АННОТАЦИЯ 3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы социальной и социально-психологической адаптации студентов(или понятие и сущность социальной адаптации) 8
1.1 Определение социально-психологической адаптации, и факторов, на нее
влияющих 8
1.2 Особенности социально-психологической адаптации студентов в
университетской среде 18
2. Университетский спорт и его роль в адаптации студентов 24
2.1 Приобретаемые навыки и личностные качества в ходе занятий спортом 24
2.2. Влияние спорта на социально-психологическую адаптацию 30
3. Влияние спорта на социально-психологическую адаптацию студентов ТГУ (по
результатам социологического исследования) 36
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 55
Приложение А 57
Приложение Б 65
Приложение В 67
Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к адаптационным возможностям студентов, которые сталкиваются с необходимостью интеграции в новую социальную среду, преодоления академических нагрузок и формирования профессиональной идентичности. В условиях роста стрессогенных факторов, таких как цифровизация коммуникаций, миграционные процессы и социальная нестабильность, актуальным становится поиск инструментов, способствующих успешной социально-психологической адаптации (СПА) студентов. Одним из таких инструментов выступает университетский спорт, который не только укрепляет физическое здоровье, но и формирует личностные качества, необходимые для преодоления кризисных ситуаций. Данная работа посвящена исследованию роли спортивной деятельности в процессе адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения.
Актуальность темы:
Актуальность темы исследования «Роль университетского спорта в социально - психологической адаптации студентов» обусловлена рядом факторов, отражающих потребности образовательной среды. Спорт становится важным инструментом для формирования физического и психического здоровья молодежи. Студенческий период связан с множеством стрессовых факторов, таких как адаптация к новой среде, академическая нагрузка и поиск своего места в обществе. Спорт может выступать эффективным механизмом снижения стресса, улучшения психологического состояния и поддержки академической успеваемости, так как физическая активность положительно влияет на когнитивные функции.
Кроме того, университетский спорт способствует формированию социальных связей, укреплению коммуникативных навыков и развитию командного духа, что особенно важно для студентов в процессе их социализации. Во многих странах университетский спорт активно поддерживается на государственном и институциональном уровнях, что подчеркивает его значимость в образовательной системе.
Таким образом, изучение роли университетского спорта в социально - психологической адаптации студентов является актуальным как с научной, так и с практической точек зрения, учитывая современные тенденции и потребности образовательной среды.
В качестве объекта выступает социально-психологическая адаптация студентов
Предметом является влияние спорта на процесс социально-психологической адаптации студентов
Проблема исследования поставлена следующим образом:Каким образом спорт влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов.
Цель исследования заключаетсяв определении роли университетского спорта в социально-психологической адаптации студентов к университетской среде.
Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
о Изучить теоретические основы социально-психологической адаптации.
о Определить факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию
студентов
о Изучить особенности адаптации студентов
о Проанализировать роль спорта в процессе адаптации студентов.
Для достижения поставленных целей и задач будет использована следующая методологическая база исследования: во-первых, общенаучные методы, такие каканализ научных работ по психологии, социологии и педагогике, раскрывающие суть социально - психологической адаптации и выделяющие ключевые ее особенности. Во-вторых, количественный метод исследования - анкетирование, позволяющий сбор массовых статистических данных о проблемах студентов в процессе социально-психологической адаптации к условиям университетской среды и влияния спорта в этом процессе.
Краткий обзор литературы
Исследование роли университетского спорта в социально-психологической адаптации студентов опирается на широкий спектр теоретических и эмпирических работ, охватывающих психологию, социологию, педагогику и исследования в области спорта. Ниже представлен детальный анализ ключевых источников, структурированный по тематическим блокам.
1. Теоретические основы социально-психологической адаптации
Классические и современные подходы к пониманию адаптации формируют методологическую базу исследования:
• Концепция динамического взаимодействия (А.А. Реан) . Реан определяет
адаптацию как активный процесс, где личность не только приспосабливается к среде, но и трансформирует её. Его работы подчеркивают роль внутренних ресурсов (эмоциональный интеллект, саморегуляция) и внешних условий (социальная поддержка) в достижении баланса между индивидуумом и социумом.
• Системный подход (У. Бронфенбреннер) . В экологической модели Бронфенбреннера адаптация рассматривается через взаимодействие микро-, мезо-, экзо- и макросистем. Эта теория актуальна для анализа студенческой адаптации, где влияние семьи, вуза, культурных норм и государственной политики взаимосвязано.
• Ресурсный подход (С.Л. Рубинштейн) . Рубинштейн акцентирует внимание на мобилизации внутренних (психологическая устойчивость) и внешних ресурсов (материальные блага, социальные связи). Его идеи легли в основу анализа спорта как инструмента развития адаптационного потенциала.
• Копинг-стратегии (Р. Лазарус, С. Фолкман) . Теория совладания со стрессом объясняет, как студенты используют проблемно-ориентированные (планирование) и эмоционально-ориентированные (медитация) стратегии для преодоления кризисов адаптации.
2. Факторы адаптации студентов в университетской среде
Исследования особенностей студенческой социализации выделяют ключевые факторы и ресурсы:
• Академическая нагрузка и стресс (Л.Д. Столяренко) . Столяренко отмечает, что переход от школьной к вузовской системе обучения сопровождается повышенными требованиями к самоорганизации, что провоцирует стресс и дезадаптацию у первокурсников.
• Социальные связи и групповая динамика (С.В. Баширова) . Баширова подчеркивает роль учебной группы как "микросоциума", где формируются навыки коммуникации и разрешения конфликтов. Её работы раскрывают, как отсутствие поддержки со стороны одногруппников ведет к изоляции.
• Жизнь в общежитии (Е.Н. Погодина) . Анализ конфликтов в студенческих общежитиях показывает, что бытовые разногласия и культурные различия становятся барьером для адаптации иногородних студентов.
• Кросскультурная адаптация (Ж. Пиаже) . Пиаже, исследуя когнитивное развитие, указывает на важность принятия новых культурных норм (например, для иностранных студентов), что коррелирует с идеями Бронфенбреннера о макросистеме.
3. Роль спорта в адаптации: теоретические и эмпирические исследования
Спорт рассматривается как многофункциональный инструмент, влияющий на физическое, психологическое и социальное благополучие:
• Формирование личностных качеств (Айвазова Е.С., Селиванов О.И.) .
Исследования демонстрируют, что регулярные занятия спортом развивают дисциплину, целеустремлённость и эмоциональную устойчивость, что подтверждается данными анкетирования студентов.
• Спорт как антистрессовый механизм (Буриков А.В.) . Работы Бурикова подтверждают, что физическая активность снижает уровень кортизола, улучшает когнитивные функции и помогает справляться с учебными перегрузками.
Таким образом, определение социального и научного дискурса изучаемого феномена, а также сформулированные положения программы исследования позволяют перейти к описанию теоретической и практической составляющей работы.
Теоретическая основа исследования базируется на системном, ресурсном подходах и анализе копинг-стратегий. Социально-психологическая адаптация рассматривается как динамический процесс взаимодействия личности со средой, направленный на достижение баланса между индивидуальными потребностями и требованиями социума (А.А. Реан). Особое внимание уделяется факторам адаптации: внутренним (темперамент,
эмоциональный интеллект) и внешним (семья, культурные ценности). Спорт анализируется как ресурс для развития коммуникабельности, стрессоустойчивости и дисциплинированности, а также как платформа для формирования социальных связей через командную деятельность и участие в соревнованиях. Также рассмотрены особенности адаптации студентов ВУЗа к которым можно отнести: финансовые трудности, отличия от учебной модели обучения в школе, переезд в новый город, условия жизни в общежитии и др.
В практической части было проведено эмпирическое исследование среди 123 студентов Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ), включало анкетирование, направленное на оценку уровня адаптации и влияния спорта на этот процесс. В ходе исследования были проанализированы и представлены результаты основных проблем адаптации студентов, влияния спорта на их социально - психологическую адаптацию, а также приобретение благодаря занятиям спортом таких качеств, как: стрессоустойчивость, коммуникабельность, уверенность. А также
приобретение новых контактов в следствии занятий университетским спортом
Научная новизна работы заключается университетского спорта как инструмента адаптации, сочетающем теоретические модели (системный подход Бронфенбреннера, ресурсный подход) с эмпирическими данными. Впервые исследованы особенности адаптации студентов НИ ТГУ через призму спортивной деятельности, выявлена связь между участием в командных соревнованиях и снижением уровня дезадаптации.
Также было установлено, что социально-психологическая адаптация студентов — многоуровневый процесс, зависящий от взаимодействия личностных и средовых факторов. Университетский спорт способствует развитию ключевых адаптационных качеств: коммуникабельности, уверенности, стрессоустойчивости. А наибольший
адаптационный потенциал могут дать командные виды спорта и участие в соревнованиях, которые укрепляют социальные связи и формируют чувство принадлежности. Также важной особенностью является то, что субъективная оценка адаптации студентами может не совпадать с объективными критериями, что требует разработки комплексных диагностических инструментов.
Проведённое исследование подтвердило значимую роль университетского спорта в социально-психологической адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения. Анализ теоретических подходов и эмпирических данных позволил сделать следующие выводы:
1. Социально-психологическая адаптация студентов представляет собой многоуровневый процесс, зависящий от взаимодействия внутренних (личностные качества, эмоциональный интеллект) и внешних факторов (социальная поддержка, культурные нормы). Наибольшие трудности в адаптации связаны с академической нагрузкой, формированием новых социальных связей и условиями жизни в общежитии.
2. Университетский спорт выступает эффективным инструментом адаптации, способствуя:
о Развитию ключевых личностных качеств: коммуникабельности,
уверенности, стрессоустойчивости, дисциплинированности.
о Формированию социальных связей через командную деятельность и участие
в соревнованиях.
о Снижению уровня стресса и повышению эмоционального благополучия.
3. Результаты эмпирического исследования среди студентов НИ ТГУ показали, что:
о 65% респондентов успешно адаптированы, однако 35% сталкиваются с
трудностями, связанными с межличностным взаимодействием и учебной нагрузкой.
о Спорт способствует формированию адаптационного потенциала среди
студентов, за счет приобретения таких личностных качеств, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, уверенность и приобретения новых контактов внутри ВУЗа.
Практические рекомендации, вытекающие из исследования:
• Внедрение спортивных программ, направленных на интеграцию первокурсников (например, межфакультетские турниры, мастер-классы).
• Проведение информационных кампаний, подчеркивающих роль спорта в адаптации, и вовлечение студентов через кураторские группы.
Таким образом, университетский спорт не только укрепляет физическое здоровье студентов, но и служит мощным ресурсом их социально-психологической интеграции в академическую среду. Реализация предложенных мер позволит вузам создать условия для гармоничного развития личности и минимизации рисков дезадаптации.
1. Айвазова Е.С., Селиванов О.И., Прядченко В.В. Социализация студентов средствами физической культуры и спорта в процессе физического воспитания в вузе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 166-170.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Баширова С.В. Направления и условия успешной социализации студентов современного вуза // Вестник Университета Российской академии образования. 2006. № 4. С. 78-79.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 200 с.
5. Бронфенбреннер У. Экология человеческого развития. М.: Смысл, 2019. 320 с.
6. Буриков А.В. Изучение уровня тайм-менеджмента и временной ориентации у курсантов- спортсменов. М.: СпортАкадемПресс, 2020. 48 с.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно - поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5. С. 329-330.
8. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and emotion // Stress and Coping / A. Monat, R.S. Lazarus. N.Y.: Columbia University Press, 1991. P. 207-227.
9. Горячко В.М., Ларченко И.И. Особенности психологической адаптации студентов - первокурсников биологического факультета БГУ к условиям обучения. Минск: БГУ, 2015. 80 с.
10. Иванова А.И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы. М.: Академия, 2014. 120 с.
11. Кайшева А.И., Ковтун Р.И. Применение в учебных заведениях фитнес-программ для мотивации студентов к занятиям спортом // Педагогические науки. 2020. С. 432-433.
12. Котова Н.А., Рассохина Д.О. Спорт как фактор социализации студенческой молодёжи. М.: СпортАкадемПресс, 2019. 24 с.
13. Ларионова О.В., Маркин Н.Н., Маркин Д.Н., Азарова А.С. Занятия физической культурой как средство борьбы со стрессом в образовательном процессе в вузе // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. № 6 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZzanyatiya- fizicheskoy-kulturoy-kak-sredstvo-borby-so-stressom-v-obrazovatelnom-protsesse-v-vuze (дата обращения: 27.05.2025).
14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. 582 с.
15. Мартинович С.В. Психологические аспекты физического воспитания и спорта // Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы. Минск: БГУФК, 2018. С. 213-214.
..31