Разработка MRP-системы для предприятия хлебопекарной промышленности (на примере ООО «ТРИГО»)
|
Введение 4
1 Исследование развития хлебопекарной промышленности РФ и
Красноярского края и использования автоматизированных информационных продуктов на предприятиях отрасли ^
1.1 Характеристика и тенденции развития хлебопекарной
промышленности в РФ и Красноярском крае 6
1.2 Позиционирование ООО «ТРИГО» на отраслевом региональном рынке 13
1.3 Сравнительная оценка автоматизированных информационных
систем складского учета и планирования запасов на предприятиях 20
2 Анализ и оценка состояния системы учета и планирования запасов в
ООО «ТРИГО» 36
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ООО «ТРИГО» 36
2.2 Анализ и оценка состояния системы учета и планирования запасов
на предприятии 47
2.3 Обоснование необходимости создания MRP-системы для ООО «ТРИГО» 54
3 Разработка MRP-системы для ООО «ТРИГО» 62
3.1 Выбор и обоснование технических и программных средств для
разрабатываемой MRP-системы 62
3.2 Разработка MRP-системы средствами Microsoft Excel для ООО «ТРИГО» 71
3.3 Оценка экономической эффективности разработки и внедрения
MRP-системы 88
Заключение 102
Список использованных источников 104
Приложения 113
1 Исследование развития хлебопекарной промышленности РФ и
Красноярского края и использования автоматизированных информационных продуктов на предприятиях отрасли ^
1.1 Характеристика и тенденции развития хлебопекарной
промышленности в РФ и Красноярском крае 6
1.2 Позиционирование ООО «ТРИГО» на отраслевом региональном рынке 13
1.3 Сравнительная оценка автоматизированных информационных
систем складского учета и планирования запасов на предприятиях 20
2 Анализ и оценка состояния системы учета и планирования запасов в
ООО «ТРИГО» 36
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ООО «ТРИГО» 36
2.2 Анализ и оценка состояния системы учета и планирования запасов
на предприятии 47
2.3 Обоснование необходимости создания MRP-системы для ООО «ТРИГО» 54
3 Разработка MRP-системы для ООО «ТРИГО» 62
3.1 Выбор и обоснование технических и программных средств для
разрабатываемой MRP-системы 62
3.2 Разработка MRP-системы средствами Microsoft Excel для ООО «ТРИГО» 71
3.3 Оценка экономической эффективности разработки и внедрения
MRP-системы 88
Заключение 102
Список использованных источников 104
Приложения 113
Для предприятий пищевой промышленности эффективное планирование процесса производства продукции и потребностей в материалах на сегодня - одно из важнейших условий их конкурентоспособности. Для непрерывности производственного процесса на предприятии необходимо постоянное возобновление его материальной основы - средств производства. Грамотно подобранная информационная система позволяет не только автоматизировать процессы производственного планирования и управления логистикой, но и одновременно вести управленческий, бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.
Необходимость использования программных продуктов и информационных систем для ведения малого бизнеса обусловлена несколькими факторами. Одним из самых важных факторов, который отвечает за эффективность производственного процесса и конкурентоспособность на рынке производственных предприятий является уровень автоматизации производственного процесса. Вторым фактором использования информационных систем является возможность избегать ошибок в учете, снижать трудозатраты на обработку информации и уменьшать издержки предприятия.
Разработка информационной системы планирования производственных ресурсов малого предприятия хлебопекарной промышленности ООО «ТРИГО» позволит более точно определять потребность в ресурсах для бесперебойной работы предприятия, снизить риски простоя из-за отсутствия необходимого сырья, грамотно использовать оборотные средства и сократить трудозатраты на процесс планирования производственных ресурсов.
Все это будет способствовать эффективному использованию оборотных средств, поможет правильно определить оптимальную потребность в производственных ресурсах, что позволит с минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства, это в свою очередь приведет к увеличению конкурентоспособности и развитию компании ООО «ТРИГО» в условиях сложной конкурентной борьбы.
Объект исследования: хлебопекарное производственное предприятие ООО «ТРИГО», работает в Красноярском крае, город Железногорск.
Предмет исследования: система планирования производственных ресурсов предприятия.
Цель работы: разработать MRP-систему планирования производственных ресурсов средствами Microsoft Excel. Автоматизированная информационная система позволит избежать простоев из-за ошибок в планировании закупок производственных ресурсов, повысить эффективность использования оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости, что положительно скажется на рентабельности собственного капитала ООО «ТРИГО».
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
- исследовать текущее состояние и тенденции развития хлебопекарной промышленности;
- оценить особенности информационных систем для ведения учета и планирования запасов на предприятиях;
- проанализировать основные технико-экономические показатели и состояние информационного обеспечения процессов складского учета и планирования запасов;
- разработать MRP-систему средствами Microsoft Excel для ООО «ТРИГО»;
- оценить экономическую эффективность разработки и внедрения MRP- системы для ООО «ТРИГО».
Методы исследования: системный подход, методы сравнительного анализа, обобщения, группировки и классификации; экономико-статический анализ
Необходимость использования программных продуктов и информационных систем для ведения малого бизнеса обусловлена несколькими факторами. Одним из самых важных факторов, который отвечает за эффективность производственного процесса и конкурентоспособность на рынке производственных предприятий является уровень автоматизации производственного процесса. Вторым фактором использования информационных систем является возможность избегать ошибок в учете, снижать трудозатраты на обработку информации и уменьшать издержки предприятия.
Разработка информационной системы планирования производственных ресурсов малого предприятия хлебопекарной промышленности ООО «ТРИГО» позволит более точно определять потребность в ресурсах для бесперебойной работы предприятия, снизить риски простоя из-за отсутствия необходимого сырья, грамотно использовать оборотные средства и сократить трудозатраты на процесс планирования производственных ресурсов.
Все это будет способствовать эффективному использованию оборотных средств, поможет правильно определить оптимальную потребность в производственных ресурсах, что позволит с минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства, это в свою очередь приведет к увеличению конкурентоспособности и развитию компании ООО «ТРИГО» в условиях сложной конкурентной борьбы.
Объект исследования: хлебопекарное производственное предприятие ООО «ТРИГО», работает в Красноярском крае, город Железногорск.
Предмет исследования: система планирования производственных ресурсов предприятия.
Цель работы: разработать MRP-систему планирования производственных ресурсов средствами Microsoft Excel. Автоматизированная информационная система позволит избежать простоев из-за ошибок в планировании закупок производственных ресурсов, повысить эффективность использования оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости, что положительно скажется на рентабельности собственного капитала ООО «ТРИГО».
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
- исследовать текущее состояние и тенденции развития хлебопекарной промышленности;
- оценить особенности информационных систем для ведения учета и планирования запасов на предприятиях;
- проанализировать основные технико-экономические показатели и состояние информационного обеспечения процессов складского учета и планирования запасов;
- разработать MRP-систему средствами Microsoft Excel для ООО «ТРИГО»;
- оценить экономическую эффективность разработки и внедрения MRP- системы для ООО «ТРИГО».
Методы исследования: системный подход, методы сравнительного анализа, обобщения, группировки и классификации; экономико-статический анализ
Одним из основных условий успешной работы любого бизнеса является автоматизация всех его процессов производства. С учетом тенденции развития прикладных информационных систем, автоматизация производственных процессов на предприятии давно перестала быть роскошью, и стала обоснованной необходимостью.
Для предприятий пищевой промышленности эффективное планирование процесса производства продукции и потребностей в материалах на сегодня одно из важнейших условий их конкурентоспособности. Для непрерывного производственного процесса на предприятии необходимо соблюдать условие постоянного возобновления его материальной основы - средств производства.
В 2017 г. руководством предприятия было принято решение модернизировать информационную систему управления запасами предприятия. До этого момента на предприятии использовалась система ручного ведения учета сырья и планирования закупок. Система ручного ведения и планирования закупок сырья имела множество недостатков: такая система давала погрешности при ежемесячном контроле остатков сырья и проведении инвентаризации, занимала много времени и трудозатрат, не позволяла контролировать не снижаемый остаток сырья на складе.
Основной целью внедрения информационной системы на предприятие является повысить эффективность деятельности ООО «ТРИГО» путем автоматизации процессов учета и планирования закупок сырья. Автоматизированная информационная система позволяет избежать простоев из-за ошибок в планировании закупок производственных ресурсов, повысить эффективность использования оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости, что положительно сказывается на рентабельности собственного капитала ООО «ТРИГО».
Информационная система, созданная на базе Microsoft Excel, достаточно проста и удобна в использовании для сотрудников среднего звена. Основными пользователями данной информационной системы являются мастера смен, технологи предприятия и начальник производственного цеха. В рамках информационной системы решаются не только задачи оперативного учета сырья, но и регистрирования данных, которые в дальнейшем понадобятся для корректного отнесения прямых затрат на себестоимость выпускаемой продукции.
Поскольку одна из главных проблем производственных предприятий малого бизнеса заключается в том, что имея ограниченные финансовые возможности, предприятие не может позволить себе приобретение дорогостоящего программного продукта для оперативного ведения всех производственных процессов, что существенно снижает эффективность работы на определенных участках производства. Доступная по стоимости реализованная на базе Microsoft Excel система оперативного учета материалов расчета закупа и контроля остатков сырья дает возможность руководству предприятия выявлять и управлять теми негативными тенденциями, на которые оно может оперативно оказать влияние. Это относится, например, к сбоям в работе службы снабжения, или не выполнению плана из-за отсутствия необходимых материалов, а также привлечения рабочих высокой квалификации к труду, который такой квалификации не требует. Разработка информационной системы планирования ресурсов позволила определить оптимальную потребность в ресурсах для бесперебойной работы предприятия. Реализованные возможности в части последующего расчета себестоимости помогают руководству предприятия проводить гибкую ценовую политику без ущерба качеству и прибыльности предприятия. Таким образом, внедренный информационный продукт по управлению затратами предприятия способствует эффективной работе предприятия, что позволяет с минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства, это в свою очередь приводит к увеличению конкурентоспособности и развитию компании ООО «ТРИГО» в условиях сложной конкурентной борьбы.
Для предприятий пищевой промышленности эффективное планирование процесса производства продукции и потребностей в материалах на сегодня одно из важнейших условий их конкурентоспособности. Для непрерывного производственного процесса на предприятии необходимо соблюдать условие постоянного возобновления его материальной основы - средств производства.
В 2017 г. руководством предприятия было принято решение модернизировать информационную систему управления запасами предприятия. До этого момента на предприятии использовалась система ручного ведения учета сырья и планирования закупок. Система ручного ведения и планирования закупок сырья имела множество недостатков: такая система давала погрешности при ежемесячном контроле остатков сырья и проведении инвентаризации, занимала много времени и трудозатрат, не позволяла контролировать не снижаемый остаток сырья на складе.
Основной целью внедрения информационной системы на предприятие является повысить эффективность деятельности ООО «ТРИГО» путем автоматизации процессов учета и планирования закупок сырья. Автоматизированная информационная система позволяет избежать простоев из-за ошибок в планировании закупок производственных ресурсов, повысить эффективность использования оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости, что положительно сказывается на рентабельности собственного капитала ООО «ТРИГО».
Информационная система, созданная на базе Microsoft Excel, достаточно проста и удобна в использовании для сотрудников среднего звена. Основными пользователями данной информационной системы являются мастера смен, технологи предприятия и начальник производственного цеха. В рамках информационной системы решаются не только задачи оперативного учета сырья, но и регистрирования данных, которые в дальнейшем понадобятся для корректного отнесения прямых затрат на себестоимость выпускаемой продукции.
Поскольку одна из главных проблем производственных предприятий малого бизнеса заключается в том, что имея ограниченные финансовые возможности, предприятие не может позволить себе приобретение дорогостоящего программного продукта для оперативного ведения всех производственных процессов, что существенно снижает эффективность работы на определенных участках производства. Доступная по стоимости реализованная на базе Microsoft Excel система оперативного учета материалов расчета закупа и контроля остатков сырья дает возможность руководству предприятия выявлять и управлять теми негативными тенденциями, на которые оно может оперативно оказать влияние. Это относится, например, к сбоям в работе службы снабжения, или не выполнению плана из-за отсутствия необходимых материалов, а также привлечения рабочих высокой квалификации к труду, который такой квалификации не требует. Разработка информационной системы планирования ресурсов позволила определить оптимальную потребность в ресурсах для бесперебойной работы предприятия. Реализованные возможности в части последующего расчета себестоимости помогают руководству предприятия проводить гибкую ценовую политику без ущерба качеству и прибыльности предприятия. Таким образом, внедренный информационный продукт по управлению затратами предприятия способствует эффективной работе предприятия, что позволяет с минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства, это в свою очередь приводит к увеличению конкурентоспособности и развитию компании ООО «ТРИГО» в условиях сложной конкурентной борьбы.



