АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы филантропических исследований действий корпоративной социальной ответственности 5
1.1 Благотворительность: понятие, сущность и виды 5
1.2 Политика корпоративной социальной ответственности 13
1.3 Формы благотворительной деятельности в виде акций социальной ответственности. 20
2 Сравнительный анализ западных и российских моделей КСО 25
2.1 Западные модели КСО 25
2.2 Опыт использования КСО российскими компаниями 31
2.3 Концепция развития КСО в России 44
3 Анализ социальной ответственности практика 50
3.1 Общая характеристика компании 50
3.2 Анализ пожертвований на университетские проекты 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнёрства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются практические и теоретические аспекты социальной ответственности.
Социальная ответственность проявляется и в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев результативности должна соответствовать нормам и принципам государственных законов. Одним из способов формирования объективной информации о социальной результативности компании является оценка эффективности управления нефинансовыми рисками, в том числе - социальными. Актуальна разработка общих подходов к оценке эффективности управления при осуществлении социально-ответственной политики. Оценка качества управления влияет на положение компании на финансовых рынках, поддержание бесконфликтного существования общества, обеспечение устойчивого развития.
С учетом обозначенной актуальности исследования, был определен объект и предмет исследования.
Объект исследования - благотворительная деятельность бизнеса.
Предмет исследования - особенности реализации благотворительной деятельности в рамках политики социальной ответственности бизнеса на примере региональных компаний.
Цель исследования - выявить особенности осуществления благотворительной деятельности компаниями в рамках политики социальной ответственности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать благотворительность как направление реализации социальной ответственности бизнеса;
2. Определить инструменты и виды благотворительной деятельности;
3. Обозначить содержание и инструменты реализации политики социальной ответственности крупными бизнес компаниями;
4. Определить особенности благотворительной деятельности, используемой в рамках реализации политики социальной ответственности;
5. Выявить на основании вторичных данных и данных интервью, организационные особенности осуществления благотворительной деятельности.
На основе анализа международного опыта показано, что современный корпоративный сектор является не только эффективным экономическим субъектом, но и эффективным инструментом социальной политики; выявлены особенности применения принципов социальной ответственности в России; определены резервы развития российского корпоративного сектора, которые сдерживают становление современных эффективных моделей социально - трудовых отношений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в нём, для более глубокого осмысления проблем и перспектив социальной ответственности при внедрении принципов корпоративной социальной ответственности в российских компаниях. Основные идеи исследования дополняют и уточняют теоретические разработки в области корпоративной ответственности. Положения дипломной работы могут быть использованы при формировании социальных отчетов российских компаний.
В заключение дипломной работы можно подвести итоги исследования, определить их значение для решения актуальных теоретических и практических задач повышения эффективности управления при осуществлении политики корпоративной социальной ответственности.
В России традиционно больше внимания уделяется вопросам корпоративной социальной ответственности бизнеса как помощи социально уязвленным слоям населения, другими словами, как спонсорство и меценатство. Актуальность проблемы наблюдается в том, что постепенно общество начинает осознавать, что социальная ответственность предполагает собой не только благотворительность.
Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать этот термин каждому по- своему. Это, в свою очередь, мешает установлению и закреплению правильного понимания среди российских бизнесменов, не дает компаниям быть по-настоящему социально ответственными. Отечественные исследователи и зарубежные отмечают, что главным в понятии социальной ответственности должна быть добровольность вклада в социальную сферу, вне рамок определенного законом минимума. Данное исследование также актуально, т.к в нем представлена попытка проанализировать соответствие перспективных для бизнеса направлений социальной ответственности и реальных ориентаций российского бизнеса.
Ведение социально-ответственного бизнеса помогает избежать перерастания социальных проблем в кризис, который может негативно сказаться на работе компании.
Спектр международных моделей корпоративной социальной ответственности определяется в первую очень дилеммой: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу.
Американская модель корпоративной социальной ответственности инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет, социальные инвестиции в выгодны, для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование корпоративной социальной ответственности минимально.
Европейская модель корпоративной социальной ответственности в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования.
Британская модель корпоративной социальной ответственности сочетает элементы моделей США и континентальной Европы, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик.
Недопонимание целостности концепции корпоративной социальной ответственности и желание поскорее отчитаться перед государством представляют некоторую угрозу для формирования российской модели корпоративной социальной ответственности.
Российская модель корпоративной социальной ответственности пока ориентируется на государство, собственников и персонал, но по мере взросления общества произойдет вовлечение местных сообществ, потребителей и других стейкхолдеров. Подход к корпоративной социальной ответственности в России должен иметь более широкий и более прагматичный характер.
Практические рекомендации, представленные в дипломной работе могут быть полезны для других компаний, занимающихся подготовкой нефинансовой отчетности или желающих начать практику ведения социальной отчетности.
1. Алексеева Е. Г. Фандрайзинг: мотивации потенциальных жертвователей / Е. Г. Алексеева, И. Д. Горшкова // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. — СПб., 2001. — 185 - 219 с.
2. Антонович И.В. Благотворительность в российском обществе: история и современность / И.В. Антонович: учебное пособие.-Барнаул: Издательство АГУ, 2014.-135 с
3. Белокрыльцева А., Белокрыльцева Д., Суворова О. Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение. - М.: Адреса милосердия, 2019.
4. Бизнес и этика: Труды III региональной научно-практической конференции студентов. - Томск, 2005.
5. Бродский Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в российском обществе / Д. Бродский. - М., 2015. - 128 с
6. Васнева Т.М. Социальная политика и социальная работа (на примере благотворительного фонда "София") // Социал. обозрение. - 2020. - № 1. - С. 17-20.
7. Гальченко С.А. Специфика корпоративной социальной ответственности: региональный аспект // Управленец. - 2019. - №1 (24).
8. Голубкова Н.А. Институционализация корпоративной социальной ответственности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - №2(104). - 128-130 с.
9. Горюнов А. Благотворительность как способ PR / Пресс-служба. - 2020. - № 7. - С. 9-20.
10. Горячева В.Р. Роль благотворительного сектора в становлении гражданского общества в Российской федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), - 2017. - №10. - 120-122 с.
11. Грошева Л.Н. Роль религии в благотворительности на Руси /Достижения вузовской науки С. 163-165.
12. Гужина Г. Н.,, Гужин А.А. Проблема социальной ответственности бизнеса в современной России // Инновации и инвестиции. - 2020. - №7. - 77- 83 с.
13. Елсуков Л.А. Благотворительность как эффективный инструмента социального PR / Л.А. Елсуков Г.А. Салихов, А.Ю. Заруднева // Новый путь российской экономики: импортозамещение, инновационность, экономическая безопасность : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2020. - С. 22-25.
14. Еремин В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. - М.: КноРУс, 2014. - 648 с.
15. Жойдик А.П. Развитие методов оценки корпоративной социальной ответственности российских компаний: дис. ... канд. экон. наук / А. П. Жойдик; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - М., 2015. - 198 с.
..50