Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РФ И ФРГ (1993-2020)

Работа №188568

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Философия и основополагающие идеи систем пенсионного обеспечения 8
1.1. Основы пенсионного обеспечения современной Германии 8
1.2. Основная парадигма системы пенсионного обеспечения современной России 18
2. Обязательное пенсионное страхование 22
2.1. Государственное пенсионное страхование в ФРГ 22
2.2. Обязательное пенсионное страхование в России 31
2.3. Сравнение систем обязательного пенсионного страхования в ФРГ и РФ 36
3. Добровольное пенсионное страхование 38
3.1. Частное пенсионное страхование в Германии 38
3.2. Добровольное пенсионное страхование в России 42
3.3. Сравнение систем добровольного пенсионного страхования в ФРГ и РФ 47
4. Актуальные пенсионные реформы и их влияние на немецкое и российские общество ..49
4.1. Пенсионные реформы и тренды в социальной сфере жизни общества 49
4.2. Оценки пенсионных реформ в СМИ и экспертных кругах 54
Заключение 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 77

Германия является страной-передовиком в вопросах пенсионного обеспечения и социального государства. Система пенсионного обеспечения этой страны имеет богатую историю, которая заложила фундамент современной системы «трёх столпов». Сама проблема пенсионного обеспечения, пенсионного возраста, размеров пенсионных выплат и способов пенсионного страхования является дискуссионной и постоянно обсуждаемой, потому как мир (и в том числе страны Европейского Союза) сталкивается с серьезными вызовами, связанными с демографическим кризисом .
Так, сравнительно недавно в России был принят закон о повышении пенсионного возраста , а в немецких СМИ и политических кругах уже активно обсуждается возможность и необходимость дальнейшего повышения пенсионного возраста, переставшая быть табу- темой. Российскую и немецкую системы пенсионного обеспечения часто называют схожими, но ученые уверены, что между ними присутствует много различий, а сходство можно назвать таковым лишь «на первый взгляд». Схожести проводимых правительствами мер заставляют задуматься над природой проблем, решить которые призваны новые реформы, и над характерными чертами систем пенсионного обеспечения стран. Представляется логичным изучение богатого опыта Германии в области пенсионного страхования и во многом современных методов приспособления к социальным и демографическим реалиям и реагирования на новые вызовы для возможного их применения в нашей стране и сравнение с российской системой и теми трудностями, с которыми ей приходится сталкиваться в наши дни.
Актуальность работы объясняется схожестью проблем, с которыми сталкиваются Германия и Россия (и многие другие страны в сложившейся обстановке демографического кризиса, последствия которого осложняются влиянием пандемии коронавируса на национальные экономики и уровень благосостояния населения). Немецкую систему пенсионного обеспечения принято считать вполне успешной и прошедшей многие сложные этапы исторического развития (время правления национал-социалистов, послевоенное время, период экономического кризиса 1970-х гг. и др.) . Анализ этой системы на современном этапе может позволить подтвердить или опровергнуть распространенное мнение о ее успешности и надежности, а также подчерпнуть опыт ее реформирования.
Пенсионное обеспечение и социальная политика в целом - это меры, которые подвергаются постоянным изменениям и адаптации к современным проблемам, что одновременно осложняется тем, что результаты таких изменений нельзя оценить в краткосрочной перспективе. В этой связи актуально проведение полного описания тех мер и возможностей как для граждан Германии, так и для граждан России, с помощью которых они могут обеспечить себе достойное существование в старости, на основе актуальных аутентичных данных.
Целью данной Выпускной квалификационной работы является формулирование предложений по улучшению системы пенсионного обеспечения РФ после проведения реформы 2018 года на основе опыта ФРГ и оценка степени их реализуемости в российском обществе.
Объектом исследования являются системы пенсионного обеспечения в РФ и ФРГ.
В качестве предмета исследования были выбраны актуальное состояние и последние изменения в системах пенсионного обеспечения РФ и ФРГ в 1993-2020 гг.
Обозначенная цель реализуется посредством выполнения следующих задач: о выделить ключевые идеи, лежащие в основе системы пенсионного страхования в
Германии и России;
о в сравнительной перспективе рассмотреть существующие в РФ и ФРГ виды пенсионного страхования;
о осветить последние изменения, которые претерпевали рассматриваемые системы;
о на основе статистических данных продемонстрировать релевантность проводимых и требующихся изменений;
о определить и сформулировать ключевые позиции общественности и экспертов по проблемам реформирования систем пенсионного обеспечения РФ и ФРГ;
о сформировать список мер в области пенсионного обеспечения, успешно реализуемых в ФРГ и релевантных для РФ.
Предложенная структура исследования позволяет, двигаясь в проблематике в рамках каждого раздела от общего к частному, четко сформулировать не только то, как устроен фундамент существующих систем, но и как функционируют новейшие постройки, возвышающиеся над ним. Исследование проводится в рамках построения параллелей по следующим критериям: философия и основополагающие идеи систем пенсионного обеспечения, обязательное и добровольное пенсионное страхование и, наконец, актуальные вызовы систем, нацеленные на их преодоление реформы и реакция на них общественности в рассматриваемых странах. Таким образом, структура работы соответствует поставленным задачам и позволяет поэтапно их реализовать. Тесная связь исследования на исторический контекст и обращение к самым актуальным, еще не переведенным на русский язык источникам (в отношении немецкой системы) создает новизну этого исследования и его релевантность на сегодняшний день. Формулирование релевантных предложений по реформированию российской системы с опорой на систематизированные данные общественного мнения и экспертов имеют практическую значимость для реализации или дальнейших исследований в данной области.
Исследование реализуется посредством применения следующих методов: метод системного анализа, общенаучные методы анализа, синтеза и дедукции, исторический метод, политико-описательный метод и метод сравнения.
Обзор использованных источников и литературы
При написании данной работы была использована научная литература, статьи периодических изданий, тексты нормативных правовых актов ФРГ и РФ, официальные сайты различных ведомств Германии и России.
Следует сказать, что в немецком научном сообществе к проблемам пенсионного обеспечения ученые обращаются чаще, чем в российской, при этом акцент делается не только на экономических показателях, но и на таких ключевых понятиях, как «социальная справедливость» и «общественное благосостояние». В исследованиях российских ученых превалируют описательные моменты с расчетами государственных пенсий. В силу объективных обстоятельств (российская система пенсионного обеспечения на порядок моложе немецкой) исследования пенсий в Германии берет свое начало в значительно более раннее время, чем в России, но его расцвет приходится на вторую половину XX века. Демографический кризис обострил интерес научного сообщества к вопросам социальной политики и в особенности к проблемам пенсионного обеспечения.
Большое значение в проведении исследования имеет статья С. М. Михайловой «Пенсионное обеспечение в Германии» , которая описывает основные механизмы пенсионного страхования в данной стране и проводит параллели с российской системой, что позволяет сформулировать более четкое, практически значимое представление о проблеме.
Статьи Е. И. Епифановой «Солидарность поколений» и Н. В. Степановой «К вопросу пенсионного обеспечения в Германии» также довольно подробно освещают основные положения последних реформ в ФРГ и приводят статистические данные о пенсионных выплатах и взносах и их соответствии среднему уровню доходов в стране.
Кроме того, большой интерес с исследовательской точки зрения представляет книга Ю. А. Зеликовой «Стареющая Европа: демография, политика, социология» . Это большое исследование служит опорой для формирования контекста, в котором существуют исследуемые системы пенсионного обеспечения, и для привязки тех проблем, с которыми сталкивается Германия, к уровню Европейского Союза.
Особое место в работе отводится актуальным аутентичным исследованиям. В этой связи сайт «Bundeszentrale fur politische Bildung» с многочисленными статьями экспертов Герхарда Бэкера и Эрнеста Кистлера выступает опорным элементом литературы, на которую опирается описание немецкой системы пенсионного обеспечения.
При исследовании системы пенсионного обеспечения в России значительным подспорьем выступили статьи Н. Ю. Борисенко «Общая характеристика механизма исчисления пенсий и современного состояния уровня пенсионного обеспечения в России» , Н. М. Каспарьяна «Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения» , а также В. Ю. Лящок «Факторы роста размера пенсий в современной России» . Большую значимость в исследовании имеют также статьи экспертов российского центра Карнеги.
В силу новизны и практической значимости исследования оно в большей степени опирается на широкую базу источников на немецком, английском и русском языках. Так, полезными были сайты Федерального министерства труда и социальной политики Германии (Bundesministerium fur Arbeit und Soziales) , сайт «Deutsche Rentenversicherung» , официальный сайт Пенсионного фонда России и другие интернет- ресурсы, подробно освещающие то, как проходит процесс пенсионного страхования, четко указывающие размер пенсионных выплат и особенности разных уровней страхования.
Обращение к электронной версии Социального кодекса ФРГ (SGB VI) и Федеральным законам РФ «О страховых пенсиях» , «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и др. помогло развеять неточности в представлениях о системах и четко сформулировать те требования, которые государства предъявляют к застрахованным, и условия, на которых системы функционируют.
Статистические данные были взяты с официального сайта Евросоюза «Евростат» , с официального сайта Федерального статистического ведомства Германии и с сайта Федеральной службы государственной статистики России . Обращение к фактическим данным и статистическим сведениям позволило подкрепить выдвигаемые предположения и, как и в случае с исследованием Зеликовой, вписать исследование в контекст.
Наконец, выводы касаемо мнения общественности и экспертных кругов в обеих странах строились, на основе публикаций в авторитетных немецких и российских СМИ, таких как Spiegel, Stern, die Zeit, РБК, Ведомости, Интерфакс, Русская служба BBC и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Система пенсионного обеспечения Германии на современном этапе ее развития представляет собой трехступенчатую контрибуционную модель пенсионного страхования. Некогда основанная на главном принципе «Договор поколений», во второй половине XX века система столкнулась с демографическими и экономическими трудностями, вынудившими правительство пересмотреть основополагающие принципы и дополнить их механизмами, которые могли бы помочь справиться с возникшими трудностями. Так, система обязательного государственного пенсионного страхования была дополнена вторым и третьим «столпами», подразумевающими частное страхование с целью восполнения пробелов, возникающих вследствие несовершенства первого уровня. Тем не менее, хотя система и претерпевала изменения в процессе исторического развития Германии, она сохраняет стабильность, и в ней все еще можно найти те основы, которые заложил Отто фон Бисмарк.
Пенсионное обеспечение в России, которое получило активное развитие лишь в период истории «новой» России, также базируется на принципе «Договор поколений» и включает в себя зачатки многоступенчатого пенсионного страхования. Характерных различий между российской и немецкой системами пенсионного обеспечения по линии парадигмы нет, обе системы преимущественно контрибуционные, однако такие моменты, как ответственность за уплату страховых взносов (в России она целиком возлагается на работодателя, а в Германии - распределяется в равной степени между ним и работником), - свидетельство того, что системы далеки от полноценного сходства.
На сегодняшний день граждане Германии, за исключением некоторых категорий самозанятых, обязаны участвовать в системе государственного пенсионного страхования, которое для большинства из них является основой для достойного существования в пожилом возрасте. На этом уровне существует разделение на разные категории занятости, но все они являются частью одной системы. Первый уровень не ограничивается обеспечением граждан пенсиями по старости, но также распространяется на организацию пенсионного обеспечения по инвалидности и потере кормильца.
Система обязательного пенсионного страхования в России функционирует на тех же началах, что и в Германии, у них есть много общих черт: категории лиц, на которых распространяются пенсии в случае наступления страхового случая; общие условия для получения пенсий; системы расчета пенсий и даже включение отпуска по уходу за ребенком в страховой стаж в качестве социально значимой деятельности.
Различий между системами по линии обязательного пенсионного страхования, однако, больше: это и процентное отношение страховых взносов к общему размеру 59
заработной платы, и особенности расчета будущих пенсий, и длительность отпуска по уходу за ребенком, допустимая для учета в срок страхового стажа, и наличие в России отдельного вида пенсий -пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В последние десятилетия, однако, во многих странах наблюдаются ярко выраженные проявления демографического кризиса - явление, называемое «Стареющей Европой». В этой связи увеличивается не только количество получателей пенсионных выплат, но и срок получения этих выплат, потому что по ряду причин продолжительность жизни значительно увеличилась. Эти условия неизбежно усиливают нагрузку на работающее население и лишают его уверенности в достойном доходе в старости, потому что тенденция старения населения продолжает прогрессировать.
Как ответ на этот демографический вызов государство в Германии призывает своих граждан участвовать в программах частного пенсионного страхования, заботясь о своем будущем заранее. Частное страхование распространяется на два уровня: корпоративный и индивидуальный. В первом случае решение об участии в этом уровне страхования ложится, по большому счету, на работодателя, в то время как на третьей ступени индивид сам принимает решение о том, какой способ страхования ему стоит выбрать и насколько много он/она готов инвестировать в свою будущую пенсию.
В России добровольное пенсионное страхование появилось значительно позже (в начале 2000-х гг.) и еще не получило ни должного институционального оформления, ни распространения в обществе. Несмотря на общие внешние сходства двух систем - добровольный характер участия в программах и преобладание корпоративного страхования, различия в данном аспекте преобладают - это, прежде всего, колоссальная разница в количестве застрахованных и то, насколько легкодоступной является информация по каждой из программ и каков выбор среди них на рынке услуг пенсионного страхования.
Также в рамках исследования было установлено, что в последние 15 лет система пенсионного обеспечения ФРГ не претерпевала изменений, которые могут быть квалифицированы как смена парадигмы всей системы. Однако происходили изменения по интегрированию двух новых уровней пенсионного обеспечения в эту систему, предусматривались меры по стимулированию работников, работодателей и самозанятых не ограничиваться только основным страхованием. Кроме того, в последнее время в Германии реализуется повышение пенсионного возраста до 67 лет (в том числе для инвалидов, вдов и других отдельных категорий участников пенсионного страхования).
Последние меры особенно активно обсуждаются в немецких СМИ и экспертных кругах, потому что, с одной стороны, они вызваны объективными демографическими изменениями, но, с другой, кажутся неправильными с точки зрения социальной справедливости. Так, приведенные в исследовании статистические данные показывают, что в последнее время в Германии заметно увеличилась продолжительность жизни, коэффициент зависимости количества работоспособного населения к пожилому и медианный возраст. Все это свидетельствует о том, что система нуждается в комплексных изменениях, в приспособлении к современным реалиям.
Анализ официальных документов правительства ФРГ позволил определить позицию и намерения правящих кругов Германии по реформированию системы пенсионного обеспечения, а обращение к статьям наиболее известных изданий - сформировать более реальное представление о работе системы и всех ее плюсах и минусах (о которых часто не говорится на официальных сайтах и в докладах правительства).
Российская же система претерпела серьезные изменения (которые, однако, нельзя отнести к смене парадигмы) совсем недавно - в 2018 году была проведена пенсионная реформа, главным итогом которой стало повышение пенсионного возраста. В ходе анализа статей в СМИ, вышедших непосредственно после оглашения намерений о проведении реформы и после ее запуска позволило сделать вывод о том, что оценки в обществе скорее негативны, но основываются на рациональных рассуждениях и опираются на статистические данные. Не оспаривается тот факт, что общество в сложившейся демографической ситуации нуждается в подобного рода реформах, но открытым остается вопрос спешки и релевантности мер для российского общества.
По сравнению с немецкими СМИ, российские, несмотря на то, что реформа уже претворяется в жизнь, менее резки и конструктивны - описываются разные варианты дальнейшего развития событий, разбираются альтернативы пенсионной реформе, но не делается конкретных выводов, в то время как немецкие эксперты активно предлагают пути решения сложившихся проблем.
В заключение, на основе немецкого опыта следует сформулировать итоговые рекомендации для российской системы пенсионного обеспечения, которые, по мнению автора, могут быть реализуемы в контексте сегодняшней демографической ситуации:
• проработка формул по начислению разных видов пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования (корректировка коэффициентов в формуле в зависимости от вида страхования), что может поспособствовать более справедливому распределению денежных средств, полученных со взносов работающего населения;
• комплексное реформирование не только систем пенсионного обеспечения, но и законодательной базы трудовых отношений - борьба со структурной безработицей, регулирование вопросов частичной занятности;
• работа с инструментами регулирования пенсионных отчислений - разработка получения взносов большего размера от застрахованных с очень высокими доходами;
• повышение пенсионной грамотности и распространение базовых знаний среди молодежи и людей предпенсионного возраста - формирование доступных информационных ресурсов и их распространение;
• популяризация программ добровольного пенсионного страхования и страхования жизни как среди людей с доходами выше среднего, так и у представителей среднего класса - стимулирование участия в них путем предоставления налоговых льгот.
Ввиду разного контекста, в рамках которого изучаемые системы существуют, ряд мер, релевантных для российского общества, очень ограничен. В ходе исследования было установлено, что, несмотря на очевидные различия в системах пенсионного обеспечения в России и Германии, российская система не стоит на месте, предпринимаются усилия по ее улучшению, по распространению т.н. «белых зарплат» и увеличению потоков страховых взносов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что немецкая система пенсионного обеспечения далеко не так идеальна, как она может представляться для неосведомленных людей. Наряду с другими государствами Европы и мира Германия сталкивается с колоссальными демографическими трудностями, которые требуют от правительства непопулярных мер, проведение которых может расположить электорат в сторону оппозиционных партий. Тем не менее, политики предпринимают попытки по реформированию системы (нередко вызывающие общественный резонанс) и предлагают населению альтернативы, упирающиеся, в свою очередь, в уровень жизни пенсионеров и работающего населения. Как и любые другие социально-политические меры, меры пенсионного обеспечения неизбежно влекут за собой споры и неоднозначные вопросы. Исследование опыта другой страны не подразумевает под собой полного калькирования реализуемых там мер в нашем государстве, однако может послужить подспорьем при поиске новых решений, потому как они уже проверены на практике, что чрезвычайно важно для социально-политических реформ, эффективность которых трудно оценить в первые годы после реализации.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий : Федеральный закон от 3.10.2018 N 350-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2018. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/ (дата обращения: 04.05.2021).
3. О государственном пенсионном обеспечении в РФ : Федеральный закон от 22.12.2020 N 166-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения: 21.03.2021).
4. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений : Федеральный закон от 30.04.2007 N 56-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2007. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76593/#d st0 (дата обращения: 01.05.2021).
5. О накопительной пенсии : Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ
(последняя редакция) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2013. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (дата обращения:
07.01.2021).
6. О негосударственных пенсионных фондах : Федеральный закон от 7.05.1998
N 75-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 1998. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/ (дата обращения: 01.05.2021).
7. О страховых пенсиях : Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2013. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 07.01.2021).
8. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации :
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2018. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (дата обращения: 06.01.2021).
9. Bericht der Bundesregierung uber die gesetzliche Rentenversicherung 2000. // Deutscher Bundestag. - Druck-sache 14/4730. - 2000. - S. 43.
10. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. Artikel 33 // Deutscher Bundestag. - [S. l.], 2020. - URL: https://www.bundestag.de/gg (das datum des zuganges 22.01.2021).
11. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD // Die Bundesregierung. - Berlin,
2018. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/koalitionsvertrag-zwischen-cdu- csu-und-spd-195906 (das datum des zuganges 22.01.2021).
12. Sozialgesetzbuch // Sozialgesetzbuch. - [S. l.], 2005. - URL:
https://www.sozialgesetzbuch-sgb.de/ (das datum des zuganges 22.01.2021).
Материалы с сайтов государственных ведомств:
13. Все о будущей пенсии. Для учебы и жизни // Пенсионный фонд России. - [Б. м.], 2019. - URL: https://pfr.gov.ru/files/id/press_center/pr/uchebnik/SchoolBook_2019.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
14. Добровольное страхование. Что это? // Пенсионный фонд России. - [Б. м.], 2008. - URL: https://pfr.gov.ru/branches/magadan/news~2008/10/21/42780 (дата обращения: 01.05.2021).
15. История пенсионного обеспечения в России // Пенсионный фонд России. - [Б. м.], б. г. - URL: https://school.pfr.gov.ru/history.html (дата обращения: 21.01.2021).
...104


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ