Взаимосвязь психологического благополучия и личностных особенностей подростков в зависимости от структуры семьи
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства».
Выборка: 50 человек 8-ых классов, в возрасте 14 лет.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологического благополучия подростков и его связи с личностными особенностями………7
1.1.Понятие психологического благополучия…7
1.2. Психологическое благополучие и его связь с личностными особенностями….8
1.3.Значение семейной ситуации в развитии личности и обеспечении психологического благополучия подростка……9
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи психологического благополучия подростков с личностными особенностями……13
2.1.Организация экспериментального исследования……………..13
2.2.Методики исследования…………………………………14
2.3.Методы статистической обработки данных..17
Заключение……………………………………………………………………22
Библиографический список…………………………………23
Приложения………………………………………………………………….26
База исследования: МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства».
Выборка: 50 человек 8-ых классов, в возрасте 14 лет.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологического благополучия подростков и его связи с личностными особенностями………7
1.1.Понятие психологического благополучия…7
1.2. Психологическое благополучие и его связь с личностными особенностями….8
1.3.Значение семейной ситуации в развитии личности и обеспечении психологического благополучия подростка……9
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи психологического благополучия подростков с личностными особенностями……13
2.1.Организация экспериментального исследования……………..13
2.2.Методики исследования…………………………………14
2.3.Методы статистической обработки данных..17
Заключение……………………………………………………………………22
Библиографический список…………………………………23
Приложения………………………………………………………………….26
Подростковый возраст - один из самых сложных этапов развития личности, когда происходит активное формирование мировоззрения, самооценки, определение своего места в социуме. Рассмотрим некоторые периодизации подросткового возраста, предложенные отечественными учеными. Например, Л.С. Выготский в подростковые года включил возраст 12-18 лет [2]. Д.Б.Эльконин, в свою очередь, за основу возраста берет диапазон от 11 до 15 лет [21]. А.В. Петровский в своей социально-психологической периодизации отмечает отрочество, а именно 11-18 лет [12].
Важным фактором, влияющим на психологическое благополучие и личность подростка, является семейная ситуация, так как именно семья обеспечивает поддержку, защиту и эмоциональную связь с ребенком. Эта связь является фундаментальным элементом для формирования у подростка чувства уверенности в себе, доверия к окружающим и самооценки, а также для развития у него необходимых навыков социальной интеграции и адаптации.
Современные подростки сталкиваются с рядом уникальных вызовов и рисков, которые могут оказать негативное влияние на их психологическое благополучие и проявление личностных особенностей. Одним из главных рисков для подростков является влияние информационных технологий и социальных сетей. Подростки могут столкнуться с воздействием негативной информации, фейковых новостей и ненадлежащего контента.
Но прежде всего, ключевую роль играет обстановка в семье, детско-родительские взаимоотношения и другие факторы: родители часто перегружены работой, присутствует «размытость» моральных ценностей, повышенная тревожность как у родителей, так и у детей и т.д. К тому же, из-за активно меняющейся обстановки в современном мире на первую роль выходит материально-экономические проблемы во многих семьях, поэтому подростков беспокоит свое будущее материальное благополучие, что активно влияет на их психологическое состояние.
В литературе по психологии и социологии достаточно широко представлены исследования, посвященные изучению взаимосвязи состава семьи и психологического благополучия подростков, а также формированию их личности.
Согласно П.П. Фесенко, психологическое благополучие представляет собой процесс трансформации личности, в котором акцент ставится на его эвдемонистическую природу, что означает реализацию личных потенциалов [17].
Е.Б. Весна и О.П. Ширяева описывают психологическое благополучие как «совокупность личностных ресурсов, поддерживающих как субъективную, так и объективную прогрессивность личности в контексте взаимодействия «субъект-среда»». Исследования этих авторов демонстрируют, что психологическое благополучие зависит не только от субъективной оценки качества жизни человеком, но и может быть измерено объективными показателями [1].
Е.А. Осин и С.С. Кузнецова трактуют психологическое благополучие как более обширное понятие. Они считают, что психологическое благополучие — это «специфический стиль жизни, который в процессе своего осуществления приводит к чувству счастья» [10].
Л.В. Рыкман и М.В. Данилова проанализировали, как семейные обстоятельства влияют на психологическое благополучие подростков. В результате их исследования было установлено, что качество отношений в семье, поддержка со стороны родителей и коммуникация внутри семьи существенно сказываются на эмоциональном состоянии и адаптации подростков [6].
Е.В. Милюкова в своём исследовании отмечает, что подростки из неполных семей испытывают более высокие уровни тревожности, однако у них также наблюдается более высокая самооценка по сравнению с подростками, растущими в полных семьях [9].
Однако, в области исследований о взаимосвязи семейного положения и психологического благополучия подростков остаются некоторые "белые пятна". Например, недостаточно полно изучены психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребёнка, а также индивидуальные различия в развитии подростков из разных типов семей.
Также, не всегда проводятся долгосрочные исследования, позволяющие выявить изменения в психологическом благополучии подростков в зависимости от динамики семейной ситуации. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь выявить дополнительные факторы, влияющие на психологическое благополучие подростков и проявление их личностных особенностей, а также разработать эффективные методики поддержки и помощи им в сложных жизненных ситуациях.
Объект: психологическое благополучие подростков.
Предмет: взаимосвязь психологического благополучия и личностных особенностей подростков в зависимости от структуры семьи.
Цель исследования:
Изучить различия во взаимосвязях психологического благополучия и личностных особенностей подростков в зависимости от семейной структуры.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по теме влияния семейной структуры на развитие подростков.
2. Определить и описать основные личностные особенности подростков из полных и неполных семей.
3. Оценить уровень психологического благополучия подростков из обеих групп.
4. Исследовать взаимосвязь между личностными особенностями и уровнем психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей.
5. Выявить факторы, влияющие на различия в личностных характеристиках и психологическом благополучии между подростками из полных и неполных семей.
6. Разработать рекомендации для родителей и специалистов по работе с подростками, учитывая результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в выявлении специфических особенностей личности подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, а также в определении взаимосвязи между этими особенностями и уровнем психологического благополучия. Это позволяет глубже понять процессы становления личности и разработать более эффективные подходы к поддержке и развитию подростков из разных семейных контекстов.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания процессов формирования личности подростков, живущих в полных и неполных семьях. Результаты исследования вносят вклад в изучение влияния детско-родительских отношений на психическое состояние подростков, а также способствуют разработке методов диагностики и коррекции психологических особенностей подростков из разных семейных контекстов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки коррекционных программ и тренингов, направленных на развитие и улучшение психологических особенностей подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Сформулированные практические рекомендации помогут педагогам и школьным психологам в работе с такими детьми и оказании им необходимой психологической помощи.
Важным фактором, влияющим на психологическое благополучие и личность подростка, является семейная ситуация, так как именно семья обеспечивает поддержку, защиту и эмоциональную связь с ребенком. Эта связь является фундаментальным элементом для формирования у подростка чувства уверенности в себе, доверия к окружающим и самооценки, а также для развития у него необходимых навыков социальной интеграции и адаптации.
Современные подростки сталкиваются с рядом уникальных вызовов и рисков, которые могут оказать негативное влияние на их психологическое благополучие и проявление личностных особенностей. Одним из главных рисков для подростков является влияние информационных технологий и социальных сетей. Подростки могут столкнуться с воздействием негативной информации, фейковых новостей и ненадлежащего контента.
Но прежде всего, ключевую роль играет обстановка в семье, детско-родительские взаимоотношения и другие факторы: родители часто перегружены работой, присутствует «размытость» моральных ценностей, повышенная тревожность как у родителей, так и у детей и т.д. К тому же, из-за активно меняющейся обстановки в современном мире на первую роль выходит материально-экономические проблемы во многих семьях, поэтому подростков беспокоит свое будущее материальное благополучие, что активно влияет на их психологическое состояние.
В литературе по психологии и социологии достаточно широко представлены исследования, посвященные изучению взаимосвязи состава семьи и психологического благополучия подростков, а также формированию их личности.
Согласно П.П. Фесенко, психологическое благополучие представляет собой процесс трансформации личности, в котором акцент ставится на его эвдемонистическую природу, что означает реализацию личных потенциалов [17].
Е.Б. Весна и О.П. Ширяева описывают психологическое благополучие как «совокупность личностных ресурсов, поддерживающих как субъективную, так и объективную прогрессивность личности в контексте взаимодействия «субъект-среда»». Исследования этих авторов демонстрируют, что психологическое благополучие зависит не только от субъективной оценки качества жизни человеком, но и может быть измерено объективными показателями [1].
Е.А. Осин и С.С. Кузнецова трактуют психологическое благополучие как более обширное понятие. Они считают, что психологическое благополучие — это «специфический стиль жизни, который в процессе своего осуществления приводит к чувству счастья» [10].
Л.В. Рыкман и М.В. Данилова проанализировали, как семейные обстоятельства влияют на психологическое благополучие подростков. В результате их исследования было установлено, что качество отношений в семье, поддержка со стороны родителей и коммуникация внутри семьи существенно сказываются на эмоциональном состоянии и адаптации подростков [6].
Е.В. Милюкова в своём исследовании отмечает, что подростки из неполных семей испытывают более высокие уровни тревожности, однако у них также наблюдается более высокая самооценка по сравнению с подростками, растущими в полных семьях [9].
Однако, в области исследований о взаимосвязи семейного положения и психологического благополучия подростков остаются некоторые "белые пятна". Например, недостаточно полно изучены психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребёнка, а также индивидуальные различия в развитии подростков из разных типов семей.
Также, не всегда проводятся долгосрочные исследования, позволяющие выявить изменения в психологическом благополучии подростков в зависимости от динамики семейной ситуации. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь выявить дополнительные факторы, влияющие на психологическое благополучие подростков и проявление их личностных особенностей, а также разработать эффективные методики поддержки и помощи им в сложных жизненных ситуациях.
Объект: психологическое благополучие подростков.
Предмет: взаимосвязь психологического благополучия и личностных особенностей подростков в зависимости от структуры семьи.
Цель исследования:
Изучить различия во взаимосвязях психологического благополучия и личностных особенностей подростков в зависимости от семейной структуры.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по теме влияния семейной структуры на развитие подростков.
2. Определить и описать основные личностные особенности подростков из полных и неполных семей.
3. Оценить уровень психологического благополучия подростков из обеих групп.
4. Исследовать взаимосвязь между личностными особенностями и уровнем психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей.
5. Выявить факторы, влияющие на различия в личностных характеристиках и психологическом благополучии между подростками из полных и неполных семей.
6. Разработать рекомендации для родителей и специалистов по работе с подростками, учитывая результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в выявлении специфических особенностей личности подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, а также в определении взаимосвязи между этими особенностями и уровнем психологического благополучия. Это позволяет глубже понять процессы становления личности и разработать более эффективные подходы к поддержке и развитию подростков из разных семейных контекстов.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания процессов формирования личности подростков, живущих в полных и неполных семьях. Результаты исследования вносят вклад в изучение влияния детско-родительских отношений на психическое состояние подростков, а также способствуют разработке методов диагностики и коррекции психологических особенностей подростков из разных семейных контекстов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки коррекционных программ и тренингов, направленных на развитие и улучшение психологических особенностей подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Сформулированные практические рекомендации помогут педагогам и школьным психологам в работе с такими детьми и оказании им необходимой психологической помощи.
Подводя итог анализу теоретических подходов и эмпирических данных, можно констатировать, что психологическое благополучие подростков – сложный и многогранный конструкт, подверженный влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Отсутствие единого определения в научной литературе подчеркивает необходимость дальнейших исследований для уточнения границ этого понятия и его дифференциации от смежных категорий, таких как психическое и психологическое здоровье.
Результаты исследования подтверждают, что семейная структура оказывает существенное воздействие на психологическое благополучие подростков. В частности, подростки из полных семей, как правило, демонстрируют более высокий уровень благополучия и добросовестности. Однако, не стоит недооценивать роль личностных особенностей, которые, вне зависимости от семейного контекста, оказывают положительное влияние на психологическое благополучие подростков.
Таким образом, дальнейшие исследования должны быть направлены на углубленное изучение взаимосвязи личностных характеристик, семейной ситуации и психологического благополучия, а также на разработку эффективных стратегий поддержки подростков, находящихся в различных социальных условиях.
Результаты исследования подтверждают, что семейная структура оказывает существенное воздействие на психологическое благополучие подростков. В частности, подростки из полных семей, как правило, демонстрируют более высокий уровень благополучия и добросовестности. Однако, не стоит недооценивать роль личностных особенностей, которые, вне зависимости от семейного контекста, оказывают положительное влияние на психологическое благополучие подростков.
Таким образом, дальнейшие исследования должны быть направлены на углубленное изучение взаимосвязи личностных характеристик, семейной ситуации и психологического благополучия, а также на разработку эффективных стратегий поддержки подростков, находящихся в различных социальных условиях.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Личностные ценности современных подростков в контексте
профильного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2020 - РЕВНОСТЬ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ВЗРОСЛЫХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - РЕВНОСТЬ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ И
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ВЗРОСЛЫХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ У
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социально-психологическая реабилитация подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



