ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основания исследования взаимосвязи эмоционального
интеллекта и рефлексивности у студентов социально-ориентированных профессий 7
1.1 Сущность и содержание понятия эмоционального интеллекта 7
1.2 Рефлексия как предмет психологических исследований 17
1.3 Эмоциональный интеллект и рефлексивность как критерии успешности
учебной деятельности студентов-психологов 26
2 Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и рефлексивности у
студентов-психологов 33
2.1 Методы и методики, применяемые в исследовании 33
2.2 Результаты исследования 36
2.2.1 Особенности эмоционального интеллекта у студентов-психологов.... 36
2.2.2 Результаты исследования уровня рефлексивности у студентов-
психологов 62
2.2.3 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и
рефлексивности у студентов-психологов 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 87
ПРИЛОЖЕНИЕ К 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 94
Эмоции - неотъемлемая часть нашей жизни. Эмоциональная сфера помогает нам оценивать значимость тех или иных событий и предметов, побуждает к деятельности, может выполнять защитную функцию, а также играет важную роль в установлении контактов в социуме. Но следует отметить и отрицательную сторону эмоций: как бывают вредны и даже, порой, губительны некоторые эмоциональные реакции на те или иные раздражители. Во избежание таких ситуаций необходимо уметь осознавать и понимать свои и чужие переживания, различать их и управлять, а также развивать навык понимания и принятия чувств, эмоций, мыслей, идей другого человека, то есть эмпатию. Все эти компоненты отражают понятие эмоционального интеллекта.
Психолог как профессионал должен владеть данными способностями для эффективного оказания психологической помощи. Консультант помогает клиенту прислушиваться к собственным эмоциям и чувствам, в виду того, что они являются отражением наших потребностей. Иногда специалист вынужден контролировать свои нежелательные эмоции для более продуктивного взаимодействия, не говоря уже об использовании эмпатии - как об одном из основополагающих инструментов консультанта.
Помимо эмоционального интеллекта, в работе между психологом и клиентом участвуют рефлексивные процессы. Анализируя себя, свое поведение, эмоции, человек способен увидеть причины трудностей и найти выход из проблемной ситуации, поэтому психологу так важно развивать такое психическое свойство как рефлексивность.
Таким образом тема взаимосвязи эмоционального интеллекта и рефлексивности у студентов социально-ориентированных профессий является актуальной, так как развитие данных качеств необходимы для успешного профессионального становления студентов психологического отделения.
При этом проблемой является то обстоятельство, что несмотря на существующий обширный пласт исследований по темам эмоционального интеллекта и рефлексивности, в исследованиях недостаточное внимание отводится вопросам их развития. Именно эти аспекты наиболее ценны при рассмотрении сферы профессионализации психологов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и рефлексивности у студентов социально-ориентированных профессий.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и рефлексивность.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и рефлексивности у студентов социально-ориентированных профессий.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть основные характеристики понятий эмоционального интеллекта и рефлексии посредством анализа теоретического материала.
2. Изучить эмоциональный интеллект и рефлексивность как критерии успешности учебной деятельности студентов-психологов.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей
эмоционального интеллекта и рефлексивности у студентов, обучающихся на факультете психологии.
4. Установить взаимосвязь эмоционального интеллекта и рефлексивности у студентов психологического отделения.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и рефлексивностью у студентов психологического отделения.
2. Уровень эмоционального интеллекта у студентов-психологов меняется в положительную сторону от 1 к 5 курсу.
Методы исследования:
1) Диагностика уровня эмоционального интеллекта Н. Холла
2) Методика определения уровня развития рефлексивности Карпова А.В.
3) Анкета, направленная на изучение особенностей эмоционального интеллекта.
4) Психосемантический анализ текста.
Методы статистической обработки:
Количественные признаки, не соответствующие нормальному закону распределения, описывались медианой и межквартильным размахом. Межгрупповые и попарные сравнения качественных признаков осуществлялись с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона. Межгрупповые сравнения порядковых признаков осуществлялись с помощью критерия Краскела- Уоллиса. Для установления связи между шкалами эмоционального интеллекта, его интегральной оценкой с рефлексивностью респондентов как для всей выборки, так и в отдельных группах выполнен непараметрический корреляционный анализ Спирмена.
Подводя итоги, заметим многоаспектность и сложность проблемы эмоционального интеллекта и рефлексивности. Существуют многообразные взгляды на их определение, содержание и структуру. В связи с этим, можно утверждать, что единого понятия данных образований отсутствует.
В результате исследования обнаружилось, что у студентов-психологов уровень развития эмоционального интеллекта не претерпевает существенных изменений за исключением последнего года обучения на 5 курсе. Способности распознавать и управлять собственными эмоциями, проявлять сочувствие и понимание по отношению к другому человеку ухудшаются.
Посредством семантического анализа, мы выяснили, что значительная часть обучающихся видит у себя те или иные изменения в своей эмоциональной сфере за период обучения. Однако, описывая способность воздействия на эмоции другого человека, половина респондентов подтвердила преобразования, половина - нет. Подавляющее количество обучающихся подчеркнули влияние факторов вне обучения (возраст, дополнительные курсы, жизненный опыт, круг общения и т.д.) в отношении совершенствования их эмоциональных способностей. Было удивительным узнать, что многие респонденты считают подавление, сдерживание, эмоций от собеседника эффективным способом эмоционального регулирования. Следует подчеркнуть, разнообразные характеристики изменений, которые выделили студенты в их эмоциональной сфере: размышления о причинах и последствиях
эмоциональных реакций, осознанность в эмоциях и умение различать их, указание на способы контроля эмоций и пр. Все эти результаты свидетельствуют о наличие положительных изменений в структуре эмоционального интеллекта респондентов.
Помимо этого, мы узнали степень развития рефлексивности студентов. Развитие рефлексивности у респондентов в течении обучения не изменяется.
Выяснилось, что чем выше уровень осознания своих эмоций у обучающихся 5 курса, тем меньше их уровень рефлексивности, и наоборот. Скорее всего, данные различия обусловлены разной природой данных образований. Эмоциональный интеллект связан с субъективными переживаниями, рефлексия - это «выход за пределы своего я». При этом, чем больше уровень рефлексии у второкурсника, тем эффективнее он способен воздействовать на людей, их чувства и эмоции, более эмоционально отходчив и обладает более высоким уровнем развития эмпатии. Возможно, получение таких результатов, связано, прежде всего, с личностными особенностями респондентов, их темпераментом и характером.
Итак, наша первая гипотеза о совершенствовании эмоционального интеллекта с 1 по 5 курс не подтвердилась. Гипотеза о наличии взаимосвязи между рефлексивностью и эмоциональным интеллектом нашла подтверждение частично.
1. Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения / Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий // - Новосибирск: НГУ, 1991.
2. Алексеева Е.Е. Психофизиологические и психологические маркеры эмоционального выгорания студентов педагогических и психологических специальностей / Е.Е. Алексеева // Проблемы педагогики и психологии. - 2009. №3. - С. 211-214.
3. Алексеева Л. Н. Рефлексия как средство творческого понимания / Л.Н. Алексеева // - М.: 1988.
4. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С.22-26.
5. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2007. № 5. - С.57-65.
6. Дмитриева Т.В. Развитие рефлексии у студентов как педагогическая задача / Т.В. Дмитриева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. №5. - С. 33-42.
7. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов / И.Н. Андреева // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С.166-168.
8. Бабаева Ю.Б., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Корнилова Т.В. Школа Тихомирова: фундаментальные проблемы психологии / Ю.Б. Бабаева, Н.Б. Березанская, И.А. Васильев, А.Е. Войскунский, Т.В. Корнилова // Вестн. моск. ун-та сер.14. психология. - 2008. №2. - С.26-58.
9. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология // Б.М. Величковский. - М.: МГУ, 2012. - 336 с.
10. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1958.№ 3. - С.125-134.
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М.: АСТ, 2009.
12. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266-269.
13. Гуткина Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте / Н.И. Гуткина // - М.: 1983.
14. Д.В. Фурсова Взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности учебной деятельности студентов-психологов / Фурсова Д.В. // Вестник университета. - 2013. №5. - С. 305-308.
15. Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в
социально-педагогической среде / С.П. Иванова. - Псков, 2004.С. 55-80.
..40