ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Устойчивость: понятие, принципы формирования, виды 6
1.2 Факторы, воздействующие на устойчивость деятельности
предприятия 22
1.3 Инструменты управления устойчивостью торгового предприятия 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Актуальность выбранной темы. Проблемы неустойчивости предприятий, как следствие их неготовности к изменившимся условиям хозяйствования, усугубляются процессами формирования самой рыночной среды. Это значит, что сегодня устойчивость должна достигаться при взаимосвязанном разрешении проблем микро- и макросреды. На сегодняшний день обеспечение устойчивого развития очень актуально для торговли, так как многие предприятия этой отрасли, в основном средние и малые, не обладают большими финансовыми резервами, которые позволяют относительно несложно переждать кризисный период экономического цикла. Более того, большинство предприятий торговли в период кризиса не могут рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства.
Устойчивое развитие экономических организаций возможно при условии постоянного внедрения инноваций, а также в практику управления элементов моделирования от оценки устойчивости до реализации планов.
К традиционным для рыночной экономики механизмам адаптации к изменению конъюнктуры рынков для поддержания устойчивости относят: технические и технологические инновации, реструктуризацию, диверсификацию, совершенствование организационной структуры и структуры управления. Однако возможность их применения в значительной степени связана с показателями финансовой устойчивости и долей активов предприятия в денежной форме. Оценка степени устойчивости может быть дана только при использовании «комплексных» методов, включающих как количественный анализ экономических показателей, так и качественную оценку слабо формализуемых параметров.
Цели и задачи исследования. Целью магистерской диссертации является обоснование организационно - экономических аспектов устойчивого развития торгового предприятия.
Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические положения устойчивого развития торгового предприятия;
- изучить методические аспекты оценки устойчивого развития торгового предприятия;
- дополнить виды организационной в части инновационной устойчивости предприятия;
- дополнить показатели экономической оценки устойчивости торгового предприятия;
- провести апробацию предложенных показателей оценки устойчивости предприятия.
Научная новизна диссертации заключается в совершенствовании теоретико-методических аспектов устойчивого развития торгового предприятия:
- дополнена разновидность инновационной устойчивости, как вид организационной, признаком степень стойкости, позволяющая провести системную оценку способности внедрения инноваций на торговом предприятии в условиях конкурентного рынка;
- на основе метода декомпозиции дополнены и декомпозированы показатели организационной и экономической оценки устойчивости торговых предприятий;
- на основе интегрального показателя рентабельности инноваций определены пороговые значения степени инновационной стойкости: высокая, нормальная, предельно допускаемая и критическая.
Теоретической основой исследования являются труды зарубежных авторов по теории и методологии оценки устойчивости предприятия, формированию и совершенствованию организационно - экономического механизма хозяйствования, таких как: Аакер Д., Ван Хорн Дж. К., Дамодаран А., Портер М. и отечественных Алферова Т.В., Асаул М.А., Бакальская Е.В.,Баранов А.В., Барканов А.С., Белецкий М.Д., Букреев В.В., Гонова О.В., Грачев А.В., Гусев С.А., Денисов К.А., Дубков С.В., Ильичева А.В., Лясковская Е.А., Николаева О.В., Омельченко И.Н., Филиппенко Д.С., Хомяченкова Н.А., . Шаламова О.В., Шестерикова Н.В. и др.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы анализа и синтеза, единства исторического и логического, индуктивного и дедуктивного, абстракции, графический метод представления полученных результатов. Используются методы относительных величин оценки торгового потенциала, корреляционно-регрессионного анализа и др.
Объектом исследования является система показателей, определяющих степень устойчивости торговых предприятий в условиях конкурентного рынка.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических и методических аспектов формирования и оценки организационно - экономической устойчивости торговых предприятий.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы - 85 страниц. Список использованных источников состоит из 60 источников.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
- исследованы теоретические положения устойчивого развития торгового предприятия;
- изучены методические аспекты оценки устойчивого развития торгового предприятия;
- дополнен вид организационной в части инновационной устойчивости предприятия;
- дополнены показатели экономической оценки устойчивости торгового предприятия;
- проведена апробация предложенных показателей оценки устойчивости предприятия.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд обобщений. В 1 главе диссертационного исследования нами были рассмотрены понятия устойчивости, принципы формирования. К ним относятся такие принципы как: гармонизация использования экономических, материальных и трудовых ресурсов с ориентацией на стабильный рост социальной эффективности; согласование интересов потребителей, работников и владельцев предприятия; обеспечение прибыльности; эффективность использования оптимальной организационной структуры и рациональных методов управления. Рассмотрели классификацию видов устойчивости, разработанную на базе системного подхода, в основе которого лежит анализ предприятия как целостного множества определенных элементов: финансов, экономики, инноваций, маркетинга, производства, кадров, управления и др. Особое значение из представленных видов устойчивости принимает устойчивость в зависимости сферы деятельности предприятия, в связи с чем, были выделены такие виды устойчивости, как: производственная,финансовая, экономическая, организационная, социальная, кадровая,экологическая, инновационная, организационная, маркетинговая, инвестиционная, институциональная, управленческая. Привели классификацию факторов и рассмотрели влияние каждой их группы на успешное функционирование и устойчивость предприятия. При рассмотрении инструментов управления устойчивостью, выделили инновации, как один из самых важных инструментов. Выделили основные проблемы устойчивости и рассмотрели понятие инновационной устойчивости. Мы добавляем такой критерий классификации как степень стойкости, для того чтобы оценить способность предприятия к внедрению инноваций и разработать необходимые управленческие решения на основании вида инновационной устойчивости.
Во второй главе диссертационного исследования были рассмотрены подходы к оценке устойчивости организации: традиционный, ресурсный, ресурсно - управленческий, подход, основанный на использовании стохастического анализа и подход, основанный на использовании теории нечетких множеств. Инновационную устойчивость в большей степени учитывает ресурсно-управленческий подход, так как он отражает не только ресурсы предприятия, но и систему управления ими. А для успешной реализации инновационной стратегии нужно грамотное соотношение и использование этих факторов. Также инновационную устойчивость учитывает и традиционный подход, так как он применяется в расчете основных показателей деятельности предприятия. Поэтому выбрали эти подходы для дальнейшей оценки устойчивости. Провели сравнительный анализ методик оценки устойчивого развития предприятия. С точки зрения динамического подхода Т.В. Алферова, А.В. Баранов, Е.А. Третьякова, Г.Р. Яруллина рассматривают деятельность предприятия как динамичный меняющийся процесс. Н.В. Хомяченкова и О.В. Шаламова, напротив, рассматривают устойчивое развитие именно с точки зрения устойчивости, а не изменений. Сторонники синергетического подхода, предполагающего скачкообразное изменение системы с переходом на новый качественный уровень, К.А. Денисов, А.В. Соломка, Е.А. Лясковская, акцентируют внимание на внедрении инновационных процессов и подчеркивают перманентный характер инновационной составляющей в достижении устойчивого развития. Рассмотрели основные показатели устойчивости, выделенные на основе видов устойчивости.
В третьей главе диссертационного исследования провели расширение системы показателей оценки организационно - экономической инновационной устойчивости такими показателями как: рентабельность затрат на инновации, рентабельность инноваций, рентабельность собственного капитала от инноваций, отдача инноваций, оборачиваемость инновационных товаров, затроотдача, затраторентабельность, производительность труда инноваторов, трудоемкость инноваторов, зарплптоотдача инноваторов, зарплпторентабельность инноваторов. На основе интегрального показателя рентабельности инноваций были определены пороговые значения степени инновационной стойкости: высокая, нормальная, предельно допускаемая, критическая. Проведена оценка организационно - экономической инновационной устойчивости торгового предприятия ООО «ЭВЭН», значение интегрального показателя показало неудовлетворительный результат, были разработаны мероприятия повышающие устойчивость. Было предложено создать собственное инновационное подразделение, которое занимается инновационной деятельностью предприятия. После реализации мероприятия был снова посчитан интегральный показатель рентабельности инноваций, на этот раз его значение было 0,75, это означает, что предприятие имеет нормальную степень стойкости инновационной устойчивости. Следовательно, проводимые мероприятия оказались эффективны в повышении устойчивости торгового предприятия.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от
30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г №11-ФКЗ). - // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ в ред. от
28.03.2017 // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: в 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, 05.08.2000 г №117-ФЗ ред. от 03.04.2017 // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2001 г. №197-ФЗ ред. от 05.10.2015// Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года [Электронный ресурс] : приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 11.11.2010 № 887 ред. от 14.05.2012 // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ ред. 03.07.2016 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края»: Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. №505-п; в ред. от 28.09.2016 г. №478-п [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zakon.krskstate.ru/doc/35003
9. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: бизнес-стратегии для успешного менеджмента / Д. Акер. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
10. Алферова Т.В. Концептуальное моделирование определения категории «устойчивое развитие» / Т.В. Алферова // Экономическая теория. - 2012. - №4. - С. 46 - 52.
11. Арзуманова Т. И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебник / Т. И. Арзуманова. - М.: Дашков и К, 2009. - 273 с.
12. Асаул М.А. Обеспечение устойчивости предпринимательских структур инвестиционно - строительной сферы: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.0. 05 // М.А. Асаул. - СПб, 2008. - 49 с.
13. Баженов Ю.К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: учеб. пособие / Ю. К. Баженов. - Москва: Омега-Л, 2011. - 376 с.
14. Байдина O.B. Инвестиционно - воспроизводственная устойчивость: экономические условия и стратегия обеспечения: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 // О.В. Байдина. - Белгород, 2009. - 24 с.
15. Бакальская Е.В. О категории "устойчивость торговой организации" / Е.В. Бакальская // Российское предпринимательство. - 2008. - №2. - С. 161 - 165.
16. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 320 с.
17. Баранов А.В. Методы и инструментарий обеспечения устойчивого инновационного развития промышленных предприятий: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05 // А.В. Баранов. - СПб, 2013. - 19 с.
18. Барканов А.С. Проблемы обеспечения устойчивого функционирования и стратегического развития предприятий строительной отрасли: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 // А.С. Барканов. - М., 2008. - 43 с.
19. Белецкий М.Д. Мотивация персонала как значимый фактор обеспечения устойчивости развития розничных торговых предприятий / М.Д. Белецкий // Современные гуманитарные исследования. - 2015. - №4. - С. 22 -
25.
20. Блау С.Л. Инвестиционный анализ: учебник для бакалавров / С.Л. Блау. — М.: Дашков и К, 2016. — 256 с.
21. Букреев В.В. Управление социальной устойчивостью предприятия на основе производственной демократии: теория и практика: автореф. . д-ра экон. наук: 08.00.05 // В.В. Букреев. - М., 2008. - 48с.
22. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: пер с англ. / Дж.
К. Ван Хорн. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 800 с.
23. Гаеткалов H.H. Обеспечение эффективности розничной торговли на основе совершенствования планирования закупок и прогнозирования динамики продаж: автореф. дис. канд. экон. наук:08.00.05 // Н.Н. Гаеткалов. — Уфа, 2004. - 28 с.
24. Герасимов Б.Н. Оценка эффективности управления развитием инновационной деятельности предприятия / Б.Н. Герасимов // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - №6. - С. 72-76.
25. Гонова О.В. Методы и модели диагностики устойчивого развития регионального агропроизводственного комплекса: автореф. . д-ра экон. наук: 08.00.05 // О.В. Гонова. - Самара, 2012. - 45 с.
26. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: учеб. пособие/ А.В. Грачев. - М.: Дело и Сервис, 2004. - 315 с.
27. Гусев С.А. Мониторинг состояния устойчивого развития промышленного предприятия / С.А. Гусев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №24. - С. 83 -88.
28. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов: пер. с англ. / А. Дамодаран. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 1339 с.
29. Денисов К.А. Методы формирования стратегии устойчивого развития предприятия на инновационной основе: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05 // К.А. Денисов. - СПб, 2014. - 31 с.
30. Дубков С.В. Модели и методы обеспечения устойчивости инновационного развития предприятий: автореф. . канд. экон. наук:08.0. 05 // С.В. Денисов. - М., 2015. - 25с.
31. Дятлов С.А. Основы концепции устойчивого развития / С.А. Дятлов. - СПб.: Питер, 1998. - 295 с.
32. Жулидов С.И. Организация торговли: учебник / С.И. Жулидов. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
33. Завалишин A.B. Проблемы розничной торговли / А.В. Завалишин // Вопросы управления. - 2011. - №10. - С. 17-21.
34. Ильичева А.В. Формирование механизма оценки устойчивого развития территориально - промышленного комплекса: автореф. . канд. экон. наук: 08.00.05 // А.В. Ильичева. - М., 2014. - 24 с.
35. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры/ В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 560 с.
36. Кузнецов Б.Т. Инвестиционный анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Т. Кузнецов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 361 с.
37. Липсиц И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учебник / И.В. Липсиц. — М.: ИНФРА-М, 2013 — 320 с.
38. Лысенко Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания: учеб. пособие / Ю. В. Лысенко. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 411 с.
39. Лясковская Е.А. Управление инновационным развитием предприятия по показателям устойчивости: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.0. 05 // Е.А. Лясковская. - Челябинск, 2009. - 42 с.
40. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации /В.П. Медведев. - М.: Магистр, 2009. - 159 с.
41. Метелев С.Е. Финансы торговых организаций: учебное пособие / С.Е. Метелев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 200 с.
42. Миронова В.С. Управление инновационной деятельностью на предприятиях с позиции дифференцированного подхода // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 1. - С. 116-121
43. Николаева О.В. Методические аспекты обеспечения устойчивого развития предприятий розничной торговли: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.0. 05 // О.В. Николаева. - Москва, 2012. - 17 с.
44. Николаева О.В. Влияние инновационной деятельности на обеспечение устойчивого развития предприятий розничной торговли / О.В. Николаева // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. — 2012. — № 3. — С. 48¬52.
45. Николаева О.В. Стратегия развития организации и особенности ее реализации в торговле / О.В. Николаева // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. - 2008. - № 6. - С. 41-43.
46. Никулина Н.Н. и др. Организация коммерческой деятельности предприятий/ Н.Н. Никулина, Л.Ф. Суходоева, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2012.- 319с.
47. Омельченко И.Н. Организационно - экономическая устойчивость и конкурентоспособность интегрированных предприятий / И.Н. Омельченко. -М.: КНОРУС, 2016. - 323 с.
48. Памбухчиянц О.В. Организация торговли: учебник / О.В.Памбухчиянц. - Москва: Дашков и К, 2014. - 293 с.
49. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 715 с.
50. Твисс Б. Управление научно - техническими нововведениями: пер. с англ. / Б. Твисс. - М.: Экономика, 2010. - 386 с.
51. Филиппенко Д.С. Организационно - экономическое обеспечение устойчивого развития предприятий в условиях глобализации экономики: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05 // Д.С. Филиппенко. - Нижний Новгород, 2014. - 28 с.
52. Фиоктистов К.С. Проблемы снижения рисков торговых предприятий / К.С. Фиоктистов // Бизнес-панорама. - 2011. - №7. - С. 12-14.
53. Черных А.В. Механизм устойчивого развития предприятий в период активной инвестиционной деятельности: автореф. дис . канд. экон. наук: 08.00.05. Экономика и упр. нар. хоз-вом (экономика, орг. и упр. предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность) / Белгородский государственный технический университет. Белгород: Изд-во БГТУ, 2006. - 20 с.
54. Хомяченкова Н.А. Механизм планирования устойчивого развития предприятия: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05 // Н.А. Хомяченкова. - М., 2015. - 23 с.
55. Шаламова О.В. Оценка устойчивости и условия и условия устойчивого развития предприятий: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05 //О.В. Шаламова. - Хабаровск, 2011. - 34 с.
56. Шестерикова Н.В. Формирование стратегии устойчивого развития предприятия на основе системы сбалансированных показателей: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05 // Н.В. Шестерикова. - Нижний Новгород, 2009. - 24 с.
57. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие для вузов / ред.: Т. И. Николаева, Н. Р. Егорова. - 3-е изд., стереотип. - Москва: КноРус, 2016. - 400 с.
58. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / под ред. А. Н. Соломатина. - СПб: Питер, 2010. - 560 с.
59. Экономика предприятий торговли / под ред. Н. Максименко, Е. Шишковой. - М.: Высшая школа, 2010. - 544с.
60. Экономика отрасли : торговля и общественное питание: учеб. пособие / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др. - М. : Альфа - М.: Инфра - М, 2008. - 224 с.