Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОССИЙСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ НАЧАЛА XX ВЕКА И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ

Работа №188313

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4690 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 Общественно-политическая и культурная жизнь в предреволюционную эпоху и особенности ее восприятия 17
1.1 Общественно-политическая обстановка в России в динамике культурно
исторических реалий 17
1.2 Особенности мировосприятия театральных деятелей в историческом контексте конца XIX - начала ХХ века 25
Глава 2 Театральная интеллигенция в контексте общественно-политических изменений .. 36
2.1 Творческая деятельность театральных деятелей в предреволюционную эпоху 36
2.2 Участие театральной интеллигенции в общественно-политической жизни 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

События конца XIX - начала ХХ века оказали огромное влияние на изменение общественной психологии, морали и ценностей. Так называемая эпоха Серебряного века была временем подготовки и совершения первой русской революции. Это особенное время подъема всей общественной жизни, когда с еще большей силой, чем на предыдущих этапах освободительного движения, укрепилось значение мировосприятия социума.
Актуальность исследования. На общественную жизнь России конца XIX - начала XX века оказывали влияние многие факторы. На протяжении этого периода нашей истории особое место в этой миссии занимала театральная интеллигенция.
Феномен интеллигенции продолжает привлекать внимание современных российских исследователей. Развитие современного общества и роль культурной элиты в этом процессе активно исследуется учеными и обсуждается на научных конференциях. О месте и роли интеллигенции в современной России идет сегодня широкая дискуссия. В Российском государственном гуманитарном университете уже несколько лет проводятся ежегодные международные конференции, посвященные проблеме интеллигенции.
Тема роли российской художественной интеллигенции в жизни общества давно является одной из излюбленных в отечественной и зарубежной историко-философской мысли. Сложность, неоднозначность, а во многих случаях и полярность оценок, заставляют исследователя обращаться и к истории, и к теории вопроса. Следует отметить, что при кажущемся многообразии существующих публикаций исследователь сталкивается с малоизученным теоретическим пространством, касающегося театральной интеллигенции. Процессы взаимодействия театральных деятелей и общества в эпоху Серебряного века описаны достаточно поверхностно и фрагментарно.
Высказывается мнение, что традиционная для России роль интеллигенции в жизни общества в современных условиях изменилась и стала менее заметной. Творческий и социальный потенциал художественной интеллигенции влияния на общество сохранился, однако новые реалии жизни повлияли на его концентрированное воздействие. Определив место и роль российской театральной интеллигенции в общественной жизни конца XIX - начала XX века появляется возможность сопоставить поколения интеллигенции в масштабе социокультурных дистанций, которые отделяют конец XIX века и современность. Отсюда вытекает актуальность исследования, так как всестороннее осмысление роли театральной интеллигенции Серебряного века в общественной жизни позволяет поставить вопрос о механизмах влияния современной театральной интеллигенции на социум.
Это время оказало серьезное влияние на жизнь театральных деятелей, о которой они и их современники написали немало трудов, сохранившихся на сегодняшний день. Поэтому данная работа нацелена выявить степень участия наиболее влиятельных театральных деятелей в общественно-политических процессах конца XIX - начала ХХ веков с помощью их текстуального наследия и воспоминаний современников. Представляется возможным рассмотреть театральных деятелей как сообщество, имеющее свои взгляды на национальный вопрос, власть и связь с политическими партиями.
Историографический анализ исследования. Анализ научной литературы позволяет выделить несколько групп работ. Немаловажное значение имеют труды, посвященные эпохе Серебряного века, в рамках которой происходили изменения во всех сферах общественной жизни. В историографии существует значительное количество литературы, касающейся феномена Серебряного века. Однако, Серебряный век в ней в основном рассматривается как эстетическое явление, связанное с литературой и искусством. Особенное внимание в историографии уделяется определению «Серебряного века». В целом, к проблеме трактовки понятия обращались такие исследователи, как Л.Г. Березовая, М.А. Воскресенская, В.С. Толстиков. Отмечается, что эта формулировка лишь в последние годы стала восприниматься как обозначение конкретно-исторического феномена в культуре России конца XIX — начала ХХ вв. На сегодняшний день общепринятого, чёткого определения понятия не существует, поэтому конструирование мира культуры начала ХХ века сталкивается с проблемой отсутствия четкой дефиниции «Серебряного века» .
Необходимо отметить работы, в целом характеризующие эпоху на рубеже XIX-XX веков. Труды С.И. Голотик, С.В. Карпенко, Т.Ю. Красовицкой, В.В. Минаева и Н.В. Котеневой позволяют определить социально-экономическую обстановку интересующего периода. На рубеже веков в России происходили крупные преобразования во всех областях. Именно этот период знаменуется достижением небывалого экономического и технического подъема, а также становлением буржуазного общества.
Кроме того, изменения происходили и в образовании. Работы М.А. Гончарова и Е. В. Щербаковой позволили дать оценку грамотность общества, а также определить роль образования в формировании новых ценностных установок в социуме .
Немаловажное значение имеет культурная среда, в рамках которой происходили общественно-политические события. К этой группе были отнесены труды, посвященные общему анализу художественной жизни рассматриваемой эпохи для понимания культурных тенденций на рубеже веков. Некоторые аспекты культуры и искусства России конца XIX - начала XX века представлены в работах Е.А. Анфиногеновой, А.А. Ароновой, С.Н. Бледного, Е.Б. Ершовой, А.В. Каревой, Н.Н. Нартыева. Особый интерес представляет статья И.А. Биккуловой, посвященная важной части историко-культурного процесса эпохи Серебряного века — системе новаторского Московского художественного театра .
Для понимания процессов развития репертуара в театральном искусстве значительную роль имели труды историка русской культуры — И.Ф. Петровской. Несомненным достоинством трудов этого исследователя является то, что автор пытается не только описать картину функционирования театра в российской столице, но и дать анализ репертуару и раскрыть его связь с общественной жизнью России. Особое внимание И.Ф. Петровская уделяет неотъемлемому элементу театральной жизни — публике. Опираясь на широкий круг источников, автор анализирует интересы и требования зрителей той эпохи, их оценки репертуара. Кроме того, И.Ф. Петровская пытается определить, как публика трактовала увиденное или, по крайней мере, как считала правильным понимать, ориентируясь на лидирующие идеи и вкусы .
Следующую группу исследовательской литературы составляют труды по проблеме взаимодействия театра и зрителя. Работы В.С. Винокурова и А.А. Коневой демонстрируют понимание театра как социального института, который выполняет эстетическо- коммуникативную функцию. Авторы отмечают, что на рубеже XIX-XX веков взаимосвязь общественно-политических процессов и художественной культуры стала гораздо более ощутима, чем столетие назад, а отношения с публикой и с государством изменились .
К отдельной группе отнесены работы, посвященные восприятию театральных постановок. Основу исследования в данной области составляют труды К.Р. Корсуковой, Е.В. Яновской, А.А. Чепурова. Театральное искусство воздействует на публику эмоционально, что активизирует потребность зрителя в анализе увиденного. Перечисленные исследователи выявляют особенности зрительского восприятия пьес, формирующееся в контексте особой эпохи .
Переломные процессы в жизни российского общества, происходившие на рубеже XIX - XX веков не исчерпывались экономическими или политическими переменами. Облик процессов, протекавших во всех сферах общественной жизни, определялся характером мировидения, менталитетом тех или иных социальных групп. Здесь следует выделить работы, помогающие реконструировать образ мышления интеллигенции Серебряного века. Подобные материалы дают представление о явлениях и проблемах, волновавших умы интеллигенции на рубеже веков. Работы Н.М. Багновской, Б.Н. Земцова, В.Р. Лейкиной- Свирской и М.А. Дакоро раскрывают роль образа мыслей культурной элиты в формировании ценностей и идеалов сложной эпохи заката Российской Империи. Исследуемый период был временем, когда российская интеллигенция перестает все больше превращается в граждан, стремящихся активно участвовать в осмыслении путей обновления страны .
Отдельно стоит отметить работы М.А. Воскресенской, которая наиболее подробно выявляет особенности самосознания культурной элиты того времени. Исследователь выделяет одну из принципиальнейших характеристик исследуемой эпохи — смена ментальных установок и характера мышления определенной части русской интеллигенции .
Таким образом, мировосприятие русской интеллигенции на рубеже веков исследовано достаточно глубоко. Однако на сегодняшний день практически не встречается отдельных трудов, посвященных восприятию эпохи театральными деятелями. Реконструкция мировоззрения и взглядов на события эпохи Серебряного века требует обращения к творческому наследию театральных деятелей, поскольку оно является отображением мышления эпохи.
Деятельность интеллигенции в общественно-политической жизни отражена в работах И.В. Купцовой, Е.А. Токаревой и Ю.П. Надёхиной. Многие представители культурной элиты осознавали своё жизненное призвание и общественную значимость своего дела. В этих исследованиях анализируются некоторые теоретические и методологические вопросы изучения взаимоотношений отечественной художественной интеллигенции и власти .
Вопросам о состоянии современной интеллигенции России посвящены исследования А.Д. Бородай и Н.В. Романовского. В статьях анализируется роль отечественной интеллигенции за весь период существования этой социальной группы, а также рассматривается роль художественной интеллигенции в общественной жизни России. Авторы рассмотрели механизмы влияния художественной интеллигенции на общество в цепи событий истории России .
Особый интерес представляют труды, в которых предметом анализа стали различные аспекты жизни представителей театральной интеллигенции. В них нашли отражение различные направления их творческой и общественно-политической деятельности. Исследование В.А. Бялик содержит перечень публикаций о жизни и творчестве видного театрального деятеля А.М. Горького. Данная серия трудов имеет целью систематическое знакомство читателей с впервые публикуемыми текстами писателя, с архивными материалами, научными исследованиями, ставящими вопросы творческого характера. В свою очередь, сборник, посвященный Л.В. Собинову, содержит перечень статей различных авторов и равным образом отражает некоторые аспекты деятельности певца .
Работы исследователей Е.И. Поляковой, О.А. Радищевой и М.Н. Строевой отражают творческую деятельность К.С. Станиславского. Они прослеживают, как идеи и образы драматурга, рожденные тем или иным временем, обществом и средой, по-своему освещались на сцене .
Представляют интерес исследования, посвященные деятельности драматурга З.Н. Гиппиус. В трудах И.В. Янишевской, А.А. Воеводиной, Е.Н. Никитина, Л.Д. Филичева отражены некоторые аспекты участия З.Н. Гиппиус в интеллектуальной и общественной жизни начала ХХ века .
Последняя группа исследований относится к анализу творческого наследия театральных деятелей. Труды А.С. Сваровской, С.Н. Моторина, С.А. Гармаш, Н.М. Немцова, О.С. Ефременко, Н.Г. Коптелова, О.Э. Маркарьян посвящены идейно-художественным особенностям драматургии театральных деятелей. Здесь приводится анализ наиболее репертуарных пьес и раскрываются вложенные авторами смыслы, что позволяет сформировать более целостное представление о творческой роли театральной интеллигенции в общественной жизни .
Подводя итог вышесказанному, в настоящее время исследователями создан ряд работ, в которых освещены различные аспекты деятельности театральной интеллигенции, но в основном они рассматривают труды отдельных деятелей, акцентируя внимание преимущественно на их творческой роли в общественной жизни. Практически нет исследований, в которых их творческая и общественная деятельность была бы рассмотрена комплексно и последовательно, в историческом контексте Серебряного века.
Объект: деятельность представителей театральной интеллигенции начала ХХ века, получившая отражение в постановках, периодической печати, письмах, мемуарной литературе.
Предмет: участие театральных деятелей в общественно-политической жизни России в предреволюционную эпоху.
Цель: выявить степень участия театральных деятелей в общественно-политических процессах конца Х1Х - начала ХХ вв.
Задачи:
1. Выявить связь творчества и политики в указанный период и охарактеризовать основные изменения в общественной жизни страны;
2. Определить конкретные общественно-политические события, в которых принимали участие театральные деятели и раскрыть специфику их восприятия;
3. Обозначить характер влияния театрального репертуара на общественную жизнь конца Х1Х - начала ХХ вв;
4. Раскрыть участие представителей театральной интеллигенции в общественно-политических событиях;
Переходя к источниковой базе исследования, следует отметить, что реконструкции атмосферы эпохи Серебряного века во многом способствует обращение к таким источникам, как воспоминания театральных деятелей. Таким образом, мемуары являются самым обширным источником. Мемуарная литература привлекает не только увлекательными эпизодами из жизни авторов, но и наличием суждений аналитического характера в попытках дать объективную оценку пережитому. Труды, анализируемые на текущем этапе исследования, передают события эпохи глазами их участников. Следовательно, работа с этим видом источников поможет выявить взгляды театральных деятелей на общественную обстановку России в преддверии перемен.
Мемуаристы рассматривают жизнь театра на фоне общественной жизни, поэтому исследуемые мемуары являются источником информации: 1) о специфике
предреволюционной атмосферы, пронизанной тревогой и ожиданием; 2) о проблемах общественной жизни, беспокоивших театральных деятелей; 3) об особенностях отражения этих проблем в театре, реагировавшего на изменения в обществе.
Мемуары ценны и для решения другой задачи исследования — раскрыть участие театральной интеллигенции в общественной жизни. Воспоминания самих театральных деятелей являются наиболее полным источником для изучения многогранной по своему художественному и общественному значению деятельности великих личностей театрального искусства. Для этого были выбраны мемуары А.Р. Кугеля, К.С. Станиславского, В.А. Теляковского .
Отдельную группу источников составляют свидетельства современников, соприкасавшихся с театральными деятелями или их творчеством в разные годы, отражают разнообразную творческую и общественную деятельность представителей творческой элиты, вводят нас в мир их творческих мыслей, революционного дела, показывают их интерес к социальным явлениям, передают безграничную преданность гражданскому и театральному долгу .
Особый интерес представляет издание, посвященное А.М. Горькому Публикуемые в сборнике документы относятся к годам подъема революционного движения перед революцией 1905 года и к самому 1905 году Большинство документов представляет собой донесения, телеграммы, докладные записки, справки полицейско-жандармских учреждений дореволюционной эпохи. Наряду с этим материалом в сборнике опубликованы воззвания, прокламации, связанные с именем Горького, его собственные статьи, и обращения, связанные с революционной деятельностью .
Не менее информативным источником стала Летопись И.Н. Виноградской, включающее в себя обширный комплекс документов, посвященных К.С. Станиславскому. Источниками Летописи являются: собрание сочинений К. С. Станиславского, литература о Художественном театре, мемуары, периодическая печать и другие издания, содержащие документальные материалы о Станиславском; семейная переписка Алексеевых, письма корреспондентов Художественного театра и его студий, дневники репетиций и спектаклей, протоколы и стенограммы заседаний и собраний, режиссерские экземпляры, воспоминания и многие другие документы, хранящиеся в Музее МХАТ .
Помимо мемуаров использован источник личного характера: дневники З.Н. Гиппиус - русской поэтессы и драматурга, одной из самых видных представительниц Серебряного века . Описанные в дневнике переживания раскрывают образ действительности той эпохи, в которой жила творческая интеллигенция. 3.Н. Гиппиус находилась в центре революционных событий — жила в Санкт-Петербурге недалеко от Государственной думы. «Дневники» Зинаиды Гиппиус отражают события, потрясших Россию в начале XX века, поэтому являются источником для реконструкции мышления той эпохи. Кроме того, источники посвящены творческой и общественной деятельности актрисы.
Политические взгляды и общественная деятельность З.Н. Гиппиус отражены и в сборнике Д. Мережковского, З. Гиппиус, Д. Философова «Царь и Революция», вышедший в 1907 году Авторы пытаются с крайне левых позиций осмыслить революцию, отношения православия и самодержавия, выявить религиозное измерение политики .
Другим немаловажным источником стало эпистолярное наследие как театральных деятелей, так и их современников. Например, актриса В.Ф. Комиссаржевская не вела дневников, не оставила воспоминаний и автобиографии. Ее взгляды на жизнь, на искусство, нравственно-философские искания и общественные проблемы отражены в письмах, которым она доверила свои мысли и надежды . Также письма А.М. Горького, К.С. Станиславского и Л.В. Собинова также являются ценным источником об успешности тех или иных пьес и о взглядах на общественно-политические события .
Документы периодической печати представляют следующую группу источников. Из общероссийской театральной прессы были использованы журналы: «Ежегодник императорских театров» (1892-1914), «Маски» (1912), «Рампа и жизнь» (1908) . В публикациях содержатся материалы, касающиеся репертуара театров, зрителей, а также разного рода статьи, которые достаточно полно освещают идеологию различных социальных групп в области театра. В сумме эти документы дают возможность выявить связь сцены с общественно-политическими течениями своего времени.
Помимо журналов использован другой источник периодической печати: иллюстрированная газета санкт-петербургских театров, издаваемая в Петрограде с 1906 по 1918 год . Исследуемая газета является источником информации о ежедневном репертуаре петербургских театров, кратком содержании пьес и перечне исполнителей. Кроме того, в газете печатались обзоры критических статей на театральные премьеры, что позволяет определить реакцию столичной элиты на различные постановки.
Территориальные рамки исследования ограничены Петербургом и Москвой, центров общественной и культурной жизни в данный исторический период. В театрах этих культурных столиц театральная элита осуществляла свою деятельность.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1896 по 1905 год, поскольку именно на этот период приходятся значительные изменения в картине мира интеллигенции, в том числе театральных деятелей, связанные с переходностью и противоречивостью эпохи. Выбор нижней границы обусловлен ростом революционного движения, изменений в общественном, связанных с ожиданием великого переворота. Верхняя хронологическая граница обусловлена началом революции, появлением репертуара нового характера и увлеченностью театральной интеллигенции другими вопросами общественной жизни.
Методы исследования. Работа основана на принципе историзма, рассматривающий явление в развитии, в связи с конкретными историческими условиями. Принцип объективности позволяет сделать анализ фактов с учётом противоречий и отличительных черт эпохи. Данный принцип дает возможность приблизиться исследованию к достоверности, привлечь к анализу разного рода источники.
Использованными подходами в исследовании являются: историко
антропологический подход, который позволил определить особенности мировоззрения участников исторического процесса; историко-культурологический подход был использован для изучения духовной жизни общества; сравнительно-исторический метод помог определить общественную роль театральных деятелей и позволил сравнить их политические взгляды; институциональный подход позволил раскрыть структуру, функции, выполняемые театром, социальные нормы, а также проанализировать процесс его взаимодействия с социумом и другими социальными институтами.
В исследовании были использованы общенаучные методы: анализ (разделение явления на элементы для изучения каждого в отдельности), синтез (объединение отдельных элементов в единую систему), индукция (процесс перехода от частных фактов к общему выводу), дедукция (вывод, в котором частное заключение выводится из общего).
Кроме того, к использованным историческим методам относятся типологизация, позволивший типологизировать направления в театральном репертуаре, а также историкогенетический метод, который позволил выявить истоки того или иного отношения к общественно-политическим событиям.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава — «Общественно-политическая и культурная жизнь в предреволюционную эпоху и особенности ее восприятия», состоит из разделов «Общественно-политическая обстановка в России в динамике культурноисторических реалий», посвященный историческим условиям, которые во многом определили характер мышления русской интеллигенции на фоне назревающих проблем и «Особенности мировосприятия театральных деятелей в историческом контексте конца XIX - начала XX века», посвященный представлениям мемуаристов о существующей политике в стране и их отношению к надвигающимся переменам. Вторая глава — «Театральная интеллигенция в контексте общественно-политических изменений», включает в себя разделы «Творческая деятельность театральных деятелей в предреволюционную эпоху» и «Участие театральной интеллигенции в общественно-политической жизни».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Преобразования во всех сферах общества обусловили глубокие изменения в мировоззрении театральных деятелей. В эпоху Серебряного века отечественная интеллигенция все более становилась нравственным барометром российского общества, что нашло отражение в воспоминаниях театральных деятелей той эпохи. Самосознание театральной интеллигенции прошло в своем развитии долгий путь, на всех этапах которого в ее деятельности тесно переплетались три направления, вместившие в себя все многообразие социальных, политических и нравственных проблем, — борьба с мещанством, противостояние власти и отношения с народом. Независимо от конкретно-исторических обстоятельств она выполняла главную свою функцию — связующего звена между народом и государством.
Особое значение в общественной жизни сыграл репертуар, через который театральные деятели показывали зрителю российскую реальность и вскрывали социальные пороки. Видеть на сцене пьесы из текущей жизни, ставившие животрепещущие проблемы, было постоянной потребностью российской общественности. Обличительная тематика, особенности взаимоотношений людей, борьба буржуазии с пролетариатом стали любимыми пьесами зрителей. Герои пьес, разработанные или исполненные театральными деятелями, не только вдохновляли зрителей на инициирование общественно-политических демонстраций, но и оказывали моральную поддержку в трудные времена. Представленные постановки так приходились ко времени, что они начали общественно-политическую линию в театре.
Театральные деятели обращались к жизни бедного класса и к жизни интеллигенции. Оказалось, что они не столько отделены одна от другой, сколько дополняют друг друга. Поэтому представители театральной интеллигенции не отошли от процессов народной жизни, а напротив содействовали им своими постановками и актерской игрой. Творчество театральных деятелей призывало интеллигенцию не замыкаться в рамках своего сословия, не растворяться в буржуазии, но противостоять ей, ощущая все неблагополучие жизни.
Текстуальное наследие театральных деятелей и их современников продемонстрировали возможности театральной интеллигенции оказывать ощутимое воздействие на общественность. Проанализировав источники нескольких авторов, с помощью которых ранее анализировалась преимущественно театральная жизнь культурной элиты, удалось детализировать и верифицировать вклад театральной интеллигенции и в общественную обстановку России в предреволюционную эпоху.
В целом, анализ источников определил высокую степень участия театральной интеллигенции в общественной жизни. Она проявилась в разнообразии механизмов ее влияния на социум. Были выявлены следующие способы: существенный материальный вклад в развитие революционного движения, практикование благотворительных концертов и литературных вечеров, написание воззваний и прокламаций рабочим, проведение митингов, трансляция политической позиции в творчестве, участие в работе подпольных революционных организаций, распространение нелегальной литературы, формирование нового мировоззрения.
Однако воспоминания некоторых театральных деятелей показали, что общественная роль театральной интеллигенции неоднозначна. Не все они активно поддерживали революционные настроения и стремились оказывать помощь революционерам. Часть интеллигенции была далека от реальных политических дел и предпочитала творческие искания критике режима, а некоторые представители театральной интеллигенции затормаживали революционные процессы в жизни


1. Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы // Ред.-сост. А.Я. Альтшуллер. М.: Искусство, 1964. — 423 с.
2. Вересаев В. «Весною 1901 года...». [Электронный ресурс] // URL: http://veresaev.lit- info.ru/veresaev/proza/nevydumannye-rasskazy/vesnoyu-1901-goda.htm
3. Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С. Станиславского. М.: Московский Художественный театр, 2003. — 559 с.
4. Гиппиус З.Н. Дневники, воспоминания. «О бывшем» (1899-1914). [Электронный ресурс] // URL: https://gippius.com/doc/memory/o-byvshem.html
5. Гиппиус З.Н. Синяя книга. [Электронный ресурс] // URL:
https://gippius.com/doc/memory/sinyaya-kniga.html
6. Гиппиус З.Н. Черная книжка. [Электронный ресурс] // URL: https://gippius.com/doc/memory/chjornaya-knizhka.html
7. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т. 8. Дневники: 1893-1919. — М.: Русская книга, 2003. — 576 с.
8. Качалов В.И. Сборник статей, воспоминаний, писем / Сост. и ред. В. Я. Виленкин. М.: Искусство, 1954. — 658 с.
9. Книппер-Нардов В.Л. Последнее свидание с Чеховым. [Электронный ресурс] // URL: http://chehov-lit.ru/chehov/vospominaniya/knipper-nardov.htm
10. Коллонтай А.М. Молодежь звала ее солнцем. [Электронный ресурс] // URL: http://az.lib.ru/k/kollontaj_a_m/text_1930_kommis.shtml
11. Кугель А.Р. Листья с дерева. Воспоминания. — Л.: Время, 1926. — 220 с.
12. Кугель А.Р. Литературные воспоминания. — Пг.-М.: Мысль, 1923. — 491 с.
13. Кугель А. Р Театральные портреты // Вступит, ст и примеч. М.О. Янковского. Л.: Искусство, 1967. — 382 с.
14. Луначарский А.В. Из личных воспоминаний об А.Р. Кугеле. // Красная газета. — 1928, с. 4
15. Максим Горький в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., Художественная литература. 1981. — 445 с.
..104


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ