Введение 3
ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ДОМОСТРОЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
§1. Права и обязанности женщины по Домострою 6
§2. Наказания провинившихся женщин 11
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЕ ЖЕНЩИН К СВОЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ В ОБЩЕСТВЕ В XVI в. 16
§1. Какая она, русская женщина XVI века? 16
§2. «Бьет – значит любит» 19
ГЛАВА III. КРИТИКА И КОНТРАРГУМЕНТАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ «ДОМОСТРОЯ» 23
§1. Мнение современников 23
§2. Мнение нынешних историков 29
ГЛАВА IV. СРАВНЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ НА РУСИ И В ДРУГИХ КУЛЬТУРАХ 34
Заключение 42
Список литературы 45
Актуальность исследования обусловлена тем, что в течение многих веков домострой играл важную роль в российском обществе, определяя правила поведения, обязанности и права членов семьи. Особое внимание уделялось положению женщины в этой системе, поскольку ее роль была не только ограничена, но и строго регламентировалась социокультурными нормами и религиозными установлениями. В данной курсовой работе мы рассмотрим и проанализируем положение женщины по домострою, исследуя ее социальное положение, права и обязанности в семье и обществе, а также изменения, происходившие в этой сфере на протяжении истории.
Вопрос о правах женщины и об их защите всегда будет актуален, так как общество должно быть построено на справедливости и равенстве, и ограничивать многих женщин в правах, которые могут быть предоставлены другим, крайне неразумно для современного мира. Поэтому тема актуальна, в последующем я буду дальше анализировать процесс эволюции прав и обязанностей женщин в российском обществе.
Цель данного исследования состоит в изучении и анализе положения женщины по домострою на примере средневековой Руси. Через изучение источникового материала и обширной литературы мы стремимся выявить сущность статуса женщины в обществе, ее роль в семье и место в иерархии домостроя.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать историографические данные о положении женщины по домострою, выявить основные точки зрения ученых на эту проблему.
2. Изучить основные источники, в которых рассматривается тема положения женщины в домострое и провести критический анализ информации.
3. Определить место и роль женщины в структуре домостроя средневековой Руси.
4. Провести сравнительный анализ положения женщины по домострою в различных социокультурных средах.
Историографический обзор.
По мнению С. М. Соловьева, И. П. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников.
Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.
В XVI-XVII веках в России домострой, как свод норм поведения и семейных отношений, формировал представления о роли женщины в обществе.
«Домострой», по мнению исследователя С.И. Таценко, является самым «обытовленным» памятником древнерусской литературы, редко склонявшейся к бытовой конкретности.
Исследователи, такие как В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов, подчеркивали, что Домострой отражает патриархальные устои и нормы русского общества XVI века. Женщины находились в подчиненном положении, но играли ключевую роль в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.
Домострой также рассматривается как религиозно-нравственный кодекс, который должен был внедрить в жизнь идеалы семейной и общественной нравственности. Влияние византийской аскетической литературы на формирование норм и правил, изложенных в Домострое, также является предметом исследования.
В XIX и XX веках несколько российских исследователей уделяли внимание изменению восприятия и интерпретации Домостроя.
Соловьёв М.С. рассматривал Домострой как символ отсталости и крепостничества, подчеркивая его роль в закреплении патриархальных устоев и ограничении прав женщин.
И.С. Некрасов также отмечал, что Домострой отражает социальные и культурные нормы своего времени, но в XIX веке он стал символом отсталости и крепостничества.
А. С. Орлов изучал Домострой в контексте его влияния на русскую литературу и культуру, подчеркивая его значение как источника, отражающего реальную жизнь и быт бояр и купцов.
Современные исследователи, (в числе которых С.П. Шестаков, И.Я. Порфирьеа и А.С. Архангельский) анализируют Домострой с точки зрения феминистской критики.
Таким образом, историографический анализ показывает, что женское положение по домострою было многогранным и эволюционирующим, отражая не только социальные, но и экономические изменения своего времени.
Структура работы представлена введением, четырьмя главами, заключением и списком литературы.
По итогам данного исследования, можно прийти к выводу, что Домострой представляет собой памятник XVI века в русской литературе, который является сборником рекомендаций и правил для различных аспектов жизни человека и семьи, включая социальные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
В Домострое права и обязанности женщины строго регламентированы и направлены на поддержание порядка и благочестия в семье. Женщина должна следовать указаниям мужа, советоваться с ним по всем вопросам ведения хозяйства и помнить, что необходимо сделать.
Наказания по Домострою были направлены на поддержание порядка, нравственности и религиозного благочестия в семье и обществе.
Наряду с множеством проявлений ограничения и «сворачивания» прав женщин в процессе формирования патриархальной малой семьи, можно наблюдать и другие аспекты, где происходит сохранение, а иногда даже расширение этих прав, а также возникновение новых возможностей. Прежде всего, такая модель семьи сама по себе имела определенные положительные моменты, способствуя юридической защите женщин с целью охраны чести «ответственного» мужчины.
Кроме того, обществу приходилось учитывать объективные процессы индивидуализации, затрагивающие и женщин. Это привело к росту шансов на реализацию права выбора партнера, вовлечению женщин в воспитание детей, а также делегированию части ответственности за управление домашним хозяйством.
Эти изменения свидетельствуют о проявлении доверия и готовности предоставить женщинам некоторую свободу. Хотя масштаб этих возможностей пока ещё не сопоставим с доминирующим патриархальным принципом единоличного управления в семье, они обладают потенциалом для дальнейшего развития в рамках исторического процесса.
В 16-17 веках на Руси отношение к избиению женщин со стороны мужчин было во многом определено нормами, изложенными в «Домострое». Этот сборник наставлений и правил для семейной жизни предписывал мужьям наказывать своих жен за провинности, но делать это следовало «наедине» и с последующим проявлением любви и заботы.
Домашнее насилие было распространенным явлением, и многие женщины сталкивались с жестоким обращением. В «Домострое» подчеркивалось, что наказание должно быть умеренным и не угрожать жизни женщины. Однако на практике часто случались случаи жестоких побоев, и женщины могли обращаться за помощью к родственникам или в суд, если их жизнь была в опасности.
Женщины, у которых были влиятельные родственники, могли рассчитывать на их защиту. В случае серьезных угроз жизни, они могли подавать жалобы в суд, и такие жалобы были довольно частыми. Однако реальная защита и наказание виновных были редкостью, особенно если у женщины не было поддержки со стороны семьи или церкви.
Мнения современников о «Домострое» были разнообразными и отражали различные аспекты его влияния на русскую жизнь. Некоторые считали его полезным руководством по ведению хозяйства и семейной жизни, выделяя практические советы по организации быта, хранению продуктов и воспитанию детей.
В то же время «Домострой» подвергался критике за жесткие патриархальные нормы и строгие правила, ограничивающие свободу женщин и детей, подчиняя их воле главы семьи. Религиозные наставления также вызывали недовольство из-за строгости соблюдения обрядов и церковных правил.
Современные историки рассматривают «Домострой» как важный источник для понимания социальной и культурной жизни Московии XVI-XVII веков, но также подчеркивают необходимость критического анализа его норм и предписаний.
По итогам сравнительной характеристики правового положения женщин на Руси и во Франции в XVI веке, удалось прийти к выводу, что на Руси правовое положение женщин в XVI веке определялось обычным правом и церковными нормами. Женщины могли вступать в брак с согласия родителей, и развод был возможен, но ограничен определенными условиями. Женщины могли владеть имуществом, но их права на наследование были ограничены по сравнению с мужчинами. Женщины из высших слоев общества могли иметь значительное влияние, особенно в княжеских семьях.
Во Франции XVI века правовое положение женщин также было ограничено, но имело свои особенности. Брак был важным институтом, и женщины часто вступали в брак по договоренности между семьями. Развод был крайне редким и практически невозможным. Женщины могли владеть имуществом, но их права на наследование и управление имуществом были ограничены. Вдовы имели больше прав по сравнению с замужними женщинами. Женщины из аристократии могли иметь значительное влияние при дворе и в политике, но в целом их роль была ограничена домашними и семейными обязанностями.
В обеих странах брак был важным институтом, но во Франции развод был практически невозможен, тогда как на Руси он был возможен при определенных условиях. В обеих странах женщины могли владеть имуществом, но их права были ограничены. Вдовы во Франции имели больше прав, чем замужние женщины. В обеих странах женщины из высших слоев общества могли иметь значительное влияние, но в целом их роль была ограничена семейными и домашними обязанностями.
1. Анишкин, В. Г. Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа / В. Г. Анишкин. — М.: ЛитРес, 2023. — 56 с.
2. Архангельский, А.С. Домострой: Нравы и обычаи древней Руси / А.С. Архангельский. — Казань: Казанский университет, 2010. — 28 с.
3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955. с. 9.
4. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Париж, 1985. с. 360.
5. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Цесаря. Париж, 1951. с. 65.
6. Бицилли П. Элементы средневековой культуры. Одесса, 1919. с. 11.
7. Булгаков С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. М., 1911. с. 19.
8. Быстрова В.С. Женская дипломатия во Франции XVI в.: пример Луизы Савойской // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 1. С. 24–34.
9. Герберштейн, С. “Записки о Московии”. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1957.
10. Горсей, Дж. Записки о России. XVI - начало XVII в. / Джером Горсей. — М.: Издательство, 1990. — 24 с.
11. Домострой // Великий Новгород: история и культура XI-XVII веков: энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007. – с. 16.
12. Домострой. Поучения и наставления всякому христианину / Сост., вступит. ст. и коммент. В. В. Колесова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. — 48 с.
13. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII ст. М., 1895. с. 5.
14. Иовий, П. “История Московии”. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001.
15. Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. с. 31.
16. Колесов Д.В. Мир человека в слове Древней Руси. – Л., 1986. – с. 45.
17. Миртов В. Знаменитый древнерусский священник: (очерки жизни и деятельности московского протопопа Сильвестра) // Странник. – 1903. – с. 32.
18. Некрасов И.С. Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя / Соч. И.С. Некрасова. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1873. - 186 с.
19. Петрей, П. “Описание Московии”. Москва: Наука, 1988.
20. Повесть о Петре и Февронии Муромских / сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Колесова. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 12 с.
21. Поляков Л. В. Образ философии в Киевской Руси. Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Киев, 1988. с. 87.
22. Порфирьев И.Я. Домострой Сильвестра // Православный собеседник. – 1860. – Ч. 3.
23. Порфирьев, И.Я. Списки домостроя XVI-XVIII вв.: история издания и изучения / И.Я. Порфирьев. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. — 25 с.
24. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность : два века изучения "женской темы" русской и зарубежной наукой, 1800-2000: материалы к библиографии / Н. Л. Пушкарева. - Москва : Ладомир, 2002. - 52.
25. Самохин Ю. Домострой XVI века: краеведческие уроки для современной школы // Народное образование. – 2000. – № 10. – с. 25-29.
26. Словарь книжников и книжности Древней Руси / ответственный редактор Д.С. Лихачев. – М.: Наука, 1988. – с. 67.
27. Соловьев B.C. Собрание сочинений. Т. V. М., б/г. с. 59.
28. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. II. Тт. 3–4. М., 1960. с. 47.
29. Соловьев. В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Сочинения. Т. 1. М., 1988. с. 21–23.
30. Федотов Г. П. Рождение свободы // Новый мир. 1989. №4. с. 226.
31. Чумакова Т.В. Человек и его мир в «Домострое» // Чумакова Т.В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся»: образ человека в культуре Древней Руси. – СПб., 2001. – с. 12-14.
32. Шестаков, С.П. Домострой: История и современность / С.П. Шестаков. — М.: Наука, 2005. — 32 с.
33. Яковлев А. Н. Против антиисторизма // Литературная газета. 1972. 15 ноября. № 46. с. 5.