ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы оценивания результативности реализации программ
дополнительного образования дошкольников в условиях стандартизации 7
1.1 Особенности реализации программ художественно-эстетической
направленности в условиях стандартизации 7
1.2 Существующие практики оценки результативности программ
художественно-эстетической направленности в условиях дополнительного образования 30
2 Практика оценивания результативности программ художественно-эстетической
направленности школы искусств для детей 5-7 лет 36
2.1 Описание комплекта инструментов для оценивания программ
художественно-эстетической направленности 36
2.2 Методические рекомендации по реализации процедуры оценки
результативности реализации программ художественно-эстетической направленности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
На сегодняшний день проблема оценки результативности программ дополнительного образования детей остро обсуждается современным педагогическим сообществом.
В настоящее время оценка эффективности программ дополнительного образования в той или иной степени проводится почти во всех учреждениях, где они предусмотрены. Реализация данного процесса происходит благодаря необходимости подтверждения результативности образовательной деятельности, ведь по отношению к организациям применяется государственный надзор, который включает в себя проверку соответствия законодательным нормам РФ, лицензионным требованиям, а также контроль качества оказываемых образовательных услуг. Кроме того, показатели результативности обучения необходимы преподавательскому составу для внесения в образовательный процесс соответствующих коррективов.
Значительным успехом, достигнутым в отечественной системе образования, является признание на законодательном уровне дополнительного образования в качестве вида образования. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года говорится, что такой вид образования необходим для удовлетворения потребностей гражданина в образовании с целью совершенствования умственной, физической, духовной и профессиональной сфер жизни. С его принятием вышел ряд других нормативных документов, определяющих роль и значение системы дополнительного образования в развитии российского государства.
Основным нормативно-правовым документом закона «Об образовании», является Концепция дополнительно образования. Согласно данному документу основными направлениями реализации Концепции являются:
- гарантия доступности и открытости дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ;
- развитие спектра дополнительных общеобразовательных программ;
- повышение системы управления качеством оценки и реализации дополни¬тельных общеобразовательных программ.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью развития духовно-нравственной личности. Для создания благоприятных условий обучения, повышения имиджа образовательной организации в сознании потребителя, при¬влечения потенциальных спонсоров, становится актуальным вопрос об оценке результативности реализации дополнительных общеразвивающих программ художественно-эстетической направленности.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, каким образом следует производить оценку результативности реализации дополнительных общеразвивающих программ художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста, реализуемых на базе школ искусств в условиях все повышающихся требований стандартизации системы образования России.
Цель исследования является создание и обоснования комплекса средств оценки результативности реализации программ художественно - эстетической направленности школы искусств для детей 5-7 лет с учетом тенденций стандартизации системы образования РФ в контексте решения управленческих задач организаций дополнительного образования на примере Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №8» города Красноярска (ДШИ № 8 г. Красноярска).
Объект исследования — процесс реализации программ дополнительного образования в условиях стандартизации.
Предмет исследования — средства оценки результативности реализации программ художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования: оценка результативности реализации программ художественно-эстетической направленности школы искусств для детей 5-7 лет может быть проведена объективно и комплексно, если соблюдаются следующие условия:
- средства оценивания конструируются на основе системы критериев и целевых показателей, конкретизированных для программ каждого направления, измерение которых может быть представлено в количественном выражении;
- в качестве источников информации для оценивания выступают тексты программ; отчеты педагогов о результатах обобщающих занятий; отчеты о результатах диагностических мероприятий; сведения об итоговой аттестации; совокупные данные о достижениях обучающихся; данные анкетирования об удовлетворенности родителей (законных представителей); показатели динамики контингента;
- процедура оценивания включает этапы технической экспертизы документации; действия по организации опроса родителей (законных представите¬лей); целенаправленную систематизацию данных из отчетов организации в соответствии с определенными целевыми показателями результативности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы оценивания результативности реализации программ дополнительного образования дошкольников в условиях стандартизации с позиций образовательного менеджмента.
2. Описать специфику оценки результативности программ художественно-эстетической направленности в условиях дополнительного образования.
3. Сконструировать комплект средств для оценки результативности программ художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет.
4. Показать применимость созданных средств и разработать методические рекомендации по оценке результативности программ художественно¬эстетической направленности.
Методы исследования: используются как теоретические, так и эмпирические: контекстный анализ методической литературы по ключевым понятиям исследования; факторный анализ отчетной документации по основным видам деятельности образовательной организации;
Основной эмпирической базой исследования являлось Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №8» города Красноярска (ДШИ № 8 г. Красноярска).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем. В работе систематизированы критерии и показатели результативности реализации программ художественно-эстетической направленности по пяти уровням: федеральному, региональному (муниципальному), организационному, социальному, личностному. Адаптирована система количественно измеримых показателей для оценки проявления признаков по каждому критерию. На основе данной системы разработаны средства оценивания (формы для экспертизы). Описана идея реализации процедуры оценивания, включающей четыре этапа: подготовительный, диагностический, информационно-аналитический, прогностический. На примере оценки дополнительной общеразвивающей образовательной программы художественно-эстетической направленности в области музыкально¬го искусства для детей 5-7 лет, реализуемой на базе ДШИ № 8 г. Красноярска по¬казаны возможности применения разработанных средств в виде методических рекомендаций.
Материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для разработки процедур и средств оценивания результативности реализации про¬грамм других направлений в организациях дополнительного образования детей. А в исходном виде могут быть использованы для оценки программ программы художественно-эстетической направленности, реализуемых в аналогичных школе искусств организациях.
В результате осуществленной деятельности по разработке процедуры оценки результативности реализации дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности, можно сделать следующие выводы:
1) Разработка процедуры оценки результативности реализации дополни¬тельной образовательной программы художественно-эстетической направленности основывается на анализе современной нормативно-правовой базы развития дополнительного образования детей в России.
2) Разработка оценки результативности дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности связана с проектированием необходимого экспертно-диагностического инструментария, включающего в себя:
- выбор в соответствии с поставленной целью критериев и показателей, оценка которых может быть представлена в количественном выражении;
- определение источников получения информации (результаты обобщающих занятий, диагностики, итоговой аттестации, информация о достижениях обучающихся);
- разработка системы документов получения информации.
Процедура оценки результативности реализации дополнительной образовательной программы заключается:
- в комплексности подходов к разработке системы критериев и показателей в соответствии с заданными уровнями оценки эффективности, а также в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к системе образования;
- в выраженности опоры на требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и общего образования в части определения целевых ориентиров и результатов реализации ФГОС нового поколения при разработке комплекса показателей личностного (персонального) уровня оценки результативности реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности.
4) Создание процедуры оценки результативности реализации дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности, является следствием выполнения действия по разработке требований к результатам обучения, учитывающих предметный, метапредметный и личностный аспекты результативности обучения, по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности.
1. Ильина Т. В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. - Ярославль, 2000.
2. Лебедев О. Е. Стратегия модернизации общего образования: новые педагогические возможности // Сборник серии «РОСТ» № 8 - СПб, 2001.
3. Лебедев О. Е. Каким быть управлению образовательным процессом в нашей новой школе / О. Е. Лебедева // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 288.
4. Шарахова Л. Н. Управление качеством дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации // Интеграция обра¬зования. - 2011. - № 3. - С. 63-68.
5. Андреева Н. В., Мещеряков А. В. Подходы к решению вопроса диагностики образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Вестник ТЕПУ, 2010. Выпуск 1(91). - С. 94-99.
6. Шилова М. И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика № 5, 2001.
8. Шилова М. И. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности // Педагогика № 5, 2003.
9. Строкова Т. А. Мониторинг качества образования школьника // Педаго¬гика № 7, 2003.
10. Буйлова Л. Н. Методические рекомендации педагогу по проектированию и анализу занятия учебной группы / Л. Н. Буйлова // Бюллетень программно¬методических материалов учреждения дополнительного образования (региональный опыт). - 2001. - № 3. - С. 19-23.
11. Буйлова Л. Н. Оценка результатов деятельности в Центре детского и юношеского творчества «Бибирево» / Л. Н. Буйлова // Бюллетень программно¬методических материалов учреждения дополнительного образования (региональный опыт). - 2003. - № 2. - С. 4-8.
12. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: «Сентябрь», 2004. - 192 с.
13. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей / Н. В. Кленова, Л. Н. Буйлова // Дополнительное образование. - 2004. - № 12. - С. 17-25.
14. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под редакцией проф. Н. Ф. Радионовой и к. п. н. М. Р. Катуновой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 64 с.
15. Требования к программам дополнительного образования детей, Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспита¬ния и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. №
6- 1844.
16. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной дея¬тельности по дополнительным общеобразовательным программам».
17. Бакушина А. Н. Подведение итогов года: новые формы оценки
и презентации знаний учащихся / А. Н. Бакушина // Директор школы. -2003. - №8. - С. 10-17.
18. Вербицкая Н. Мониторинг результативности учебного процесса /Н. Вербицкая, В. Бодряков // Директор школы. - 1997. - № 1. - С. 33-37.
19. Грабарь М. И. Проблемы измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения / М. И. Грабарь // Стандарты и мониторинги в образовании. - 2000. - № 3. - С. 49-54.
20. Ерофеева Н. Ю. Диагностика и анализ учебного процесса / Н. Ю. Ерофеева // Завуч. - 1999. - № 7. - С. 27-42.
21. Каргина 3. А. Об итоговой аттестации воспитанников детского объединения / 3. А. Каргина // Внешкольник. - 2003. - № 4. - С. 24-26.
22. Лизинский В. М. Диагностика и анализ учебного процесса / В. М. Лизинский // Завуч. - 1999. - № 5. - С. 114-126.
23. Попова И. Н. Методологические основания экспертизы и оценки инновационного опыта в воспитании // Всероссийский научный журнал «Social Science. Общественные науки» № 6, 2010. С. 325-334.
24. Попова И. Н., Иванова И. А., Максимова Е. Д. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей. (Из опыта работы МОУ ДОД ЦВР «Лад» г. Радужный Владимирской области) // Внешкольник 2011 № 1, стр.43-50.
25. Попова И. Н. Методы диагностики нравственной воспитанности учащихся // Материалы региональной научно-практической конференции «Духовное воспитание в процессе становления личности». - Владимир, ВИПКРО. - 2012.
26. Попова И. Н., Иванова И. А., Максимова Е. Д. Маршрутная книжка
в учреждении дополнительного образования детей // «Дополнительное образование», № 6, 2011.
27. Сазонова М. В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся / М. В. Сазонова // Бюллетень программ¬но-методических материалов учреждения дополнительного образования (региональный опыт). - 2002. - № 3. - С. 18-20.
28. Селевко Е. К. Личностный подход. Оценивание деятельности учащихся / Е. К. Селевко // Школьные технологии. - 1999. - № 6. - С. 125-127.
29. Левин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
30. Международный стандарт ISO-29990-2010 «Услуги в области неформального обучения и профессиональной подготовки. Основные требования к поставщикам услуг».