Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Работа №187952

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………………….…………....…………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ5
1.1. Сущность понятий «контроль», «отметка», «оценка», связь между ними…5
1.2. Исторический экскурс …………12
1.3. Характеристика оценочной системы обучения. Формы и виды оценивания…15
1.4.Системы оценивания, их плюсы и минусы23
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ...29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ31
2.1. Принципы, методы и приемы формирующего оценивания…………………...31
2.2. Рефлексия как самооценивание младших школьников на уроке……………..36
2.3. Методики оценки и самооценки на уроках в начальной школе………………40
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..46
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………….48
ПЕРСОНАЛИИ………………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…54
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….57

Данная курсовая работа посвящена изучению одной из важных задач педагогической деятельности учителя – проверке и оценке достижений младших школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…». В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования…» [25]. В школах преобладает традиционная система обучения, сложившаяся в течение ряда десятилетий, включающая в себя пятибалльную оценочную систему, по которой определяется уровень знаний, умений и навыков ученика. Исходя из этого учителя, педагоги и ученые разрабатывают собственные системы оценивания, чтобы оптимизировать педагогический процесс.
Отношение к традиционной оценке не всегда положительное. К недостаткам сложившейся системы оценивания можно отнести искажение отношений ученика с учителем, повышение тревожности детей, отрицательное влияние на учебную мотивацию. В настоящее время в начальной школе отрицательные воздействия отметки проявляются в большей степени при написании ВПР (Всероссийские проверочные работы), поскольку эта форма контроля напоминает единый государственный экзамен (ЕГЭ) и «пугает» младших школьников, а также их родителей, негативно сказываясь на их психологическом и физическом здоровье. Это в свою очередь может приводить к невротизации и искажению самооценки. В связи с этим одна из целей изменений в системе школьного оценивания состоит в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению отечественных психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать уровень достижения планируемых результатов обучения. Нынешняя система оценивания учебной деятельности школьников страдает целым комплексом противоречий, причем многосложных, нередко вытекающих одно из другого. Из этих противоречий в системе оценивания и вытекает актуальность данной работы.
Объектом исследования является учебно-образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования – методы, формы и виды оценивания результатов обучения младших школьников.
Цель исследования – изучить особенности контроля и оценки результатов учебной деятельности в начальной школе.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть контроль и оценивание младших школьников в истории и в настоящее время.
2. Раскрыть методы и формы контроля в начальной школе.
3. Охарактеризовать существующие системы оценивания.
4. Обобщить опыт ученых, практикующих педагогов, занимающихся исследованиями данной проблемы.
Методологическкую базу исследования составляют труды В.С.Аванесова, Ш.А.Амонашвили, В.П.Беспалько, К.Ингенкампа, М.А.Пинской, В.М. Полонского, Ю.К. Бабанского, А.В. Хуторского и др.
В исследовательской работе используются такие теоретические методы исследования, как анализ, аннотирование, цитирование, классификация.
Курсовая работа состоит из введения, основной части (2 главы), заключения, глоссария, персоналий, списка использованных источников (28 наименований) и приложения (7). Общий объем работы составляет 62 стр


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из описанного выше, можно прийти к выводу, что оценка учебных достижений младших школьников определяется как одна из важных составляющих процесса обучения. В школах используются различные формы и методы оценивания и контроля учебных достижений учащихся. Поскольку они необходимы, педагоги должны их знать и грамотно применять в своей деятельности. Методы контроля дают информацию о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся. Важно отметить, что в настоящее время большое внимание уделяется нетрадиционным способам оценивания знаний, таким как, диагностика и безотметочное обучение, которые оказывают положительное действие на развитие и формирование учащегося, как субъекта учебной деятельности.
Изучив литературные источники, касающиеся данной проблемы, мы можем отметить, что с учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное обучение и четырехбалльная система цифровых отметок. Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе (на основании требований СанПиНа [22]) и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе (выбор осуществляет образовательным учреждением).
Важно отметить, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее распространенной формой оценочной деятельности в начальной школе. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: не в полной мере использование оценочных суждений учителя. Часто в отметках выражается сущность социальных отношений школьника. Таким образом, младшие школьники связывают отметку со своим прилежанием, а не с результатом учебной деятельности.
Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьное оценивание должно ориентировать учащихся на успех, содействовать развитию его самооценки. Поэтому система оценки направлена на стимулирование ученика к стремлению получать знания и на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.



1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Об оценках. – М.: Амрита-Русь, 2015.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности/Под ред. Логиновой Н.А.. – СПб.: Издательство С.-Петерб. университета, 2007.
3. Арсеньева Л.В. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие/Под общей ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. – СПб: КАРО, 2015.
4. Афанасьева О.В., Кузнецов В.Ю., Левченко И.П. Психология, педагогика, этика. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2001.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвящение, 1983.
6. Бесплатная электронная библиотека – интернет материалы [Электронный ресурс]. URL – http://docx.lib-i.ru/29istoriya/37435-1-istoriya-shkolnoy-ocenki-pervaya-sistema-ocenok-voznikla-germanii-ona-sostoyala-treh-ballov-kazhdiy-kotorih-oboznachal.php/ (дата обращения: 17.02.2019)
7. Выготский Л.С. Проблема возраста.//Собр. соч. В 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984.
8. Демидова М.Ю., Иванов С.В. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
9. Загоруйко Т.В., Диденко С.Ю., Черепанская Е.И. Понятие оценивания в образовании//Молодой ученый. – 2018. – №45. – с. 240-242. URL –https://moluch.ru/archive/231/53434/ (дата обращения: 29.03.2019)
10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред.пед. учебных заведений. – М.: Academia, 2003.
11. Кузина С.И. К проблеме оценивания обучения учащихся//Психолог в школе. – 2016. – №3. – с. 3.
12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2004.
13. Леонтьев А.Н. Педагогика. – Екатеринбург: Наука, 2005.
14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.
15. Михайлов Кирилл. Отметка – это винтовка, приставленная ко лбу ребенка//Мел. – 2017. [Электронный ресурс]. URL – https://mel.fm/vazhny_razgovor/8462917-amonashvili/ (дата обращения: 24.02.2019)
16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2000.
17. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального Государственного Стандарта. Курс на 36 часов.: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
18. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе.: учеб.пособие. – М.: Логос, 2010.
19. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС. – М.: Просвещение, 2013.
20. Письмо Минобразования РФ от 21.05.2004№14-51-140/13 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – НА ОСНОВНУЮ/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2004. [Электронный ресурс]. URL – https://marinastudenowa.ucoz.ru/21_maja_2004_g_14-51-14013_pismo_minobrazovanija_r.pdf/ (дата обращения: 13.02.2019)
21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост. Е. С. Савинов]. – 4е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013.
22. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189). [Электронный ресурс]. URL – http://docs.cntd.ru/document/902256369/ (дата обращения: 26.01.2019)
23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974.
24. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. – М.: Альта-Принт, 2008.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373)/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
26. Фишман И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
27. Шацкий С.Т. Сохраним то, что есть в детях. – М.: Карапуз, 2011
28. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб.пособие. –СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ