ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современные подходы к управлению муниципальной собственностью 7
1.1 Функции и задачи управления муниципальной собственностью 7
1.2. Современные отечественные и зарубежные подходы к управлению
муниципальной собственностью 12
1.3 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью 21
2 Система предприятий и учреждений муниципального образования 28
2.1 Система муниципальных предприятий 29
2.2 Реализация полномочий органов местного самоуправления
подведомственными муниципальными предприятиями 34
2.3 Проблемы наделения муниципальной инженерной инфраструктурой
муниципальных предприятий 59
3 Механизмы совершенствования управления муниципальной инженерной
инфраструктурой 69
3.1 Организационные механизмы формирования предприятия
муниципальной инженерной инфраструктуры 69
3.2 Обоснование целесообразности формирования предприятия инженерной
инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности 75
3.3 Предложения по совершенствованию подходов к управлению
муниципальной инженерной инфраструктурой; 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 115
Исследование теоритических и практических основ предоставления улуг в сфере водопроводно - канализационного хозяйства (ВКХ) является необходимостью в условиях модернизации социально - экономических отношений на уровне муниципальных образований. Особую важность представляет выявление особенностей системы управления данном
направлении отрасли в процессе деятельности многопрофильных предприятий, разработки стратегии управления тарифами с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно - коммунальными услугами (ЖКХ).
Одновременно с проблемами, связанными с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной проработанностью нормативно - правовых аспектов первостепенным становится решение проблемы низкой эффективности управленческих решений.
Данная проблема заслуживает внимания на муниципальном уровне, как наиболее значимом в непосредственном приближении в экономических отношениях между людьми на первичном уровне управленческого воздействия экономической власти государства. Все вышеназванное, в совокупности с недостаточностью комплексного анализа проблем управления ЖКХ в научной и учебной литературе, и обусловило актуальность рассмотрения этого вопроса.
С позиции степени разработанности проблемы хочется отметить, что над вопросами управления и организационно-экономическим развитием ЖКХ работали такие отечественные экономисты, как А. И. Безлюдов, П. П. Бирюков, Е. В. Егоров, Д. М. Жуков, В. Б. Зотов, А. Г. Козлюк, В. Г. Поляков, А. Н. Ряховская, Ф. Г. Таги-Заде и др.
С точки зрения управления процессами реформирования ЖКХ эти проблемы исследовались в работах ученых В. П. Дыневской, Э. Б. Росщупкина, К. Н. Савина, Е. Стирнова, Г. А. Устинова, Л. К. Черемецкого, Л. И.
Вопросы управления предприятиями ЖКХ и муниципального управления исследуются в многочисленных работах, но хотелось бы выделить наиболее фундаментальные труды В. С. Боголюбова, А. И. Безлюдова, О. Э. Бессонова,
A. Г. Воронина, В. И. Каспина, А. Н. Кириллова, А. Косовских, С. Г. Крапчан,B. А. Лапина, Р. О. Саливан, Ю. М. Сафронова, В. М. Стеняева, А. Н. Широкова, В. Ф. Щербакова.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной обеспеченностью сетями городской ливневой канализации в городе Красноярске, вызванной их отсутствием на преобладающей части сложившейся застройки, а так же быстрым ростом города и отсутствием хозяйствующего субъекта, контролирующего техническое присоединение ливневых сетей строящихся районов. Сложившаяся ситуация приводит к возникновению экологических проблем, проблематичной эксплуатации дорожной сети в периоды дождей и таяния снега и ее неблагоприятному эстетическому виду.
Проблематика работы связана с отсутствием эксплуатирующего предприятия городской ливневой канализации и необходимостью выявления наиболее рационального предложения по форме и порядке его организации.
Объектом исследования является муниципальная инженерная инфраструктура города Красноярска.
Предмет исследования - механизмы управления муниципальной инженерной инфраструктурой на примере создания предприятия по эксплуатации элементов инженерной инфраструктуры.
Цель проводимого исследования - выполнить предложение по совершенствованию механизмов управления муниципальной инженерной инфраструктурой.
Выдвинутая цель базируется на гипотезе, что существующее дорожно¬транспортное предприятие Свердловского района города Красноярска обладает необходимыми ресурсами для реорганизации в предприятие по эксплуатации городской ливневой канализации и применение рациональных механизмов по управлению муниципальной собственностью повлияет на возможность устранение проблемы по удалению поверхностных сточных вод в городе Красноярске.
Достижение поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:
- проанализировать зарубежный и отечественный опыт управления муниципальной собственностью;
- изучить современное состояние подходов к управлению муниципальной собственностью;
- рассмотреть систему предприятий муниципального образования;
- разработать организационные механизмы формирования предприятия муниципальной инженерной инфраструктуры;
- предложить способы совершенствования управления муниципальной инженерной инфраструктуры.
Совершенствование подходов к управлению муниципальной собственностью является актуальной ввиду возможности привлечения внебюджетных источников финансирования вопросов местного значения на примере решения задачи по формированию системы эксплуатации городской ливневой канализации. Научная новизна работы заключается в проработке организационных механизмов формирования предприятия муниципальной инженерной инфраструктуры и обоснование целесообразности формирования предприятия инженерной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности.
Теоретическая значимость диссертации состоит в систематизации особенностей наделения муниципальным имуществом муниципального образования, разработке предложения по совершенствованию подходов к управлению муниципальной инженерной инфраструктурой.
Практическая ценность работы определяется возможностью применения результатов исследования в создании предприятия инженерной инфраструктуры в городе Красноярске.
Методы исследования предполагают междисциплинарный системно-структурный подход: сбор и систематизация проектной и научной информации, полученной из специализированных литературных источников и электронных ресурсов; сравнительный и графо-аналитический анализ для выявления воздействующих факторов и современных тенденций, разработка классификаций и приемов формирования регламента содержания объектов инженерной инфраструктуры.
По итогам рассмотрения состояния механизмов управления муниципальной собственностью, определены основные функции и задачи муниципальной собственности, в основе которых лежит базовый принцип - служению реализации публичных задач. Представляется необходимым выделить особое значение двойственной природы данного вида собственности, сочетающей социальную отсетственность и принцип доходообразования. Необходимо отметить, что высокая социальная значимость формирует необходимость использования доходной муниципальной собственности с целью возможности получения средств на содержание бездоходной части муниципальной собственности.
Изучение отечественного и зарубежного опыта управления данным видом собственности позволяет выявить преобладающие механизмы управления, большую часть которых составляют принципы государственно¬частного партнерства. В работе проанализированы особенности и опыт их практического применения.
Рассмотрение опыта управления муниципальной собственностью в России позволяет выявить основные существующие проблемы между потребностью местных органов власти в доходообразующих объектах муниципальной собственности и процессом приватизации муниципального имущества. Данная проблема лежит, в том числе и в правовом поле, и, следовательно, изучение нормативно-правовой базы в данной области позволяет проследить развитие механизмов управления и выявить особое значение в распоряжении муниципальным имуществом муниципальных унитарных предприятий.
Изучение системы муниципальных предприятий предприятий позволило проследить их развитие и государственный курс в их отношении. Выявлены основные противоречия в деятельности МП. Анализ вопросов реализации полномочий органов местного самоуправления подведомственными муниципальными предприятиями на примере города Красноярска позволил сделать вывод об отсутствии структуры, эксплуатирующей и развивающей ливневую канализацию в городе Красноярске. Также детальный анализ финансовых показателей продемонтрировал неэффективность в вопросах привлечения внебюджетных источников в управлению муниципальным инженерным имуществом.
Для решения выявленных проблем были рассмотрены особенности наделения муниципальным имуществом муниципального предприятия в разрезе необходимости создания монополии в сфере оказания жизненно важных услуг.
В результате работы предложен организационный механизм формирования предприятия муниципальной инженерной инфраструктуры с описанием его структуры, штатного расписания. Для обоснования целесообразности предложений в ходе исследования было проанализировано текущее состояние сети ливневой канализации и разработан технический регламент содержания для проведения дальнейших расчетов. Итогом работы стало предложение по совершенствованию подходов к управлению муниципальной инженерной инфраструктурой в виде формирования дорожной карты по реорганизации муниципального предприятия с расчетом основных эксплуатационных финансовых показателей.
1. Бабич, В.В. Управление муниципальной собственностью: основные понятия и показатели эффективности / В.В. Бабич, В.В. Бондалетов // Новое поколение. - 2015. - № 8. - С.19-25
2. Балдаева, М.К. Эволюция становления муниципальной
собственности и развитие системы муниципального управления в России / М.К. Балдаева // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2011. - с.73-75
3. Бондалетова, Н.Ф. Состояние жилищного строительства в современной России / Н.Ф. Болдалетова // Человеческий капитал. - 2012. - № 1 (37). С. 55-59.
4. Бондалетова, Н.Ф., Компаративный анализ зарубежного опыта регулирования рынка жилой недвижимости/ Н.Ф. Болдалетова // Материалы Ивановских чтений. - 2013. - № 3. - С. 27-32.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ ред. от 14.11.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Виниченко, М.В. Кадровый резерв руководства / М.В. Виниченко // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2014. - № 5. - С.16-30.
7. Виниченко, М.В. Развитие персонала организации: проблемы и пути решения / М.В. Виниченко // Материалы Афанасьевских чтений. - 2012. - Т.1 № 10. - С.103-107.
8. Виниченко, М.В. Современные технологии обеспечения нестандартной занятости персонала в России / М.В. Виниченко // Материалы Ивановских чтений. - 2013. - № 3. - С. 32-37.
9. Виноградова, М.В. Социально-экономический эффект от внедрения инноваций в инфраструктуру города / М.В. Виноградова, А.Б. Харкун // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. -№ 19. - С .2-12.
10. Водный кодекс Российской Федерации: федер. Закон Российской федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ // [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
11. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики: учебник / А.Г. Воронин - М.: Финансы и статистика, 2004. - 175 с.
12. Галкин, Ю.А. Разработка системы очистки сточных вод ливневой и промышленно-ливневой канализации крупных городов и промышленных предприятий / Ю.А. Галкин // Градостроительство и архитектура. - 2012. - № 4. - С. 64-70.
13. Глухов, И.В. Антимонопольное регулирование деятельности локальных естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере И.В. Глухов // TERRA ECONOMICUS. - 2010. - № 2. - С.36-46.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]
: федер. закон от 26.01.1996 No 14-ФЗ ред. от 30.11.2011. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
15. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122. Страсбург, 15 октября 1985 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/2540485/#ixzz4r2uu604U
16. Егоров, А. В. Некоторые проблемы управлению муниципальной собственностью / А.В. Егоров // Муниципальное право. - 2005. - № 4 - С. 16-17.
17. Ерошкин, А.К. Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью в РФ / А.К. Ерошкин // Молодой ученый. - 2016. - №11. -С. 730-733.
18. Запорожан, А.Я. Управление муниципальной собственностью в РФ: поиск оптимальной модели / А.Я. Запорожан // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2012. - № 11. - С. 89-96.
19. Зарецкий, А.Д. Финансово-инвестиционные и инновационные инструменты управления муниципальной собственностью / А.Д. Зарецкий, А.А. Кушхов // Известия Кабардино-балкарского научного центра РАН.-2012.-№.4- с.107-112
20. Зарубежный опыт местного самоуправления [Электронный ресурс]:
ФОНД Институт экономики города. - Режим доступа:
http://www.midural.ru/activity/nevs/2005/02/03/3988upravljaemoe?print= 1
21. Карасев, О.Ю. Зарубежный опыт управления муниципальным имуществом / О.Ю. Карасев // Право и современное государство. - 2013. - №1. - С. 16-23.
22. Киричук, Л. А. Эффективное управление муниципальным имуществом как условие повышения качества оказания муниципальных услуг / Л.А. Киричук // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов и территорий.
Материалы международной научно-практической конференции: в двух книгах. Под редакцией: В. А. Федорова, Л. Г. Кузнецовой, Е. А. Карловской, А. Е. Зубарева, М. М. Третьякова. - 2014.- С.170-173
23. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2001. - 39 с.
24. Красовский, Ю.Д. Научно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»: учебник / Ю.Д. Красовский. - М., 2014. - 296 с.
25. Кузнецов, И.А. Механизмы и методы принятия управленческих решений в сфере ЖКХ на муниципальном уровне/ И.А. Кузнецов // Социально¬экономические явления и процессы. - 2010. - № 5. - С. 78-84.
26. Кузнецова, Г.Г. Приватизация предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства: механизм приватизации, способы оценки
имущественного комплекса / Г.Г. Кузнецова // МИР. - 2011. - №5. - С. 80-94.
27. Кузык, М.Г. Государственный сектор и новая приватизационная политика [Электронный ресурс] / М.Г. Кузык [и др]. - Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2011/07/14/1214719864/report1_ 140211.pdf
28. Леви, А.В. Муниципальная собственность: проблемы формирования / А.В. Леви // Муниципальная власть. - 2007. - № 1. - С. 55-56.
29. Лыскова, Н.А. Совершенствование управления муниципальной собственностью как условие реализации муниципальных экономических интересов / Н.А. Лыскова // Terra economicus. - 2010. - №3-2. - С. 213-219.
30. Меркурьев, В.В. Анализ законодательной базы в сфере управления муниципальной собственностью /В.В. Меркурьев, А.Д. Гафарова // Учим управлять и учимся управлять. третий сборник научных статей по материалам научно-практической конференции школьников, студентов и преподавателей с международным участием. - 2016.- С. 238-244.
31. Мишина, С.В. Муниципальная собственность: особенности и проблемы формирования / С.В. Мишина// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - №18. - С. 17-21.
32. Никитин, И.Е. Хозяйственная деятельность местных органов власти в странах - членах Совета Европы (по материалам Совета Европы) / И.Е. Никитин // Федеративные отношения и региональная социально экономическая политика. - 2001. - № 4. - С. 57-67.
33. О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов [Электронный ресурс].:
Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 ред. от 05.01.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8744/
34. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации : Федер.закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ ред. от 03.07.2016 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/
35. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : федер. закон Российской Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/
36. О естественных монополиях : федер. закон Российской Федерации
от 17.08.1995 № 147-ФЗ ред. от 29.07.2017
[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
37. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
ред. от 29.07.2017[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/
38. О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
39. О техническом регулировании: Федер. закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ
(ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
40. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
41. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ ред. от 29.07.2017 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
42. Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12147362/
43. Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12147362/
44. Орлов Е.В. Унитарные предприятия: история, основы деятельности, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/unitarnye-predpriyatiya-istoriya-osnovy-deyatelno sti- perspektivy
45. Орлов, Е. В. Анализ нормативной базы деятельности государственных и унитарных предприятий / Е.В. Орлов, А.В. Карпова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. №6 - С. 136-143.
46. Пацеля, Ю.Н. Практика управления недвижимым имуществом федеральных государственных унитарных предприятий / Ю.Н. Пацеля // Имущественные отношения в Российской федерации. - 2008. - № 9 (84). - С. 94-101.
47. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / Н.Ф. Глазовский [и др.]. - М.: КМК, 2002. - 85 с.
48. Попова, Л.И. Государственные и муниципальные предприятия на разных этапах развития экономики / Л.И. Попова, Е.А. Семенова // Проблемы современной экономики. - 2016. - №. 29 - С.146-152
49. Разумова, Е.В. Развитие законодательства в сфере управления государственной и муниципальной собственностью / Е.В. Разумова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №7. - С. 286-290.
50. Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки
поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты. М.: ФГУП «НИИВОДГЕО», 2006
51. Савицкий, К. Тенденции и пути развития унитарных предприятий / К. Савицкий // Вопросы экономики. - 2004. - № 9. - С. 53-63.
52. Сафуанов, Р.М. Оптимизируем учет муниципальной собственности муниципального образования / Р.М. Сафуанов, Н.А. Галлимулина // Российское предпринимательство. - 2011. - №. 2-2 - С. 22-29.
53. СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения; введ. 01.01.2013. [Электронный ресурс]. - Взамен СНиП 2.04.03-85. - Москва: ООО "РОСЭКОСТРОЙ", ОАО "НИЦ "Строительство", 2012. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/5200017
54. Стукалов А.В. К вопроcу об отнесении предприятий ЖКХ к естественным монополиям / А.В. Стукалов // Конкурентное право. - 2013. - №3. - С.10-12.
55. Стукалов, А.В. Механизм правового регулирования естественных монополий в сфере ЖКХ / А.В. Стукалов // Юрист. - 2014. - №19. - С. 41-46.
56. Сыров, А.Н. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом на примере инженерных сооружений по приему поверхностных сточных вод/ А.Н. Сыров // Вопросы региональной экономики. - 2016. - №2. - С. 83-99.
57. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. Закон Российской
Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 29.07.2017 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
58. Чупин, В.Р., Оптимизация параметров систем ливневой канализации / Чупин В.Р. [и др.] // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2014. - №1. - С.73-81
59. Шаститко, А.Е. Неполные контракты: проблемы определения и моделирования / А.Е. Шаститко // Вопросы экономики. - 2001. - № 6. - С. 80-97.