Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Агрессивность педагогов в профессиональной деятельности

Работа №18880

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
848
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Феномен педагогической агрессии в научных исследованиях 9
1.1 Теоретические подходы к изучению агрессии и агрессивности 9
1.2 Понятие педагогической агрессии 16
2 Эмпирическое исследование агрессии педагогов в профессиональной
сфере 35
2.1 Методики и респонденты 35
2.2 Результаты исследования 38
3 Способы профилактики агрессии и агрессивности
педагогов в профессиональном дискурсе 43
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение

В современном обществе одной из серьезных проблем является повышенная агрессия людей. Она может быть продиктована различными факторами: конкуренцией, быстрыми темпами информатизации общества, обострением общественных социально-психологических или политических противоречий и др. Проявление агрессии влияет на самочувствие как того, кто ее выражает, так и окружающих. Очевидно, если не контролировать агрессию, это может стать причиной существенных проблем, связанных с эмоциональным и физическим здоровьем, а также межличностным общением.
Агрессия в отношениях участников учебно-воспитательного процесса (внутри педагогического коллектива, между учащимися, учащимися и преподавателями) является одной из основных проблем современной школы. В средствах массовой информации практически еженедельно появляются сообщения о тех или иных агрессивных действиях в школьной среде (от оскорблений и угроз вплоть до насильственных действий с применением огнестрельного, травматического или холодного оружия). Важно отметить, что их участниками (как в качестве жертвы, так и в качестве агрессора) часто становятся те группы школьников, которые обычно не относят к группе риска: дети из благополучных семей, девушки, дети младшего школьного возраста.
Детская агрессия зачастую является отражением поведения взрослых или ответом на него: частое проявление агрессии среди родственников и педагогов отождествляется в понимании детей с нормой, побуждая их к подобным деструктивным действиям. Особенно негативное влияние на процессы обучения и адаптации учеников, их социализацию оказывает агрессия со стороны учителя. Она может быть выражена в самых разнообразных формах - подозрительности, чувстве вины, обиде, ненависти, зависти, негативизме, раздражении, вербальных и физических действиях. Последствия агрессивного поведения педагога на рабочем месте могут быть крайне тяжелыми - неблагоприятная психологическая атмосфера, невозможность установления контакта с учащимися и коллегами, высокая конфликтность.
Контроль за деятельностью педагогических работников осуществляет администрация образовательных учреждений при проведении аттестации и кадровых перемещений, оценке эффективности результатов их деятельности, направлении на курсы повышения квалификации. Директор и его заместители наблюдают за тем, чтобы поведение учителя соответствовало должностным обязанностям, этическим нормам и профессиональной культуре.
Однако деятельность управленческих структур образовательных учреждений по выявлению, профилактике и коррекции агрессивного поведения педагогов в настоящее время не обеспечена достаточным количеством теоретических и методических работ, посвященных этой проблематике. Многие ее аспекты остаются малоисследованными, имеющиеся данные нуждаются в систематизации и обобщении, существует дефицит педагогических программ и технологий профилактики и коррекции.
Проблемы «агрессии», «агрессивности», «враждебности» относится к наиболее актуальным и разработанным в философских и психолого-педагогических отечественных и зарубежных исследованиях. Причинам агрессии, ее сущности, формам проявления посвящены работы К. Лоренца [27], Л. Берковица [10], Д. Долларда [51], Ф. Аллана [48], X. Дельгадо [15], X. Хекхаузена [52], Р. Бэрона [12], А. Басса [9], М. Козевски [61].
При всей многочисленности научных работ, посвященных изучению агрессии, довольно мало внимания уделяется проявлению агрессии в системе общего образования. С одной стороны это связанно со сложностью организации эмпирических исследований, так как они должны проводиться с информированного согласия респондентов, которые, как правило, не желают распространения такого рода личной информации. С другой стороны, внимание ученых чаще всего привлекают способы профилактики и коррекции агрессивного поведения учащихся (подростков, несовершеннолетних с низким социальным статусом, заниженной самооценкой, различными формами аддикции, судимостью и др.).
В изучении педагогической агрессии как феномена можно выделить два подхода. Первый определяет причину агрессии педагога в профессиональной деформации (В. В. Дикова и Э. Ф. Зеер [17], Л. Е. Тарасова [46], Л. Д. Желдоченко [19], Е. М. Панова [35], Т. Н. Банщикова [8,30,41]). Другой подход основан на изучении педагогического дискурса в качестве коммуникативного явления, агрессия трактуется в качестве структурного элемента педагогической деятельности в рамках дидактического процесса (Е. В. Красноперова [26], Ю. В. Щербинина [55, 56, 57], Г. Н. Кобякова [24], P. Freire [58] P. Palmer [62]).
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется противоречием, связанным с одной стороны с объективной необходимостью проведения эффективной профилактики педагогической агрессии, с другой - недостаточной изученностью различных форм проявления агрессии педагогов в профессиональной деятельности.
Проблема исследования: выявление способов профилактики
агрессивного поведения педагогов в профессиональной деятельности.
Объект исследования: агрессия педагога как форма деструктивного поведения.
Предмет: способы профилактики агрессии педагога в профессиональной деятельности.
Гипотеза: установление сущности феномена педагогической агрессии, определение методов ее диагностики, выявление основных видов и типичных форм проявления агрессии в профессиональной педагогической деятельности позволят наметить основные меры профилактики.
Цель: исследовать формы проявления агрессии педагогов в
профессиональной деятельности и разработать методические рекомендации по профилактике педагогической агрессии для административного звена школы.
Задачи:
1 Проанализировать основные теоретические подходы к изучению агрессии и агрессивности;
2 Охарактеризовать понятие педагогической агрессии;
3 Осуществить эмпирическое исследование агрессии педагогов в профессиональной сфере;
4 Разработать комплекс рекомендаций о способах профилактики агрессии и агрессивности педагогов в профессиональном дискурсе.
Используемые методики:
1. Методики по изучению форм и причин проявления агрессивных реакций со стороны педагогов:
а) Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности В. В. Бойко;
б) Личностный опросник А. Басса, А. Дарки (в адаптации А. А. Хвана);
2. Методики по изучению восприятия педагогической агрессии учащимися
а) Опросник «Тактика поведения педагога в конфликтных ситуациях» В. В. Диковой, Э. Ф. Зеера;
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 3» .
Научная новизна и практическая значимость: на основе анализа современных теоретических подходов к изучению педагогической агрессии, проведенного исследования разработаны рекомендации по профилактике агрессии педагогов в профессиональной деятельности, что дает возможность повысить качество решений администрации школы по созданию благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного обучения, развития и воспитания учащихся, а также стимулированию роста профессионализма педагогического коллектива.
агрессии в профессионально обусловленной деформации личности учителя. Она может возникнуть на разных этапах развития специалиста, затрагивает структуру личности, отрицательно сказывается на его деятельности и поведении.
2 Другая группа исследователей делает акцент на деструктивных проявлениях педагогического дискурса. Агрессия учителя является его неотъемлемой частью, проявляется в оценивании, действиях, направленных на изменение субъектности ученика.
3 В качестве способов профилактики и коррекции педагогической агрессии стоит идея комплексного психологического сопровождения деятельности учителей, целью которого должно быть содействие в преодолении различного рода трудностей личностного и профессионального характера. Серьезное значение имеет работа по формированию культуры поведения и речевого этикета учителя и студентов педагогических вузов, обучению техникам публичной коммуникации, способам эффективного реагирования в конфликтных ситуациях.
Апробация исследования:
1 Долидович О.М., Шарашкина А.А., Вершинина А.П. Социальный капитал образовательного учреждения как фактор формирования профессионализма учителя // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. 2017. № 7. С. 56-59. (Журнал входит в список рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации)
2 Долидович О.М., Машанов А.А., Гончаревич Н.А., Шарашкина А.А. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике // Научный диалог. 2017. № 10. С. 311-323. (Журнал входит в список рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реалии современного мира свидетельствуют о том, что проблема педагогической агрессии требует не замалчивания и игнорирования, а своевременной и эффективной профилактики. В частности необходимо более тщательное исследование, изучение причин агрессивных поведенческих актов, имеющих место в педагогической деятельности учителя.
Изучение теоретических и эмпирических психолого-педагогических трудов показывает, что большинство их авторов видят причины педагогической агрессии в профессионально обусловленной деформации личности учителя. Она может возникнуть на разных этапах развития специалиста, затрагивает структуру личности, отрицательно сказывается на его деятельности и поведении. Другая группа исследователей делает акцент на деструктивных проявлениях педагогического дискурса. Агрессия учителя является его неотъемлемой частью, проявляется в оценивании, действиях, направленных на изменение субъектности ученика.
В качестве способов профилактики и коррекции педагогической агрессии можно выделить комплексное психологическое сопровождение деятельности учителей, целью которого должно быть содействие в преодолении различного рода трудностей личностного и профессионального характера. Серьезное значение имеет работа по формированию культуры поведения и речевого этикета учителя и студентов педагогических вузов, обучению техникам публичной коммуникации, способам эффективного реагирования в конфликтных ситуациях.
Так же, к основным способам профилактики и преодоления изучаемого явления относят необходимость сопровождения профессиональной деятельности учителя. Составляющие сопровождения: информационная поддержка различных этапов профессионального развития, психологически компетентная помощь в преодолении трудностей и кризисов, профилактика профессиональных деформаций. Немаловажным обстоятельством является развитие коммуникативной культуры и компетентности, как работающих педагогов, так и студентов педагогических вузов. Вместе с тем, администрация учебных заведений должны обеспечить контроль деятельности педагога, а также меры его социальной поддержки.


1 Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека : монография / Л. М. Аболин. - Казань : Издательство Казанского университета, 1987. - 264 с.
2 Аминов, Н. А. Модели управления образования и педагогические стили / Н. А. Аминов // Вопросы психологии / под ред. Е. В. Щедрина. - 1994. - № 2. - С. 88-98.
3 Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. - Москва : Педагогика, 1980. - Т.2. - 287 с.
4 Антонян, Ю. М. Криминальная патопсихология / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. - Москва : Наука, 1991. - 248 с.
5 Астахова, Ю. Л. Методы управления конфликтами в педагогическом коллективе школы / Ю. Л. Астахова // Концепт : Научно-методический электронный журнал / Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - Киров, 2013. - №3. - С. 105-111.
6 Балл, Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 1990. № 6. С. 25-36.
7 Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура, пер. с англ. Н. Н. Чубарь. - Санкт-Петербург : Евразия, 2000. - 286 с.
8 Банщикова, Т. Н. Диагностика агрессивности педагога : методическое обеспечение практических психологов, социальных педагогов, руководителей образовательных учреждений / Т. Н. Банщикова. - Москва : Национальный книжный центр, 2011. - 136 с.
9 Басс, А. Психология агрессии / А. Басс //Вопросы психологии / под ред. А. А. Смирнов. - 1967. - № 3. - С. 60-67.
10 Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - Санкт-Петербург : прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
11 Бочаров, А. В. Взаимодействие агрессивности и тревожности: связь с приспособленностью и осцилляторными ответами на социально значимые стимулы : дис. ... канд. биолог. наук : 19.00.02 / Бочаров Андрей Викторович. - Новосибирск : 2009. - 119 с.
12 Бэрон, Р. Агрессия : монография / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Санкт- Петербург : Питер, 2001. - 352 с.
13 Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченко. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 300 с.
14 Грановская, Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 416 с.
15 Дельгадо, X. Мозг и сознание / X. Дельгадо, пер. Л. Белопольский. - Москва : Мир, 1971. - 264 с.
16 Дикова В. В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / В. В. Дикова: Екатеринбург, 2005. - 197 с.
17 Дикова, В. В. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя / В. В. Дикова, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - № 4 (34). - С. 78-88.
18 Дмитриева, Т. Б. Агрессия и психическое здоровье : монография / под ред. Т. Б. Дмитриева, Б. В. Шостакович . - Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2002. - 464 с.
19 Желдоченко, Л. Д. Феномен агрессии в педагогической деятельности: деструктивный аспект / Л. Д. Желдоченко // Таврический научный обозреватель. - 2015. - №1. - С. 79-86.
20 Изард, К. Эмоции человека / К. Изард, пер с англ. Д. В. Ольшанский, С. В. Квасовец. - Москва : МГУ, 1980. - 440 с.
21 Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / Москва : Владос, 2004. - 222с.
22 Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности / О. Кернберг, пер. с англ. А. Ф. Ускова.- Москва : Класс, 2001. - 368 с.
23 Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие / Е. А. Климов. - 4-е изд. стер. - Москва : Академия, 2010. - 304 с.
24 Кобякова, Г. Н. Речевая агрессия учителя в современной школе / Г. Н. Кобякова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 2. С. 146-151.
25 Конюхов, Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Н. И. Конюхов. - Москва : Макцентр, 1994. - 182 с.
26 Красноперова, Е. В. Технология преодоления проявлений агрессии учителей в педагогическом дискурсе: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е. В. Красноперова: Ижевск, 2006. - 19 с.
27 Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц, пер. с нем. Г. Ф. Швейник. - Москва : Прогресс : Универе, 1994. - 272 с.
28 Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс, пер. с англ. Под ред. М. В. Глушенко, М. В. Ромашкевич. - Москва : Класс, 1998. - 480 с.
29 Медведева, Н. И. Психологическое сопровождение педагога с профессиональными и личностными деструкциями / Н. И. Медведева, И. А. Усачева // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 11. - С. 22-23.
30 Моросанова, В. И. Роль осознанной саморегуляции в контроле агрессивности у педагогов / В. И. Моросанова, Т. Н. Банщикова // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 4. - С. 112-123.
31 Налчаджян, А. А. Агрессивность человека / А. А. Налчаджян. - Санкт- Петербург : Питер, 2007. - 736 с.
32 Нехорошкова, А. Н. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления / А. Н. Нехорошкова, А. В. Грибанов, Ю. С. Джос // Экология человека. - 2014. - № 6. - С. 47-54.
33 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки [Электронный ресурс] :
энциклопедия психодиагностики. - Режим доступа:
ййр:/^у1аЬ.шйэ/Опросник_уровня_агрессивности_Басса_-_Дарки
34 Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : учебное пособие / А. Б. Орлов. - Москва : Академия, 2002. - 272 с.
35 Панова, Е. М. Особенности агрессивности учителей в связи со стажем работы и полом / Е. М. Панова // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 112. - С. 286-289.
36 Подымова, Л. С. Социально-психологические факторы агрессивности педагогов / Л. С. Подымова, Н. А. Подымов, И. Т. Гуляева // Учёные записки : Электронный научный журнал Курского Государственного университета. - 2015. - № 4(36). - С. 213-220.
37 Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов : сборник научных статей / под ред. И. А. Баева, Л. А. Гаязова. - Москва : МГППУ, 2015. - 112 с.
38 Психология общения. Энциклопедический словарь / ред. А. А. Бодалев. - Москва : Когито-центр, 2011. - 2280 с.
39 Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер, пер. с англ. О. В. Баженова, А. Я. Варг. - Москва : Прогресс, 1987. - 424 с.
40 Румянцева, Т. Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии / под ред. А. М. Матюшкин. - 1992. - № 5-6. - С. 35-41.
41 Саморегуляция агрессивного поведения: психологическое
сопровождение педагогов / Т. Н. Банщикова, К. В. Литвинова, В. А. Соломонов, Е. А. Фомина. - Невинномысск-Ставрополь: Невинномысский
государственный гуманитарно-технический институт. - 2016. - 215 с.
42 Свенцицкий, А. Л. Социальная психология : учебник / А. Л. Свенцицкий. - Москва : Проспект, 2004. - 336 с.
43 Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебное пособие / Л. М. Семенюк. - Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1998. - 96 с.
44 Соловьёва, С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии : дне. ... д-ра психол. наук : 19.00.04 / Соловьёва Светлана Леонидовна. - Санкт-Петербург, 1996. - 600 c.
45 Субботина, Л. Ю. Психология защитного поведения : монография / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : ЯрГУ, 2006. - 220 с.
46 Тарасова, Л. Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде /Л. Е. Тарасова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2011. - № 2. - С. 41-47.
47 Уилсон, Э. О природе человека / Э. Уилсон, пер. с англ. Т. О. Новикова, под ред. А. В. Быков. - Москва : Кучково поле, 2015. - 352 с.
48 Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии : избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. - Москва : Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
49 Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. .-Москва : ПИП, 2002. - 490 с.
50 Фрейд, 3. Я и Оно. По ту сторону принципа удовольствия / 3. Фрейд. - Моевка : ACT, 2011. - 160 с.
51 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм, пер. с нем. Э. М. Телятникова. - Москва : ACT, 2006. - 640 с.
52 Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : учебное пособие / X. Хекхаузен. - Санкт-Петербург : Питер : Смысл, 2003. - 864 с.
53 Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношении между родителями и детьми / В. Б. Шапарь. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 432 с.
54 Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Л. Б. Шнейдер. - Москва : МОСУ, 2001. - 272 с.
55 Щербинина, Ю. В. Агрессивные компоненты педагогического дискурса / Ю. В. Щербинина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2010. - № 2. - С. 69-73.
56 Щербинина, Ю. В. Основные направления гармонизации педагогического дискурса / Ю. В. Щербинина // Преподаватель XXI век. - 2009.
- № 1-1. - С. 162-169.
57 Щербинина, Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления : учебное пособие / Ю. В. Щербинина. - Москва : Флинта, 2004. - 250 с.
58 Freire P. Pedagogy of freedom: ethics, democracy, and civic. Courage. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2000. 176 p.
59 Hoffman, M. L. Interaction of Affect and Cognition in Empathy // Emotions, Cognition, and Behavior. - Cambridge, 1984.
60 Kornadt, H. J. Aggressionsmotiv und Aggressionhemmung / H. J Kornadt. - Bern, 1982.
61 Kosewski, M. Agresywni przest^pcy / M Kosewski // Wiedza Powszechna.
- Warszawa. - 1977. - S. 66-76.
62 Palmer P. The courage to teach: Exploring the inner landscape of a teacher's life. San Francisco: Jossey-Bass. 1999. 271 p.12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ