Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ)

Работа №188060

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Новостной медиадискурс как разновидность дискурса 8
1.1 Дискурс как предмет лингвистического исследования 8
1.2 Медиадискурс как объект изучения медиалингвистики 10
1.3 Медиатекст в современной медиалингвистике 12
1.4 Новостной медиатекст 14
1.4.1 Новость как традиционный жанр публицистики 14
1.4.2 Новостной медиатекст: основные характеристики 16
1.4.3 Заголовок как значимый элемент новостного медиатекста 17
Выводы 19
Глава 2. Реализация дискурсивных практик конструирования достоверности в новостном медиадискурсе 21
2.1 Понятие дискурсивной практики 21
2.2 Достоверность как коммуникативная категория 24
2.3 Дискурсивные практики конструирования достоверности в современных СМИ 32
2.3.1 Отсылка к первоисточнику 33
2.3.2 Апелляция к мнению экспертов 38
2.3.3 Использование количественных и статистических данных 41
2.3.4 Создание объективной тональности повествования 43
2.3.5 Активное использование имен собственных и аббревиатур 44
2.3.6 Широкое употребление специальной терминологии 45
2.3.7 Показатели эвиденциональности 47
Выводы 49
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1 56
Приложение 2 57
Приложение 3 58
Приложение 4 58
Приложение 5 58


В мире информационных технологий постепенно набирают популярность электронные аналоги печатных СМИ, которые сейчас являются особой областью функционирования языка. С помощью данных ресурсов ученые-лингвисты имеют возможность отслеживать изменения привычных нам жанров. Жанр новостной статьи в электронном пространстве является одним из лучших источников, с помощью которых проводятся подобные исследования: он отражает активные изменения, происходящие в этом жанре под влиянием интернет-коммуникации. Все чаще люди читают новости с помощью смартфонов, обращаясь к популярным СМИ, к которым привыкли еще в печатном формате. Жанр новости в Интернете подчиняется его законам и вследствие этого обрастает специфическими особенностями. Одним из главных журналистских принципов при написании новости является принцип достоверности и сохранения объективности представленной информации. Для этого используются различные дискурсивные практики, которые мы и рассмотрим в данной работе.
Актуальность исследования. Исследование новостного медиадискурса на сегодня является одним из наиболее перспективных направлений в лингвистике. Ведь определяющая роль в формировании образа действительности в сознании людей принадлежит СМИ.
Проблема изучения медиажанров актуальна уже не первый год, но в связи со вхождением все большего числа читателей в интернет-среду её актуальность возрастает с каждым днем. Дискурсивные практики жанра новости, функционирующего в русскоязычном Интернет-пространстве, являются малоизученной областью медиалингвистики. Специфика медиатекстов состоит в том, что они находятся в ситуации постоянной изменчивости.
В связи с постоянным развитием и приумножением различных электронных СМИ появилось множество изданий, которые мы привыкли именовать «желтой прессой», подразумевая при этом малую степень доверия к этому изданию, что вызвано публикацией этим источником непроверенной, недостоверной информации. К тому же, в современном обществе информация - один из важнейших ресурсов и способов контроля над обществом - стала одним из способов ведения войны, появился даже специальный термин «информационная война» для наименования этого явления. Таким образом, человек находится в ситуации избытка информации в интернет-среде. Также возникает ситуация конкуренции между изданиями, что требует повышенной степени доверия читателя к средству массовой информации, чтобы то оставалось популярным и читаемым. По этой причине к электронным изданиям у читателя появляются новые требования, касаемые многоступенчатой проверки распространяемой ими информации. Исходя из этого, данное исследование можно считать актуальным.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней рассмотрен комплекс дискурсивных практик конструирования достоверности информации в новостном медиатексте, в научный оборот вводятся новые данные, полученные в ходе изучения материала, опубликованного в 2021-2023 гг. в российских интернет-СМИ, что позволяет отметить актуальность и востребованность этих практик среди журналистов на данный момент.
Цель исследования - выявить дискурсивные практики и языковые средства их реализации, которые используются для формирования достоверности в новостной статье, функционирующей в медиадискурсе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1) провести аналитический обзор исследований работ отечественных и зарубежных лингвистов и журналистов, посвященных медиалингвистике, медиатексту, дискурсивным практикам, дискурс-анализу, новостному медиатексту и т.д.;
2) дать определения основным понятиям медиалингвистики: медиатекст и его основные характеристики, массмедиа, поликодовость, мультимодальность и т.д.;
3) определить границы понятия "новостной медиатекст" и охарактеризовать его как особый новый жанр;
4) описать дискурсивные практики как способ конструирования реальности в СМИ, рассмотреть типологию дискурсивных практик, используемых в СМИ ;
5) рассмотреть различные понятия "достоверности" и степени достоверности текста СМИ;
6) выявить языковые приемы конструирования достоверности в новостном медиатексте (на примере российских Интернет-СМИ) и описать их.
Объектом исследования выступает новостной медиатекст.
Предмет исследования - дискурсивные практики конструирования достоверности в новостном медиадискурсе и способы их языковой реализации.
Материалом исследования послужили 200 текстов, отобранных из новостей, опубликованных в интернет-СМИ «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Эксперт» и «Forbes». Данные ресурсы ориентированы на массового адресата, который позиционируется как обыкновенный русскоязычный пользователь сети Интернет.
Лингвистическими единицами анализа являются высказывания, взятые из новостных статей, опубликованных в интернет-СМИ «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Эксперт» и «Forbes».
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена работами отечественных и зарубежных лингвистов: в области медиалингвистики (Т.Г. Добросклонская; Л.Р. Дускаева; Теун Ван Дейк и др.), в области изучения дискурс- анализа и дискурсивных практик (О. С. Иссерс; Н.Н Панченко и др.), в области жанроведения (Н. С. Валгина; Т.В. Шмелева и др.), в том числе изучения жанра новостной статьи (А. В. Колесниченко; Г. В. Лазутина; А.А. Негрышев и др.) и заголовочного комплекса новости (И.И. Бартенева; Е.А. Земская; Ю.Ю Магерамова и др.).
Методика анализа материала:
1. Описание дискурсивных практик конструирования достоверности в новостных текстах интернет-СМИ и способов их языковой реализации.
2. Анализ жанровых особенностей новостной статьи как медиатекста (структура статьи, заголовочный комплекс, стилистические особенности).
3. Характеристика приемов конструирования категории достоверности в современных российских СМИ с помощью описательного и сопоставительного методов и метода дискурс-анализа.
4. Выявление и обобщение средств языковой реализации выявленных приемов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование построено на основе актуальных данных и в результате представляет собой комплекс дискурсивных практик конструирования достоверности в современных российских электронных СМИ. Обосновывается наличие разных дискурсивных практик конструирования достоверности с точки зрения их языковой реализации в новостных медиатекстах, что вносит вклад в разработку проблем функционирования современных российских СМИ.
Практическая значимость состоит в том, что данная работа может использоваться журналистами при написании новостных статей: использование соответствующих дискурсивных практик сделает их статьи более достоверными, что важно для современного читателя, теряющегося среди сотен новостей, предоставляющих непроверенную информацию. Также данная работа может использоваться при составлении лингвистических и журналистских курсов для студентов высших учебных заведений. Результаты исследования могут быть полезны для рядовых читателей и пользователей сети Интернет, которым интересно, как можно отличить фейковую новость от достоверной и проверенной.
К методам исследования относятся метод лингвистического описания и метод контекстуального анализа, дискурс-анализ, лингвостилистический анализ (определялись языковые и речевые маркеры достоверности в текстах).
Учитывая малую изученность реализации дискурсивных практик в СМИ в рамках медиадискурса, можно отметить научный потенциал данной темы для дальнейших исследований.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было выявление дискурсивных практик и языковых средств их реализации, которые используются для формирования достоверности информации в новостной статье, функционирующей в медиадискурсе. Для достижения данной цели нами было проанализировано 200 новостных текстов, собранных за 2022¬2023 гг. на сайтах российских интернет-СМИ: «Forbes», «Коммерсантъ», «Эксперт», «Аргументы и факты».
В процессе работы нами были изучены такие понятия как дискурс и медиадискурс. В частности, в рамках медиадискурса особое внимание было уделено публицистическому медиадискурсу, основной целью которого является распространение определенной общественно значимой информации, а также передача и формирование общественного мнения.
Исследователями медиадискурса отмечены следующие черты новостного медиатекста: информативность, фактическая точность, четкая и ограниченная тематическая структура, отсутствие авторской позиции, клишированность, идеологическая модальность и декодируемость, а также структура перевернутой пирамиды. Данные особенности характерны для собранного нами материала. Соответственно на черты традиционного новостного печатного текста накладываются основные категории медиатекста (мультимодальность, массовость, медийность и интегративность), и формируется новый тип медиатекста. Также нами отмечена огромная роль заголовочного комплекса в современном новостном медиатексте, ведь именно благодаря заголовку потенциальный читатель ориентируется в ежедневном потоке новостей.
Анализ материала показал, что для повышения достоверности текста в глазах читателя авторы новостных статей используют следующие дискурсивные практики. В ходе работы было выявлено, что основными дискурсивными практиками конструирования достоверности информации являются: отсылка к первоисточнику, апелляция к мнению экспертов, использование количественных и статистических данных, показатели эвиденциональности, создание объективной тональности повествования, использование имен собственных и аббревиатур, широкое употребление специальной терминологии. Самыми активно используемыми являются практики, схожие с практиками научного стиля речи: апелляция к мнению экспертов, отсылка к первоисточнику, использование количественных и статистических данных, создание объективной тональности повествования. Мы объясняем большое влияние некоторых особенностей научного стиля на новостной медиадискурс несколькими факторами. Во-первых, для современного медиадискурса в целом характерно смешение стилей. Во-вторых, в современной реальности, где интернет-ресурсы наполнены разного рода «фейками», у читателя появилась необходимость отделять достоверные новости от некачественного контента. В-третьих, самим изданиям нужно доказать читателю свою честность. У многих изданий на этом фоне выросла конкуренция, а значит, появилась необходимость выделяться среди других новостных ресурсов, чтобы издание оставалось актуальным и читаемым. Доверие у людей вызывают подтвержденные фактами научные исследования, отсюда и тяга современного медиадискурса к дискурсивным практикам научного стиля.
Для проверки достоверности выдвинутых гипотез был проведен эксперимент, который подтвердил предположение о том, что пользователи российских интернет-СМИ подсознательно больше доверяют текстам с цитатами, которые оформлены в виде прямой речи (даже если эти цитаты в целом неверно оформлены с точки зрения достоверности). Исходя из эксперимента, мы убедились в том, что цитата, которая вызывает наибольшее доверие аудитории, состоит из нескольких факторов: указания на источник цитаты (если она заимствована из другого интернет-СМИ), автора цитаты, канала передачи информации (как была получена информация от автора).
В заключение можно отметить, что новостной медиадискурс постоянно меняется и остро зависит от экстралингвистических факторов, которые определяют функционирование медиаресурсов и публикуемую ими информацию, поэтому к чтению новостей всегда нужно подходить критически, анализировать информацию, которая публикуется в Интернете, так как часто дискурсивные практики используются с целью манипулирования читательским сознанием.



1. Автохутдинова О. Ф. «Другой» как персонаж в СМИ: дискурсивные практики конструирования: автореф. дисс. ... к. филол. н. Екатеринбург, 2015 - 52 с.
2. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика // Аспект Пресс, 2011 - 142 с.
3. Арутюнова, Н. Д. Истоки, проблемы и категории прагматики / Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике / общ. ред. Е. В. Падучевой. - М.: Прогресс, 1985. - Вып. 16. Лингвистическая прагматика - 245 с.
4. Арутюнова, Н.Д. Диалогическая цитация (К проблеме чужой речи) / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. - 1986. - № 1. 10 - 10 с.
5. Ахмадулин Е.В. «Новость как основа журнализма» // Гуманитарный вектор, выпуск № 5, 2020 - 11 с.
6. Бартенева И.И., Туров И.Г. Новый вид заголовка - заголовок-статья. Сборник конференции «Вопросы филологии, переводоведения и лингводидактики», 2020 - 6 с.
7. Белоедова А.В. «Журналистский текст на шкале безусловной и проблемной достоверности» // НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ. Серия Гуманитарные науки № 6 (177). Выпуск 21, 2014 - 6 с.
8. Белоедова А. В. Категория достоверности в современных журналистских текстах: теоретический и практический аспекты: автореф. дисс. . к. филол. н. Белгород, 2017 - 46 с.
9. Белоедова А. В., Казак М. Ю. Методология описания категории достоверности в теории и практике журналистики // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. № 28 (277) - 14 с.
10. Богданова - Бегларян Н.В. «Рефлектив в системе дискурсивных единиц русской устной речи»// Мир русского слова №3, 2015 - 7 с.
11. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978 - 975 с.
12. Бурмакина Н. Г. Дискурсивные практики конструирования авторитетности в жанре научного доклада // Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации: монография / под науч. ред. Л. В. Куликовой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015 - 10 с.
13. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004 - 173 с.
14. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000 - 308 с.
15. Варченко, В.В. Цитатная речь в медиа-тексте / В.В. Варченко. - М., 2007 - 11 с.
16. Вепрева И. Т. Метаязыковая рефлексия в функционально -типологическом освещении (на матер. высказываний-рефлексивов 1991-2002 гг.): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2003. 42 с.
17. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. // М. 2009 - 322 с.
18. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 4-е изд.: моногр.
- М.: КомКнига, 2006 - 208 с.
19. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации: монография/ под науч. ред. Л.В. Куликовой. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015.
- 182 с.
20. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов опыт исследовании современной английской медиаречи. - М. Едиториал УРСС, 2014. — 288 с.
21. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010 - 486 с.
22. Земская Е.А. Цитация и виды её трансформации в заголовках современных газет // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. - М., 1996. - С. 157-168.
23. Земская, Е.А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества / Е.А. Земская // Вопросы языкознания. - 1996. - № 3 - 14 с.
24. Иссерс О. С. Дискурсивная практика как наблюдаемая реальность // Вестник Омского государственного университета. 2011. № 4 - 28 с.
25. Казак М.Ю. Медиатекст: сущностные и типологические свойства // Global Media
Journal. Глобальный медиажурнал. Российское издание/ URL:
http://test.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_kazak.htm
26. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность //- М. : Издательство ЛКИ, 2007.
- 263 с.
27. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М., 2008 - 254 с.
28. Клушина, Смирнова, Касперова, Иванова, Барышева. Сетевые жанры: новость и комментарий в пространстве Интернета // Верхневолжский филологический вестник, 2018 - №3 - 12 с.
29. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 12(83). Вып. 6. - 13 с.
30. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Издательство МГУ, 2008 - 177 с.
31. Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами) [Текст] / С. А. Кравченко; Ин-т социологии РАН. - Москва: МГИМО-Университет, 2011. - 407 с.
32. Кузина О. А. Цитирование как средство воздействия в медиадискурсе // Вестник Московской международной академии, 2016 - с. 40-47.
33. Леонтьев А. А. Психолингвистические особенности языка СМИ [Текст] / А. А. Леонтьев // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2008. - С. 146-169.
34. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат, словарь. —
Изд. 2-е, испр. и доп. — Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007 - 306 с.
35. Майданова Л. М. Проблема достоверности информации в журналистских практиках: речевой аспект / Л. М. Майданова, Э. В. Чепкина // Этика речевого поведения российского журналиста: коллективная монография / Ред. сост. д.
филол. н., проф. Л. Р. Дускаева. - СПб.: Астерион, 2009. - С. 135-166.
36. Марианне В. Йоргенсен, Луиза Дж. Филлипс. Дискурс-анализ. Теория и метод 1
Пер. с англ.- 2-е изд., испр.- Х.: Изд-во "Гуманитарный Центр", 2008 - 352 с.
37. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 1998. - 297 с.
38. Мельникова Е. А. Точность и достоверность как критерии информативности текста новостного сообщения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Филология. Журналистика». 2014. № 5 - 14 - 20 с.
39. Миронова Д. А. Газетный медиатекст онлайн-формата как особый коммуникационный феномен // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4. - 16 с.
40. Оломская Н. Н. К вопросу о жанровой классификации медиадискурса // Научный диалог. № 5 (17): Филология, 2013 - 14 с.
41. Орлов Г.А. Современная английская речь. М., Высшая школа, 1991 - 359 с.
42. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012. 260 с.
43. Панченко Н. Н. Достоверность как коммуникативная категория: монография / под науч. ред. В. И. Шаховского. Волгоград: Перемена, 2010 - 55 с.
44. Саблина М.В. Цитата и ее типовые разновидности: к проблеме классификации // Мир науки, культуры и образования. №3 (15), 2009 - 3 с.
45. Саблина М.В. Цитата и цитирование в текстах современных газет: автореф.дис. к. филол. н. Красноярск, 2011 - 18 с.
46. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века): Научное издание / С.И. Сметанина. - СПб., 2002 - 245 с.
47. Соловей В. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. М.: Э, 2016 - 263 с.
48. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
49. Степанов Ю.С. Язык и Метод. К современной философии языка. — М.: «Языки русской культуры», 1998 - 784 с
50. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской кн., 2008 - 959 с.
51. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс анализ: теория и метод / пер. с англ.; под ред. А. А. Киселевой. Харьков: Изд-во Гуманитарного центра, 2004 - 453 с.
52. Чепурная А.И. Образ события: интерпретация действительности в медиадискурсе (на материале американских СМИ)/ Современные исследования социальных проблем, Том 10, № 4, 2018 - 10 с.
53. Шейгал Е. И. Рефлексивы в политической коммуникации / Е.И. Шейгал // Теоретическая и прикладная лингвистика: Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 3. Аспекты метакоммуникативной деятельности. - Воронеж, 2002 - 141 с.
54. Юдин Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Знание.Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — 126-135 с.
55. Chepurnaya A. Strategies and means of presenting a crisis event in modern media // International Journal of Crisis Communication. 2017. Vol. 1 (1) -15 с.
56. Fairclough N. Analyzing Discourse. Textual Analysis for Social Research. — L. ; N. Y.: Routledge Taylor & Francis Group е, 2003 - 279 с.
57. Karin Idevall Hagren. Othering in discursive constructions of Swedish national identity, 1870-1940 /Critical discourse studies 2022, Vol. 19 - 16 с.
58. Lasswell. The structure and function of communication in society. // The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948 - 14 с.
59. Leeuwen, Theo van. Discourse and practice : new tools for critical discourse analysis / Oxford University Press, Inc., New York, 2008. - 185 с.
60. van Leeuwen, T. (2011). Multimodality and Multimodal Research. В E. Margolis, &L. Pauwels (Ред.), The SAGE Handbook of Visual Research Methods. New York: SAGE Publications, 2011 - 22 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ