Аннотация
Введение 2
1 Теоретико-методические основы физической культуры детей дошкольного возраста 4
1.1 Основные этапы развития программно-методического обеспечения дошкольного
образования в Китае: исторический аспект 4
1.2 Тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в
образовательной среде 12
1.3Средства, методы физического воспитания детей дошкольного возраста 15
2 Методы и организация исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 28
3 Характеристика обучения элементам баскетбола у дошкольников 30
3.1 Применение элементов спортивной игры «Баскетбол» в процессе физического
воспитания детей дошкольного возраста 30
3.2 Результаты тестирования, оценивающие техническую подготовленность детей
дошкольного возраста в баскетболе 36
Выводы 42
Список литературы 44
Актуальность. В данное время все больше внимания ученые, педагоги, врачи уделяют вопросам сохранения здоровья детей, повышению их двигательной активности, поскольку здоровое подрастающее поколение составляет будущее любой нации. Следует отметить, что позитивный опыт в данном направлении был накоплен восточными странами, такими как Япония, Корея и Китай, в которых физическое воспитание детей и молодежи находится на высоком уровне [1].
Опыт КНР вызывает особенный интерес у отечественных (А.Я. Булашев, 2003, 2004; А.А. Маслов, 1990, 2000 и др.) и зарубежных (Л. Кун, 1982; Люй Хунцзюнь, 2007; Ма Цзиньган, 2003, 2004; Цзянь Цзе, 2004; Чжу Фен, 2009 и др.) исследователей, поскольку, за последние годы, благодаря социально-экономическим реформам в КНР налажена система физического воспитания, создана необходимая инфраструктура, поставлены на государственный уровень вопросы оздоровления детей и молодежи, разработаны и внедрены оздоровительные системы физического воспитания. Ван Сюемань, С.И. Гуськов, Е.И. Дегтярева, Х. Чжун, Юй Лань в своих работах отмечали, что в Китае детей с раннего возраста приучают к занятиям физическими упражнениями и спортом, закладывая, тем самым, основы здорового образа жизни и формируя у ребенка стойкую привычку, заниматься физической культурой [6,9].
Цель исследования: определить физические упражнения и элементы игры в баскетбол в процессе формирования двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные этапы развития программно-методического обеспечения дошкольного образования, в том числе физического воспитания в Китае, а также определить тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в образовательной среде на основе анализа литературных источников.
2. Определить применение элементов спортивной игры «Баскетбол» в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Внедрить составленный комплекс физических упражнений на основе средств баскетбола в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста и оценить его эффективность в педагогическом процессе.
Объект исследования - физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - элементы баскетбола как средство формирования двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, двух подпунктов в каждой из глав, выводов, списка литературы. Список литературы включает 23 источников. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 47 страниц компьютерного набора текста.
1. В результате анализа научно-методической литературы были выявлены основные этапы развития программно-методического обеспечения дошкольного образования в Китайской Народной Республике. Установлено, что с 1932 года в Китае начали создаваться программы по дошкольному образованию, на которые ориентировались все дошкольные учреждения. Были определены тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в образовательной среде дошкольного образования. Современное физическое воспитание детей позволяет развивать не только физическую, но и психическую сферу личности ребенка. Основной формой физического развития детей дошкольного возраста является игра.
2. Были определены элементы спортивной игры в баскетбол, которые возможно, включать в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. Данные элементы могут быть представлены в виде различных подвижных игр. Проведено анкетирование родителей детей дошкольного возраста, на предмет формирования содержания раздела «Физическое развитие» образовательной программы ДОУ из которого можно наблюдать, что многие родители дошкольников отмечают занятия с мячом, как важный компонент физического развития детей . Проведено педагогическое тестирование уровня владения мячом детей дошкольного возраста. Полученные данные педагогического тестирования свидетельствуют о том, что в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо внедрять физические упражнения с мячом.
3. Проведенное тестирование технической подготовленности дошкольников, включающее как мальчиков, так и девочек в возрасте 5-6 лет, подтвердило эффективность разработанного комплекса физических упражнений на основе элементов спортивной игры «Баскетбол». Результаты исследования, демонстрируют значительное улучшение навыков работы с баскетбольным мячом в экспериментальных группах как у мальчиков, так и у девочек после проведения педагогического эксперимента.
В частности, у мальчиков наблюдается рост среднего количества набивания мяча за 20 секунд с 24,7 раз до 36,1 раз в экспериментальной группе, что является значительным улучшением (р < 0,05). Аналогично, у девочек результаты также показывают заметное увеличение с 22,8 раз до 30,4 раз, что подтверждает высокую эффективность применяемых методов. Статистическая значимость этих изменений указывает на то, что предложенный комплекс упражнений способствует развитию технических навыков дошкольников в игре с мячом.
Результаты исследования подчеркивают необходимость интеграции физического воспитания в образовательный процесс дошкольного возраста, акцентируя внимание на важности использования разнообразных форм организации двигательной активности. Это не только способствует улучшению физических навыков, но и формирует у детей устойчивый интерес к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
1. Анискина С.Н. Методика обучения техники игры в баскетбол. - М.,2010. 312 с.
2. Баскетбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва// Под общей ред. И.А. Водянниковой, В.Б. Гантова, В.Н. Левинова. - М.: 2014.- 154с.
3. Баскетбол. Программа для детских спортивных школ. - М.: Физическая культура и спорт, 2017. - 162 с.
4. Бянь Ч. Даосская оздоровительная гимнастика / Ч. Бянь - М..2005. С 11-14.
5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов - М.: «ACADEMIA», 2006- 257 с.
6. Горбатенко Т. Б. Анализ учебных программ по дисциплине «Физическая культура» в вузах Китайской Народной Республики и Российской Федерации / Т. Б. Горбатенко // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 8. - С. 76-80.
7. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. — М.: Физкультура и спорт,1997.-58с.
8. Зинин А.М. Детский баскетбол. — М.: Физкультура и спорт, 2018.-183с.
9. Ильинич В.И. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» / В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М.: ГНИИ ИТТ «Информика», 2003 - C 223.
10. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. — М.:
Физкультура и спорт, 1975. - 214 с.
11. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, — М.: Физкультура и спорт, 1999.-133с.
12. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун - М., 2003 - C 297.
13. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278с.
14. Лисин Ч. Особенности организации дошкольного образования в КНР/Ч. Лисин//Дошкольное воспитание - 2009 - №12. С 95-104.
15. Меньшикова Н.Ю История физической культуры и спорта / Н.Ю Меньшикова - М.. 2003.- C 238 .Музруков Г. Н Основы Ушу / Г.Н Музруков- М.. 2005.- C 34-42....51