Исследование потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства
|
РЕФЕРАТ 2
SUMMARY 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:
СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 10
1.1 Теоретические основы социального предпринимательства 10
1.2 Инновационный бизнес в социальном предпринимательстве 31
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 64
2.1 Особенности формирования социального предпринимательства
в России 64
2.2 Состояние социального предпринимательства в
Красноярском крае 98
ГЛАВА 3. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 109
3.1 Анализ и оценка потенциала развития инновационного бизнеса
в сфере социального предпринимательства в Красноярском крае 109
3.2 Разработка предложений и мер, увеличивающих потенциал развития инновационного бизнеса в сфере социального
предпринимательства в Красноярском крае 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 141
SUMMARY 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:
СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 10
1.1 Теоретические основы социального предпринимательства 10
1.2 Инновационный бизнес в социальном предпринимательстве 31
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 64
2.1 Особенности формирования социального предпринимательства
в России 64
2.2 Состояние социального предпринимательства в
Красноярском крае 98
ГЛАВА 3. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 109
3.1 Анализ и оценка потенциала развития инновационного бизнеса
в сфере социального предпринимательства в Красноярском крае 109
3.2 Разработка предложений и мер, увеличивающих потенциал развития инновационного бизнеса в сфере социального
предпринимательства в Красноярском крае 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 141
Нерешѐнность социальных проблем, снижение социальной защиты граждан, значительная дифференциация доходов отдельных социальных групп верно ведут к серьѐзному расслоению общества, снижению уровня благосостояния, а также приводят к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране. В то же время современная социально-экономическая политика не
может быть эффективной при не выполнении главного предназначения – удовлетворения потребностей граждан, обеспечения роста уровня жизни и национального благосостояния. Социальное предпринимательство направляет свои
силы на удовлетворение услуг потребителей, создавая социально значимые
проекты.
Социальное предпринимательство представляется довольно новым явлением для России. На сегодняшний день в России серьѐзные исследования, направленные на оценку перспектив развития социального предпринимательства
с точки зрения уровня готовности целевых аудиторий (потенциальных социальных предпринимателей), отсутствуют. Нет единого подхода к пониманию и
отражению сущности этого процесса. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников свидетельствует
о том что вопросы социального предпринимательства в полной мере не раскрыты.
Актуальность данной научно-исследовательской работы обусловлена
способностью социального предпринимательства использующего социальные
инновации эффективно справляться с решением многих общественных проблем, привлекать дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу,
содействовать их оптимизации и распределению в национальной экономике, а
также поиском качественно новых, инновационных решений для успешных
преобразований в социальной сфере России. В условиях слабости организаций
третьего сектора, отмечаемого из года в год многими экспертами, социальное
предпринимательство в принципе может оказаться тем институтом, который6
способен заполнить брешь между государством, бизнесом и обществом для решения социальных проблем.
Решение насущных социальных проблем невозможно только лишь силами одного государства, необходимо активное включение в данную деятельность граждан, выращиванию социальных предпринимателей и формированию
новых социальных сред, нового качества жизни граждан в стране. Проведение
стимулирующих мер, планирование инфраструктуры для создания инновационного бизнеса и развития социального предпринимательства невозможно реализовать без тщательного исследования потенциала развития инновационного
бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Целью диссертационной работы является разработка теоретических основ и мероприятий, увеличивающих потенциал развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать научную интерпретацию понятия «социальное предпринимательство» как деятельности, в которой необходимо использование инноваций и инновационных решений, элементов инновационного бизнеса;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт становления, развития и функционирования инновационного бизнеса в социальном предпринимательстве;
- выявить основные проблемы функционирования инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства;
- определить основы концепции развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства и предложить наиболее эффективные направления и формы его организации;
- исследовать потенциал развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Объект исследования – субъекты инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.7
Предметом исследования является потенциал развития инновационного
бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Методы исследования. Для решения теоретических и практических задач в диссертации применялись методы сравнительного анализа, умозаключения, литературного исследования, классификации и дифференциации материала, экономико-статистического анализа, описания результатов.
Гипотеза исследования заключается в том что в Красноярском крае в
целом достаточный потенциал инновационного бизнеса в сфере социального
предпринимательства для его дальнейшего плодотворного и активного развития.
Научная новизна диссертационной работы заключается в формулировке авторского определения социального предпринимательства, сравнении классификаций и анализе источников возникновения социального предпринимательства, в сравнительном анализе организаций социального предпринимательства и их социальной и экономической базы, сравнительном анализе компонентов бизнес-модели социального предпринимательства, характеристике поддержки инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в
зарубежных странах, сравнительном и экономико-статистическом анализе потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства, выявлении новых направлений на основе оценки положительного зарубежного опыта и в разработке мер и предложений для Красноярского края.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы социального предпринимательства, его сущность, понятие, особое внимание уделяется
инновационным особенностям социального предпринимательства.
Во второй главе анализируются особенности формирования социального
предпринимательства в России и его современное состояние.
В третьей главе проводится анализ и оценка потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в Красноярском
крае и идѐт разработка предложений и мер, увеличивающих потенциал его развития.8
Степень разработанности научной проблемы. В качестве основной литературы были использованы работы основоположников социального предпринимательства: Г. Диз, Б. Драйтон, Д. Томпсон, С. Хибберт, Д. Маир. Определение сущности социального предпринимательства заложено в работах В.С. Неклюдова, Е.А. Ветровой, О.А. Войновой, С Элвордом, Д. Брауном и К. Леттс. К
вопросу о развитии социального предпринимательства в российской практике
относятся работы А.А. Московской, Е.А.Юриной, М.Б. Полтавской, М.В. Каневской. В настоящее время анализом социального предпринимательства занимаются Н.А. Антоникова, Н.П. Возжова, Я.С. Гришина, Н.И. Зверева, А.А. Комисаров, Л.В. Шубина.
Несмотря на значительное количество исследований, проблема социального предпринимательства считается малоизученной и нуждается в дальнейшей
проработке.
Структура и объѐм магистерской диссертации.
Структура магистерской диссертации определена, исходя из предмета исследования, и сформирована в соответствии с целью и содержанием поставленных задач.
Магистерская диссертация состоит из введения, трѐх глав, заключения,
библиографического списка. Основной текст магистерской диссертации изложен на 151 странице машинописного текста, содержит 11 таблиц, 34 рисунка.
Магистерская диссертация включает библиографический список состоящий из
129 использованных источников.
Информационной базой исследования послужили законодательные и
нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере поддержки малого
бизнеса и микропредприятий, социально-ориентированных НКО и социального
предпринимательства, материалы научных конференций, семинаров и научные
публикации по рассматриваемой теме, статистические данные о количественных и качественных показателях социального предпринимательства, различные
аналитические данные.9
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены комплексным подходом к исследуемой проблеме, в основе которого лежит анализ статистических и эмпирических данных, российской нормативноправовой базы в сфере социального предпринимательства, а также теоретическое обоснование исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом
обосновании комплекса мер, для повышения потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные
положения и результаты могут быть использованы государственными учреждениями и негосударственными фондами при разработке и реализации различных программ поддержки и развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства, внедрении предлагаемых рекомендаций и предложений для создания новых институтов и инструментов поддержки социального
предпринимательства, повышения потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в Красноярском крае.
Апробация результатов исследования. Основные материалы и результаты исследования были опубликованы:
- «Поддержка социальных предпринимателей в РФ (на примере Фонда
«Наше будущее»), научный журнал «Постулат», Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, 2017 г.
- «Перспективные зарубежные практики инфраструктурной поддержки
социального предпринимательства для российского рынка»,
научный журнал «Форум молодых учѐных», ООО «Институт управления и социально-экономического развития», г. Саратов, 2017 г.
может быть эффективной при не выполнении главного предназначения – удовлетворения потребностей граждан, обеспечения роста уровня жизни и национального благосостояния. Социальное предпринимательство направляет свои
силы на удовлетворение услуг потребителей, создавая социально значимые
проекты.
Социальное предпринимательство представляется довольно новым явлением для России. На сегодняшний день в России серьѐзные исследования, направленные на оценку перспектив развития социального предпринимательства
с точки зрения уровня готовности целевых аудиторий (потенциальных социальных предпринимателей), отсутствуют. Нет единого подхода к пониманию и
отражению сущности этого процесса. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников свидетельствует
о том что вопросы социального предпринимательства в полной мере не раскрыты.
Актуальность данной научно-исследовательской работы обусловлена
способностью социального предпринимательства использующего социальные
инновации эффективно справляться с решением многих общественных проблем, привлекать дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу,
содействовать их оптимизации и распределению в национальной экономике, а
также поиском качественно новых, инновационных решений для успешных
преобразований в социальной сфере России. В условиях слабости организаций
третьего сектора, отмечаемого из года в год многими экспертами, социальное
предпринимательство в принципе может оказаться тем институтом, который6
способен заполнить брешь между государством, бизнесом и обществом для решения социальных проблем.
Решение насущных социальных проблем невозможно только лишь силами одного государства, необходимо активное включение в данную деятельность граждан, выращиванию социальных предпринимателей и формированию
новых социальных сред, нового качества жизни граждан в стране. Проведение
стимулирующих мер, планирование инфраструктуры для создания инновационного бизнеса и развития социального предпринимательства невозможно реализовать без тщательного исследования потенциала развития инновационного
бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Целью диссертационной работы является разработка теоретических основ и мероприятий, увеличивающих потенциал развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать научную интерпретацию понятия «социальное предпринимательство» как деятельности, в которой необходимо использование инноваций и инновационных решений, элементов инновационного бизнеса;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт становления, развития и функционирования инновационного бизнеса в социальном предпринимательстве;
- выявить основные проблемы функционирования инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства;
- определить основы концепции развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства и предложить наиболее эффективные направления и формы его организации;
- исследовать потенциал развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Объект исследования – субъекты инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.7
Предметом исследования является потенциал развития инновационного
бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Методы исследования. Для решения теоретических и практических задач в диссертации применялись методы сравнительного анализа, умозаключения, литературного исследования, классификации и дифференциации материала, экономико-статистического анализа, описания результатов.
Гипотеза исследования заключается в том что в Красноярском крае в
целом достаточный потенциал инновационного бизнеса в сфере социального
предпринимательства для его дальнейшего плодотворного и активного развития.
Научная новизна диссертационной работы заключается в формулировке авторского определения социального предпринимательства, сравнении классификаций и анализе источников возникновения социального предпринимательства, в сравнительном анализе организаций социального предпринимательства и их социальной и экономической базы, сравнительном анализе компонентов бизнес-модели социального предпринимательства, характеристике поддержки инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в
зарубежных странах, сравнительном и экономико-статистическом анализе потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства, выявлении новых направлений на основе оценки положительного зарубежного опыта и в разработке мер и предложений для Красноярского края.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы социального предпринимательства, его сущность, понятие, особое внимание уделяется
инновационным особенностям социального предпринимательства.
Во второй главе анализируются особенности формирования социального
предпринимательства в России и его современное состояние.
В третьей главе проводится анализ и оценка потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в Красноярском
крае и идѐт разработка предложений и мер, увеличивающих потенциал его развития.8
Степень разработанности научной проблемы. В качестве основной литературы были использованы работы основоположников социального предпринимательства: Г. Диз, Б. Драйтон, Д. Томпсон, С. Хибберт, Д. Маир. Определение сущности социального предпринимательства заложено в работах В.С. Неклюдова, Е.А. Ветровой, О.А. Войновой, С Элвордом, Д. Брауном и К. Леттс. К
вопросу о развитии социального предпринимательства в российской практике
относятся работы А.А. Московской, Е.А.Юриной, М.Б. Полтавской, М.В. Каневской. В настоящее время анализом социального предпринимательства занимаются Н.А. Антоникова, Н.П. Возжова, Я.С. Гришина, Н.И. Зверева, А.А. Комисаров, Л.В. Шубина.
Несмотря на значительное количество исследований, проблема социального предпринимательства считается малоизученной и нуждается в дальнейшей
проработке.
Структура и объѐм магистерской диссертации.
Структура магистерской диссертации определена, исходя из предмета исследования, и сформирована в соответствии с целью и содержанием поставленных задач.
Магистерская диссертация состоит из введения, трѐх глав, заключения,
библиографического списка. Основной текст магистерской диссертации изложен на 151 странице машинописного текста, содержит 11 таблиц, 34 рисунка.
Магистерская диссертация включает библиографический список состоящий из
129 использованных источников.
Информационной базой исследования послужили законодательные и
нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере поддержки малого
бизнеса и микропредприятий, социально-ориентированных НКО и социального
предпринимательства, материалы научных конференций, семинаров и научные
публикации по рассматриваемой теме, статистические данные о количественных и качественных показателях социального предпринимательства, различные
аналитические данные.9
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены комплексным подходом к исследуемой проблеме, в основе которого лежит анализ статистических и эмпирических данных, российской нормативноправовой базы в сфере социального предпринимательства, а также теоретическое обоснование исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом
обосновании комплекса мер, для повышения потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные
положения и результаты могут быть использованы государственными учреждениями и негосударственными фондами при разработке и реализации различных программ поддержки и развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства, внедрении предлагаемых рекомендаций и предложений для создания новых институтов и инструментов поддержки социального
предпринимательства, повышения потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в Красноярском крае.
Апробация результатов исследования. Основные материалы и результаты исследования были опубликованы:
- «Поддержка социальных предпринимателей в РФ (на примере Фонда
«Наше будущее»), научный журнал «Постулат», Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, 2017 г.
- «Перспективные зарубежные практики инфраструктурной поддержки
социального предпринимательства для российского рынка»,
научный журнал «Форум молодых учѐных», ООО «Институт управления и социально-экономического развития», г. Саратов, 2017 г.
При написании данной магистерской диссертации целью явилось - разработка теоретических основ и мероприятий повышающих потенциал развития
инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- дана научная интерпретация понятия «социальное предпринимательство» как деятельности, в которой необходимо использование инноваций и инновационных решений, элементов инновационного бизнеса;
- проанализирован отечественный и зарубежный опыт становления, развития и функционирования инновационного бизнеса в сфере социального
предпринимательства;
- выявлены основные проблемы функционирования инновационного
бизнеса в сфере социального предпринимательства;
- определены основы концепции развития инновационного бизнеса в
сфере социального предпринимательства и предложены наиболее эффективные
направления и формы его организации;
- исследован потенциал развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
В настоящее время зачастую можно встретиться с понятием «социальное
предпринимательство», однако, несмотря на распространѐнность данного феномена в научной литературе целостного подхода к анализу сущности понятия
не сформировано.
Проблема формирования парадигмы социального предпринимательства
заключается в том, что еѐ становление происходит посредством основы теоретической базы на практических знаниях и анализе существующих кейсов.
Таким образом, согласно анализу научно-исследовательской литературы,
предлагается авторская трактовка. Социальное предпринимательство - инновационная деятельность, основанная на методах и законах традиционного бизнеса, осуществляемая с целью выполнения социальной миссии, характеризующаяся использованием невостребованных ранее ресурсов, финансовой жизне-137
способностью, большими рисками, реинвестицией средств, преследующая долгосрочные перемены в жизни общества.
Потенциал развития социального предпринимательства в России достаточно велик, принимая во внимание, с одной стороны, возрастающие социальные проблемы в стране, а с другой стороны, часто неэффективное применение
традиционных механизмов решения социальных проблем государством и рыночными механизмами. Важным условием дальнейшего формирования благоприятной институциональной среды социального предпринимательства является привлечение общественного внимания к социальному предпринимательству
как к области научных исследований, управленческих решений и социальноэкономических преобразований.
Основными предпосылками развития социального предпринимательства
в России являются следующие:
- недостаточная эффективность со стороны государства в решении социальных проблем посредством создания различных благотворительных и социальных фондов;
- необходимость создания конкурентной среды для повышения качества
оказываемых социальных услуг;
- создание условий для вовлечения заинтересованных лиц в процессы решения и сглаживания острых социальных проблем общества;
- наличие в российском обществе групп населения, социальному обеспечению которых уделяется относительно мало внимания, как со стороны государства, так и со стороны «традиционного» бизнеса. Данную «нишу» могут занять социальные предприниматели;
- возможность за счѐт появления социальных предприятий создания системы, направленной на регулирование и компенсирование разницы в возможностях и благополучии людей на самоподдерживающейся основе, но под контролем государства за качеством предоставляемых социальных услуг.138
Проведѐнное исследование, направленное на повышение потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в
Красноярском крае позволило сделать следующие выводы:
1. Отсутствие чѐткого понимания феномена социального предпринимательства в массовом сознании населения мешает активному развитию социального предпринимательства в России.
2. Социальное предпринимательство выступает как инновационное направление развития социальных услуг, позволяющее ослабить социальную напряжѐнность в обществе.
3. Самоидентификация социальных предпринимателей затруднена отсутствием законодательных актов. Стоит отметить важность самоидентификации
не столько для получения льгот и помощи, сколько для повышения потенциала
развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в
правильном направлении.
4. В социальное предпринимательство чаще других идут люди социально
активные, имеющие опыт благотворительной деятельности, но не сталкивающиеся ранее с предпринимательством.
5. Инновационность, как одна из составляющих социального предпринимательства, является притягательной среди социальных предпринимателей, каждый из которых стремится к созданию нового для улучшения обслуживания и
привлечения клиентов. В большинстве случаев инновационность проявляется в
создании новых услуг. Данные исследования показывают: инновационность,
как одна из составляющих социального предпринимательства среди социальных предпринимателей не является широкомасштабным явлением.
6. Современная экономическая обстановка в стране замедляет процесс
развития социального предпринимательства. В качестве основного источника
финансирования деятельности социальных предприятий выступает собственная
хозяйственная деятельность (доходы от предпринимательской деятельности).
7. Одним из неотъемлемых признаков социального предпринимательства
является самоокупаемость и устойчивая коммерческая эффективность, способ-139
ность решать социальные проблемы за счѐт доходов, получаемых от собственной деятельности. Так, наличие филиалов у социальных предприятий свидетельствует о достаточной прибыли предприятий.
8. Социальные предприниматели стремятся к ограниченному взаимодействию с федеральными и региональными органами власти или с органами местного самоуправления, однако отмечают потребность в поддержке со стороны
властей, прежде всего нуждаются в финансовой и ресурсной помощи.
9. На сегодняшний день очень важно наращивание общественной поддержки социального предпринимательства. Данная проблема является не менее
важной, чем государственное институциональное обеспечение, финансовые
субсидии, помощь крупного бизнеса. Проблема недоверия населения социальному предпринимательству делает развитие феномена невозможным. Сложность связана с тем, что социальное предприятие - это предприятие, в котором
инвестиции являются не только финансовыми, но и социальными. Речь идѐт о
том самом «доверии», «признании».
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу, выдвинутую ранее. Однако было установлено, что не каждый социальный предприниматель создает принципиально новую технологию. Данный феномен подтверждает теория.
Исследователи утверждают о том, что само социальное предпринимательство может быть неинновационым, однако оно может стать проводником
инноваций. Данная точка зрения является оправданной, поскольку позволяет
открывать филиалы социальных предприятий либо решать актуальные социальные проблемы проверенными, но видоизменѐнными способами.
Перспективами дальнейшего исследования социального предпринимательства в современной России будут являться наблюдения за трансформацией
направления развития услуг, изменениями, являющимися последствиями становления законодательной базы в области социального предпринимательства.
Выявляется необходимость в наблюдении за переменами, связанными с обнаруженными проблемами. Решению вопросов становления законодательной ба-140
зы, определение организационно-правовой формы социального предпринимательства, преодоление кризиса в стране будет способствовать социальная и
экономическая политика в области социального предпринимательства.
Выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель
достигнута
инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- дана научная интерпретация понятия «социальное предпринимательство» как деятельности, в которой необходимо использование инноваций и инновационных решений, элементов инновационного бизнеса;
- проанализирован отечественный и зарубежный опыт становления, развития и функционирования инновационного бизнеса в сфере социального
предпринимательства;
- выявлены основные проблемы функционирования инновационного
бизнеса в сфере социального предпринимательства;
- определены основы концепции развития инновационного бизнеса в
сфере социального предпринимательства и предложены наиболее эффективные
направления и формы его организации;
- исследован потенциал развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства.
В настоящее время зачастую можно встретиться с понятием «социальное
предпринимательство», однако, несмотря на распространѐнность данного феномена в научной литературе целостного подхода к анализу сущности понятия
не сформировано.
Проблема формирования парадигмы социального предпринимательства
заключается в том, что еѐ становление происходит посредством основы теоретической базы на практических знаниях и анализе существующих кейсов.
Таким образом, согласно анализу научно-исследовательской литературы,
предлагается авторская трактовка. Социальное предпринимательство - инновационная деятельность, основанная на методах и законах традиционного бизнеса, осуществляемая с целью выполнения социальной миссии, характеризующаяся использованием невостребованных ранее ресурсов, финансовой жизне-137
способностью, большими рисками, реинвестицией средств, преследующая долгосрочные перемены в жизни общества.
Потенциал развития социального предпринимательства в России достаточно велик, принимая во внимание, с одной стороны, возрастающие социальные проблемы в стране, а с другой стороны, часто неэффективное применение
традиционных механизмов решения социальных проблем государством и рыночными механизмами. Важным условием дальнейшего формирования благоприятной институциональной среды социального предпринимательства является привлечение общественного внимания к социальному предпринимательству
как к области научных исследований, управленческих решений и социальноэкономических преобразований.
Основными предпосылками развития социального предпринимательства
в России являются следующие:
- недостаточная эффективность со стороны государства в решении социальных проблем посредством создания различных благотворительных и социальных фондов;
- необходимость создания конкурентной среды для повышения качества
оказываемых социальных услуг;
- создание условий для вовлечения заинтересованных лиц в процессы решения и сглаживания острых социальных проблем общества;
- наличие в российском обществе групп населения, социальному обеспечению которых уделяется относительно мало внимания, как со стороны государства, так и со стороны «традиционного» бизнеса. Данную «нишу» могут занять социальные предприниматели;
- возможность за счѐт появления социальных предприятий создания системы, направленной на регулирование и компенсирование разницы в возможностях и благополучии людей на самоподдерживающейся основе, но под контролем государства за качеством предоставляемых социальных услуг.138
Проведѐнное исследование, направленное на повышение потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в
Красноярском крае позволило сделать следующие выводы:
1. Отсутствие чѐткого понимания феномена социального предпринимательства в массовом сознании населения мешает активному развитию социального предпринимательства в России.
2. Социальное предпринимательство выступает как инновационное направление развития социальных услуг, позволяющее ослабить социальную напряжѐнность в обществе.
3. Самоидентификация социальных предпринимателей затруднена отсутствием законодательных актов. Стоит отметить важность самоидентификации
не столько для получения льгот и помощи, сколько для повышения потенциала
развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства в
правильном направлении.
4. В социальное предпринимательство чаще других идут люди социально
активные, имеющие опыт благотворительной деятельности, но не сталкивающиеся ранее с предпринимательством.
5. Инновационность, как одна из составляющих социального предпринимательства, является притягательной среди социальных предпринимателей, каждый из которых стремится к созданию нового для улучшения обслуживания и
привлечения клиентов. В большинстве случаев инновационность проявляется в
создании новых услуг. Данные исследования показывают: инновационность,
как одна из составляющих социального предпринимательства среди социальных предпринимателей не является широкомасштабным явлением.
6. Современная экономическая обстановка в стране замедляет процесс
развития социального предпринимательства. В качестве основного источника
финансирования деятельности социальных предприятий выступает собственная
хозяйственная деятельность (доходы от предпринимательской деятельности).
7. Одним из неотъемлемых признаков социального предпринимательства
является самоокупаемость и устойчивая коммерческая эффективность, способ-139
ность решать социальные проблемы за счѐт доходов, получаемых от собственной деятельности. Так, наличие филиалов у социальных предприятий свидетельствует о достаточной прибыли предприятий.
8. Социальные предприниматели стремятся к ограниченному взаимодействию с федеральными и региональными органами власти или с органами местного самоуправления, однако отмечают потребность в поддержке со стороны
властей, прежде всего нуждаются в финансовой и ресурсной помощи.
9. На сегодняшний день очень важно наращивание общественной поддержки социального предпринимательства. Данная проблема является не менее
важной, чем государственное институциональное обеспечение, финансовые
субсидии, помощь крупного бизнеса. Проблема недоверия населения социальному предпринимательству делает развитие феномена невозможным. Сложность связана с тем, что социальное предприятие - это предприятие, в котором
инвестиции являются не только финансовыми, но и социальными. Речь идѐт о
том самом «доверии», «признании».
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу, выдвинутую ранее. Однако было установлено, что не каждый социальный предприниматель создает принципиально новую технологию. Данный феномен подтверждает теория.
Исследователи утверждают о том, что само социальное предпринимательство может быть неинновационым, однако оно может стать проводником
инноваций. Данная точка зрения является оправданной, поскольку позволяет
открывать филиалы социальных предприятий либо решать актуальные социальные проблемы проверенными, но видоизменѐнными способами.
Перспективами дальнейшего исследования социального предпринимательства в современной России будут являться наблюдения за трансформацией
направления развития услуг, изменениями, являющимися последствиями становления законодательной базы в области социального предпринимательства.
Выявляется необходимость в наблюдении за переменами, связанными с обнаруженными проблемами. Решению вопросов становления законодательной ба-140
зы, определение организационно-правовой формы социального предпринимательства, преодоление кризиса в стране будет способствовать социальная и
экономическая политика в области социального предпринимательства.
Выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель
достигнута
Подобные работы
- Исследование потенциала организации малого бизнеса для Всемирной зимней Универсиады - 2019
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
(НА МАТЕРИАЛЕ ПАРКА СОЦПОГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НИ ТГУ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Оценка потенциала развития малого бизнеса в муниципальном образовании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - «Мониторинг социального предпринимательства в Российской Федерации»
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Развитие малого бизнеса в сфере услуг и пути повышения его эффективности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СОЦИАЛЬНОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2021 - Перспективы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Институционально-эволюционные основы возрождения и развития
малого бизнеса на региональном уровне
Магистерская диссертация, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



