ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ 8
1.1. Понятие «самоопределение» в психологии 8
1.2. Проблема личностного и профессионального самоопределение учителей 16
1.3. Проблема структуры соотношения личностного и профессионального самоопределения учителей 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ 31
2.1. Организация и методы исследования личностного и профессионального самоопределения учителей 31
2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования 34
2.3 Личностно ориентированный тренинг профессионального развития педагога 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность данной темы определяется происходящими в нашей стране изменениями, которые усилили интерес общества к процессу становления и развития личности и в первую очередь - личности педагога, который, работая в системе образования, принимает далеко не последнее участие в становлении и развитии подрастающего поколения. Разработка различных аспектов взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения поможет создать соответствующие условия для самореализации личности как в процессе обучения в вузе, так и в профессиональной деятельности в дальнейшем.
Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу актвно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимость глубокого исследования профессионального самоопределения личности обусловлена потребностями общества: незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени - во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части учителей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров в школе, которая в условиях их дефицита наносит немалый ущерб нашей экономике.
Во-вторых, проблема профессионального самоопределения - это ключевая проблема педагогики и психологии профессионального становления личности учителя, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития педагога, а с другой - как критерий одного из этапов этого процесса.
В связи с тем, что профессиональное самоопределение педагога неразрывно связано с личностным самоопределением и, как указывает ряд авторов (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), является его частью, особенности структуры и закономерности профессионального и личностного самоопределения необходимо учитывать уже в процессе обучения в вузе, т.е. на ранних стадиях профессионализации. Этому придается важное значение, поскольку в последние годы в психологии и педагогике активно развивается личностно ориентационная парадигма образования (А.Г. Асмалов, Е.В. Бондаревская, Е.И. Исаев, И.Б. Котова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.). Задача выявления профессонально- личностных особенностей, основных тенденций, своеобразия профессионализации на этапе обучения в вузе становится все более актуальной. Однако если для периода школьного обучения эти вопросы достаточно проработаны, то для этапа студенчества они продолжают оставаться малоразработанными.
Актуальность темы обусловлена также тем, что существует разрыв между требованиями профессиональной личности ориентированной парадигмы образования и унифицированным характером профессионализации педагогов. Это приводит к необходимости совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, которые в изменившихся социально-экономических условиях должна уметь работать творчески.
Объект исследования - профессионально - личностное самоопределение педагогов.
Предмет исследования - соотношения личностного и профессионального самоопределения учителей.
Проблема исследования - как соотносятся особенности личностного и профессионального самоопределения учителей.
Цель исследования - изучить особенности личностного и профессионального самоопределения учителей.
Гипотеза исследования предполагает, что существует взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения учителей, которая имеет определенную структуру.....
Подводя итог выполненной в диссертации исследования работы, важно отметить следующее:
1. Проанализированы теоретические подходы к изучению личностного и профессионального самоопределения учителей, рассмотрены и определены структурные компоненты их взаимосвязи, такие как рефлексивный, интеллектуальный, эмоциональный и направленность (личностная и профессиональная).
2. Разработана схема психологического исследования и изучена структура взаимосвязи личностного и профессионального самоопределение учителей.
3. Раскрыта сущность взаимосвязи личностного и профессионального учителей. С позиции интегративного подхода личностное и профессионально самоопределение учителей.
4. Разработана коррекционная программа тренинга, как психологическое условие сопровождения и содействия личностному и профессиональному самоопределению учителей.
Из четырех компонентов взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения в наибольшей степени подвергается воздействию эмоциональный компонент, повышения уровня которого способствует целостности взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения учителей.
Установлена тесная взаимосвязь между компонентами структуры личностного и профессионального самоопределения; педагогической и предметной структуры направленностью с одной стороны, и «личностной направленностью», «личностной рефлексией», «интеллектом, связанным с профессиональным самоопределением, с другой стороны».
Выдвинутые гипотезы подтвердились: между личностным и профессиональным самоопределением существует взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения учителей, которая имеет определенную структуру.
Определена взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения как интегральной характеристики личности учителя, и компонентов ее структуры, обуславливает возможность исследования взаимосвязи как системного объекта, что позволяет преодолеть кризис методологических возможностей изучения отдельных компонентов самоопределения учителей и объединяет общую систему понятий и многообразие уже известных и вновь полученных фактов. А так же возможность структурировать и систематизировать, уже имеющуюся в науке, систему знаний и понятийного аппарата для дальнейшего совершенствования и развития научной мысли в этом направлении.
Анализ познавательной ситуации в изучении структуры взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения учителей специальностей показал необходимость ряда экспериментальных исследований с целью более масштабного рассмотрения выделенной психологической реальности с различных сторон.
Экспериментальное изучение особенностей структуры взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения, с точки зрения результата ее проявления, подтвердило наши представления и ней как интегративной характеристики, способствующей оптимизации целостного и гармоничного развития личности учителей.
Полученные экспериментальные данные, обработанные методами математической статистики, позволили выделить основные факторы развития структуры взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения, представляющей собой сочетание таких личностных особенностей (свойств), как, рефлексивный, эмоциональный и интеллектуальный компонент, направленность (личностная и профессиональная).....
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:Наука,1980.
2. Аверин В. А. Психология личности. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический Проект, 2007. - 240 с.
4. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития: теория и практика исследования: монография. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2015. - 248 с.
5. Бозаджиев В.Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 7. - С. 98-99.
6. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности и формирование личности // Психология формирования и развития личности/ По. ред. Л.И.Анцыферовой. М,1981.
7. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе / науч. ред. Н. К. Сергеев. - 2-е изд., испр. и доп. - Волгоград: «Оптим», 2006. - 120 с
8. Воспитание общественной и профессиональной направленности личности. Иркутск, 1977 Ярошевского. М.; Воронеж МОДЭК, 1996. С. - 512
9. Величко Е. В. Психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности и ее диагностика // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 203-207.
10. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема: диссертация, докт.пед.наук. - М.,1993.
11. Ащулман Д.Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина паблишер. 2011. - 301 с.
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
13. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. - М.: РАУ, 1993 - 293 с.
14. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности.: автореф. дис. д -ра пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1983. - 46 с.
15. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 321 с.....(42)