоказанность первого тезиса, К. Ясперс достаточно убедителен в своей концепции. Для понимания он, как и М. Фуко, приводит фактические примеры, подтверждающие наличие бредовых идей у безумцев.
Несмотря на кажущуюся непохожесть двух этих авторов, у них достаточное количество общих аспектов. Одним из важнейших, на мой взгляд, является критика естественно-научного подхода для рассмотрения болезни. Несмотря на то, что и М. Фуко, и К. Ясперс имеют далеко не поверхностное владение материалом психиатрической деятельности, они отрицают отношение к больному как к предмету физического мира и предлагают рассмотрение личного мира больного. Однако, такой подход вряд ли можно назвать научным, поскольку в нем отсутствует составляющая объективности (поскольку личный мир больного в силу невозможности его познать рассматривается со слов и поведения безумца) и точности (ответственность за достоверность интерпретации слов и действий больного лежит на плечах исследователя). Тем не менее, у этого подхода есть множество сторонников, поддерживающих идеи как М. Фуко, так и К. Ясперса. Их работы и по сей день имеют авторитет для философов, психологов, психиатров и психопатологов.
В третьем блоке данной работы было рассмотрено сравнительно молодое течение философской мысли как экзистенциально-феноменологическая психиатрия. Была рассмотрена история возникновения этого направления: предпосылки, последователи, развитие. Затем был отслежен путь развития этой мысли: от феноменологии Э. Гуссерля к Dasein-анализу Л. Бинсвангера, который доработал теорию М. Хайдеггера.
Также, на основе метода Л. Бинсвангера было рассмотрено развитие тех или иных психических отклонений (например, шизофрения). В этой же главе мы нашли одно из объяснений возникновения патологии - модификация Dasein.
Экзистенциально-феноменологическая психиатрия стала логичным шагом на пути исследования безумия, которое по своей природе лежит в предметном поле психиатрии. Однако, меня изначально интересовал философский подход к данной теме, что удовлетворила экзистенциально-феноменологическая психиатрия.
Далее, я хотела заложить фундамент для введения в исследовательское поле прикладной этической стороны феномена безумия. Это я сделала благодаря работам Жана-Поля Сартра («Экзистенциализм - это гуманизм») и Карен Хорни («Новые пути в психоанализе»; «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление»).
Проведенный анализ этических концепций Жана-Поля Сартра и Карен Хорни позволил погрузиться в этический дискурс в течениях экзистенциализма и неофрейдизма, что было необходимо для проведения дальнейших исследований по данной теме. Несмотря на то, что оба автора рассуждали не в рамках феномена безумия, рассмотрение их работ позволило выстроить более общий базис для последующих надстроек уже в рамках заданной темы.
Рассмотрение ранее названных авторов дало возможность обратиться к безумию в разных его аспектах. Оно позволило нам создать неполную картину видения феномена безумия в философии экзистенциализма. Разумеется, для полноты нам необходимо рассмотреть и других философов этого течения философских мыслей. В планах углубление в проблему безумия через изучение концепций других авторов, а также рассмотрение прикладной этической стороны феномена безумия


1. Ахметзянова Р. Р., Лебедев А. Б. Отчуждение в пространстве знака как отчуждение в пространстве власти // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2007. №5. - С. 91102.
2. Бардина С. М. Возможность интерпретации бредовых высказываний как проблема «Философии психиатрии» // Психология. Журнал ВШЭ. - 2014. №4. - С. 95-109.
3. Билибенко А. В. Эпистемология болезни Мишеля Фуко: безумие как истина человека // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. №4. - С. 30-37.
4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. // М.; СПб., 1998. - 299 с.
5. Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ // Л. Бинсвангер; пер. под ред. С. Римского. — М. Институт Общегуманитарных Исследований. 2014, — 272 стр.
6. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология. Пер. О.В.Никифорова // Логос. 1992. №3. - 332 с.
7. Вавилов А. В. Артикуляция безумия. Обаяние трагического и метафизический жест Фуко // Теория и практика общественного развития. - 2015. №1.
8. Власова О.А. Антипсихиатрия: становление и развитие // Монография. М: Изд-во РГСУ. «Союз», 2006. — 221 с.
9. Власова О. А. Карл Ясперс и Мишель Фуко: история философии как практика «Заботы о себе» // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология . 2014. №4. - С. 4753.
10. Власова О. А. К. Ясперс и психоанализ: методологическая критика // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2012. №2 (12). - С. 42-50.
11. Власова О. А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. // М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 640 с.
12. Голобородько Д.Б. Концепции разума в современной французской философии. М.Фуко и Ж.Деррида [Текст] / Д.Б. Голобородько; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2011. - 177 с.
13. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Лабиринт, 1994.
14. Дьяков А. В. Мишель Фуко и его время / А. В. Дьяков - СПб. : Алетейя, 2010. — 672 с.
15. З. Сокулера, с. 5-20]. - СПб. : Унив. кн. : Рудомино, 1997. - 573 с.
..37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ