Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: МОУ СОШ №16 (дошкольное отделение МДОУ №4) г.о. Орехово-Зуево, Московской области.
Выборка: 25 детей младшей группы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Физкультурные занятия в системе физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
1.1.Анализ задач физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования …6
1.2. Физкультурные занятия как ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам…10
2. Методика организации и проведения физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста……19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……39
ПРИЛОЖЕНИЯ
В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особенное место. ФГОС дошкольного образования предполагает в период дошкольного детства приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности, развитие психофизических качеств, координационных способностей, формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями; обучение общеразвивающим упражнениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр; воспитание нравственно-волевых качеств; приобщения к здоровому образу жизни [9,24].
Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их ещё несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, укреплять все группы мышц, способствовать развитию сердечнососудистой системы, укреплять дыхательную мускулатуру, содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств - ловкости, быстроты, силы, выносливости. В современной психолого-педагогической литературе широко изучаются физиологические и психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений. Авторами таких работ являются: Н.В. Голиков, Г.И. Осокина, М.А. Васильева, А.В. Чеботарев и др.[8,14] Также в современной педагогике все больше внимания уделяется физическому развитию детей - дошкольников, как основному средству развития здорового и гармонически развитого человека. В работах таких авторов как: В.Н. Зимонина, К.К. Утробина, О.Б. Казина, Т.Н. Образцова, Ю.А. Антонова, Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин, Л.В. Гаврючина, М.А. Литвинова, Е.Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева, Л.Г. Горькова рассматриваются вопросы разнообразных средств физического развития и воспитания дошкольников. [5,15]
Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Младший дошкольный возраст является важным периодом для формирования основных движений и физического развития.
Одним из основных средств физического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста является физкультурное занятие. Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.
У ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.
Каковы особенности организации и проведения физкультурных занятий для физического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста?
Объектом исследования является физкультурное занятие как средство физического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования является вопрос особенностей методики руководства физкультурными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - проанализировать особенности организации и проведения физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать учебную, методическую и научную литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить требования ФГОС дошкольного образования и ФОП по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть понятие «физкультурное занятие». Рассмотреть требования, структуру, типы физкультурных занятий; методы и приёмы руководства физкультурными занятиями детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать роль воспитателя в процессе организации и проведения физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
В работе предполагается использовать следующие методы исследования: наблюдение, беседа изучение и анализ опыта работы воспитателя ДОО.
База исследования – МОУ СОШ №16 (дошкольное отделение МДОУ №4) г.о.Орехово-Зуево, Московской области, дети младшей группы в количестве 25 человек, опыт работы воспитателя Логиновой Ольги Сергеевны
Одним из основных средств физического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста является физкультурное занятие. Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка. У ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.
Нас заинтересовало: каковы же особенности организации и проведения физкультурных занятий для физического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования стало физкультурное занятие как средство физического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста, на предмет особенностей методики руководства физкультурными занятиями.
В процессе данного исследования была проанализирована учебная и методическая литература, требования Федерального государственного образовательного стандарта по проблеме исследования; содержания ФОП дошкольного образования по разделу «Физическое воспитание», проанализированы задачи и содержание работы по разделу развития основных движений; раскрыта методика проведения физкультурных занятий детей младшего дошкольного возраста. Мы рассмотрели требования, структуру, типы физкультурных занятий; методы и приёмы руководства физкультурными занятиями детей младшего дошкольного возраста.
Практическая работа была направлена на изучение опыта работы воспитателя младшей группы и его роли в процессе организации и проведения физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Поставленные цели были достигнуты, задачи решены.
Мы пришли к выводу, что физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития при организации и проведении физкультурных занятий детей младшего дошкольного возраста.
При этом ведущая и направляющая роль в данном процессе принадлежит воспитателю, который учитывает и обязательную взаимосвязь в работе с семьёй. Педагогическая работа строится в определенной последовательности, согласно требованиям образовательной программы ДОО. Семья и детский сад должны быть сплоченными в стремлении помочь ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. А знания и умения, полученные детьми в детском саду, родителям следует закреплять с детьми дома.
Чем выше будет качество физического развития и воспитания детей дошкольного возраста, тем лучше они будут подготовлены к дальнейшему обучению в школе, тем лучше будет у ребёнка качество жизни в дальнейшем.
1. Алямовская В. Г. и др. Программа Здоровый ребёнок. Как воспитать здорового ребенка./ В.Г.Алямовская, К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина. – М.: Сфера, 2022.- 88с.
2. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти , 2020 – 211с.
3. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду:
Книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 2022
4. Бакурова Т. П. Эмоциональная регуляция учебно-физкультурной деятельности дошкольника / Т. П. Бакурова // Научные труды: Ежегодник. Омск: СибГАФК, 2021. — С. 14–16.
5. Глазырина Л.Д., Овсянкин, В.А. Методика физического воспитания дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкие. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2017. - 176 с.Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. Москва, «Просвещение», 2023г.
6. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] /О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – Москва: Сфера, 2022 – 144 с.
7. Доскин В.А., Голубева, Л.Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин Л.Г. Голубев. - М.: Просвещение, 2021.- 110 с.
8. Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / А.А.Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К.Полещук и др. - Калининград: Калинингр. ун-т., 2023 - 71 с.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М: Издат.
центр «Академия», 2023
10. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. – Москва: Академия, 2021 – 368 с.
Дополнительная литература:
11. Власенко, Н.Э. Комплексы общеразвивающих упражнений для детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.Э. Власенко. – Мозырь: Содействие, 2009 – 112 с.
12. Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 2-4 лет [Текст]/ Москва: Детство, 2011 – 167 с.
13. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3—4 лет. Издательство «Просвещение» 1982
14. Рукова, М. Особенности организации занятий по физкультуре [Текст]/ М. Рукова // Дошкольное воспитание. – 2012 - №9. – С.23-24.
15. Рунова, Т.И. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]/ Т.И. Рунова. - Москва: Педагогика, 2010 – 249 с.
16. Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими
технологиями: Учеб. пособие для ст-тов средних пед. учреждений. – М:
Издат. центр «Академия», 2013
Интернет-ресурсы:
17.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz- 18.zhizni/2019/03/27/fizicheskoe-razvitie-doshkolnikov-v-usloviyah
19.https://vuzlit.ru/567160/metodika_vospitaniya_fizicheskih_kachestv
20.https://infourok.ru/metodika-provedeniya-fizkulturnih-zanyatiy-v-dou- 986941.html
21.http:// files.oprf.ru