Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ

Работа №188610

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы122
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 5
1 Теоретико-методологические основания изучения профессиональной самореализации волонтёров 10
1.1 Профессиональная самореализация: подходы к определению и критерии 10
1.2 Концептуализация понятия «волонтерство» 18
2 Специфика стратегий профессиональной самореализации на примере студентов-волонтеров 21
2.1 Структура профессиональной самореализации студентов-волонтеров 21
2.2 Типология волонтеров по выбору стратегии профессиональной самореализации 41
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение А Программа исследования 56
Приложение Б Бланк интервью 59
Приложение В Список информантов 62
Приложение Г Расшифровка интервью 63


В настоящее время особую актуальность волонтерская деятельность приобретает в российских условиях. Сегодняшняя обстановка показывает, граждане становятся все более осведомлены о феномене добровольчества, а органы власти Российской Федерации заинтересованы в увеличении населения, задействованного в волонтерской деятельности, что наглядно показывают нормативные документы, выпускаемые правительственным аппаратом, которые зачастую направлены на молодежь, как наиболее мобильную и склонную к активному принятию социокультурных изменений, группу. Стоит заметить, что волонтерская деятельность играет положительную роль для общественных процессов: приводит к повышению и интенсификации социальной мобильности в обществе, благотворно влияет на развитие инициативности, общественного активизма и гражданского общества в целом.
Основу волонтерского движения составляют молодые люди, очень часто являющиеся частью студенческого сообщества, а образовательные учреждения являются платформой для формирования волонтерских организаций различного уровня, только в Томском государственном университете насчитывается три студенческие организации, основной деятельностью которых является волонтерство, а студенческие организации другой направленности на постоянной основе привлекают волонтеров для помощи в реализации их проектов. Студенческая молодежь рассматривает волонтерство не только как способ досуга, но и как деятельность, которая может в дальнейшем повлиять на их статус в обществе и помочь в налаживании связей для дальнейшей реализации своего потенциала, а также студенты видят в волонтерской деятельности возможности для получения компетенций, которые в дальнейшем могут быть использованы для профессиональной самореализации . Профессиональная деятельность играет ключевую роль в самореализации во взрослом возрасте, в период студенчества же закладываются основы для формирования профессионального развития и с точки зрения выбора специализации, и с точки зрения выбора подходу к работе. Поэтому изучение профессиональных стратегий, формируемых волонтерами данной группы может помочь в поиске новых способов привлечения молодежи в данную область и положительно повлиять на потенциал российского добровольчества, а также рассмотреть волонтерское движение как ресурс для формирования проактивной позиции и развития профессиональных компетенций молодежи.
Проблемная ситуация Государственным аппаратом выражается стремление к увеличению количества людей, заинтересованных в волонтерской деятельности, о чем свидетельствует принятый в октябре 2022 года Федеральный закон от 7 октября 2022 г. N 394- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" По инициативе Президента была создана Ассоциация волонтерских центров. Вследствие чего в течение последних лет наблюдается устойчивый рост числа граждан, участвующих в добровольческой деятельности (особенно молодежи), так, по данным Росстата, число граждан, задействованных в волонтерской деятельности на 2020 год составляло 2,7 млн. человек, лишь среди официально зарегистрированных волонтеров, и из них 300 тыс. человек являются студентами вузов. Однако наряду с положительными тенденциями в сфере развития добровольчества, существует ряд проблем, которые тормозят развитие данной области. Некоторые из них связаны с изменением мотивации к волонтерской деятельности. В связи с увеличением популярности данной деятельности, для волонтеров не всегда достаточным считается «удовольствие от помощи, чувство сопричастности и альтруизма», теперь участие в добровольческих мероприятиях также должно быть подкреплено другими возможностями. Волонтерская деятельность становится одним из каналов повышения своего статуса, получения новых возможностей для поступления, поиска работы, развития образовательных и профессиональных компетенций. Соответственно, уже не все организации могут предоставить все необходимые условия для волонтеров и разочаровываются в эффективности волонтеров, а сами волонтеры, в особенности, для который подобные проекты являются первым опытом, разочаровываются и в самой деятельности. Вследствие чего в современных условиях в поле волонтерской деятельности в большинстве оказывается организованная молодежь, во многом благодаря инициативам учебных заведений и принудительному характеру привлечения учащихся в волонтерские организации. В России отсутствует система целенаправленной и последовательной подготовки молодежи к работе в качестве волонтеров, которая бы являлась стандартом, используемом на всех мероприятиях. Такая система вводится на федеральные волонтерские проекты, или события, организаторами которых выступает Ассоциация волонтерских центров, поэтому именно такие события привлекают всё больше волонтеров. Это в итоге и приводит к разрыву между числом молодых людей, заявляющих о готовности участвовать в волонтерской деятельности, и числом тех, кто реально ведет такую работу. Профессиональная самореализация невозможна без создания определенных для этого условий как части Государственной молодежной кадровой политики, и волонтерская деятельность может стать одним из уже существующих институциональных каналов, в рамках которого может реализовываться наращивание профессиональных компетенций молодежи. Одной из особенностей студенческого сообщества является высокая мобильность, запрос на изменения и саморазвитие, в особенности профессиональное. Поэтому основанием вовлечением студентов в волонтерскую деятельность могло бы стать её положительное влияние на налаживание новых сетей взаимодействия внутри и за пределами сообщества, увеличение компетенций и практикоориентированность деятельности, которые способствуют профессиональному росту, возможностям для поиска работы, привлечению людей в свои проекты и т.д., таким образом интернализация волонтерства могла бы осуществляться естественным путем, а не через внешнее усвоение от государственных и образовательных структур.
Проблема: Какие стратегии профессиональной самореализации присущи студентам- волонтерам?
Объект: студенты, вовлеченные в волонтерскую деятельность в рамках всероссийских и международных проектов.
Предмет: стратегии профессиональной самореализации студентов, вовлеченных в волонтерскую деятельность.
Цель: выявить стратегии профессиональной самореализации студентов-волонтеров.
Исходя из цели исследования, нам нужно решить данные задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения
профессиональной самореализации в рамках волонтерского движения.
2. Определить категории самоопределения волонтеров в рамках волонтерского сообщества
3. Определить мотивы волонтерской деятельности студентов.
4. Определить связь волонтерского опыта, социального капитала и формируемых студентами стратегий профессиональной самореализации.
5. Выявить типы стратегий профессиональной самореализации студентов- волонтеров.
Теоретико-методологические основания: В данной работе понятие «волонтерство» концептуализируется исходя из этимологии слова, а также определении структуры из работ Рама Кнаана, где волонтерство рассматривается как свободная, бесплатная, регулярная и спланированная деятельность [45]. Также в работе используется теоретический подход А.А. Клепиковой, где феномен «волонтерства» рассматривается волонтерами, как профессия, требующая ряд специфических навыков, знаний и практик [15].
Понятие «профессиональная самореализация» в данной работе изучается в соответствии с определением Г. А. Чередниченко, как «этап социализации, характеризующийся формированием и реализацией профессионального потенциала, включающего набор профессиональных компетенций и специальных свойств личности, необходимых для эффективного осуществления трудовой деятельности» [39].
Проявление профессиональной самореализации мы рассматриваем в контексте Теории человеческого капитала Г. Беккера [31], где человеческий капитал определяется как «совокупности навыков, знаний и умений, расходы на получение которых (посредством образования или внутрикорпоративного обучения) могут приносить со временем ощутимую выгоду и самому работнику, и его работодателю.
Также мы обращаемся к концепции капиталов П. Бурдье [6]. С точки зрения концепции о трех состояниях капитала и ее использования в рамках профессиональной самореализации, мы рассматриваем его в инкорпорированном (профессиональные знания, умения, навыки), объективированном (практики, обучающие программы, тестирования) и
институционализированном состояниях (дипломы, лицензии, патенты). И также более подробно обращаемся к концепции социального капитала[43], где он определяется как «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием прочной сетью в большей или меньшей мере институционализированных отношений взаимного знакомства и признания — членством в группе», с методологическим основанием в соответствии с макроуровневым подходом Р. Патнэма, в котором различаются два вида социального капитала: внутренний (бондинговый), отвечающий за налаживание связей внутри сообщества и отделяющий его от посторонних связей, и внешний (бриджинговый), который связан с налаживанием связей с другими сообществами, и работающий как социальный лифт индивидов и сообществ.
Ценностный аспект формирования стратегий профессиональной самореализации рассматривается с точки зрения Теории социальной идентичности А. Тэшфела [40], где место и поведение индивида в социальной жизни определяется отнесением себя и окружающих к определенным категориям, организациям, сообществам, а также организационной идентичности, как специфического вида социальной идентичности.
Методологическим основанием данной работы является изучение «профессиональной самореализации» через комплексную концепцию самореализации личности И.В. Солодниковой, где данный процесс рассматривается исходя из следующих параметров: условия самореализации, установки на самореализацию, процесс, механизмы, критерии, уровни и результат самореализации [36].
Методы.
1. Вторичный анализ материалов социологических исследований Левада-центр, Всероссийского центра изучения общественного мнения.
2. Полуформализованное интервью. По результатам сбора эмпирических данных было проинтервьюировано 12 человек. Выборка информантов осуществлялась по следующим критериям: студенты ВУЗов России; опыт в волонтерской деятельности год и более, включающий участие в проектах всероссийского или международного уровня. В выборку были включены студенты следующих вузов: Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Алтайский государственный университет, Бийский технический институт, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Балтийский федеральный университет. С опытом в волонтерской деятельности от 1 года до 6 лет, занимающие разные позиции в рамках волонтерских организаций: волонтер, тим-лидер, менеджер, образовательный тренер, руководитель.
Гипотезы:
1. Волонтерское сообщество способствует формированию и проявлению
ценностных установок, способствующими профессиональной самореализации.
2. Волонтерское сообщество создает организационные условия развития профессиональных навыков студентов-волонтеров, определяя внешние условия профессиональной самореализации.
3. Волонтерство формирует внешние социальные связи, которые способствуют продвижению студентов в профессиональной и образовательной сфере.
4. Волонтерская деятельность занимает ключевую роль в выборе стратегий профессиональной самореализации студентов, являющихся организаторами волонтерской деятельности.
Новизна: выявлены новые данные, показывающие ресурс волонтерской деятельности для развития профессиональных компетенций и формирования стратегий профессиональной самореализации студентов, создана типология студентов-волонтеров по выбору стратегии профессиональной самореализации.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для принятия управленческих решений по расширению деятельности и повышению статуса волонтерского движения среди студенческого сообщества, а также решений по использованию ресурса волонтерского движения для наращивания профессиональных компетенций молодежи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проведенного исследования были реализованы все поставленные задачи. Гипотезы исследования можно разделить на две группы: определяющие роль и потенциал волонтерской деятельности для формирования профессиональных компетенций; волонтерская деятельность в структуре стратегий профессиональной самореализации студентов-волонтеров. Первая гипотеза о том, что волонтерское сообщество способствует проявлению ценностных установок, способствующими профессиональной самореализации была подтверждена. Действительно, многие волонтеры отмечают, что с началом волонтерской деятельности они используют ее как ресурс для формирования уникальной траектории профессионального развития, опыт волонтерства в рамках своего направления сказывается на изменении установок к своей профессии, также волонтерское сообщество становится референтной группой для наиболее включенных студентов. В рамках данной гипотезы была проведена аналитика и выявлены условия для формирования стратегий профессиональной самореализации.
Вторая гипотеза, указывающая на то, что волонтерское сообщество создает организационные условия развития профессиональных навыков студентов-волонтеров, определяя внешние условия профессиональной самореализации была подтверждена лишь для студентов, выбирающих стратегию профессиональной самореализации «волонтерство, как карьера». В рамках данного исследования не были определены организационные условия, которые бы напрямую использовались всеми информантами для развития профессиональных навыков. Лишь студенты, которые определили для своей будущей карьеры сферу молодежной политики могли в рамках структуры: волонтер, тим-лидер, менеджер, руководитель приобрести основные навыки профессиональной деятельности, остальные же студенты использовали скорее латентные функции волонтерской деятельности, через которые и сформировали базу компетенций, необходимых для профессиональной самореализации.
Третья гипотеза о том, что волонтерство формирует внешние социальные связи, которые способствуют продвижению студентов в профессиональной и образовательной сфере была подтверждена, все информанты выделяют одной из основных возможностей волонтерской деятельности приобретение «полезных связей». Так мотивацией и целью многих студентов-волонтеров является именно налаживание полезных связей для дальнейшего продвижения в профессиональной и образовательной среде. Именно посредством волонтерской деятельности многие студенты осмысливают выбранную специальность, а также выбирают и строят траекторию профессионального развития.
Третья гипотеза о ключевой роли волонтерской деятельности в выборе стратегий профессиональной самореализации студентов, являющихся организаторами волонтерской деятельности, подтвердилась в стратегии самореализации «волонтерство, как карьера», если студенты в рамках траектории профессиональной самореализации выбирают рост в рамках волонтерской организации, это меняет их отношение к своей специализации в университете, и результатом своего профессионального развития они выбирают работу в сфере молодежной политики, а основным ресурсом для этого развития становится опыт волонтерской деятельности на всероссийских и международных проектах.
Последней гипотезой стало предположение о потенциале волонтерской деятельности для построения стратегий профессиональной самореализации, она легла в основу практической части работы и подтвердила свою практическую значимость. На основании гипотезы была построена типология стратегий профессиональной самореализации студентов- волонтеров, которая включила в себя 5 стратегий: 1) стратегия волонтерства как карьеры; 2) стратегия волонтерства как проводника к профессии; 3) стратегия волонтерства как образовательной перспективы; 4) стратегия волонтерства как протеста; 5) стратегия волонтерства как субдеятельности. В 4 первых стратегиях волонтерская деятельность играет ключевую роль в формировании уникальной траектории профессиональной самореализации студентов, раскрывая ресурс волонтерской деятельности, как канала развития профессиональных компетенций молодежи. Типология также раскрывает возможности для управленческих решений в рамках волонтерской деятельности и воздействия на мотивацию студентов для формирования сообщества профессионалов.
Волонтерская деятельность имеет потенциал для наращивания человеческого капитала, в особенности инкорпорированного, так как позволяет участникам приобретать профессиональные практикоориентированные навыки и знания, которые не всегда имеют возможность дать официальные образовательные институты, но в первую очередь сообщество формирует ценности к альтруизму, непрерывному профессиональному росту, развитию надпрофессиональных и профессиональных компетенций на нетипичных ситуациях, постоянной самоактуализации, что и является основой формирования личности профессионала.
В работе также была сделана попытка доказать, что возможности волонтерской деятельности для профессиональной самореализации - это не только определенный организационный ресурс волонтерства, но и эффект от нее для развития студенческой молодежи, и для конкретного студента, имеющего опыт волонтерской деятельности, помогающий в профессиональном самоопределении и формированию высокого уровня профессиональной мобильности молодежи.



1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова // Хабаровск. - 2008.
- 20 с.
2. Алексеева Г.Г. Методологические подходы к исследованию волонтерства / Г.Г. Алексеева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - №8. - С. 31-34.
3. Антонова Т.В. Волонтерская деятельность в молодежной среде: расширение границ / Т.В. Антонова, Т.В. Игнатова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2020. - № 2. - С. 72-81.
4. Бидерман К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании [Электронный ресурс] / К. Бидерман // пер. с нем. М. Санниковой, И. Мюллер. - 1999. - С. 45. URL: http://www.kdobru.ru/materials.pdf. (дата обращения: 20.10.2022)
5. Болдырева Н. В. Роль и значение волонтерства в современной жизни в России / Н.В. Болдырева // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2019. - № 2. - С. 92-101.
6. Бурдье П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. - 2005. - Т. 6. - № 3. - С. 60-74.
7. Вебер М. Основные социологические понятия // М. Вебер // Вебер М. Избр. Произв. : пер с нем. М.: Прогресс - 1990. - 628 с.
8. Герасимова К.Г. Особенности социологического подхода к пониманию самореализации // АНИ: педагогика и психология. - 2015. - №3 (12). - С. 77-80.
9. Горлова Н.И. Развитие инфраструктуры поддержки добровольческих инициатив и создание организационных условий развития добровольческого движения / Н.И. Горлова // Волонтер: всерос. науч.-практ. журнал. - 2016. - №3 (19). - С. 6-20.
10. Добреньков В.И. Американская социологическая мысль. Р. Мертон. Дж. Мид. Т. Парсонс. А. Шюц: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, - 1994. - 495 с.
11. Здравомыслов А.Г. Человек и его работа в СССР и после: учебное пособие для вузов / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. - М.: Аспект Пресс, - 2003. - 485 с.
12. Ильина Ю.Н. Значение и употребление слов ДОБРОВОЛЕЦ и ВОЛОНТЕР в русском языке (по данным Национального корпуса русского языка) / Ю.Н. Ильина // Научный диалог. - 2019. - № 10. - С. 159-171.
13. Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия / Р. Инглхарт, К. Вельцель // : Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство - 2011.
- 464 с.
14. Исаева Е.А. Огосударствление института добровольчества в России: анализ законопроекта «О добровольчестве (волонтерстве)» / Е.А. Исаева // Власть. - 2013. - № 10. - С.148-150.
15. Клепикова А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжёлой инвалидностью: конструкты волонтёрства и профессионализма / А.А. Клепикова // Журнал исследований социальной политики. - 2011. - Т. 9. - № 3. - С. 406-418....50



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ