Формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности (на примере МБОУ Прогимназия № 131)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организационно-педагогические предпосылки для формирования метапредметных
результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности 10
1.1 Теоретические аспекты формирования метапредметных образовательных результатов
обучающихся начальной школы при реализации ФГОС 10
1.2 Потенциал внеурочной деятельности для формирования метапредметных
образовательных результатов обучающихся начальной школы 20
1.3 Условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся
начальной школы во внеурочной проектной деятельности 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
2 Практика формирования метапредметных результатов обучающихся начальной школы во
внеурочной проектной деятельности на примере МБОУ Прогимназия № 131 40
2.1 Реализация условий формирования метапредметных результатов обучающихся
начальной школы во внеурочной проектной деятельности 40
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации программы внеурочной
проектной деятельности обучающихся начальной школы на базе МБОУ Прогимназия № 131 г. Красноярска 51
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 88
1 Организационно-педагогические предпосылки для формирования метапредметных
результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности 10
1.1 Теоретические аспекты формирования метапредметных образовательных результатов
обучающихся начальной школы при реализации ФГОС 10
1.2 Потенциал внеурочной деятельности для формирования метапредметных
образовательных результатов обучающихся начальной школы 20
1.3 Условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся
начальной школы во внеурочной проектной деятельности 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
2 Практика формирования метапредметных результатов обучающихся начальной школы во
внеурочной проектной деятельности на примере МБОУ Прогимназия № 131 40
2.1 Реализация условий формирования метапредметных результатов обучающихся
начальной школы во внеурочной проектной деятельности 40
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации программы внеурочной
проектной деятельности обучающихся начальной школы на базе МБОУ Прогимназия № 131 г. Красноярска 51
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 88
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Современный ФГОС НОО отводит внутришкольной внеурочной деятельности важное место в жизни школьника, которого она по праву заслуживает. Если в старых стандартах понятие «внеурочная деятельность» отсутствовало как таковое, то согласно современному ФГОС внеурочной деятельности отводятся весомые 10 часов в неделю.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Необходимо отметить, что в Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая на сегодняшний день является базисным документом, касающимся планирования и реализации государственной социальной политики, в частности в области образования, в числе прочих задач заявлена следующая: «к 2020 году: получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет» [7].
В то же время, как отметил в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной в 2012 году, В.В. Путин: «За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов» [53].
На этом фоне особенно актуальной становится проблема организации внутришкольной внеурочной деятельности на качественно новом уровне.
Согласно определению, данному в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296, под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся» [3].
О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разъяснений, однако остаются еще вопросы, которые вызывают затруднения в работе учителя. М.Н. Филатова отмечает, что «одним из таких вопросов является определение метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования» [60]. Ведь на самом деле новые стандарты не дают педагогам реального инструмента, они лишь устанавливают некоторые рамки, задают определенную идеологию. Отличительной особенностью ФГОС является то, что в нем впервые определены требования к результатам освоения основной образовательной программы не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных и метапредметных результатов.
Достижение метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит "на основе освоения обучающимися универсальных учебных действий" [8].
В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивного усвоения фактических знаний. А.Г. Асмолов отмечает, что «каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но неизменно переходит от знаниевых технологий к технологиям деятельностным» [12]. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, в частности, проектная деятельность.
Среди множества педагогических технологий именно проектной деятельности сегодня отводится ведущее место в обновляющихся школах, поскольку «проектная деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивает умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения» [29].
В условиях новой реальности, координаты которой были заданы новым ФГОС, изучение вопроса формирования метапредметных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности становится особенно актуальным, в частности, в аспекте разработки и внедрения программ внеурочной проектной деятельности, направленных на формирование таких метапредметных результатов.
Проблема исследования: недостаточное использование потенциала внеурочной деятельности при включении обучающихся в проектную работу для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности, проверить результативность их реализации в опытно-экспериментальной работе на базе МБОУ Прогимназия № 131.
Объект исследования: формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы при введении ФГОС.
Предмет исследования: условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
Гипотеза исследования: внеурочная проектная деятельность способствует формированию метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы, если реализованы следующие условия:
- организуется внутри ОУ рефлексивно-методический семинар для профессионального обсуждения процесса реализации внеурочной проектной деятельности и рефлексии деятельности ее участников;
- организуется образовательное пространство внеурочной проектной деятельности обучающихся начальной школы;
- создается площадка для предъявления обучающимися начальной школы метапредметных образовательных результатов.
Задачи исследования:
1. Уточнить организационно-педагогические задачи формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы при реализации ФГОС.
2. Раскрыть потенциал внеурочной деятельности для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы.
3. Выявить условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
4. Реализовать условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности в опытно-экспериментальной работе на базе МБОУ Прогимназия № 131.
5. Оценить результативность опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Прогимназия № 131 по реализации условий формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
Для решения поставленных задач в магистерской диссертации были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научных источников по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых и программных документов; анализ данных, полученных с использованием контрольно-диагностических материалов обобщение полученных экспериментальных данных;
- эмпирические - наблюдение; опытно-экспериментальная работа.
Этапы опытно-экспериментальной работы:
1. Проведение пилотажного исследования для определения уровня актуальной сформированное™ УУД, являющихся определяющими для метапредметных образовательных результатов.
2. Организация работы рефлексивно-методического семинара в рамках проблематики эксперимента.
3. Внедрение разработанной программы внеурочной проектной деятельности в образовательный процесс. Организация экспериментального обучения по программе.
4. Организация контроля за ходом экспериментальной работы. Проведение заседаний рабочих групп.
5. Анализ результатов КДР «Групповой проект», а также внутренняя диагностика по итогам реализации программы.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что теоретически и практически обоснована эффективность использования программ внеурочной проектной деятельности для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы, а также определены условия формирования метапредметных результатов в рамках внеурочной проектной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные и обоснованные в рамках работы методические материалы и рекомендации, направленные на совершенствование процесса формирования метапредметных образовательных результатов учащихся начальной школы в рамках внеурочной проектной деятельности, могут быть использованы в практике профессиональной деятельности педагогических коллективов и отдельных педагогов начального образования, а именно:
1. Основные условия, необходимые для организации внеурочной проектной деятельности, направленной на формирование метапредметных образовательных результатов: организация рефлексивно-методического семинара; организация образовательного пространства внеурочной деятельности; создание площадок для представления метапредметных результатов.
2. Программа внеурочной проектной деятельности, направленной на формирование метапредметных образовательных результатов; материалы для оценки проектной деятельности учащихся и степени сформированное™ метапредметных навыков.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложены и обоснованы характеристики внеурочной проектной деятельности, позволяющие обеспечить формирование метапредметных результатов обучающихся начальной школы.
Теоретическая апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях: «Достижение метапредметных результатов младших школьников посредством организации внеурочной деятельности», «Субъектная позиция педагога как эффективный способ достижения соответствия профстандарту».
Основной эмпирической базой опытно-экспериментальной работы являлось МБОУ Прогимназия № 131. В процесс экспериментальной проверки реализуемости организационно-педагогических условий было включено 5 выпускных классов в течение 2015-2017 годов. Общее количество обучаемых - 127, педагогов - 5.
В качестве диагностического инструментария использовались диагностические карты от ЦОКО по КДР «Групповой проект».
Современный ФГОС НОО отводит внутришкольной внеурочной деятельности важное место в жизни школьника, которого она по праву заслуживает. Если в старых стандартах понятие «внеурочная деятельность» отсутствовало как таковое, то согласно современному ФГОС внеурочной деятельности отводятся весомые 10 часов в неделю.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Необходимо отметить, что в Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая на сегодняшний день является базисным документом, касающимся планирования и реализации государственной социальной политики, в частности в области образования, в числе прочих задач заявлена следующая: «к 2020 году: получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет» [7].
В то же время, как отметил в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной в 2012 году, В.В. Путин: «За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов» [53].
На этом фоне особенно актуальной становится проблема организации внутришкольной внеурочной деятельности на качественно новом уровне.
Согласно определению, данному в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296, под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся» [3].
О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разъяснений, однако остаются еще вопросы, которые вызывают затруднения в работе учителя. М.Н. Филатова отмечает, что «одним из таких вопросов является определение метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования» [60]. Ведь на самом деле новые стандарты не дают педагогам реального инструмента, они лишь устанавливают некоторые рамки, задают определенную идеологию. Отличительной особенностью ФГОС является то, что в нем впервые определены требования к результатам освоения основной образовательной программы не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных и метапредметных результатов.
Достижение метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит "на основе освоения обучающимися универсальных учебных действий" [8].
В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивного усвоения фактических знаний. А.Г. Асмолов отмечает, что «каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но неизменно переходит от знаниевых технологий к технологиям деятельностным» [12]. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, в частности, проектная деятельность.
Среди множества педагогических технологий именно проектной деятельности сегодня отводится ведущее место в обновляющихся школах, поскольку «проектная деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивает умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения» [29].
В условиях новой реальности, координаты которой были заданы новым ФГОС, изучение вопроса формирования метапредметных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности становится особенно актуальным, в частности, в аспекте разработки и внедрения программ внеурочной проектной деятельности, направленных на формирование таких метапредметных результатов.
Проблема исследования: недостаточное использование потенциала внеурочной деятельности при включении обучающихся в проектную работу для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности, проверить результативность их реализации в опытно-экспериментальной работе на базе МБОУ Прогимназия № 131.
Объект исследования: формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы при введении ФГОС.
Предмет исследования: условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
Гипотеза исследования: внеурочная проектная деятельность способствует формированию метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы, если реализованы следующие условия:
- организуется внутри ОУ рефлексивно-методический семинар для профессионального обсуждения процесса реализации внеурочной проектной деятельности и рефлексии деятельности ее участников;
- организуется образовательное пространство внеурочной проектной деятельности обучающихся начальной школы;
- создается площадка для предъявления обучающимися начальной школы метапредметных образовательных результатов.
Задачи исследования:
1. Уточнить организационно-педагогические задачи формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы при реализации ФГОС.
2. Раскрыть потенциал внеурочной деятельности для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы.
3. Выявить условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
4. Реализовать условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности в опытно-экспериментальной работе на базе МБОУ Прогимназия № 131.
5. Оценить результативность опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Прогимназия № 131 по реализации условий формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
Для решения поставленных задач в магистерской диссертации были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научных источников по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых и программных документов; анализ данных, полученных с использованием контрольно-диагностических материалов обобщение полученных экспериментальных данных;
- эмпирические - наблюдение; опытно-экспериментальная работа.
Этапы опытно-экспериментальной работы:
1. Проведение пилотажного исследования для определения уровня актуальной сформированное™ УУД, являющихся определяющими для метапредметных образовательных результатов.
2. Организация работы рефлексивно-методического семинара в рамках проблематики эксперимента.
3. Внедрение разработанной программы внеурочной проектной деятельности в образовательный процесс. Организация экспериментального обучения по программе.
4. Организация контроля за ходом экспериментальной работы. Проведение заседаний рабочих групп.
5. Анализ результатов КДР «Групповой проект», а также внутренняя диагностика по итогам реализации программы.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что теоретически и практически обоснована эффективность использования программ внеурочной проектной деятельности для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы, а также определены условия формирования метапредметных результатов в рамках внеурочной проектной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные и обоснованные в рамках работы методические материалы и рекомендации, направленные на совершенствование процесса формирования метапредметных образовательных результатов учащихся начальной школы в рамках внеурочной проектной деятельности, могут быть использованы в практике профессиональной деятельности педагогических коллективов и отдельных педагогов начального образования, а именно:
1. Основные условия, необходимые для организации внеурочной проектной деятельности, направленной на формирование метапредметных образовательных результатов: организация рефлексивно-методического семинара; организация образовательного пространства внеурочной деятельности; создание площадок для представления метапредметных результатов.
2. Программа внеурочной проектной деятельности, направленной на формирование метапредметных образовательных результатов; материалы для оценки проектной деятельности учащихся и степени сформированное™ метапредметных навыков.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложены и обоснованы характеристики внеурочной проектной деятельности, позволяющие обеспечить формирование метапредметных результатов обучающихся начальной школы.
Теоретическая апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях: «Достижение метапредметных результатов младших школьников посредством организации внеурочной деятельности», «Субъектная позиция педагога как эффективный способ достижения соответствия профстандарту».
Основной эмпирической базой опытно-экспериментальной работы являлось МБОУ Прогимназия № 131. В процесс экспериментальной проверки реализуемости организационно-педагогических условий было включено 5 выпускных классов в течение 2015-2017 годов. Общее количество обучаемых - 127, педагогов - 5.
В качестве диагностического инструментария использовались диагностические карты от ЦОКО по КДР «Групповой проект».
В процессе анализа теоретических источников, а также на основе имеющейся практики работы нами были уточнены организационно- педагогические задачи по реализации процесса формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы при реализации ФГОС НОО.
На данном этапе был раскрыт потенциал внеурочной деятельности для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы, а также выявлены условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
На опытно-экспериментальном этапе были реализованы условия формирования метапредметных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности в опытно-экспериментальной работе на базе МБОУ Прогимназия № 131, что выразилось в организации рефлексивно¬методического семинара, создании как внутренних, так и внешних площадок для представления метапредметных результатов обучающихся, а также в организации образовательного пространства внеурочной деятельности, максимально способствующего эффективной реализации программы
внеурочной проектной деятельности.
Наконец, нами, с использованием в качестве основного диагностического инструментария КДР «Групповой проект», была проведена оценка результативности опытно-экспериментальной работы на базе Прогимназии № 131 г. Красноярска по реализации условий формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
В целом, полученные положительные результаты опытно¬экспериментальной работы по реализации программы внеурочной проектной деятельности обучающихся начальной школы на базе Прогимназии № 131 г. Красноярска доказывают справедливость изначальной гипотезы исследования, а также дают основания надеяться на возможность успешного распространения полученного опыта и масштабирования проекта как на базе МБОУ Прогимназия № 131 - путем создания новых программ внеурочной деятельности, направленных на формирование метапредметных результатов, так и посредством реализации разработанной программы на базе других школ.
На данном этапе был раскрыт потенциал внеурочной деятельности для формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы, а также выявлены условия формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
На опытно-экспериментальном этапе были реализованы условия формирования метапредметных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности в опытно-экспериментальной работе на базе МБОУ Прогимназия № 131, что выразилось в организации рефлексивно¬методического семинара, создании как внутренних, так и внешних площадок для представления метапредметных результатов обучающихся, а также в организации образовательного пространства внеурочной деятельности, максимально способствующего эффективной реализации программы
внеурочной проектной деятельности.
Наконец, нами, с использованием в качестве основного диагностического инструментария КДР «Групповой проект», была проведена оценка результативности опытно-экспериментальной работы на базе Прогимназии № 131 г. Красноярска по реализации условий формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности.
В целом, полученные положительные результаты опытно¬экспериментальной работы по реализации программы внеурочной проектной деятельности обучающихся начальной школы на базе Прогимназии № 131 г. Красноярска доказывают справедливость изначальной гипотезы исследования, а также дают основания надеяться на возможность успешного распространения полученного опыта и масштабирования проекта как на базе МБОУ Прогимназия № 131 - путем создания новых программ внеурочной деятельности, направленных на формирование метапредметных результатов, так и посредством реализации разработанной программы на базе других школ.



