НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 5
1 Теоретические основы развития речи младших школьников 8
1.1 Основные направления в работе по развитию речи младших
школьников 8
1.2 Сочинение по картине как вид речевого упражнения 14
2 Методическая работа над сочинениями по картине в начальной
школе 21
2.1 Анализ современных образовательных программ 21
2.2 Методика работы над сочинением по картине в начальной
школе 25
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи младших школьников посредством написания сочинения по
картине 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение
1 Теоретические основы развития речи младших школьников 8
1.1 Основные направления в работе по развитию речи младших
школьников 8
1.2 Сочинение по картине как вид речевого упражнения 14
2 Методическая работа над сочинениями по картине в начальной
школе 21
2.1 Анализ современных образовательных программ 21
2.2 Методика работы над сочинением по картине в начальной
школе 25
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи младших школьников посредством написания сочинения по
картине 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение
Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи учащихся, что повышает их речевую культуру. В целом именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. На этом этапе учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью высказываний. Сочинение может служить мощной базой для развития устной и письменной связной речи младших школьников, в результате у детей будет формироваться художественный вкус, расширяться кругозор, происходить становление жизненных приоритетов и позиций.
В соответствии с ФГОС НОО в ходе работы над сочинением
осуществляется: «формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе...» [29]. Необходимость освоения предметных результатов нацеливает учителя на формирование у младших школьников умений создавать разнообразные тексты. Этому может способствовать использование на уроках русского языка написание сочинений по картине.
Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников.
Предмет исследования: сочинение по картине как вид упражнения, направленного на развития речи младших школьников.
Цель исследования: изучить и апробировать методику написания сочинений по картине как вид упражнения по развитию речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) выявить основные направления работы по развитию речи учащихся;
2) определить особенности сочинения по картине как вида речевого упражнения;
3) выявить место сочинений по картине как средство развития речи школьников в разных образовательных программах;
4) изучить методику работы над сочинением по картине как вида речевого упражнения в начальной школе и разработать методические рекомендации по написанию сочинений по картине;
5) провести опытно-экспериментальную работу для подтверждения выдвинутой нами гипотезы.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка в работе по написанию сочинений по картине будут использованы задания, направленные на развитие умения определять границы предложений, умения использовать выразительные языковые средства, развитие морфологических и словообразовательных умений, на формирование грамматико-орфографических умений, улучшение умений анализировать картину, видеть основную идею автора, то речь учащихся значительно улучшится.
Методологическая основой являются работы М.Р. Львова, В.И. Воробьевой, С.К. Тивиковой.
Методы исследования: анализ методической, лингвистической и научной литературы, сравнение, обобщение, эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов в работе по развитию речи учащихся в процессе написания сочинений по картине, а также студентами- практикантами при проведении уроков развития речи.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2 г. Лесосибирска» в 4 В классе. Выборка исследования составила 19 учащихся.
Апробация работы. Материалы дипломной работы были представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (2017 г.), а также опубликована статья «Написание сочинения по картине как средство развития речи младших школьников» в сборнике Международной научно¬практической конференции «Информация как двигатель научного прогресса» (г. Екатеринбург, 2017 г. - дистанционная форма участия).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, пяти приложений.
Во введении изложены актуальность работы, обозначены цель, предмет и объект, сформулированы задачи, гипотеза, представлена методологическая основа, методы, опытно-экспериментальная база, практическая значимость, апробация и структура дипломной работы.
В первой главе «Теоретические основы развития речи младших школьников» раскрывается понятие «речь» и основные направления в работе по развитию речи в начальной школе, рассматривается особенности сочинения как вида речевого упражнения.
Во второй главе «Методическая работа над сочинениями по картине в начальной школе» описана методика написания сочинений по картине в начальной школе, представлен анализ проделанной опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщен теоретический материал и представлен вывод относительно успешности проделанной работы.
Список литературы включает 41 источник.
Материалы исследования представлены в 6 рисунках, 5 приложениях, в которых представлен наглядный, дидактический материал и работы учащихся констатирующего и контрольного срезов.
В соответствии с ФГОС НОО в ходе работы над сочинением
осуществляется: «формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе...» [29]. Необходимость освоения предметных результатов нацеливает учителя на формирование у младших школьников умений создавать разнообразные тексты. Этому может способствовать использование на уроках русского языка написание сочинений по картине.
Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников.
Предмет исследования: сочинение по картине как вид упражнения, направленного на развития речи младших школьников.
Цель исследования: изучить и апробировать методику написания сочинений по картине как вид упражнения по развитию речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) выявить основные направления работы по развитию речи учащихся;
2) определить особенности сочинения по картине как вида речевого упражнения;
3) выявить место сочинений по картине как средство развития речи школьников в разных образовательных программах;
4) изучить методику работы над сочинением по картине как вида речевого упражнения в начальной школе и разработать методические рекомендации по написанию сочинений по картине;
5) провести опытно-экспериментальную работу для подтверждения выдвинутой нами гипотезы.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка в работе по написанию сочинений по картине будут использованы задания, направленные на развитие умения определять границы предложений, умения использовать выразительные языковые средства, развитие морфологических и словообразовательных умений, на формирование грамматико-орфографических умений, улучшение умений анализировать картину, видеть основную идею автора, то речь учащихся значительно улучшится.
Методологическая основой являются работы М.Р. Львова, В.И. Воробьевой, С.К. Тивиковой.
Методы исследования: анализ методической, лингвистической и научной литературы, сравнение, обобщение, эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов в работе по развитию речи учащихся в процессе написания сочинений по картине, а также студентами- практикантами при проведении уроков развития речи.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2 г. Лесосибирска» в 4 В классе. Выборка исследования составила 19 учащихся.
Апробация работы. Материалы дипломной работы были представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (2017 г.), а также опубликована статья «Написание сочинения по картине как средство развития речи младших школьников» в сборнике Международной научно¬практической конференции «Информация как двигатель научного прогресса» (г. Екатеринбург, 2017 г. - дистанционная форма участия).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, пяти приложений.
Во введении изложены актуальность работы, обозначены цель, предмет и объект, сформулированы задачи, гипотеза, представлена методологическая основа, методы, опытно-экспериментальная база, практическая значимость, апробация и структура дипломной работы.
В первой главе «Теоретические основы развития речи младших школьников» раскрывается понятие «речь» и основные направления в работе по развитию речи в начальной школе, рассматривается особенности сочинения как вида речевого упражнения.
Во второй главе «Методическая работа над сочинениями по картине в начальной школе» описана методика написания сочинений по картине в начальной школе, представлен анализ проделанной опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщен теоретический материал и представлен вывод относительно успешности проделанной работы.
Список литературы включает 41 источник.
Материалы исследования представлены в 6 рисунках, 5 приложениях, в которых представлен наглядный, дидактический материал и работы учащихся констатирующего и контрольного срезов.
На уроках по развитию речи младших школьников можно выделить несколько основных видов упражнений, которые практикуются в начальной школе. К ним относятся творческие упражнения на воображение, написание различных сочинений, изложений с элементами сочинения, а также словарная работа и использование дидактических игр (так как это естественная деятельность, требующая речевых действий). Работа по развитию речи будет способствовать дальнейшему обогащению словарного запаса, развитию связной устной и письменной речи, обучению культуре общения.
Сочинение по картине выступает значимым видом речевых упражнений, являясь многофункциональным, во-первых, позволяет повысить уровень эстетического восприятия учащимися картин, во-вторых, обеспечивает прирост речевых умений младших школьников. По этой причине сочинение по картине занимает значительное место среди речевых упражнений. Знакомство детей с полотнами известных художников, способствует обогащению знаний об окружающей действительности.
В рассмотренных образовательных программах («Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа ХХІвека», система Л.С. Занкова) полноценная работа над сочинениями по картине начинается уже со второго класса, а в третьем и четвертом классе происходит уже более глубокий и осознанный анализ художественных произведений и написание сочинений с использованием различных языковых средств.
Написание сочинения по картине практикуется на протяжении всего курса «Русский язык» в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися. В первом классе написание сочинений отсутствует, но имеется устное описание картинок, то есть беседа, а затем используется составление устных рассказов. Во втором классе вводится написание сочинения по сюжетным картинкам или серии картинок, а в третьем и четвертом классах происходит более глубокий и осознанный анализ картин, знакомство с авторами полотен. Можно выделить основные этапы при написании сочинения по картине: рассматривание картины, беседа по картине, словарная работа, составление плана и подбор опорных слов, написание сочинения, анализ работ учащихся. Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается образовательной программой.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа. После проведения констатирующего среза была проведена работа по формированию умений и навыков написания сочинений по картине. В итоге были получены следующие результаты: у учащихся значительно улучшилось умение анализировать картину, видеть основную идею автора; количество отлично выполненных работ увеличилось на 33,5%. Отметим, что 5,5% учащихся по-прежнему испытывают трудности. Увеличилось количество учащихся, использующих языковые выразительные средства, их возросло на 27,9%. Кроме того, младшие школьники более глубоко овладели грамматико-орфографическими умениями, процент учеников, не допускающих ошибки, увеличился вдвое. Таким образом, проделанная нами работа и использование предложенных заданий будут эффективны в работе по развитию речи посредством написания сочинений по картине.
Сочинение по картине выступает значимым видом речевых упражнений, являясь многофункциональным, во-первых, позволяет повысить уровень эстетического восприятия учащимися картин, во-вторых, обеспечивает прирост речевых умений младших школьников. По этой причине сочинение по картине занимает значительное место среди речевых упражнений. Знакомство детей с полотнами известных художников, способствует обогащению знаний об окружающей действительности.
В рассмотренных образовательных программах («Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа ХХІвека», система Л.С. Занкова) полноценная работа над сочинениями по картине начинается уже со второго класса, а в третьем и четвертом классе происходит уже более глубокий и осознанный анализ художественных произведений и написание сочинений с использованием различных языковых средств.
Написание сочинения по картине практикуется на протяжении всего курса «Русский язык» в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися. В первом классе написание сочинений отсутствует, но имеется устное описание картинок, то есть беседа, а затем используется составление устных рассказов. Во втором классе вводится написание сочинения по сюжетным картинкам или серии картинок, а в третьем и четвертом классах происходит более глубокий и осознанный анализ картин, знакомство с авторами полотен. Можно выделить основные этапы при написании сочинения по картине: рассматривание картины, беседа по картине, словарная работа, составление плана и подбор опорных слов, написание сочинения, анализ работ учащихся. Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается образовательной программой.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа. После проведения констатирующего среза была проведена работа по формированию умений и навыков написания сочинений по картине. В итоге были получены следующие результаты: у учащихся значительно улучшилось умение анализировать картину, видеть основную идею автора; количество отлично выполненных работ увеличилось на 33,5%. Отметим, что 5,5% учащихся по-прежнему испытывают трудности. Увеличилось количество учащихся, использующих языковые выразительные средства, их возросло на 27,9%. Кроме того, младшие школьники более глубоко овладели грамматико-орфографическими умениями, процент учеников, не допускающих ошибки, увеличился вдвое. Таким образом, проделанная нами работа и использование предложенных заданий будут эффективны в работе по развитию речи посредством написания сочинений по картине.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Сочинение по картине как средство развития связной речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения сочинению по картине в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНАМ В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - СОЧИНЕНИЕ ПО ОБРАЗЦУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2017 - СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ
СЛОВОТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



