ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы разработки электронного учебного курса
«Актерское мастерство в педагогической деятельности» 7
1.1 Профессиональные компетенции тьютора 7
1.2 Актерское мастерство в педагогической деятельности 23
1.3 Аналитический обзор информационных ресурсов Рунета по
актерскому мастерству 40
Выводы по первой главе 54
2 Разработка электронного учебного курса для студентов бакалавриата
направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 56
2.1 Описание курса «Актерское мастерство в педагогической
деятельности» 56
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Экспертная
оценка курса «Актерское мастерство в педагогической деятельности» 68
Выводы по второй главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
В реалиях современной жизни возрастает роль личности педагога в образовании. Без проявления педагогическим работником тех или иных личностных качеств, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности, установлению и поддержанию сотрудничества во взаимодействии с обучающимися невозможно достижение компетентностных образовательных результатов.
Необходимость непрерывного саморазвития, обусловленная ведущей ро¬лью личности профессионала в результатах труда, является одной из причин высокой степени занятости педагога. Деятельность, осуществляемая представителем педагогической профессии, будь то воспитатель, учитель начальных классов, учительпредметник или тьютор, носит коллективный и творческий характер.
Во всем этом профессия педагога идентична актерской профессии. Подобно актеру, педагогу необходимо уметь управлять своими эмоциями, удерживать в течение длительного времени внимание обучающихся, воздействовать на их чувства посредством вербальных и невербальных средств коммуникации, владение которыми определяет мастерство актера. Неслучайно требования к личности педагога схожи с требованиями к личности актера. Личностные характеристики, из которых складывается образ профессионала, составляют технику, определяющую степень профессионального мастерства.
На сегодняшний день профессиональное самосовершенствование возможно в том числе посредством достижений научно-технического прогресса, роль которых актуализирует цифровизация, становящаяся трендом в образовании. В последние годы в России и в мире растет рынок дистанционного образования, на онлайнплатформах активно создаются учебные курсы, которые так¬же внедряются в образовательный процесс, тем самым обеспечивая реализацию таких моделей обучения как обучение с вебподдержкой и смешанное обучение, что, в свою очередь, способствует развитию навыков самостоятельной работы, необходимых для осуществления самообразования и личностного роста.
В условиях перехода от индустриального к постиндустриальному этапу развития общества, формирования в РФ цифровой экономики можно утверждать об актуализации роли достижений научно-технического прогресса во всех сферах человеческой жизни. Активное внедрение в образовательный процесс электронных курсов вследствие информатизации образования позволяет реализовать принцип наглядности за счет мультимедийности и структурированности учебного контента, обеспечить самостоятельную работу обучающихся, активизировать их учебнопознавательную деятельность за счет интерактивности.
Всему вышеперечисленному способствует разработанный электронный учебный курс «Актерское мастерство в педагогической деятельности», что подтверждают результаты опытно-экспериментальной работы и экспертной оценки курса, проведение которой явилось одной из задач исследования. В основу содержания курса легли данные, полученные в ходе анализа педагогической, психологической и методической литературы в период написания первой главы бакалаврской работы. Разработанный электронный курс представлен элемента¬ми мультимедиа, характеризуется структурированностью контента и реализованной навигацией. Содержание курса соответствует содержанию аудиторных занятий. Многообразие форм представления содержания, структурированность информации и удобство навигации, а также взаимозависимость содержания учебных материалов курса и учебно-методического обеспечения подтверждаются результатами, полученными в ходе экспертной оценки, что в совокупности позволяет считать курс частью учебно-методического обеспечения.
Положительные результаты, полученные по итогам исследования, позволяют признать теоретическую и практическую значимость бакалаврской работы.
1. Абрамовских, Н.В. Тьюторство: история и современность [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских, Е.А. Казаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - № 3 (19). - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-31 .pdf.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 3. Единство цели / Ш.А. Амонашвили. - М.: Амрита, 2013. - 304 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония: в 3 ч. Ч. 1 / Ш.А. Амонашвили. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 222 с.
4. Андриади, П.П. Роль и место экспрессивной компетентности в формировании готовности к педагогической деятельности студентов высшей школы [Электронный ресурс] / П.П. Андриади, И.В. Тайдакова // Вестник КГУ. - 2009. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-
ekspressivnoy-kompetentnosti-v-formirovanii-gotovnosti-k-pedagogicheskoy-
deyatelnosti-studentov-vysshey-shkoly.
5. Аристотель Метафизика / Аристотель; пер. А. В. Кубицкий. - М.: Юрайт, 2018. - 241 с.
6. Артемов, В.В. Великие имена России / В.В. Артемов. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 304 с.
7. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000 - 937 с.
8. Бекузарова, Н.В. Деятельность современного педагога в свете ак-терского мастерства [Электронный ресурс] / Н.В. Бекузарова, Н.А. Иванов // Письма в Эмиссия.Оффлайн. - 2018. - № 4. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2018/2605.htm.
9. Бекузарова, Н.В. Педагогический артистизм как составляющая
имиджа конкурентоспособного преподавателя высшей школы [Электронный
ресурс] / Н.В. Бекузарова // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 2. - Режим
89
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-artistizm-kak-
sostavlyayuschaya-imidzha-konkurentosposobnogo-prepodavatelya-vysshey-shkoly.
10. Бекузарова, Н.В. Профессиональный портрет выпускника по на-правлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степе¬нью) «Бакалавр» [Электронный ресурс] / Н.В. Бекузарова, Е.В. Ермолович // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-portret-vypusknika-po-napravleniyu- podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-kvalifikatsiey-stepenyu-bakalavr.
11. Бекузарова, Н.В. Техника актера и техника педагога: сравнительный анализ / Н.В. Бекузарова, Н.А. Иванов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 2. - С. 93-98.
12. Белая, Н.С. Компетентностный подход как объект исследования в
трудах отечественных и зарубежных учёных [Электронный ресурс] / Н.С. Белая // Вестник МГУКИ. - 2013. - №6 (56). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-kak-obekt-issledovaniya- v-trudah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchyonyh.
13. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Т.1. / В.Г. Белинский. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. - 572 с.
14. Богомолова, Г.Н. Феномен педагогического мастерства в образова¬тельном процессе вуза [Электронный ресурс] / Г.Н. Богомолова // Наука и шко¬ла. - 2013. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen- pedagogicheskogo-masterstva-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.
15. Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электрон¬ный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/.
16. Большой современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovar.cc/rus/tolk.html.
17. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/kuznetsov/.
18. Булатова, О.С. Использование возможностей театральной педагоги¬ки в процессе становления личности учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Булатова Оксана Сергеевна. - Тюмень, 1999. - 196 c.
19. Булатова, О.С. Педагогический артистизм: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 239 с.
20. Волченкова, К.Н. Тьюторское сопровождение как основа субъект-субъектных отношений тьютора и студента [Электронный ресурс] / К.Н. Вол-ченкова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. -
2013. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe- soprovozhdenie-kak-osnova-subekt-subektnyh-otnosheniy-tyutora-i-studenta.
21. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагоги¬ке [Электронный ресурс] / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2006. - Режим доступа http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf.
22. Высоцкая, П.А. Виды информационных технологий, применяемых
в педагогическом процессе, в условиях внедрения федерального государствен¬ного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения / П.А. Высоцкая // Наука и школа. - 2013. - № 5. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-informatsionnyh-tehnologiy-primenyaemyh-v- pedagogicheskom-protsesse-v-usloviyah-vnedreniya-federalnogo-gosudarstvennogo.
23. Гиппиус, С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С. Гиппиус. - СПб.: Речь, 2001. - 346 с.
24. Гребенкин, А. Психологические аспекты актерского творчества [Электронный ресурс] / А. Гребенкин. - Режим доступа: http://theater111.ru/science18.php.
25. Джумаева, Н.Э. Педагогические термины и понятия [Электронный ресурс] / Н.Э. Джумаева, А.Р. Сохибов. - Карши: Каршинский государственный университет, 2014. - Режим доступа: https://library.ziyonet.uz/uploads/books/ 49959/53eb3e21bd481.doc.
26. Дмитриев, А.Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности : монография / А.Е. Дмитриев. - М.: МПГУ, 2012. - 336 с.
27. Добросмыслова, С.Н. К вопросу о сущности тьюторства как особой профессиональной деятельности в системе высшего образования / С.Н. Добро¬смыслова // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 149-155.
28. Жеребятникова, Г.В. Характеристика созидательной активности бу¬дущего социального педагога [Электронный ресурс] / Г.В. Жеребятникова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5334.
29. Захарова, Т.В., Профессиональная компетентность будущего педа¬гога как проблема современного образования [Электронный ресурс] / Т.В. За¬харова, Н.В. Басалаева, Е.В. Киргизова // Сибирский педагогический журнал. -
2014. - № 5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya- kompetentnost-buduschego-pedagoga-kak-problema-sovremennogo-obrazovaniya.
30. Зверева, Н.А. Словарь театральных терминов: создание актерского образа / Н.А. Зверева, Д.Г. Ливнев. - М.: Российская академия театрального ис¬кусства ГИТИС, 2007. - 136 с.
31. Интернет в России в 2016 году: состояние, тенденции и перспекти-вы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/teleradio/main/custom/00/01/ file.pdf.
32. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий про¬цесс / В.А. Кан-Калик. - Грозный, 1976. - 286 с.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов выс-ших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
34. Кольга, В.В. Организация профориентационной деятельности сту-дентов педагогического вуза как элемент становления профессиональных ком¬петентностей будущего учителя: монография / В.В. Кольта, А.Б. Меркулов, Г.Т. Полежаева. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,
2015. - 228 с.
35. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос¬
сийской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/?frame=
1#p28.
36. Красноплахтова, Л.И. Педагогическая техника преподавателя выс¬шей школы как элемент педагогического мастерства: учеб. пособие / Л.И. Красноплахтова. - Краснодар: КубГАУ, 2015 - 97 с.
37. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2006. — 944 с.
38. Кузнецова, Т.Н. Формирование основ педагогической техники в процессе профессиональной подготовки будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Кузнецова Татьяна Николаевна. - Белгород, 1999. - 211 с.
39. Кухарчук, Д.В. Социология: конспект лекций / Д.В. Кухарчук. - М.: Юрайт, 2009. - 190 с.
40. Лавров, А.И. Компетентностный подход в образовании и проблемы его реализации в образовательном процессе / А.И. Лавров // Проблемы совре¬менного педагогического образования. - 2015. - № 48-3. - С. 139-148.
41. Лемуткина, М. Учитель - это прежде всего актер [Электронный ре-сурс] / М. Лемуткина. - Режим доступа: http://www.mk.ru/social/2014/11/06/ uchitel-eto-prezhde-vsego-akter.html.
42. Лобанова, Н.А. Сущность и содержание общекультурных компе-тенций в профессиональном образовании / Н.А. Лобанова, А.В. Сулимова, Е.А. Цыбина, С.Н. Сясина // Вестник костромского государственного универси¬тета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. - С. 137-141.
43. Магомедова, А.А. Компетентностный подход в формировании го-товности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности / А.А. Магомедова, А.Э. Абдуллабекова // Мир науки, культуры, образования. -
2013. - № 1 (38). - С. 126-127.
44. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
45. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Том 4. Педагогические работы 1936-1939 / А.С. Макаренко. - М.: Директ-Медиа, 2014.
- 566 с.
46. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.А. Максимова. - М.: Флинта, 2015. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519435.html.
47. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://didacts.ru.