ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы малого бизнеса в Российской Федерации 5
1.1 Сущность малого бизнеса, роль и функции 5
1.2 Нормативно — правовые основы 10
1.3 Направления статистического изучения малого бизнеса 16
2 Анализ развития малого бизнеса в Томской области 22
2.1 Характеристика региона 22
2.2 Размещение малого бизнеса по территории 27
2.3 Анализ видов деятельности 33
2.4 Государственная поддержка на территориальном уровне 36
3 Перспективы развития малого бизнеса в Томской области 44
3.1 Программно-целевой метод 44
3.2 Виды поддержки 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Малое предпринимательство в развитых странах играет большую роль. Так, его развитие содействует развитию конкуренции, созданию рабочих мест, решая социальные проблемы общества, занимаются научными разработками, способствуя мощному развитию научно-технического прогресса, мобилизуют крупные финансовые и производственные ресурсы населения и т.д.
Опыт ведущих стран мира доказывает, что этот сегмент экономики необходимо развивать и оказывать активную государственную поддержку.
Томская область - лидер среди российских регионов по количеству малых предприятий, числу работающих в малом бизнесе, инвестиционной активности малых предприятий в пересчете на 1 тыс. чел. населения.
В регионе работает более 30 тыс. индивидуальных предпринимателей, более 20 тысяч микро- и малых предприятий. В малом и среднем предпринимательстве (в том числе у индивидуальных предпринимателей) трудится почти половина от общей численности занятых в экономике Томской области.
Эта тематика актуальна как для России, так и для её регионов. И почти одна треть населения задействованы в малом бизнесе. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, организаторов производства и т.д. Важно чтобы эти предприятия работали, но сектор малого бизнеса часто сталкивается с рядом проблем - это не эффективная и плохо разработанная нормативная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д.
Без поддержки государства и без внутреннего взаимодействия малый бизнес самостоятельно не способен отстоять свои политические, экономические и социальные права.
Вопросы малого бизнеса рассматриваются в теоретических и практических аспектах, однако каждый регион решает эти вопросы с учетом своей специфики. Развитие малого бизнеса так же зависит от внешней среды, изменяющейся во времени. Важно постоянно наблюдать выявляющиеся сложившиеся закономерности в развитии.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка развития малого бизнеса в регионе в современных условиях.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- дать теоретические основы малого бизнеса;
- провести анализ развития малого бизнеса в регионе;
- оценить перспективы развития малого предпринимательства.
Объектом исследования является малый бизнес Томской области.
Предметом исследования являются его проблемы и направления в регионе.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных специалистов, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, данные статистики, учёта и другие источники из сети Интернет
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщения рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее выгодный путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Хотелось бы отметить, что современное законодательство необходимо направить в сторону налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не только работу предпринимателей, но и налоговых органов.
В процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом проблем: отсутствие кредитных ресурсов, административные барьеры, территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах, низкий потребительский (платежеспособный) спрос, несовершенство законодательства, неустойчивость государственной политики, нестабильность рынка сбыта, низкая квалификация предпринимателей (работников), незащищенность прав собственности. Все эти проблемы должны решаться с помощью государственной поддержки малого бизнеса. Рассматривая теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства можно сделать вывод, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне.
Рассматривая малый бизнес Томской области, можно сказать о положительной динамике числа малых и средних предприятий до 2013, затем происходит резкое сокращение всех субъектов МСП. Все это связано с изменением законодательства, которое изменило критерии отнесения предприятий к малому бизнесу. Проблемами малого бизнеса Томской области является недостаточная инвестиционная привлекательность и неразвитость транспортной системы.
В Томской области действует несколько долгосрочных программ развития, такие как "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области", стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года, которые определяют стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Томской области, основные направления их достижения на долгосрочную перспективу.
Благодаря программно-целевому методу планированию к 2030 году Томская область должна стать одним из наиболее привлекательных в России мест с точки зрения развития социальной инфраструктуры. Качественное образование, медицинское обслуживание, доступные культурные блага, благоустроенное жилье, высокий уровень безопасности, чистая окружающая среда будут формировать благоприятные условия для дальнейшего привлечения и удержания в регионе высококвалифицированных специалистов.
Развитие малых и средних предприятий в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
1 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно¬правовая система
2 Российская Федерация. Законы. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система
3 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в РФ от 09.07.1999 N 160-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система
4 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2015 г. № 263 - ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система
5 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями) от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ //
Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система
6 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон “О государственной регистрации. № 129-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система
7 Александров П. Государственные закупки и малое предпринимательство // Экономист. - 2015. - N 11. - С.75-78
8 Алещенко В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики // ЭКО. - 2014. - N 11. - С.132-141
9 Антипов К.В., Герасина О.Н. Предпринимательство // К.В. Антипов, О.Н. Герасина, - М.: Дашков и Ко , 2017 год - С.85-90
10 Басарева В.Г. Государственное управление малым бизнесом: от задач до реализации // ЭКО. - 2014. - N 12. - С.126-136
11 Басарева В.Г. Малый бизнес в новой экономике // Регион: экономика и социология. - 2012. - N 3. - C.236-252
12 Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки // Общество и экономика. - 2016. - N 6. - С.97-108
13 Борзенков Р. Занятость населения в контексте государственной поддержки малого бизнеса // Общество и экономика. - 2012. - N 11. - С.124¬143
14 Борзенков Р. Малый бизнес в современной России // Общество и экономика. - 2012. - N 6. - С.133-157
15 Брялина Г.И. Инновационные возможности российского малого бизнеса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2014. - N 1. - C.85-96
16 Васюхин О.В., Ван К. Развитие малого бизнеса в России // О.В. Васюхин, К. Ван Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 22-24.
17 Виленский А.В. Возможности оценки результатов поддержки российского малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 17.-C.8
18 Волкова-Гончарова Т.А. Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект / Т.А.Волкова - Гончарова . - М.:Логос, 2013 — 110с.
19 Воронина Л. Бизнес-инкубатор как форма сетевого взаимодействия малых инновационных предприятий / Л.Воронина, С.Ратнер, А.Бойко // Экон. стратегии. - 2012. - N 1. - С.100-105
20 Газалиев М.М., Осипов В.А. Особенности налогообложения малого бизнеса / М.М.Газалиев, В.А.Осипова, - М.: Дашков и Ко , 2014 год - 89-90 с.
21 Демкович В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. - 2015. - N 11. - С.26-31
22 Деревенский А.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Актуал. пробл. совр. науки. - 2016. - N 6. - С.20-23.
23 Дикинс Д. Предпринимательство и малые фирмы : [пер. с англ.] / Дэвид Дикинс, Марк Фрил ; [науч. ред. П. К. Власов]. - Харьков : Гуманитарный центр, 2014. - 443 с.: ил., табл
24 Жирова Н.А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // "Российская Бизнес-газета" . - 2015 год. - №882 (4). - 12с.
25 Жуков Р.С. Новая модель организации малого бизнеса // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2016. - N 2. - С.17-21.
26 Канцеров Р.А. Методы оценки потенциала малых предприятий / Р.А.Канцеров, К.Т.Гедиев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. -
2012. - N 10. - С.18-23
27 Кевеш А.Л., Асриева И.В. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб. Росстат / А.Л. Кевеш, И.В. Асриева. - Москва, 2015. - 96 с.
28 Климова Н.В. Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 31. - С.49-55.
29 Кононкова Н. Малый бизнес как источник экономического роста / Н.Кононкова, С.Ширяева // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - N 9. - С.114-119.
30 Краснов И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 1. - С.38-46
31 Кузнецова С.А. Малый и средний бизнес: инновационные приоритеты и проблемы развития // Регион: экономика и социология. - 2016. - N 2. - С.201-221
32 Малое и среднее предпринимательство в России / Росстат. - Москва, 2014. - 86 с.
33 Малое и среднее предпринимательство в России [электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики.- Москва,2015 -URL:http://www.gks.ru(дата обращения 11.04.17)
34 Малый и средний бизнес Томской области [электронный ресурс] // Фонд развития малого и среднего предпринимательства.- Томск, 2005-2017.-
URL:https://mb.tomsk.ru/infrastruktura-podderzhki/fond-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva/
35 Мильнер Б. Малый бизнес: проблемы организации и управления / Б.Мильнер, Т.Орлова // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 4. - С.18-30
36 Мильнер Б. О государственной системе поддержки малого бизнеса / Б.Мильнер, Т.Орлова // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - N 5. - С.23-34
37 Мосина Е.А. Региональное малое предпринимательство: необходимые условия и перспективы развития // Социальная политика и социология. - 2016. - Т.15, N 1 (114). - C.17-23
38Мошкин И.В. Исследование процессов современного предпринимательства / И.В. Мошкин, - М.: Директ-Медиа ,2014 год - 243-245 с.
39 Ниязбекова Р. Новые формы организации управления малого и среднего бизнеса / Р.Ниязбекова, А.Тулеметова, И.Полежаева // Общество и экономика. - 2012. - N 2. - С.171-187
40 Отчёт по результатам исследования состояния и тенденций развития малого и среднего предпринимательства Томской области в 2015 году [электронный ресурс] // Торгово промышленная палата.- Томск, 2015.-
URL:http://www.kolpadm.ru/upload/files/doc/2016/o_finansovo- ekonomicheskom_sostojanii_subektov_predprinimatelstva.pdf
41 Официальный интернет-портал Администрации Томской области [электронный ресурс] // Малый и средний бизнес. - Томск, 2017. -
URL:https://tomsk.gov.ru/Maliy-i-sredniy-biznes
42 Пастухова А.И. Проблемы малого бизнеса в России [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3 . URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4134(дата обращения: 10.04.2017)
43 Пиньковецкая Ю.С. Развитие малого и среднего предпринимательства в России, Евросоюзе и США // Россия и совр. мир. -
2013. - N 2. - С.127-137
44 Суворова М.Д. Проблемы функционирования малого бизнеса в России в современных условиях / М.Д Суворова, Г.И.Суджаева // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2016. - N 2. - С.13-16
45 Тарасенкова А.Н. Российсская газета Сайт для малого бизнеса. Выпуск №16 / А.Н. Тарасенкова. -М.: Библиотечка "Российской Газеты" , 2013 — 69-70с.
46 Тореев В.Б. Региональные особенности развития малого предпринимательства // Экон. наука соврем. России. - 2012. - N 1. - C.72-87
47 Тюшевская О. Большие проблемы малого бизнеса // Business excellence = Деловое совершенство. - 2013. - N 8. - С.22-24.
48 Филимонова Н. М. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие / Н. М. Филимонова, Н. В. Моргунова, Е. С. Никишина. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 220
49 Харисова С. Большие риски малого бизнеса // Стандарты и качество.
- 2012. - N 4. - С.38-40
50 Царев В. Е., Вершина Д. А. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №24.
— С. 250-252.